Слова-близницы
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(с презентацией)
Задачи:
- познакомить детей с группой существительных-омонимов, научить находить их и объяснять значение каждого слова-омонима;
- развивать устную речь, логическое мышление, слух, внимание;
- воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: презентация.
Ход внеклассного мероприятия.
- Вступление. Слайд №1.
К доске выходят 2 ученика, у каждого на груди табличка «НОРКА».
Учитель. День вступил в свои права,
В гости к нам пришли слова.
Посмотрите: что за чудо?
Перед нами близнецы.
Я спросила: «Вы откуда
Появились, молодцы?»
Отвечали мне слова:
Ученик 1. Заверяем, голова,
Что и раньше с нами встречи
Ты имел наверняка.
Мы – слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас слышат,
Одинаково нас пишут.
Ученик 2. Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность –
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки –
Мы по смыслу далеки.
Давайте прочитаем хором первое слово, второе слово. Что вы заметили? (Ответы детей).
Правильно, эти слова одинаково пишутся и одинаково слышатся, но по смыслу совершенно различны. Давайте проверим это.
Что означает первое слово «норка»? (хищный зверек с ценным мехом) Слайд №2.
Что означает второе слово «норка»? (углубление в земле, жилище животных). Слайд №3.
Слова, которые одинаково пишутся и одинаково слышатся, но имеют разные значения, называются словами-близнецами, а по-научному – омонимами. Слайд №4.
Давайте прочитаем хором.
Внешне они похожи друг на друга, как две капли воды, потому-то они и называются близнецами. Кто знает, кто такие близнецы? (дети, родившиеся одновременно от одной матери). Слайд №5.
Сегодня мы с вами научимся находить такие слова и объяснять их значение.
- Основная часть.
Ребята, часто говорят: «На быках мосты стоят». Может, вот на таких хвостатых да рогатых быках стоят мосты? Слайд №6. Бывает так? Конечно нет! А почему же так говорят?
Ученик 3. Что за шутки? Говорят:
На быках мосты стоят.
Вот он мост, под ним река,
Ни единого быка!
Не пойму я ничего – утонули что ли?
Или все до одного убежали в поле
От нелегкого труда?
Ну а мост на чем тогда?
Ребята, мост действительно стоит на быках, но только на каменных. Быки – это промежуточная опора моста. Слайд №7. Сколько река ни беснуется, сколько ни старается – мост на крутолобых бетонных быках ей не сдвинуть.
Значит, это тоже слова-близнецы. Что означает слово «быки» в первом случае? (Домашние животные). Слайд №8. Во втором случае? (Каменные опоры моста). Слайд №9.
Послушайте еще одно стихотворение.
Ученик 4. Кто вы?
Мы лисички, дружные сестрички! Ну а вы-то кто же?
Мы лисички тоже!
Как, с одной-то лапкой?
Нет, еще со шляпкой!
Кто подскажет, где здесь слова-близнецы? (Лисички)
О каких лисичках идет речь? Какие два значения имеет это слово?
Лисичка – это хищный зверь в рыжей шубке. Слайд №10. Лисичка – съедобный гриб, имеющий такую же окраску, как мех лисы. Слайд №11.
Отгадайте загадку:
Овсом не кормят,
Кнутом не гонят.
А как пашет –
Семь плугов тащит.
Правильно, это трактор. Слайд №12. Кто знает, как называется ходовая часть трактора? (Гусеницы)
О каких гусеницах идет речь? О тех, из которых впоследствии получается бабочка? (Нет) Слайд №13.
У трактора гусеницы хоть и стальные, но они словно живые, состоят из многих отдельных частей. Каждая такая часть называется «трак». Слайд №14. Отсюда и название – ТРАКтор.
Стальная гусеница – это как бы дорожка без начала и без конца, на таких гусеницах трактор едет, как на колесах. С двумя такими дорожками, справа и слева, трактор не увязнет ни в снегу, ни в песке, ни в болоте.
Итак, ребята, мы выяснили, что слово «гусеница» тоже имеет два значения.
Гусеница – личинка бабочки, червяк. Слайд №15. Гусеница – стальная дорожка трактора. Слайд №16.
Ребята, как вы думаете, для чего нам нужно знать значения слов-близнецов?
Во-первых, таких слов в русском языке не очень много, а, следовательно, запомнить их не составит труда. Во-вторых, знать значение таких слов нам необходимо для того, чтобы не попасть в смешную ситуацию, как это случилось с двумя вашими одноклассниками. Встретились как-то раз два друга…
Выходят два ученика. Сценка «Овсянка».
- А у меня дома овсянка!
- Подумаешь, у меня дома тоже есть овсянка…
- Люблю я овсянку!
- И я люблю!
- Она желтая, красивая такая…
- И вкусная. Особенно с молоком.
- Как это – вкусная? Как это – с молоком?
- Да так! А еще хороша с маслом и с сахаром!
- Да ты про что говоришь?
- Как это про что? Про овсянку!
- Про какую овсянку?
- Про обыкновенную овсянку! А ты про какую?
- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
- Каша песни пела?!
- Какая каша? Не каша, а птица! Птица! ОВ-СЯН-КА! Не слыхал про такую, что ли? Пойдем ко мне, мою овсянку слушать!
- Пойдем! А потом ко мне – мою овсянку кушать!
Ребята, почему мальчики не поняли друг друга?
Слово «овсянка» имеет два значения. Какие?
Овсянка – маленькая перелетная птичка из отряда воробьиных. Слайд №17. Овсянка – овсяная крупа, овсяная каша (из овса). Слайд №18.
Вот, ребята, для чего нам нужно знать значение слов-омонимов, - чтобы не попасть в нелепую ситуацию.
- Закрепление.
Давайте повторим, какие слова называются близнецами? А как их называют по-научному?
Сейчас я буду читать стихи, ваша задача – найти в них слова-близнецы и объяснить их значение. Будьте внимательны!
- В море суши полоса
Называется коса.
И у девушки коса –
Цвета спелого овса.
На траве лежит роса,
Косит травушку коса,
У меня один вопрос:
Сколько есть на свете кос? Слайд №19.
- Шел я с сумкой за плечом,
Вижу – бьет в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду –
Как домой я попаду? Слайд №20.
- Какие еще ключи вы знаете?
Ученик 5. Много разных есть ключей –
Ключ - родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.
- Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки,
Шашки не из стали –
Мы играем в шашки. Слайд №21.
- Встав на цыпочки, лисица
За плетень во двор косится:
- Петя, Петя, Петушок,
Дай на время гребешок,
Причешу я только хвост!
А петух не так уж прост –
Знает – что возьмет лисица,
То назад не воротится! Слайд №22.
А сейчас мы проверим, кто из вас самый смекалистый!
Вопросы на смекалку:
- Каким ключом нельзя открыть дверь? (Скрипичным, гаечным, родниковым)
- Какую ноту кладут в суп? (Соль)
- Из каких ноготков нельзя собрать букет? (На пальцах)
- Из какого крана нельзя брать воду? (Из подъемного крана)
- Какой лук не кладут в суп? (Лук – оружие для стрельбы)
- Какой иглой не сошьешь рубашку? (Сосновой иглой, иглой ежа)
- На каких полях не пашут и не сеют? (На тетрадных полях)
- Каким гребнем не расчешешь волосы? (Гребнем петуха)
- Итог занятия.
- О каких словах мы сегодня говорили?
- Как они называются?
- Чем они похожи? Чем отличаются?
- Ребята, есть слова-омонимы, значение которых установить легко, но встречаются и такие слова, которые сложно объяснить. Например, «банка» - это стеклянный сосуд, посуда, и «банка» - скамья в лодке. Слайд №23.
- В этом случае вам поможет толковый словарь русского языка. Слайд №24. При чтении книг вы можете воспользоваться толковым словарем, он вам подскажет, какое значение имеет то или иное слово.
Источники:
1. Н.Н. Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку в начальной школе», Москва, Просвещение.
2. Яндекс-картинки.