Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
статья по русскому языку

Лыхина Анна Андреевна

В статье раскрываются теоретические и практические вопросы организации словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе

Аннотация. В статье раскрываются теоретические и практические вопросы организации словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

Ключевые слова: словарная работа, урок, русский язык, начальная школа, словарные слова.

Русский язык занимает ведущее место среди учебных предметов в силу той роли, которую он играет в жизни общества, в становлении и развитии школьника, в определении его ценностных приоритетов. Государственные стандарты по русскому языку определяют значимые ориентиры для разработки такого учебного процесса, который способствует развитию учащихся на основе освоения данного предмета как социально и личностно значимого.

Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов раскрывают методику работы со словом в начальных классах. В.Г. Горецкий, М.Р. Львов и О.В. Сосновская описывают методические приемы изучения лексики русского языка в начальной школе.

В связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникает необходимость поиска новых эффективных приемов изучения словарных слов в начальных классах.

Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе являются одной из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

В.Г. Горецкий, М.Р. Львов и О.В. Сосновская отмечают, что лексическая работа в начальной школе осуществляется на количественное обогащение словаря школьников и проводится работа над значениями слов, их оттенками значений, уместным употреблением, над активизацией словаря. Лексическая работа в основном практическая: учитель объясняет значение слов (семантизация), учащиеся включают их в текст, в свою речь (активизация), при этом выясняется сочетаемость нового слова, наличие у него переносных значений, многозначности [Горецкий, Львов, Сосновская, 2015, с.178].

В начальных классах, как отмечает В.Г. Горецкий, М.Р. Львов и О.В. Сосновская, подлежащие усвоению такие лексические и  лексикографические понятия, как «слово», «значение слова», «толкование значения слова», «многозначные слова», «прямое и переносное значения слова», «употребление слова», «сочетание слова с другими словами». Дети учатся работать со словарем, закрепляют такие понятия, как «словарь», «алфавитный порядок слов», «словарная статья». Знакомятся с типами словарей: орфографический, толковый, словообразовательный, словарь антонимов, синонимов, словарь произношения и прочие [Горецкий, Львов, Сосновская, 2015, с.178].

В.Г. Горецкий, М.Р. Львов и О.В. Сосновская предлагают формировать следующие умения младших школьников при изучении лексики:

– умение запоминать слова, сохранять их в памяти и воспроизводить их  в необходимый момент;

– уметь осуществлять выбор слова в соответствии с ситуацией общения;

– уметь объяснить значение слов, переносные и прямые;

– давать характеристику слова (лексический анализ), разбирать слова по составу, объяснять простейшие случаи словообразования;

– уметь объяснить роль слова в предложении и тексте;

– замечать фразеологизмы, объяснять значения;

– пользоваться различными словарями;

– составлять словарик слов, решать исследовательские задачи из значения слов;

– понимать значение новых слов из контекста, объяснять переносные значения слов (тропов);

– обнаруживать в тексте старинные слова, объяснять значения;

– в доступных случаях определять язык-источник заимствованных слов в русском языке [Горецкий, Львов, Сосновская, 2015, с.178].

Между тем, анализ УМК по русскому языку показал, что в программах недостаточное внимание уделяется словарной работе.

На изучение темы «Слова, слова, слова» во втором классе в программе отводится 22 урока. Нам удалось найти лишь единственный пример в разделе «Страничка для любознательных» в учебнике «Русский язык» В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, где рассказывается о том, что раньше существовало слово «лопа», которое означало «широкий лист». От этого слова образовались лопух, лопата, лопоухий. Знакомство учащихся  со значением устаревшего слова поможет учащимся запомнить  правописание словарного слова «лопата» [Касаткин, Горецкий, 2015, с.44].

Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).

Рассмотрим этапы работы с новым или устаревшим словом, которые  были следующие:

1 этап. Знакомство учащегося с словарным словом. На этом этапе учащийся самостоятельно или с помощью педагога замечает слово в тексте учебника, книги или в ходе прочтения различной информации в интернете, при просмотре телепередачи, видео. Мы предлагали школьникам все незнакомые слова выписывать на карточку.

2 этап. Объяснение значения слова. На данном этапе использовали такие методы, как самостоятельное исследование, изучение словарной статьи, обращение к опыту учителя, родителей. В ходе такой проводимой работы, школьники знакомились с тем или иным словом, выясняли его значение.

3 этап. Включение или не включение слова в словарный запас школьников. На данном этапе важно было выяснить необходимость употребления данного слова в речи.

Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километри др.). Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу. [2]

Хорошо зарекомендовал себя такой вид работы, как вариативный диктант, обеспечивающий большую самостоятельность. Проверку лучше проводить по «Словарю» учебника, по индивидуальному словарику; ученики меняются тетрадями, проверяя друг друга, подчеркивают карандашом неверную орфограмму. Словарные диктанты можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид работы над трудными словами: C целью выяснения запоминания и выработки прочных навыков правописания изученных слов можно проводить различные виды диктантов.

Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти. (В случае необходимости выясняют значение слова.)

Картинный диктант: 1) учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его; 2) учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, записывают слово, выделяя в нем безударную гласную и ставя знак ударения; 3) учитель показывает карточку-картинку, дети самостоятельно записывают слово, являющееся названием изображенного на картинке предмета, выделяют в слове безударную гласную, которую надо запомнить при письме, ставят знак ударения.

Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный). Учитель предлагает детям либо карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания. Диктант с использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают отгадку и выделяют в написанном слове орфограммы.

Диктант по памяти: 1) записать по памяти слова на определенную тему; 2) записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную букву е. Диктант с комментированием. Учитель называет слово из «Словаря» или однокоренные ему слова, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь. Творческий диктант. Заменить развернутое определение одним словом. Проверка выполнения может сопровождаться объяснением правильности написания слов, а может осуществляться и с помощью сигнальных карточек. [2].

Дадим описание используемых игр. Дидактическая игра «Верно-неверно».

Учащийся берет карточку, на котором написано одно словарное слово, зачитывает его всему классу и дает объяснение. Если значение верно, школьники отвечают «верно», в этом случае ученик оставляет карточку себе.

Дидактическая игра «Три слова».

Школьники наугад вытягивают три карточки. Они должны составить и записать одно предложение с тремя словарными словами. В данном случае игра развивала творческое воображение.

Таким образом, использование различных упражнений, дидактических игр при работе со словарными словами развивает у учащихся орфографическую зоркость, грамотность и интерес к языку.

Список литературы

  1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2017. –143 с.
  2. Кужанкулова, Г. Р. Словарная работа по русскому языку в начальных классах / Г. Р. Кужанкулова, Р. Н. Боязитова, Н. А. Ерёмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 883-885. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31917/ (дата обращения: 10.06.2022).
  3. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. –  М.: Академия ИЦ, 2008. –  462 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе»

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка...

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

Доклад "Использование мультимедийных пособий в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе"

Доклад "Использование мультимедйных пособий в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе"...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...

Статья "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе с учетом внедрения ФГОС."

В статье изложен опыт работы со словарными словами в начальной школе....

Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Доклад на районном Мо учителей начальных классов (из опыта работы)...

Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе

Работа со словарными словами в начальной школе                                           ...