Коррекционное занятие по русскому языку "Деление слов на слоги"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Коррекционное занятие для детей с дисграфией и ВОЗ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_2_kl.doc405 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока  во 2 классе

по русскому языку

«Деление слов на слоги»

Составитель: Костенкова И.А.

учитель, классный руководитель

МБОУ «ЛУЧИК» г.Реутов

2021г.

Тема: Развитие слогового анализа и синтеза

Цели:        

  1. Образовательные:
  • совершенствовать и закреплять умение определять гласные звуки первого и второго ряда;
  • активизировать знания учеников о слогообразующей функции гласных звуков;
  • совершенствовать навыки слогового анализа двух-, трёх- и четырёхсложных слов;
  • научить определять место слога в слове, последовательность слогов;
  • совершенствовать навыки слогового синтеза;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • активизировать словарь по теме «Деревья»;
  • обогащать словарный запас учеников путем введения новых слов с разъяснением их лексического значения;
  • упражнять учеников в составлении предложений по опорным картинкам;
  • совершенствование умения определять количество слов в предложении;
  • развивать навыки чтения (деформированного и обычного текста) и письма;
  • формировать грамматически правильную речь (умение согласовывать части речи друг с другом).
  1. Коррекционно-развивающие:
  • развивать тонкую моторику и кинестетические навыки;
  • способствовать развитию координации речи с движением;
  • способствовать развитию логического мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти.

Оборудование:

  • карточки с заданиями, видео презентация к уроку, проектор, мультимедийная или интерактивная доска, мяч, слоговые таблицы В.В Квач - «Слоговички», «Звуковая мозайка», карточки с цифрами «1», «2», «3», со знаком «+», компьютеры.

I Организационный момент. Отгадывание загадок. Определение темы урока.  (Презентация, стр. 2-6).

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.

У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.

Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит.

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок—
Ничего, что плод мой мелок.

Не заботясь о погоде, 
В сарафане белом ходит, 
А в один из тёплых дней 
Май серёжки дарит ей.

II Ход урока.

Задание №1 Слоговой анализ. Определение ударного слога.

 (Ученики в словах-отгадках из предыдущего задания определяют количество слогов, отхлопывают слова по слогам ладошками по парте «телеграфируют» (безударный слог одной рукой, ударный-двумя).

Логопед: Молодцы. Вы правильно отгадали все загадки. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Ученики: О деревьях.

Логопед: Правильно. Поговорим о деревьях. Какие ещё деревья, кроме тех, которые мы уже назвали, вы знаете?

Ученики перечисляют названия деревьев.

Задание №2. Фонематическое восприятие. У каждого ученика карточка со знаком «+». Работа у доски.

Логопед: Ребята, сейчас я буду называть вам названия деревьев, а вы поднимите карточку «+», если в слове есть слог на.

Слова: рябина, вишня, бузина, сосна, яблоня, каштан, лещина, лиственница.

Логопед:  Давайте сделаем слоговой анализ слов, в которых есть слог на, начертим схемы и поставим ударение. Ученики по очереди выходят к доске.

Сосна           о                 а        ,   рябина       я       и        а      ,     бузина         у      и        а    

       

Физкультминутка №3.

Игра с мячом «Поправь меня».

Логопед:  Ребята, я буду кидать вам мяч и говорить предложение, а вы найдите в нём ошибку, киньте мне мяч обратно и скажите предложение правильно. (На мультимедийной доске проецируются картинки «правильных» предложений.)

  • На листочках дерево.
  • Жёлуди едят свиней.
  • Лист срывает жирафа с дерева.
  • Дерево посадило мальчика.
  • Гроздья рябины охотно клюют снегирей.
  • Дерево бодро стучало по дятлу.
  • Дерево ударило в молнию.
  • По белке прыгает дуб        

Задание №4. Слоговой анализ, совершенствование навыка чтения.

У каждого ученика карточка с изображением ёлочки, в которой написаны названия деревьев. Ученики подчёркивают только те названия деревьев, в которых два слога.

Логопед: Ребята, посмотрите, что изображено на доске?

Ученики: Ёлка.

Логопед: Прочитайте слова, которые написаны на ёлочке. Как их можно назвать одним словом?

Ученики: Деревья.

Логопед: А теперь подчеркните только те названия деревьев, в которых два слога. И проверьте себя

Задание №5. Распознавание ударного слога в двусложных и трехсложных словах.

  1. Укажи слова к схеме

  1. Укажи слова к схеме

  1. Укажи слова к схеме

Задание №6. Чтение деформированного и обычного текста, письмо; аналитико-синтетическая деятельность. (Работа по карточкам.) Приложение №4.

Логопед: Посмотрите в карточки, в них написан текст. Попробуйте его прочитать. Видите, в некоторых словах не хватает слогов. Какие слоги надо вставить на место пропущенных? Запишите текст правильно.

(Когда текст полностью восстановлен, кто-нибудь из учеников читает его полностью.)

        Осень в самом разре. Поспели на бине красные ягоды. На фоне лотых листьев красные гроздья смотрятся особенно краси. Вот к рябине подлетела стайка дроздов. Рели полакомиться они ягодками перед отлётом.

Задание №7. Слоговой синтез. Можно приготовить карточки со слогами, дети из слогов собирают слова.

Логопед: Ребята, посмотрите на доску. Все слоги перепутаны. Надо поставить их в правильном порядке, чтобы получились слова. (Когда дети отгадывают слово, появляется изображение дерева).

Слова:

  • за-бе-рё   ---  берёза
  • о-си-на   ---   осина
  • би-на-ря   ---   рябина

Задание №8. Слоговой анализ и синтез. Работа по карточкам. Приложение №5.

Логопед: Давайте представим, что мы у нас сейчас урок математики. Нам надо решить примеры. Выполняйте действия, составляйте слова.

  • Соска – ка + на = (сосна)
  • Пальто – паль + поль = (тополь)
  • Малина – ма + па – на = (липа)
  • Промокашка – про – мо + тан – ка = (каштан)

III Подведение итогов.

Логопед: Ну вот мы и подошли к концу нашего сегодняшнего урока.

Чем мы сегодня занимались?

Ученики: Делили слова на слоги, ставили ударение.

Логопед: Как сосчитать, сколько в слове слогов?

Ученики: Сколько в слове гласных, столько и слогов.

IV Рефлексия.

Логопед: Вам понравился урок?

Что вам больше всего понравилось?

Нарисуйте своё настроение при помощи цветных карандашей (раскрасить квадрат красным цветом – если настроение хорошее, синим – если не очень) и нарисуйте смайлик, который выражает ваше настроение.

Мне было приятно с вами сегодня работать.

На этом наш урок окончен. До свидания.

Приложение №2.

Приложение №3.

Карточка №1.

Укажи слова к схеме

Приложение №3.

Карточка №2.

Укажи слова к схеме

(Для карточки №2 берутся те же картинки, что и для карточки №1).

Приложение №3.

Карточка №3.

Укажи слова к схеме

Приложение №4.

  Вставьте пропущенные слоги.        Запишите текст правильно.

Осень в самом разре. Поспели на бине красные ягоды. На фоне лотых листьев красные гроздья смотрятся особенно краси. Вот к рябине подлетела стайка дроздов. Рели полакомиться они ягодками перед отлётом.

Приложение №5.

Выполняйте математические действия, составляйте слова.

  • Соска – ка + на =
  • Пальто – паль + поль =
  • Малина – ма + па – на =
  • Промокашка – про – мо + тан – ка =


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по письму и развитию речи 3 класс коррекционной школы VIII "Деление слов на слоги" с презентацией.

Тип урока : закрепление пройденного материала.Цель урока:  Закрепить умения делить слова на слоги.Задачи: ОбразовательнаяЗакрепить знания детей о слоге.Закреплять умения детей дифференцирова...

План- конспект урока русского языка (2 класс) коррекционная школа VIIIвида по теме: Гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога

Разработка урока по теме: "Гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова и слога" На этом уроке дети украшают ёлку к Новому году, но им мешает дед Буквоед....

Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".

Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности.            Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов...

Дистанционный урок русского языка в 1 классе. Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги.

Дистанционный урок русского языка в 1 классе. Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Деление слов на слоги....

Технологическая карта урока русского языка "Слово и слог" 1 класс. Школа России

Работа содержит технологическую карту урока русского языка с применением материала портала Учи.ру...