Внеурочная деятельность "Занимательная грамматика"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс)

Лимарева Оксана Петровна

общеинтеллектуальное направление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_grammatika.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 7»

ГОРОДА АЧИНСКА  КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Рассмотрено                                                         Согласовано                                                         Утверждено

на заседании школьного                                         Заместитель директора                                                 приказом директора

методического объединения                                         по учебно-воспитательной                                         МБОУ «Средняя школа № 7»

учителей начальных классов                                         работе                                                                 М.Н.Шпакова

протокол №__ от _____ 2021 г.                                         У.О.Царенко ______________                                              от ___________ 2021 г. №____

руководитель ШМО                                                                              «___» ___________ 2021 года

И.Ю.Сидорова ____________                                    

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«Занимательная грамматика»

для 4 «Б» класса

                       

                                                                                                                                         Составитель:

                                                                                                                                                        Лимарева Оксана Петровна,

                                                                                                                                                               учитель начальных классов, I КК

г. Ачинск 2021 г.

Введение

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» общеинтеллектуального направления разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании Российской Федерации», с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» составлен на основе рабочей программы учебного предмета «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий, В.Г., Бойкина М.В., Дементьева М.Н. и др.

          Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

        Цель курса:  расширение, углубление и закрепление у младших школьников знаний по русскому языку, показ учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

  1. развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  2. приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  3. пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1–4-х классов.

Планируемые результаты освоения учебного  курса

Личностные результаты

- осознавать роль речи в жизни общества;

- уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;

- понимать необходимость быть носителем правильной речи;

- проявлять интерес к изучению русского языка.

Регулятивные УУД

• принимать и сохранять цель и учебную задачу;

• высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

• планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;

• учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при планировании и контроле способа решения;

Познавательные УУД:

• ориентироваться в учебнике (на форзацах,  страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);

• работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя и самостоятельно;

• осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

Коммуникативные УУД:

• слушать собеседника и понимать речь других;

• оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

• принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

• признавать существование различных: точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;  

Предметные УУД:

• понимание значения русского языка;

• первоначальное представление о некоторых нормах: русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объѐме изучаемого курса);

•знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: «Фонетика и графика», «Лексика», «Морфемика»;

• овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;

• формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать.

Содержание учебного курса

     Раздел и темы

Количество часов

           Содержание

Виды учебной деятельности учащихся

1

Фонетика

5

-Игра «Исправь ошибки».

- Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки.

-Творческие задания для формирования орфографической зоркости.

Исправлять ошибки в работах. (самопроверка, взаимопроверка).

2

Словообразование

7

-Игры на превращения слов.

 -Работа со схемами.

 -Шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Разгадывать  шарады, ребусы.

3

Лексика

6

-Игры на расширение словарного запаса школьников.

-Работа со словарями и энциклопедиями.

-Активное использование в речи фразеологических оборотов.

-Логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Находить информацию в справочниках, энциклопедиях.

4

Морфология

6

-Игры на знание частей речи.

-Расшифровывание фраз и текстов.

-Логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Выполнять задания на расшифровку фраз и задания на определение частей речи.

5

Пословицы и поговорки

2

-Активное использование в речи пословиц и поговорок.

 -Подбор пословиц к заданной ситуации.

Знать как можно больше пословиц и поговорок.

6

Игротека

8

-Логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей.

-Отгадывание загадок.

-Разгадывание кроссвордов.

 -Игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

Принимать участие в инсценировках.

Формы организации: на каждом занятии используются не менее трех организационных форм: фронтальная (ФОФ), групповая (ГОФ) или парная (ПОФ), индивидуальная (ИОФ).

Календарно-тематическое планирование

п\п

Дата
проведения

Название разделов и тем

Виды контроля

Примечание

План

Факт

1

03.09

И снова о русском языке. Языки славянской группы.

Текущий

2

10.09

Крылатые слова и афоризмы.

Текущий

3

17.09

Копилка занимательных заданий.

Текущий

4

24.09

Игротека. Обыгрываем фразеологизмы.

Текущий

5

01.10

Об именах. Значение моего имени.

Текущий

6

08.10

О русских фамилиях. История моего рода фамилий.

Текущий

7

15.10

В поисках сбежавших головоломок.

Текущий

8

22.10

Игротека. Инсценируем сказки.

Текущий

9

29.10

Мы играем в логогрифы.

Текущий

10

12.11

Учимся распознавать речевые ошибки.

Текущий

11

19.11

Коллекция заморочек.

Текущий

12

26.11

Игротека. Игра в слова.

Текущий

13

03.12

Ох, уж эти фразеологизмы.

Текущий

14

10.12

Работаем над рифмами.

Текущий

15

17.12

Словесные забавы.

Текущий

16

24.12

Игротека. Конструируем рифмовки.

Текущий

17

14.01

Продолжаем работу над фразеологизмами.

Текущий

18

21.01

Русские пословицы и поговорки.

Текущий

19

28.01

Викторина «Что обозначает устаревшее слово?»

Текущий

20

04.02

Игротека. Инсценировка народной сказки.

Текущий

21

11.02

И снова о фразеологизмах.

Текущий

22

18.02

Однородные члены предложения.

Текущий

23

25.02

Ошибочка вышла!

Текущий

24

04.03

Игротека. Задания от Знайки и Незнайки.

Текущий

25

11.03

Про омонимы и их разновидности.

Текущий

26

18.03

Ещё немного фразеологизмов.

Текущий

27

01.04

В стране Перевертундии.

Текущий

28

08.04

Игротека. По страницам детских журналов.

Текущий

29

15.04

Что такое паронимы.

Текущий

30

22.04

Запоминаем словарные слова.

Текущий

31

29.04

Игротека. Задания о языке из домашней библиотеке.

Текущий

32

06.05

Проект «Шкатулка лучших моментов. Работа в группах.

Текущий

33

13.05

Защита проектов.

Текущий

34

20.05

Повторяем, повторяем....

Текущий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Веселая грамматика"

 Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика" предназначена для 1-4 классов. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателе...

Программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-2 классс "Этическая грамматика"

Данная программа расчитана на 2 года и может использоваться во внеурочной деятельности для  учащихся 1- 2 классов....

Программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"

Содержание программы  "Занимательная грамматика"и примерное тематическое планирование по внеурочной деятельности в 1  классе....

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"

Кружок “Занимательная грамматика” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальн...