Рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс.
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)
Данная рабочая тетрадь поможет учащимся 4-го класса отработать летом основные темы за курс начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_tetrad_na_leto_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx | 579.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тетрадь
для работ
по русскому языку
учени_ 4 _класса
_______________
________________
Состав слова.
Упражнение 1
Подберите однокоренные слова.
Диво - ___________________________________________________________
Слава - __________________________________________________________
Даль - ___________________________________________________________
Тряска- __________________________________________________________
Вина -____________________________________________________________
Упражнение 2
Разберите слова по составу.
Загадка, тормозишь, ночной, жёлтенький, лётчик, чистенький, пролетают,
лимонный, чугунный, карман, молчаливый, прославлять, удивительный, дальний, безвинный, встряхнуть.
Упражнение 3
Выпишите однокоренные слова.
А) Гора, гористый, горный, горец, горе.
Водитель, водяной, водить, вода.
Делит, дело, разделить, деловой, делец.
Б) Мама сварила варенье и поставила баночку на стол. В банку влетела оса. Она сердито жужжала, потому что не могла выбраться из варенья. Котенок сидел на столе и удивленно смотрел на банку. «Почему варенье сердится?» – думал он.
Правописание безударных гласных в корне слова
Упражнение 4
Вставьте пропущенные гласные в однокоренные слова.
р_веть – р_в выст_вка – ст_вить з_ма – з_мний
затр_щал – тр_ск нач_ла – нач_ло уд_вительно –д_во
встр_чать – встр_ча затр_щал – тр_ск тр_сёт – тр_ска
хл_потать – хл_поты т_желый –т_жесть т_рговать –т_рг
взгл_нуть – взгл_д тр_пинка – тр_пы просл_влять – сл_ва
Упражнение 5
Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
др_жать -__________ др_знить- ___________
ч_совщик -__________ м_ряк -_________________
ж_леть -_____________ з_л_то - _________________
л_петал- _____________ см_треть-________________
т_нуться -____________ вр_дитель - ______________
св_тлеет -____________ уд_вительный- _____________
прибл_жаться -_________ сож_леть -_________________
Упражнение 6
Вставьте пропущенные безударные гласные. Выполните морфемный состав слов под цифрой 2.
Л_нивый2 к_тёнок п_щит, щенок вес_ло в_зжит. П_сти ск_тину2 в д_лине пом_гала п_стуху2 собака. Море с_нело, парус б_лел вд_ли, песок сиял б_лизной. Ураганный ветер пов_лил б_льшие с_сновые2 и _ловые д_ревья. На фоне н_чного неба над д_мами пок_залась луна.
Упражнение 7
Выпишите слова с проверяемой безударной гласной.
Осень позолотила леса и поля. Пожелтели деревья в лесу. Дети шли по лесной тропинке. Потянул лёгкий ветерок. Настали холодные ночи.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 8
Вставьте пропущенные буквы.
К_пуста, к_ртофель, м_рковь, ст_лица, п_м_дор, в_рона, с_рока, ур_жай,
к_рзина, б_рёза, л_сица, м_л_ток, ар_мат, д_ректор, п_ртрет, в_стибюль.
Упражнение 9
Вставьте пропущенные буквы, объясняя свой выбор графически ( что пишу, где пишу, почему пишу)
Р_бину называют _сенней2 красавицей. Она не б_ится хол_да, а её ягоды становятся2 сладкими2 от м_роза. Р_бина – п_лезная ягода. Она обогащает почву св_ими пл_дами, привл_кает массу птиц. А птицы истр_бляют вр_дителей л_сов.
Правописание согласных в корне слова
Упражнение 10
Вставьте пропущенные непроизносимые согласные.
изве__ный – изве__ие преле__ный – преле___ь
радо__ный – радо___ь вку__ный – вку__
опа___ный – опа__ен чуде___ый – чуде__а
прекра__ный – прекра_ен вла__ный – вла___ь
ус__ный – ус__а гру__ный – гру___ь
уча__вовать – уча___ие окре__ный – окре__
нена__ный – нена___ье жало___ливый – жалос__ь
здра__ствуй – здра__ие гиган__ский – гиган__ы
аген__ство – аген__ ненави__ный – ненави__ь
обла__ной – облас__ь корыс__ный – корыс__ь
Упражнение11
Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
звёз_ный - _________ поз_но - ____________
праз_ник - _________ доблес_ный -___________
грус_ный - _________ лес_ница - _____________
окрес_ность - _________ мес_ность -_____________
свис_нул -____________ чу_ ство -_______________
счас_ливый - __________ радос_ный - ____________
капус_ный - ___________ гиган_ский - ____________
ярос_ный - ____________ облас_ной - _____________
Упражнение 12
Выпишите слова с непроизносимыми и сомнительными согласными и подберите к ним проверочные слова.
Мороз и солнце. День чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят –я снова счастлив, молод!
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?..»
(А.С. Пушкин)
____________________________________________________________________________________
Упражнение 13
Вставьте пропущенные буквы.
Поз_но, мес_ность, сер_це, трос_ник, чу_ства, со_нце, вкус_ный, опас_ный, здра_ствуй, ус_ный, счас_ливый, ненас_ный, извес_ный, звез_ный, ужас_ный.
Упражнение 14
Вставьте пропущенные буквы.
Ж_вые приметы.
Ж_выми барометрами _вляются п_уки. Они не переносят сырости, поэтому ре_ко выходят на охоту утром. По утрам они по_вляются тогда, когда нет р_сы. А это верный признак скорого д_ждя. Подсказывают п_году и навозные жуки. Они ч_ще л_тают над л_сными д_ро_ками и тр_пинками. По_вление жука – верная примета х_рошей п_годы. Даже если и_росит дождь, а жук л_тает, ненас_ная п_года скоро кончится.
Части речи
Упражнение 15
Вставьте пропущенные буквы, определите часть речи.
См_треть, брош_ра, пред_юбилейный2, доро_ка2, кл_новый, _синовый, не увидишь, по д_реву, налево, меня.
Упражнение16
Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение глагола.
Посмотр_м, застел_м, среж_шь2, се_шь, слыш_те, мечта_те, наклон_шься2, увид_шься2, дыш_т, излуча_т, багрове_т, наскоч_т, распиш_т.
Упражнение 17
Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение и лицо глагола.
( погонишься – 2 спр., 2л.)
Угоща_ш_ся, залива_ш_ся, заверт_ш_ся, ласка-ш_, стел_ш_ся, чист_ш_ся,
стучиш_ся, побре_ш_ся, печал_ш_ся, напуга_ш_ся, верт_ш_ся, груз_ш_ся,
равняя_ш_ся, пачка_ш_ся, свяж_ш_ся, озира_ш_ся.
Упражнение 18
Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение существительных.
Правильная реч_, много туч_, острый нож_, без груш_, вкусная дич_, ужасный смерч_, из-под крыш_, сильная фальш_, морской пляж_, без встреч_, звонкий мяч_, тысячи тысяч_, мягкий плюш_, лесная глуш_.
Упражнение 19
Вставьте пропущенные буквы, определите склонение, падеж существительных.
К маск_, на асфальт_, на атлас_, без бирк_, о гибел_, около арк_, о черемух_,
о ладон_, без жимолост_, у рощ_, к картин_, из овчарн_, для вырезк_, о сирен_ без верхушк_, в ежевик_, для жизн_, до башн_, для площадк_, до дуэл_.
Упражнение 20
Вставьте пропущенные буквы, определите часть речи.
Смотриш_, малыш_, береч_, помощ_, дрож_, нарядиш_ся, светиш_ся, плащ_, много дач, объеш_ся, у рощ_, ёж_, товарищ_.
Упражнение 21
Вставьте пропущенные буквы.
Уд_вительно, разд_ваться, объед_ниться, просл_вление, д_лина, д_лекий,
землетр_сение, во_зал, рю_зак, спор__мен, посв_тить (рассказ), содр_гнуться, р_деющий, обв_нять.
Упражнение 22
Вставьте пропущенные буквы, объясняя свой выбор графически.
Это было как (в) ска_к_. Кл_новые2 лист_я пов_сали (на) нитках _сенней п_утины. Лес прощ_лся (с) со_нцем. А при прощ_нии все бывают грус_ными.
Солнечные2 зайчики играли на _павших лист_ях. Я выбрал зайчика п_крупней и накрыл пл_щом. Получилась мя_кая постель. Как хочет_ся сесть на неё после долгой хо_ьбы. Рядом, на куст ш_повника. Сл_телись п_грет_ся2 мо_ки. Сядет мо_ка на лё-кий лист, а он (не) держит тяжест_, валит_ся (на) землю.
Работа над ошибками.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Словосочетание и простое предложение
Упражнение 23
Вставьте пропущенные буквы, выпишите все словосочетания.
У л_сной п_ляны я увидел высокую многоцветную гр_зу.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 24
Проверочная работа
1.Найдите словосочетание «сущХ. + прил.»
1едем направо; 4. помощь друга;
2.в синюю высь; 5. слушаю песню
3.тоскуешь по дому
2 Найти словосочетание «сущ.Х + сущ.»
- беседуем за столом 4.на вершине ели;
- густых ёлок 5. Учишься с желанием
- резкого ветра
3.Найдите словосочетания «глагол Х + сущ.»
1. объясняем пример 4.растаяли снега
2. вырос гриб 5.беседовать с другом
3. поздним вечером
4.Укажите именные словосочетания
1. устный счёт;
2. участвовать в соревновании;
3. участвовать в игре;
4. чествовать победителя.
5. Укажите глагольные словосочетания
1.ужасный ветер;
2.расстилаться по вершине;
3. искусный мастер;
4.собирать крыжовник
6.Словосочетание–это_____________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Если главное слово выражено____________________, то это словосочетание именное, если ____________________, то глагольное, если _______________, то наречное.
Упражнение 25
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, составьте схемы предложений.
- Ле_кий в_терок гон_т топит _блака.
- Над цветами кружат_ся з_лотые пчёлы жадно п_ют сла_кий мёд.
- Осень пришла и завладела садами п_лями и птицами.
- На севере дерев_я растут медленно но вырастают крепкими и могучими.
- Лёнька взял шёлковую леску прив_зал к ней за хвост плотвицу и закинул её через лаз в подполье.
- В садах растут и плодовые дерев_я и ягодные дерев_я и ягодные кусты.
Упражнение 26
Вставьте пропущенные знаки препинания, составьте схемы предложений.
- На опушке леса росли цветы колокольчики ромашки гвоздики.
- Мы взяли с собой всё необходимое продукты одежду тёплое бельё.
- Николай умеет делать всё водить машину поменять шины чинить паруса.
- Листья лежали везде на потемневшей воде на побуревших тропинках.
- Ни суровый климат ни густые леса ни болота ничто не пугало юных натуралистов.
- На склонах горы на ветках деревьев везде лежал снег.
Упражнение 27
Вставьте пропущенные знаки препинания, составьте схемы предложений .
1.С б_ков доро_ки кустами росла с_рень и в самой глуши сада ст_яла бесе_ка.
2. Капли д_ждя ре_ко застуч_ли и зашлёпали по лист_ям.
3. В другой костёр дед полож_л сухие полен,я чтобы они горели всю ноч_.
4.Он почу_ствовал что кто-то схватил его за руку.
5. Когда отря_ подходил к реке по_вился пароход.
6.Герда стала рассказывать обо всем что она испутала.
7.Когда карета проехала три мили ворон простился с девочкой.
Упражнение 28
А) О чем речь? Поясните данные схемы. Расставьте знаки препинания.
Б) Вставить пропущенные знаки препинания.
- Алёша помоги мне поймать курицу кричала кухарка.
- Какая ты Чернушка см_шная ск_зал Алёша.
- Мальвина медленно вспл_снула руками Артемон и Буратино погибли.
- Хотите ребята отведать мёду спросил нас пчелово_.
- А народ-то над ним насм_хался поделом тебе старый неведа!
- Пётр сказал в субботу мы идём в поход.
- Ей с поклоном старик отвеч_ет смилуйся государыня ры_ка.
- Ждём вас опять ребята сказали наши зн_комые.
В) Сколько участников диалога в стихотворении Г.Ладонщикова? Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.
Скучать некогда
Села пчелка на цв..ток | А тебе не надоело |
Составьте и запишите в форме диалога разговор двух друзей. Употребите в нем обращения. Подчеркните глаголы, сопровождающие реплики.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 29
Ос_нь пришла внезапно. До сих пор я её почти (не) зам_чал. В саду ещё (не) было зап_ха прелой л_ствы и в_да в _зёрах (не) з_ленела2. Ос_нь завл_дела всем с_дами реками л_сами воздухом.
В саду суетились с_ницы. Они в_сели на ветках и заглядывали2 в окно из-под лист_ев клёна.
Каждое утро собирались перелётные птицы. Они ул_тали на юг. Л_са моросили д_ждём обл_тавшей л_ствы.Ст_рик Прохор проговорил ты ляди милый человек , чем каждая птица дышит.
Фонетика
Упражнение 30
Вставьте пропущенные буквы, в квадратных скобках напишите гласные и согласные звуки ( горо_- город [ т]).
Ш_рокий, ко_ьба, жу_кий, об_жать (маленьких), опас_ный, остро_ки, ч_деса, мя_кий, ус_ный, пом_гать, в_с_литься, об_ жаться на кого-то.
Упражнение 31
Вставьте пропущенные буквы, в квадратных скобках напишите, какой звук слышится на месте пропуска, объясните правописание слов.
Наро_, овра_, хле_, голу_ь, любо_ь, заря_ка, моро_, жу_кий, поз_но, мес_ность, счас_ливый, ладо_ка.
Упражнение 32
Помощ_ник, ноч_ной, нян_чить, капел_ка, мос_тик, гвоз_дик, птен_чик, прс_ба, доч_ка, мал_чик, поч_товый, оч_ки, овощ_ной, сквореч_ник, хищ_ный, реч_ной, барабан_щик, бетон_щик, бан_тик, печ_ник.
Упражнение 33
Подчеркните слова, в которых буквы Е, Ё, Ю,Я обозначают два звука.
На мален_ком озер_ плавало много ряски. Сейчас в_да в озер_ была чёрная1 вся ряска к з_ме опустилась на дно .
У берегов наросла ст_клянная2 п_лоска л_да. Я увидел2 в в_де стаю плотиц и бросил вни_ камень. Камень упал на лё_ который зазвенел плотницы метнулись в глубину.
Упражнение 34
Вставьте пропущенные буквы, объясняя свой выбор графически, напишите транскрипцию выделенных букв.
В_юга [ ], сем_я[ ], об_езд[ ] , с_ёмка[ ] , мурав_и [ ], об_явление[ ] , сер_ёзный[ ] , пред_юбилейный[ ] , п_еса [ ]бар_ер [ ] , руж_ё[ ], под_ехать[ ] , руч_и[ ] , из_ездить[ ] , друз_я [ ] .
Упражнение 35
Вставьте пропущенные буквы, объясняя свой выбор графически, напишите транскрипцию вставленных букв.
Ч_сы [ ], ш_рокий [ ], щ_вель [ ], ш_пенье [ ], щ_ка [ ], площ_дь [ ], ж_ри[ ] , ж_вотное[ ], ж_знь[ ], ч_деса[ ], маш_на [ ], брош_ра [ ],щ_риться[ ], ч_жой[ ], параш_т [ ].
Лексика
Упражнение 36
Вставьте пропущенные буквы, подчеркните слова, употребленные в переносном значении, к выделенному слову записать синоним.
Д_лина тихая др_мала,
В н_ч_ной одетая1 туман,
Луна во мгле переб_гала2
Из тучи в туч_ и курган
Мгновенным блеском озаряла2.
Под ним в безмолвии Руслан
С_дел с обычною т_скою
Пред усыплённою княжной.
_____________________________________________________________________________________
Упражнение 37
Вставьте пропущенные буквы, подберите синонимы к выделенным словам.
Покос – самая трудная и весёлая пора летом.
Со_нце как станет в полдень, так и (не) сл_зает оттуда, - до того шпарит, что, кажется, з_мля должна сморщит_ся от такого огня, в раскаленном воздух_ гнус. День – деньской (не) умолкает тр_скотня кузнечиков.
_____________________________________________________________________________________Морфемика
Упражнение 38
Вставьте буквы, подберите однокоренные проверочные слова.
об_жать вокруг - ___________ флаги разв_ваются2 -_________
зап_вать песню - ____________ посв_тить фонарём -________
прож_вать пищу-____________ прим_рить врагов -__________
уг_дить в точку-_____________ отг_дать загадку -___________
глаза сл_паются -____________ отв_рить дверь -____________
прелес_ный2 малыш -__________ доблес_ный воин- __________
извес_ный герой -____________ чудес_ный день -___________
чес_ный приговор - __________ влас_ный тон-______________
Упражнение 39
Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.
Бе_вредный, бе_граничный2, бе_жалостный, бе_молвный, бе_платный, бе_надежный, бе_ фамильный, бе_толковый, ра_вариться, ра_жалобить, ра_мыть, ра_писать, ра_таять, ра_фасовать, ра_чесать, ра_щедриться, в_бить, в_грустнуть, в_лететь, в_тряхнуть, _бить, _вить, _грузить, -делать, _жать,
бе__ащитный2, бе__вучный, бе__вязный2, бе__ильный, бе__мертный2, бе__порный, бе__овестный, бе__рочный.
Упражнение 40
Проверочная работа.
Бе__трашный2 вра_, бе__ащитное ж_вотное, напишеш_ во__вание, _давать препод_вателю, увидиш_ и_далека, бе__вучный гол_с, и_л_гать2 парагра_, _делать прдл_жение, ра_пол_житься у р_стений, _десь, выр_щивать р_стки, подр_стают2 зар_сли, ра_в_вающаяся отр_сль.
Упражнение 41
Вставьте буквы, объясняя свой выбор графически.
Южное р..стение, нар..щение капитала, юный возр..ст, зар..сли трос..ника, подр..стающие саженцы, пора повзр..слеть, отр..сли хозяйства, мелкая пор..сль, зар..сло травой, многоотр..слевое хозяйство, дай подр..сти, воспитать недор..сля, выр..щенные котята, позар..стали тропинки.
Упражнение 42
Обозначьте условия выбора букв о,ё.
Ж_лтенький, ч_лн, ш_пот, ш_в, щ_лка, капюш_н, ож_г руки, ож_г руку, ш_лк, ш_рох, ч_рточ_ка, ж_рдоч_ка, ч_рствый, пч_лка, крыж_вник, ж_лудь, щ_голь, щ_ч_ка.
Упражнение 43
Плачет принцесса, одетая в ш..лк,
А глупый король не возьмёт никак в толк,
В чём слёз тех причина и что за беда.
И мечется бедный туда и сюда.
Придворные ш..потом держат совет,
Ведь явных причин для истерики нет.
Быть может, растрёпана ч..лка,
А может, ужалила пч..лка?
Принцесса на ухо шепнула врачу:
- Крыж..вника ж..лтого очень хочу.
Все в ш..ке и держат семейный совет –
Крыж..вника ж..лтого в городе нет.
В чащ..бу лесную гонец поскакал,
За речкой крыж..вник он вдруг увидал.
По ж..рдочке узкой, качаясь, прош..л,
Но рад,что крыж..вник принцессе наш..л.
Принцесса, надев шерстяной капюш..н,
Гонца ожидая, взошла на балкон.
Из ч..рного леса примчался гонец,
Крыж..вник привёз, тут и сказке конец.
Король восхищён, он без памяти рад.
На блюде гонцу он несёт ш..колад.
И в щ..чку принцесса целует его.
Король промолчал, не сказал ничего.
Кто командует корнями?
Упражнение 44
Обозначьте условия выбора букв и,ы.
Ц_трусовый, ц_ганка, ц_ферблат, с улиц_, сестриц_н, для куниц_, ножниц_, ц_гейка, акац_я, реакц_я, ц_ркуль, ц_нга, овц_, синиц_н, ц_стерна.
Упражнение 45
Ц_ркуль, ц_ганский, ра_пол_жение, сл_гать, подр_сти, вл_жение, щ_лкать, ш_рох, зар_сли, синиц_, водор_сли, нар_щение, нал_жение, лекц_и, печ_нка, ра_ч_ска, молодц_, ц_трусовые, р_стение, ра_задорить.
Упражнение 46
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
З_ма для всех т_жела для птиц для зв_рей и для мурав_ёв. Не посто з_му перез_мовать2. Не все1 в_сной вып_лзут встр_чать со_нце.
Н_сут мурав_и из х_дов б_льных и слабых. Вот один н_сильщик б_льного пол_жил на со_нце. Р_стёт груда от_щ_вших. Им бы поесть немно_ко, да вокруг сне_. Т_ж_лая ситуац_я!
Проткнул я б_рёсту закапал б_рёзовый сок4. Мурав_и сразу поб_жали к капелькам. Сами нап_лись и кинулись к муравейнику новост_ю с другими делит_ся.
Упражнение 47
День был ч_дес_ный. Со_нце с_яло л_тали одуван_чики лё_кий в_терок ра_в_вался.
Дв_рец Трёх Толстяков ст_ял посреди огромного парка. Вокруг парка были вырыты глубокие к_налы. Над к_налами в_сели ч_рные ж_лезные м_сты. При в_езде на каждый мост ра_пол_галась охрана. Это были гв_рдейцы в ч_рных шляпах с ж_лтыми пер_ями1. За парком нах_дились луга рощи и пруды. Здесь было отлич_ное место для прогулок. Здесь р_сли самые интерес_ные породы трав зв_нели самые красивые жуки пели самые искусные птиц_4.
Имя существительное
Упражнение 48
Найти имена существительные, определить род, число, падеж.
У дорог_ л_жал крепкий ж_лудь а рядом с ним уютно ра_пол_жилось в ямке семечко4. После первого теплого д_ждя семечко прор_сло, Тоненький р_сток т_нулся всё выше чтобы се мечко могло всё видеть. А ж_лудь (не) прор_стал, только сильнее бурел.
Упражнение 49
Вставьте пропущенные буквы, определите склонение, падеж.
По чашк_, о мамонт_, до мачех_, из выпечк_, на ел_, на площад_, на площадк_, к осок_, для насмешк_, без геран_, до морков_,для милост_, для мягкост_, вокруг латын_, для насмешк_.
Упражнение 50
Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.
Написать Лиди_, ошибка в изложени_, ехать по магистрал_, потолок в помещени_, подъехать к станци_, учебник по истори_, побывать в планетари_, отдыхать в санатори_, говорить о воспитани_, около оранжере_.
Упражнение 51
Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.
Вдоль дорог_, бежали по насып_, побывали в Карели_, учебник по биологи_,
запах полын_, спустился на парашют_, был на лекци_, шёл по просек_, рассматривал репродукци_, на этой недел_, назвать по фамили_, ошибиться при решени_ задач_, песня о счасть_, вытащить из проруб_, идти по тропинк_.
Упражнение 52
Объясните выбор букв о, ё.
Мяч_м, товарищ_м, мудрец_, мельниц_й, рубеж_м, марш_м, дворц_, под крыш_й, перед училищ_м, столиц_й, падеж_м.
Ч_лка, ж_лтый, поч_тный, ч_рствый, ш_рох, ш_пот, ш_лк, отч_т, крыж_вник, капюш_н.
Упражнение 53
Разд_ваться а аудитори_, задр_жать от радост_, по_виться к ноч_, об увл_чени_ Юли_, узнать о землетр_сени_, об_явить о стихи_, прибл_жаться к полын_, пок_заться на дорог_, находиться в смущени_, в мякот_ лимона, учиться в лице_, видит на ра__тояни_, ш_л по лес_нице, по окончани_ школы.
Работа над ошибками.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Упражнение 54
Как печ_лен первый в_сенний цв_ток! Из-под снега по_вился2 тонкий ст_белёк с бледными прозрач_ными цв_тами. И прямо на вен_чик_ подсне_ника пов_сла хрустальная сл_зинка.
Этот с_неглазый цв_ток очень од_нок. Ведь он р_стёт не на лугу не в з_лёной тр_ве на л_сной опушк_ в окружени_ других цв_тов. Вокруг него х_лодные сн_га вих св_ркани_ нет радост_ и тепла. А со_нце ещё поч_ти (не) согр_вает.
Д_рев_я ст_ят молч_ливо2. И цв_ток м_чтает о листоч_к_, который таит_ся пока в поч_к_ на бл_жайщей ветк_. М_чтает о дружб_ о ра_говорах о красоте и счасть_4.
Имя прилагательное
Упражнение 55
Найдите имена прилагательные, укажите род, число, падеж. В последнем предложении подчеркните главные члены.
Осенью весь дом засыпан лист_ями, и в двух маленьких комнатках становит_ся светло..
В доме я н_чую ре_ко. Большинство н_чей я пров_жу на озёрах. А когда остаюсь дома, то н_чую в старой бесе_ке в глубине сада. Она зар_сла диким виноградом. По утрам со_нце б_ёт в неё сквозь1 пурпурную л_ловую з_леную и л_монную л_ству, и мне кажет_ся, что я просыпаюсь внутри зажжённой ёлки.
Упражнение 56
Найдите имена прилагательные в краткой форме, укажите их род, число, падеж, Подчеркните главные члены во всех предложениях.
В Петровском парк_ был дом пушкинского деда. Петровский парк ч_рен сыр зарос л_пухами, в него входишь, как в погре_. В л_пухах п_сут_ся лош_ди. Крапива глушит цв_ты, а по в_черам парк стонет от гомона л_гушек. На в_ршинах тёмных д_рев_ев гн_здят_ся хриплые галки.
Упражнение 57
Проверочная работа.
Весеннее утро! Вот из-за синей п_лоски леса по_вляет_ся солнце. В его утренних луч_х краснеют2 в_ршины2 гиган_ских2 сосен. Над рекой ра__тилает_ся туман. Но вот он начинает клубит_ся з_лотым дымом.
Скоро туман пропадает в прозрач_ном воздух_ и открывает прозрач_ную гла_ь реки. Синее небо гл_дит_ся в з_ркальную2 воду. На яркой листве д_рев_ев блестит р_са. Весеннему утру радуют_ся птиц_ д_рев_я цв_ты. Белосн_жные обл_ка иногда бросают лё_кую тень на з_лёную тра_ку синюю гла_ь реки. Но подует в_терок и тени и_чезают.
В селах начались весенние работы.
Работа над ошибками. ___________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Глагол
Упражнение 58
Умел ош_бит_ся, умей поправит_ся. Где песня п_ёт_ся, там счас_ливо ж_вет_ся. С умным знает_ся – ума набират_ся. Кто любит трудит_ся, тому без дела не сидит_ся. Два часа умывает-ся, два часа собирает_ся, целый день одевает_ся. Без ветра и трава не колышет_ся.
Упражнение 59
Вставьте буквы, объясняя свой выбор графически.
Соб..раться в дорогу, наб..рать номер телефона, ум..рать от страха, уд..рать со всех ног, пот..рать руки, оп..реться на руку, бл..стает чистотой, наст..лать полы, ст..реть написанное, уп..раться руками.
Упражнение 60
Вставьте буквы, объясняя свой выбор графически.
Забл_стеть, зам_р, перет_реть, заст_лать, отт_рать, проб_раться, наст_лать, бл_стательный, оп_реться, раст_рать, выж_гание, зам_реть, разб_ру, подст_лить, выт_реть, прод_раться, забл_стеть.
Упражнение 61
Вставьте пропущенные буквы, объясняя свой выбор графически.
Образец: встретишь- гл., 2л.; мяч – сущ., м.р. 3 скл., могуч – кр.прил.
Чувствуеш_ (_________), из-за туч_ (_____________), береч_ (__________),
съеш_ (__________), доч_(___________), стереч_ (___________), разжеч_ (____________), гараж_ (__________), хорош, (_________), могуч_ (________), пишеш_ (______________), сердиш_ся (___________), линюч_ (__________), много груш_ (____________), шипуч_ (___________), пахуч_ (__________), слышиш_ (__________) плач_ (__________).
Упражнение 62
до следующих встреч_ , в грош_ не ставиш_, тиш_ да гладь, лес дремуч_ , скорая помощ_ , созревает рож_ , что за роскош_ , булатный меч_ , ненужная вещ_ , похож_ на отца, прийти за полноч_, кустарник колюч_, такой ловкач_, скоро выспиш_ся, береч_ природу.
Упражнение 63
В_южный , об_учил, воз_ ми, с_ехать, мурав_и, подсолнеч_ник, свеч_ка, общ_ность, суб_ект, кус_тик, сер_ёзно, обман_щик, раз_яснение, тираж_ , камыш_ , персонаж_ , воздух свеж_ , смотриш_ , не плач_те, сам попробуеш_, не смотриш_ся, приготов_те обед, назнач_ .
Упражнение 64
Определите спряжение глагола.
Дыш_т, кол_т, пиш_т, бор_тся, руб_т, терп_т, стро_т, ед_т, ре_т, та_т, выход_т, слыш_т, вид_т, кле_т, стел_т, дремл_т, пол_т, дума_т.
Упражнение 65
Вставьте пропущенные буквы, объясняя свой выбор графически.
Соб..раться в дорогу, наб..рать номер телефона, ум..рать от страха, уд..рать со всех ног, пот..рать руки, оп..реться на руку, бл..стает чистотой, наст..лать полы, ст..реть написанное, уп..раться руками.
Упражнение 66
Соб..ру яблоки, бл..стать успехами, выт..реть доску, заж..гательный танец, лё подб..ру книгу, оп..раться на стену, зам..рающие звуки, бл..стеть на солнце, лавка р..стовщика, отр..сль промышленности, подр..стать, р..сток пшеницы, расст..латься по равнине, выр_щивать цветы, распол_гаться у рощи, р_скошные р_стения, зар_сли крыжовника.
Упражнение 67
В чащ_ леса я набрал целый м_шок сухих лист_ев и соб_рался идти д_мой. Иду и любуюсь х_рошей погодой дышу свеж_м воздухом. Вдруг слышу: лист_я в м_шке ш_лестят. Я присаж_ваюсь на п_нёк и слушаю. Лист_я тр_щат, словно в них кто-то в_рочает_ся2фыркает сопит.
Меня начинает ра_б_рать любопытство: что уд_вительная ноша у меня в м_шке? Б_ру его ра_вязываю. И вдруг из м_шка выскакивает ёжик и быстро уд_рает от меня.
Извес_но, что ежи устраивают из лист_ев гнёзда. Заб_рают_ся2 в них и спят до весны. Вот и этот ёж _делал себе такую постель4. А я его потр_вожил.
Упражнение 68
День к_нчает_ся. Со_нце уже клон_т_ся к г_ризонту и д_леко отража_т к_сые лучи4. Прибл_жают_ся сумерки.
Мы брод_м по лесу. Каж_т_ся, что л_сные п_лянки сами нал_ваю_ся густой т_мнотой. Она п_лзает прямо из земли, ложит_ся у наш-их ног ра__- т_лает_ся по веткам в_б_рает_ся к в_рхушкам д_рев_ев.
Уже трудно разл_чать оч_ртания2 веток. Сле_ знакомой тр_пинки начинает проп_дать но скво_ь прос_ку всё в-днею_ся кр_сноватые лучи ух_дящей зари. Высоко над ел_ю бл_стят звезды. Иногда ра_даёт_ся2 одинокий голос птич_ки. Она как будто уд_влена наступлением т_шины. Сверкает падающая звёздоч_ка.
Ноч_ разл_вает_ся по з_мле т_мнотой и тишиной.
Повторение
Синтаксис. Пунктуация.
Упражнение 69
Вставьте пропущенные знаки препинания, постройте схемы предложений.
1. Дите мое чего ты так испугалось?
2. Ты цвети красуй степь привольная.
3. Ах, какой вы скучный тип Николай Иванович продолжала Маргарита.
4.Капли жемчужные капли прекрасные как хороши вы в лучах золотых, и как печальны вы капли ненастные осенью черной на окнах сырых!
5.Дед говорил с укоризной плохо ты поступил.
6.Девочка бормотала виновато я не нарочно.
7.Бабушка сказала сходи Юленька в магазин за хлебом.
8.Беда ребята взволнованно крикнул Вадим.
9.Ой, Миша ты испачкался сказала Ирина.
10.Яна сказала уже темнеет.
Упражнение 70
Вставьте пропущенные знаки препинания, постройте схемы предложений.
1.Ветер срывал листья с деревьев и кружил их в воздухе.
2. Ребята прошли поле перешли по узкой тропинке овраг и вышли к речке.
3. В большом лесу во время бури деревья стонут трещат ломаются.
4. Птицы скворцы грачи журавли жаворонки улетают в теплые края.
5.На озере мы ловили рыбу а потом вспоминали о своём улове.
6. Учился читать да писать а выучился петь да плясать.
7.З окнами послышалась песня и про зелёный лужок и про коня на воле.
8. Подула зима холодом посорвала листья с лесов и разметала их по дорога.
9. Вежливость ничего не стоит но приносит много.
10.На Урале находятся значительные запасы металлов железа меди никеля платины.
11.Вдруг послышались удивительные звуки крик вой плач.
12. Кот воровал всё рыбу мясо сметану и хлеб.
Упражнение 71
Вставьте пропущенные знаки препинания, постройте схемы предложений.
- Фиалки ландыши для нас веселый май в тиши припас. 2. Лес тихонько увядает выцветает облетает мокнет сохнет. 3. Ночь уходит на покой и уводит за собой и сверчка и светлячка и ночного мотылька. 4. Мы ссорились мирились и спорили порой но очень подружились за нашею игрой. 5. К вечеру предзакатное солнце косыми лучами позолотило изумрудную листву берез и осин тронуло розовой краской их белые и темно-зеленые стволы.
Упражнение 72
Вставьте пропущенные знаки препинания, постройте схемы предложений.
1.Япония страна восходящего солнца. Вставьте пропущенные знаки препинания, постройте схемы предложений
2. Бедность не порок.
3.Пословица мудрость народа.
4. Семь загадочное число.
5.Мы вольные птицы.
6. Сердце не камень.
7. Кукушка птица загадочная.
8. Глобус это модель земного шара.
9.Соловей житель рощи.
10. Апрель месяц говорливой воды.
Упражнение 73
Вставьте пропущенные знаки препинания, постройте схемы предложений.
1. Сад был густой и ветвистый но листья уже опали.
2.Солнце светит но не греет.
3.Зашуршат опавшие листья и хрустнет опавшая ветка.
4. Вчера я приехал в Сочи и снял квартиру.
5. Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе но поля ещё блестели росой.
6.Ветер спит птица дремлет не колышется ни одна ветка.
7. Из ельника вылетел рябчик и расположился на пеньке.
8. Ребята уселись под густыми ёлками и плотно прижались друг к другу.
Контрольный тест за 4 класс.
1 | Когда лес выр_стет, он станет непроходим и дремуч_ . |
2 | На море начинает_ся ле_кий ветер. |
3 | Вечером я заш_л за своим луч_шим другом. |
4 | Птич_и следы были видны по всей алле_. |
5 | Выр_сший жеребенок стал ловок и пригож_. |
6 | Пловцы предпол_гали достич_ берега через час. |
7 | Дальняя бесе_ка пользует_ся дурной славой. |
8 | Мес_ный источник воды оказался слишком горяч_ . |
9 | Животное (не) могло убежать. |
10 | О смешн_м поросенке _рюше знают все ребята. |
11 | Лучше с умным п_терять, чем с глупым сбереч_ . |
12 | Под_ём у гостиниц_ был очень крут. |
13 | За две минуты мастер успел пер_пилить и о_резать доски. |
14 | Сквореч_ника (не) было на дереве. |
15 | Шторм продолжал (не) истовствовать, но волны стали мел_че. |
16 | Малыш и_пугался чуж_го человека. |
17 | Докладчик с трибуны изл_гал свои предпол_жения. |
18 | Мальчик ра_шитым полотенц_м вытер лицо. |
19 | Космона_ты выб_рали новый курс для ракеты. |
20 | Ра_говор глухо разд_вался в тишине. |
21 | За первым грач_м пок_залась целая стая. |
22 | Камен_щик прищ_рился и подровнял последнюю глыбу. |
23 | Я едва успевал сл_дить за карандаш_м художника. |
24 | Дежурный ра_будил своих товарищ_й. |
25 | Это странное руж_ё украсит мою коллекц_ю. |
26 | Женя ул_жила ребёнка спать и о_дала соседу ключ от дачи. |
27 | Мой брат (не) хотел трен_роваться. |
28 | Груз отживших идей _тряхнула с себя _оссийская _еспублика. |
29 | Ч_рный ворон круж_т (над) головой. |
30 | В окрес_ностях замка разр_стаются плодовые деревья. |
31 | Товарищ_ продолжал беспокоит_ся (обо) мне. |
32 | Ведущий завод этой отр_сли промышленности похож_ на город. |
33 | Огня надо береч_ся, чтобы (не) обжеч_ся. |
34 | Врач_ выск_зал свою про_ьбу пациенту. |
35 | Эта вещ_ делает_ся тщательно. |
36 | Опас_ные зар_сли крапивы отпугивают ребятишек. |
37 | Ж_ри, конеч_но, судило по справедливости. |
38 | В редакц_и отвеча_т на письма читателей. |
39 | Песня звучала в необыч_йной тишин_. |
40 | Рассказ учас_ника происшествия был долог и тягуч_. |
41 | На фабрик_ появилось об_явление о ремонте. |
42 | Хвойн_е дерево нетрудно зажеч_. |
43 | Летн_м вечером в санатор_и было слышно, как пели солов_и. |
44 | Теперь выдел_м основы в предл_жении. |
45 | (Под) ногами колосит_ся мя_кая рож_. |
46 | С проворн_й щеткой в м-таллических руках робот двигался по дому. |
47 | Он не успел выт_реть ч_рнила. |
48 | Пч_лы стро_т свои соты из воска. |
49 | Ч_десное приключение давно закончилось, но (не) забылось. |
50 | Для нас _осударство _ермания давно является надёжн_м парнером. |
51 | Банкир зап_рал толстую ц_нковую дверь. |
52 | Ц_ганская дорога – это степь, расст_лающаяся (во) все стороны. |
53 | Радос_ные спортсмены по очеред_ выходили на лёд. |
54 | Дер_кая лож_ была мне ответом. |
55 | В такой дождь вымокн_м (до) нитки, капюш_н не поможет. |
56 | Инж_нер расст_лил гр_мадный чертёж. |
57 | Бе_шумное оч_ртание леса заметили мои спутники. |
Приложение
Приложение 1. Словосочетание.
1.С/С – это два или более слов, связанных по смыслу и грамматически. Оно более подробно, чем слово называет предметы, признаки, действия и качества.
*купил книгу, пел песню, высоким домом, очень ярко
2.С/С состоит из двух частей: главной и зависимой. Зависимая поясняет главную.
*принес журнал, красный цвет, попал в цель, бежал быстро, бледный от страха
3.Смысловая связь устанавливается по вопросу от главного слова к зависимому
*лес (какой?) густой, бежал (как?) быстро, собака (чья?) друга.
4. Грамматическая связь устанавливается по окончанию и предлогу (найди зависимое слово и выдели его окончание, подчеркни предлог, если он есть)
*веселому человеку, сидел на стуле, в нашем доме.
Грамматическая связь не устанавливается, если зависимое слово наречие,деепричастие, инфинитив.
* говорил торопясь, приехал учиться, еле идет, очень медленно.
5.Тип С/С
Определяется по главному слову:
главное слово – сущ., прил., числит.,мест.,- тип именной* дом мамы, пятый по росту
главное слово – глагол, прич.,дееприч- тип глагольный * петь песню, шедший поберегу
главное слово – наречие- тип наречный* очень громко, справа от дороги.
Словосочетание
Х____________________
🡫
гпо смыслу -? з
л грамм.-□ (□и предл.)а
а в
в и
н. с.
Приложение 2 .Фонетика.
Буквы и звуки. Гласные буквы: а, о, у, ы, и, э, я, ё, е , ю; глухие: [ п, ф, к, т, с, ш, х, ц, щ’, ч’ ] Всегда твёрдые: [ ж, ш, ц] Всегда мягкие: [ й’, ч’, щ’ ] Ь, Е, Ё, И, Ю, Я смягчают согласные звуки. Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука: 1) в начале слова (напр.: еду [ й’э д у] , ёлка [ й’о л к а] ) |
Приложение 3.
Имя существительное обозначает предмет (кто? что?) | ||
собственные | нарицательные | |
название отдельных лиц | общее название всех однородных предметов | |
Иван, Урал | дождь, дом | |
одушевленные (кто?) | неодушевленные (что?) | |
орел, мальчик | цветок, стол | |
Род м.р. (он) хлеб ж.р. (она) высота с.р. (оно) сено общий (и он, и она) работяга | ||
Типы склонений м.р., ж.р. м.р.□ ж.р.□ -а; -я с.р. –о; -е оканч.на ь | ||
падеж | Число (ед. или мн.) | |
И.п. кто? что? Р.п. кого? чего? Д.п. кому? чему? В.п. кого? что? Т.п. кем? чем? П.п. (о) ком? чем? | некоторые сущ. употребляются только в ед.ч. во мн.ч. бензин дрожжи зелень ворота листва сутки |
Приложение 4
Прилагательное признак предмета (какой? чей?) | ||||||||||
полная краткая | какой? каков? | измен. по ч.,р., пад. измен. по ч.,р., | чаще чаще | умный ( -ая; -ое;-ые) умён, умна (-о; -ы) | ||||||
Приложение 5 | ||||||||||
Глагол действие глагола(что делать? что сделать?) | ||||||||||
Время настоящее прошедшее будущее что делает предмет? что делал? что будет делать? | ||||||||||
Вид совершенный (что сделать?) несовершенный (что делать?) | ||||||||||
Спряжение 2 спр. -все на –ить (кроме брить и стелить); - 4 на –ать: гнать, держать, слышать, дышать ; - 7 на –еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, видеть, смотреть, ненавидеть; Все остальные 1 спряжения. | ||||||||||
Приложение 6 | ||||||||||
Повествование | Описание | Рассуждение | ||||||||
Вопрос: Что произошло? | Вопрос: Какой? | Вопрос: Почему? | ||||||||
План. 1.Что было до события .(завязка) 2. Развитие событий, кульминация. 3. Развязка | План.
авторская оценка. | План.
|
Приложение 7. Корни с чередованием
-лаг- - -лож- полагать – изложить Но: полог
-раст- - -ращ- - -рос- выращивать, заросли
Искл.: росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав.
бер – бира
дер – дира
тер – тира
мер –мира
пер – пира
стел – стила
блест – блиста
жег – жига
чет – чита
вычитать – вычел НО: сочетать, сочетание
Приложение 8.
Предложение
по цели высказывания
повествовательное вопросительное побудительное
содержит сообщение содержит вопрос содержит побуждение к действию
по интонации
восклицательные невосклицательные
по количеству основ
простые – одна грамматическая основа сложные – две и более грамматических основ
по наличию главных членов
двусоставные – есть оба главных члена односоставные – есть только один из главных членов
по наличию второстепенных членов
распространенные – есть хотя бы один второстепенный член нераспространенные – нет второстепенных членов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая тетрадь по русскому языку 1 класс
Для дополнительной работе учащихся дома ....
Рабочая тетрадь по русскому языку "Я иду во 2 класс" (задания на лето-2013)
Тренировочные задания по русскому языку на лето....
рабочая тетрадь по русскому языку 3 класс
Ценность данных заданий в том, что выполнение их приводит к удовлетворению многих требований Закона об образовании РК. Во-первых, гарантируется 100% достижение обучения учащимися, хотя бы на обяз...
ПРОЕКТ "Рабочая тетрадь по русскому языку по блоку «Имя существительное» (для разновозрастной группы учащихся 2-3-4 классов)
ПРОЕКТ "Рабочая тетрадь по русскому языку по блоку «Имя существительное» (для разновозрастной группы учащихся 2-3-4 классов) ...
Рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса
Рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса включает 18 упражнений, в основе которых лежит материал о природе, культуре, истории города Кыштыма Челябинской области, а также творчество к...
Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса
Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса включает 18 упражнений, в основе которых лежит материал о природе, культуре, истории города Кыштыма Челябинской области, а также творчество к...
Рабочая тетрадь по русскому языку для 4 класса
Рабочая тетрадь по русскому языку для 4 класса включает 18 упражнений, в основе которых лежит материал о природе, культуре, истории города Кыштыма Челябинской области, а также творчество к...