Главные и второстепенные члены предложения.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glavnye_i_vtorostepennye_chleny_predlozheniya.docx33.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 «А» классе   (УМК «Школа России»)

Дата проведения: 05.05.2022

Тема

Главные и второстепенные члены предложения.

Педагогическая цель

Познакомить учащихся с терминами главные члены, основа предложения; научить находить главные члены предложения и его основу.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Учащиеся научатся находить основу и второстепенные члены предложения; научаться выделять главные члены предложения; устанавливать связь слов между собой по смыслу в предложении.

Личностные результаты

Аргументировано отвечать, доказывать свою точку зрения; ценить и принимать такие ценности как «добро», «семья», «природа»; оценивать свою работу на уроке, работать над ошибками.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные:

- Способность различать основу предложения, в чем заключается смысл предложения;

- Находить необходимую информацию в учебнике;

- Отвечать на поставленные вопросы учителя, аргументируя свой ответ.

Коммуникативные:

- Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события;

- Читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное;

- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

- Сотрудничать с другими учащимися в классе.

Основные понятия и термины

Главные члены предложения, основа предложения.

Методы, формы работы

Индивидуальная, фронтальная, практическая; словесный, наглядный.

Образовательные ресурсы

Учебник, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организацион-ный момент

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству

Приветствие, эмоциональный настрой, проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята!

   Прозвенел звонок.
   Начинается урок.

   Мы пришли сюда учиться,
   Не лениться, а трудиться.
   Работаем старательно,
   Слушаем внимательно.

- Проверим вашу готовность к уроку, всё ли у вас лежит на столе: учебник, тетрадь, ручка, линейка и карандаш.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, обеспечивает благоприятный эмоциональный настрой для дальнейшей работы.

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу.

  1. Минутка чистописания

Цель: содействовать выработке каллиграфических навыков письма.

1.Пальчиковая гимнастика.

- Начнем урок с минутки чистописания. Но перед тем как начать писать, нужно пальчики размять.

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем пальчики считать.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

А вот этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья

Проводит пальчиковую гимнастику, показывая её правильное выполнение.

Повторяют движения за учителем, разминают пальцы рук.

2.Упражнение  в написании букв и соединений.

- Откройте тетради, запишите число и «классная работа».

- Запишите сочетание строчной и заглавной буквы И три раза. («Ии»)

- Какой вид соединения в данном сочетании? (верхнее)

- Запишите на этой же строчке три раза сочетание строчных букв И и Л. («ил»)

- Какой вид соединения в данном сочетании? (нижнее)

Содействует выработке каллиграфических навыков письма у учащихся; напоминает правила посадки при письме.

Вырабатывают каллиграфические навыки письма.

3.Словарная работа.

- Перейдем к словарной работе. Какие словарные слова вы уже знаете? (здравствуй, прощай, сентябрь, родина, скоро, быстро, ветер и т.д.)

- Запишем некоторые из них в тетрадь, называя орфограмму.

Проверяет у учащихся знание словарных слов и орфограмм.

Вспоминают словарные слова и орфограммы, записывают их.

4. Работа с пословицей.

- Послушайте пословицу:

 Один в поле не воин.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?( Одному человеку трудно выстоять против всех, трудно добиваться чего-либо в одиночку, победить в борьбе и пр.)

- Запишите пословицу в тетрадь.

Озвучивает пословицу, объясняет её смысл.

Объясняют понимание пословицы, записывают ее, объясняют орфограмму написания.

  1. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников; определить тему.

1.Введение в тему урока

- Откройте учебник на с. 29 и найдите упражнение 29. Прочитайте задание. (Один ученик читает задание вслух)

- Составьте одно предложение, используя все слова. Какое предложение получилось?

(Ярко светит осеннее солнышко)

- Запишите это предложение в тетрадь.

- Сколько слов в этом предложении? (Четыре)

- Можно сказать, что в этом предложении четыре члена предложения. Из них выделяют главные члены, в которых содержится смысл всего предложения.

- О чем говорится в предложении? (О солнышке)

- Что оно делает? (светит)

- «Солнышко светит» являются главными членами предложения.

- А теперь попробуйте прочитать предложение без слова «солнышко». (Ярко светит осеннее)

Вывод: Без главных членов предложение теряет свой смысл, а предложений без смысла не бывает.

Обеспечивает мотивацию учения школьников; подводит к теме урока.

Демонстрируют готовность к активной учебной познавательной деятельности на уроке

2.Определение темы и задач урока.

- Скажите, какая тема нашего урока? (Главные члены предложения)

- Сегодня мы научимся определять главные члены предложения и выделять его основу.

Помогает сформулировать тему и задачи урока.

Определяют тему и задачи урока.

  1. Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление т первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

1.Знакомство с правилом.

- Прочитайте самостоятельно правило, которое приведено ниже.

Когда слова объединяются в предложение, каждое из них становится одним из членов предложения. У каждого члена предложения своё значение.

- Что называют членами предложения? (Все слова в предложении) 

Читает правило, задает вопрос учащимся по прочитанному правилу.

Читают правило, отвечают на вопрос учителя.

2.Работа по учебнику.

-Найдите упражнение 30. Выполним его устно. (По одному человеку отвечают на один вопрос)

О чем говорится в предложениях? (О солнышке)

Что говорится о солнышке? (Оно светит)

Какие слова повторяются в каждом предложении? (Солнышко светит)

Понятен ли будет смысл предложений, если бы этой пары слов не было? (Нет)

Выскажите своё мнение: можно ли сказать, что слова солнышко светит являются главными членами каждого предложения? (Да, потому что в этих словах заключен смысл предложении).

- Переверните страницу учебника и прочитайте правило.

В предложении всегда есть главные члены. Они составляют основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения.

- Что такое главные члены предложения? (Это основа предложения. В главных членах заключен смысл предложения)

Помогает в выполнении задания.

Задает вопрос по прочитанному правилу.

Читают условие задания; выполняют задание устно.

Читают правило, отвечают на вопрос учителя.

3.Конструиро-вание предложений.

- Посмотрите на доску. Вы видите предложения, в которых пропущены слова.

___________ золотая осень. (Наступила)

Птицы ________ на юг. (улетают)

Листья деревьев ________ (пожелтели)

- Вам необходимо списать эти предложения в тетрадь, вставляя пропущенные слова, и подчеркнуть главные члены предложения.

- Составьте схему последнего предложения.

(Фронтальная проверка выполнения задания)

Формулирует учебную задачу и определяет алгоритм действий.

Читают предложение, вставляют в предложение подходящие по смыслу слова.

Физминутка

  Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Осуществляет профилактику переутомления. Показывает образец выполнения упражнений.

Выполняют упражнения по образцу учителя.

.

  1. Закрепление изученного.

Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые необходимы им для самостоятельной работы.

1.Упражнение 31(устно).

- Найдите в учебнике упражнение 31. Прочитайте задание. (Один ученик читает вслух)

- Выполним задание устно.

Осенью журавли улетают на юг.

- Какие слова являются главными членами этого предложения? ( Кто? Журавли; Что делают? Улетают)

- Чем выражены эти слова в предложении? (Подлежащим и сказуемым)

- Почему эти слова составляют основу предложения? ( Эти слова составляют основу предложения, потому что в них заключается главный смысл предложения)

- Может ли быть предложение без основы? (Нет.  Потому что в основе заключается смысл предложения, предложения без смысла не бывает)

Обеспечивает закрепление нового материала с помощью выполнения упражнения на закрепление.

Выполняют задание, требующее применений знаний в знакомой ситуации.

2.Работа с карточками.

- На ваших столах лежат карточки с текстом. Ваша задача списать эти предложения к себе в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. После того как вы запишите предложения, вам нужно подчеркнуть в каждом предложении главные члены.

Осень.

Наступила з_л_тая ос_нь. Л_сточки падают и ш_лестят под ногами. Люди отправляются в лес за грибами. Птицы улетают на юг.  Н_бо затягивается туч_ми. Ч_ще идут д_жди.

- Что составляют главные члены предложения? (Основа предложения)

- Чем они выражены? (Подлежащим и сказуемым)

Раздает карточки с текстом, объясняет алгоритм выполнения действий; проводит фронтальную проверку выполнения задания.

Самостоятельно выполняют задание в тетради, выполняют проверку выполнения задания.

  1. Подведение итогов урока.

Цель: дать качественную оценку работы класса.

1.Обобщающая беседа.

- Что вы сегодня нового узнали о предложении? (В предложении всегда есть основа, главные члены)

- Что такое основа предложения? (Слова, в которых заключен смысл предложения или главные члены)

- Вы довольны своей работой на уроке? (Да)

Выставление оценок.

Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока; выставляет оценки за урок.

Соотносят самооценку с оценкой учителя

2.Рефлексия.

- Ребята, у вас на столах лежат карточки с изображением солнышка и тучки. Поднимите ту картинку, которая соответствует вашему настроению.

Мобилизирует учащихся на рефлексию своего поведения.

Принимают причины успеха и неуспеха на уроке.

3.Домашнее задание.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание

Диктует домашнее задание.

Записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения»."

Повторить виды предложений; развивать устную и письменную речь учащихся, составляя и распространяя предложения; учить правильному выбору языковых средств, составляя тексты; формировать умения и навыки...

Проект урока по русскому языку в 4 классе на тему " Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения."

Проект урока по русскому  языку  на тему "Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения." (составлен  в соответствии с рабочей программой  УМК "Школа России"( 1 - ...

Урок русского языка во 2 классе по системе Л.В.Занковва Тема::«Распространенные и нераспространенные предложения. Главные и второстепенные члены предложения»

При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников, реальные возможности учеников 2  класса, все учащиеся которого имеют положительную мотивацию ...

Грамматическая основа предложения Главные и второстепенные члены предложения.

Наша планета находится на грани экологического  кризиса. Сколько нам осталось времени, чтобы одуматься, понять, что человек не  царь природы, а ее неотъемлемая часть. Что делать? Как спасти ...

"Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения." 4 класс презентация

Презентация к уроку русского языка. 4 класс. Повторение и закрепление изученного материала в 3 классе....

Тема: Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложений по членам.

Дата: 18.09.2018                                                    ...

Проверочная работа для 4 класса "Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения"

Проверочная работа по русскому языку на повторение падежей имени существительного и закрепление темы «Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения» в 4 классеЦе...