Главные и второстепенные члены предложения.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glavnye_i_vtorostepennye_chleny_predlozheniya.docx | 33.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 «А» классе (УМК «Школа России») Дата проведения: 05.05.2022 | |
Тема | Главные и второстепенные члены предложения. |
Педагогическая цель | Познакомить учащихся с терминами главные члены, основа предложения; научить находить главные члены предложения и его основу. |
Тип урока | Изучение нового материала. |
Планируемые результаты (предметные) | Учащиеся научатся находить основу и второстепенные члены предложения; научаться выделять главные члены предложения; устанавливать связь слов между собой по смыслу в предложении. |
Личностные результаты | Аргументировано отвечать, доказывать свою точку зрения; ценить и принимать такие ценности как «добро», «семья», «природа»; оценивать свою работу на уроке, работать над ошибками. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: - Способность различать основу предложения, в чем заключается смысл предложения; - Находить необходимую информацию в учебнике; - Отвечать на поставленные вопросы учителя, аргументируя свой ответ. Коммуникативные: - Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события; - Читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное; - Оформлять свои мысли в устной и письменной речи; - Сотрудничать с другими учащимися в классе. |
Основные понятия и термины | Главные члены предложения, основа предложения. |
Методы, формы работы | Индивидуальная, фронтальная, практическая; словесный, наглядный. |
Образовательные ресурсы | Учебник, мультимедийная презентация, раздаточный материал. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству | Приветствие, эмоциональный настрой, проверка готовности к уроку. | - Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок. Мы пришли сюда учиться, - Проверим вашу готовность к уроку, всё ли у вас лежит на столе: учебник, тетрадь, ручка, линейка и карандаш. | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, обеспечивает благоприятный эмоциональный настрой для дальнейшей работы. | Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу. |
Цель: содействовать выработке каллиграфических навыков письма. | 1.Пальчиковая гимнастика. | - Начнем урок с минутки чистописания. Но перед тем как начать писать, нужно пальчики размять. Раз, два, три, четыре, пять! Будем пальчики считать. Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папа, Этот пальчик – мама, А вот этот пальчик – я. Вот и вся моя семья | Проводит пальчиковую гимнастику, показывая её правильное выполнение. | Повторяют движения за учителем, разминают пальцы рук. |
2.Упражнение в написании букв и соединений. | - Откройте тетради, запишите число и «классная работа». - Запишите сочетание строчной и заглавной буквы И три раза. («Ии») - Какой вид соединения в данном сочетании? (верхнее) - Запишите на этой же строчке три раза сочетание строчных букв И и Л. («ил») - Какой вид соединения в данном сочетании? (нижнее) | Содействует выработке каллиграфических навыков письма у учащихся; напоминает правила посадки при письме. | Вырабатывают каллиграфические навыки письма. | |
3.Словарная работа. | - Перейдем к словарной работе. Какие словарные слова вы уже знаете? (здравствуй, прощай, сентябрь, родина, скоро, быстро, ветер и т.д.) - Запишем некоторые из них в тетрадь, называя орфограмму. | Проверяет у учащихся знание словарных слов и орфограмм. | Вспоминают словарные слова и орфограммы, записывают их. | |
4. Работа с пословицей. | - Послушайте пословицу: Один в поле не воин. - Как вы понимаете смысл этой пословицы?( Одному человеку трудно выстоять против всех, трудно добиваться чего-либо в одиночку, победить в борьбе и пр.) - Запишите пословицу в тетрадь. | Озвучивает пословицу, объясняет её смысл. | Объясняют понимание пословицы, записывают ее, объясняют орфограмму написания. | |
Цель: обеспечить мотивацию учения школьников; определить тему. | 1.Введение в тему урока | - Откройте учебник на с. 29 и найдите упражнение 29. Прочитайте задание. (Один ученик читает задание вслух) - Составьте одно предложение, используя все слова. Какое предложение получилось? (Ярко светит осеннее солнышко) - Запишите это предложение в тетрадь. - Сколько слов в этом предложении? (Четыре) - Можно сказать, что в этом предложении четыре члена предложения. Из них выделяют главные члены, в которых содержится смысл всего предложения. - О чем говорится в предложении? (О солнышке) - Что оно делает? (светит) - «Солнышко светит» являются главными членами предложения. - А теперь попробуйте прочитать предложение без слова «солнышко». (Ярко светит осеннее) Вывод: Без главных членов предложение теряет свой смысл, а предложений без смысла не бывает. | Обеспечивает мотивацию учения школьников; подводит к теме урока. | Демонстрируют готовность к активной учебной познавательной деятельности на уроке |
2.Определение темы и задач урока. | - Скажите, какая тема нашего урока? (Главные члены предложения) - Сегодня мы научимся определять главные члены предложения и выделять его основу. | Помогает сформулировать тему и задачи урока. | Определяют тему и задачи урока. | |
Цель: обеспечить восприятие, осмысление т первичное усвоение учащимися изучаемого материала. | 1.Знакомство с правилом. | - Прочитайте самостоятельно правило, которое приведено ниже. Когда слова объединяются в предложение, каждое из них становится одним из членов предложения. У каждого члена предложения своё значение. - Что называют членами предложения? (Все слова в предложении) | Читает правило, задает вопрос учащимся по прочитанному правилу. | Читают правило, отвечают на вопрос учителя. |
2.Работа по учебнику. | -Найдите упражнение 30. Выполним его устно. (По одному человеку отвечают на один вопрос) О чем говорится в предложениях? (О солнышке) Что говорится о солнышке? (Оно светит) Какие слова повторяются в каждом предложении? (Солнышко светит) Понятен ли будет смысл предложений, если бы этой пары слов не было? (Нет) Выскажите своё мнение: можно ли сказать, что слова солнышко светит являются главными членами каждого предложения? (Да, потому что в этих словах заключен смысл предложении). - Переверните страницу учебника и прочитайте правило. В предложении всегда есть главные члены. Они составляют основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения. - Что такое главные члены предложения? (Это основа предложения. В главных членах заключен смысл предложения) | Помогает в выполнении задания. Задает вопрос по прочитанному правилу. | Читают условие задания; выполняют задание устно. Читают правило, отвечают на вопрос учителя. | |
3.Конструиро-вание предложений. | - Посмотрите на доску. Вы видите предложения, в которых пропущены слова. ___________ золотая осень. (Наступила) Птицы ________ на юг. (улетают) Листья деревьев ________ (пожелтели) - Вам необходимо списать эти предложения в тетрадь, вставляя пропущенные слова, и подчеркнуть главные члены предложения. - Составьте схему последнего предложения. (Фронтальная проверка выполнения задания) | Формулирует учебную задачу и определяет алгоритм действий. | Читают предложение, вставляют в предложение подходящие по смыслу слова. | |
Физминутка | Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | Осуществляет профилактику переутомления. Показывает образец выполнения упражнений. | Выполняют упражнения по образцу учителя. . | |
Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые необходимы им для самостоятельной работы. | 1.Упражнение 31(устно). | - Найдите в учебнике упражнение 31. Прочитайте задание. (Один ученик читает вслух) - Выполним задание устно. Осенью журавли улетают на юг. - Какие слова являются главными членами этого предложения? ( Кто? Журавли; Что делают? Улетают) - Чем выражены эти слова в предложении? (Подлежащим и сказуемым) - Почему эти слова составляют основу предложения? ( Эти слова составляют основу предложения, потому что в них заключается главный смысл предложения) - Может ли быть предложение без основы? (Нет. Потому что в основе заключается смысл предложения, предложения без смысла не бывает) | Обеспечивает закрепление нового материала с помощью выполнения упражнения на закрепление. | Выполняют задание, требующее применений знаний в знакомой ситуации. |
2.Работа с карточками. | - На ваших столах лежат карточки с текстом. Ваша задача списать эти предложения к себе в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. После того как вы запишите предложения, вам нужно подчеркнуть в каждом предложении главные члены. Осень. Наступила з_л_тая ос_нь. Л_сточки падают и ш_лестят под ногами. Люди отправляются в лес за грибами. Птицы улетают на юг. Н_бо затягивается туч_ми. Ч_ще идут д_жди. - Что составляют главные члены предложения? (Основа предложения) - Чем они выражены? (Подлежащим и сказуемым) | Раздает карточки с текстом, объясняет алгоритм выполнения действий; проводит фронтальную проверку выполнения задания. | Самостоятельно выполняют задание в тетради, выполняют проверку выполнения задания. | |
Цель: дать качественную оценку работы класса. | 1.Обобщающая беседа. | - Что вы сегодня нового узнали о предложении? (В предложении всегда есть основа, главные члены) - Что такое основа предложения? (Слова, в которых заключен смысл предложения или главные члены) - Вы довольны своей работой на уроке? (Да) Выставление оценок. | Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока; выставляет оценки за урок. | Соотносят самооценку с оценкой учителя |
2.Рефлексия. | - Ребята, у вас на столах лежат карточки с изображением солнышка и тучки. Поднимите ту картинку, которая соответствует вашему настроению. | Мобилизирует учащихся на рефлексию своего поведения. | Принимают причины успеха и неуспеха на уроке. | |
3.Домашнее задание. | - Откройте дневники, запишите домашнее задание | Диктует домашнее задание. | Записывают домашнее задание в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения»."
Повторить виды предложений; развивать устную и письменную речь учащихся, составляя и распространяя предложения; учить правильному выбору языковых средств, составляя тексты; формировать умения и навыки...
Проект урока по русскому языку в 4 классе на тему " Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения."
Проект урока по русскому языку на тему "Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения." (составлен в соответствии с рабочей программой УМК "Школа России"( 1 - ...
Урок русского языка во 2 классе по системе Л.В.Занковва Тема::«Распространенные и нераспространенные предложения. Главные и второстепенные члены предложения»
При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников, реальные возможности учеников 2 класса, все учащиеся которого имеют положительную мотивацию ...
Грамматическая основа предложения Главные и второстепенные члены предложения.
Наша планета находится на грани экологического кризиса. Сколько нам осталось времени, чтобы одуматься, понять, что человек не царь природы, а ее неотъемлемая часть. Что делать? Как спасти ...
"Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения." 4 класс презентация
Презентация к уроку русского языка. 4 класс. Повторение и закрепление изученного материала в 3 классе....
Тема: Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложений по членам.
Дата: 18.09.2018 ...
Проверочная работа для 4 класса "Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения"
Проверочная работа по русскому языку на повторение падежей имени существительного и закрепление темы «Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения» в 4 классеЦе...