Коррекционное занятие по русскому языку "Деление слов на слоги"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Коррекционное занятие для детей с дисграфией и ВОЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_2_kl.doc | 405 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока во 2 классе
по русскому языку
«Деление слов на слоги»
Составитель: Костенкова И.А.
учитель, классный руководитель
МБОУ «ЛУЧИК» г.Реутов
2021г.
Тема: Развитие слогового анализа и синтеза
Цели:
- Образовательные:
- совершенствовать и закреплять умение определять гласные звуки первого и второго ряда;
- активизировать знания учеников о слогообразующей функции гласных звуков;
- совершенствовать навыки слогового анализа двух-, трёх- и четырёхсложных слов;
- научить определять место слога в слове, последовательность слогов;
- совершенствовать навыки слогового синтеза;
- развивать фонематическое восприятие;
- активизировать словарь по теме «Деревья»;
- обогащать словарный запас учеников путем введения новых слов с разъяснением их лексического значения;
- упражнять учеников в составлении предложений по опорным картинкам;
- совершенствование умения определять количество слов в предложении;
- развивать навыки чтения (деформированного и обычного текста) и письма;
- формировать грамматически правильную речь (умение согласовывать части речи друг с другом).
- Коррекционно-развивающие:
- развивать тонкую моторику и кинестетические навыки;
- способствовать развитию координации речи с движением;
- способствовать развитию логического мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти.
Оборудование:
- карточки с заданиями, видео презентация к уроку, проектор, мультимедийная или интерактивная доска, мяч, слоговые таблицы В.В Квач - «Слоговички», «Звуковая мозайка», карточки с цифрами «1», «2», «3», со знаком «+», компьютеры.
I Организационный момент. Отгадывание загадок. Определение темы урока. (Презентация, стр. 2-6).
II Ход урока.
Задание №1 Слоговой анализ. Определение ударного слога.
(Ученики в словах-отгадках из предыдущего задания определяют количество слогов, отхлопывают слова по слогам ладошками по парте «телеграфируют» (безударный слог одной рукой, ударный-двумя).
Логопед: Молодцы. Вы правильно отгадали все загадки. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Ученики: О деревьях.
Логопед: Правильно. Поговорим о деревьях. Какие ещё деревья, кроме тех, которые мы уже назвали, вы знаете?
Ученики перечисляют названия деревьев.
Задание №2. Фонематическое восприятие. У каждого ученика карточка со знаком «+». Работа у доски.
Логопед: Ребята, сейчас я буду называть вам названия деревьев, а вы поднимите карточку «+», если в слове есть слог на.
Слова: рябина, вишня, бузина, сосна, яблоня, каштан, лещина, лиственница.
Логопед: Давайте сделаем слоговой анализ слов, в которых есть слог на, начертим схемы и поставим ударение. Ученики по очереди выходят к доске.
Сосна о а , рябина я и а , бузина у и а
Физкультминутка №3.
Игра с мячом «Поправь меня».
Логопед: Ребята, я буду кидать вам мяч и говорить предложение, а вы найдите в нём ошибку, киньте мне мяч обратно и скажите предложение правильно. (На мультимедийной доске проецируются картинки «правильных» предложений.)
- На листочках дерево.
- Жёлуди едят свиней.
- Лист срывает жирафа с дерева.
- Дерево посадило мальчика.
- Гроздья рябины охотно клюют снегирей.
- Дерево бодро стучало по дятлу.
- Дерево ударило в молнию.
- По белке прыгает дуб
Задание №4. Слоговой анализ, совершенствование навыка чтения.
У каждого ученика карточка с изображением ёлочки, в которой написаны названия деревьев. Ученики подчёркивают только те названия деревьев, в которых два слога.
Логопед: Ребята, посмотрите, что изображено на доске?
Ученики: Ёлка.
Логопед: Прочитайте слова, которые написаны на ёлочке. Как их можно назвать одним словом?
Ученики: Деревья.
Логопед: А теперь подчеркните только те названия деревьев, в которых два слога. И проверьте себя
Задание №5. Распознавание ударного слога в двусложных и трехсложных словах.
- Укажи слова к схеме
- Укажи слова к схеме
- Укажи слова к схеме
Задание №6. Чтение деформированного и обычного текста, письмо; аналитико-синтетическая деятельность. (Работа по карточкам.) Приложение №4.
Логопед: Посмотрите в карточки, в них написан текст. Попробуйте его прочитать. Видите, в некоторых словах не хватает слогов. Какие слоги надо вставить на место пропущенных? Запишите текст правильно.
(Когда текст полностью восстановлен, кто-нибудь из учеников читает его полностью.)
Осень в самом разре. Поспели на бине красные ягоды. На фоне лотых листьев красные гроздья смотрятся особенно краси. Вот к рябине подлетела стайка дроздов. Рели полакомиться они ягодками перед отлётом.
Задание №7. Слоговой синтез. Можно приготовить карточки со слогами, дети из слогов собирают слова.
Логопед: Ребята, посмотрите на доску. Все слоги перепутаны. Надо поставить их в правильном порядке, чтобы получились слова. (Когда дети отгадывают слово, появляется изображение дерева).
Слова:
- за-бе-рё --- берёза
- о-си-на --- осина
- би-на-ря --- рябина
Задание №8. Слоговой анализ и синтез. Работа по карточкам. Приложение №5.
Логопед: Давайте представим, что мы у нас сейчас урок математики. Нам надо решить примеры. Выполняйте действия, составляйте слова.
- Соска – ка + на = (сосна)
- Пальто – паль + поль = (тополь)
- Малина – ма + па – на = (липа)
- Промокашка – про – мо + тан – ка = (каштан)
III Подведение итогов.
Логопед: Ну вот мы и подошли к концу нашего сегодняшнего урока.
Чем мы сегодня занимались?
Ученики: Делили слова на слоги, ставили ударение.
Логопед: Как сосчитать, сколько в слове слогов?
Ученики: Сколько в слове гласных, столько и слогов.
IV Рефлексия.
Логопед: Вам понравился урок?
Что вам больше всего понравилось?
Нарисуйте своё настроение при помощи цветных карандашей (раскрасить квадрат красным цветом – если настроение хорошее, синим – если не очень) и нарисуйте смайлик, который выражает ваше настроение.
Мне было приятно с вами сегодня работать.
На этом наш урок окончен. До свидания.
Приложение №2.
Приложение №3.
Карточка №1.
Укажи слова к схеме
Приложение №3.
Карточка №2.
Укажи слова к схеме
(Для карточки №2 берутся те же картинки, что и для карточки №1).
Приложение №3.
Карточка №3.
Укажи слова к схеме
Приложение №4.
Вставьте пропущенные слоги. Запишите текст правильно.
Осень в самом разре. Поспели на бине красные ягоды. На фоне лотых листьев красные гроздья смотрятся особенно краси. Вот к рябине подлетела стайка дроздов. Рели полакомиться они ягодками перед отлётом.
Приложение №5.
Выполняйте математические действия, составляйте слова.
- Соска – ка + на =
- Пальто – паль + поль =
- Малина – ма + па – на =
- Промокашка – про – мо + тан – ка =
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по письму и развитию речи 3 класс коррекционной школы VIII "Деление слов на слоги" с презентацией.
Тип урока : закрепление пройденного материала.Цель урока: Закрепить умения делить слова на слоги.Задачи: ОбразовательнаяЗакрепить знания детей о слоге.Закреплять умения детей дифференцирова...
План- конспект урока русского языка (2 класс) коррекционная школа VIIIвида по теме: Гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога
Разработка урока по теме: "Гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова и слога" На этом уроке дети украшают ёлку к Новому году, но им мешает дед Буквоед....
Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".
Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности. Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов...
Урок русского языка " Упражениния в правописании слов со слогами - ЖИ, - ШИ " 3 класс в коррекционной школе 8 вида
Цели, задачи, ход урока....
презентация к уроку русского языка " Слово и слог. Выделение слогов в слове". 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
Дистанционный урок русского языка в 1 классе. Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги.
Дистанционный урок русского языка в 1 классе. Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги....
Технологическая карта урока русского языка "Слово и слог" 1 класс. Школа России
Работа содержит технологическую карту урока русского языка с применением материала портала Учи.ру...