Сборник упражнений по теме: "Окончание слова"
тренажёр по русскому языку
С материале представлены страницы для сборки тетради. В сборник входят упражнения на правописание окончаний имён существительных, прилагательных и глаголов. Дан алгоритм работы с окончаниями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сборник упражнений "Окончание слова" ( 3-4 класс) | 44.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Лицей № 1»
г. Нефтеюганск
на тему
для учащихся 3-4 классов
|
Составитель: учитель рус.яз. Белёва В.П.
«УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ»
Окончания существительных и прилагательных, проверяем по закону русского письма: слабую позицию проверяем по сильной позиции.
Как проверить окончания? | |
СУЩ. | ПРИЛ. |
1) И.п. (есть кто? что?)
3) ед.ч. ? мн.ч. → столы
4) НЕ ИСКЛ. ? ИСКЛЮЧ. (Это слова с основой на – ИЙ) 5) РОД Слова заканчиваются 6) НАБОР на … ИЙ, ….ИЕ, …ИЯ) 7) провер. СЛОВО
1. стена 2.стол 3. окно 4. цепь земля конь ружьё | пустой какой И.п. -ой, -ый (-ий) Окончания- нарушители закона Р.п. -ОГО (-ЕГО) |
Окончания глаголов не подчиняются закону русского письма.
Как проверить окончания глагола?
2 способа проверки:
1. по 3 л. мн.ч. (они что делают?) | По инфинитиву |
УТ (-ЮТ) - I спр. -АТ (-ЯТ) - II спр. | Правило: ко II спряжению относятся: 1. все глаголы на –ИТЬ (кроме брить, стелить) 2. 11 глаголов Слышать, видеть и обидеть, гнать, держать и ненавидеть, дышать, смотреть, вертеть и зависеть, и терпеть. |
1
СПРАВКА
ЗАПОМНИ написание слов из СЛОВАРЯ!
Упр. 1 болото, опушка, библиотека, велосипед, аромат
Упр. 2 рябина, осина, облако, мотоцикл
Упр.3 окрестность, бассейн, продукты, магазин, рас-свет
Упр. 5 тополь, лепестки
Упр. 6 деревня, санаторий
Упр.7 поверхность
Упр.11 костюм, тарелка, пейзаж,
Упр. 12 путешествие, ненастье, минута
Упр. 16 облака, погода, муравьи, урожай, рябина, лягушка
Упр.17 товарищ, собака
Упр. 19 корабль
Упр. 24 топор, лопата
30
Упр. 31 Спиши, вставив пропущенные буквы. Докажи выбор орфограмм в подчёркнутых словах.
Когда в солнечн….. утро пойдёшь в лес, то на полях в траве увид…..шь алмазы. Все эти алмазы блестят на солнце разн……ми цветами. Когда подойдёш…. ближе и разгл…..дишь, что это такое, то увид…..шь капли росы.
Когда неосторожно к….чнёшь листок с р…..синк…..й, то капелька незаметно скат……тся. Бывало с….рвёш… такую чаш…чку, т…хонько подн…..сёш….. ко рту и выпь….шь р….синку. Она вкуснее всяк…….. напитка каж…..тся. (По Л.Толстому)
Упр. 32 Спиши, вставив пропущенные буквы. Докажи выбор орфограмм в подчёркнутых словах. Когда ход……ш… по лесу, то на него даже вн…мания не обраща……шь. Но как только оцарапа….шь руку или натрёш…. ногу, сразу вспомн…..ш…. о подорожник….. . И сп…..шишь приложить к ран… его зелёный листок. А зна…..шь ли ты, что листок папоротника вытягива…..т яд, притупля…..т боль. Упр.33 Спиши, вставив пропущенные буквы. Докажи выбор орфограмм в подчёркнутых словах. В тих…… дни берё….ка сбрасыва…..т листья ровн….м кругом. С пуглив….й готовностью кида….т липа зубчатые монетки в чёрную воду омута. Красне….т стройный клён. Всегда бедновато одет…… лиственница так скупо трат…..т свою хвою, что хват……т и на зимн…… пору. Долго ещё покрывают её з….лотые иголки белоснежн…… скатерть полей. |
29
- ОКОНЧАНИЯ имён СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Упр. 1 Вставь буквы. Сверь выбор букв в корне со справкой стр.30. Запомни написание слов с выделенными буквами. Докажи орфограмму в окончаниях.
шёл по тропинк……. - ___________________________________________
витает в воздух……… - ___________________________________________
растёт на б…….лот……… - ___________________________________________
росли на опушк….. леса - ___________________________________________
идти из библ…...отек…… - ___________________________________________
отойти от сторожк…… - __________________________________________
на в……л……сипед……. - __________________________________________
с ар……мат……м цветов - ________________________________________
Упр. 2 Выполняй так же, как упр.1.
на р……..бинк……. - ______________________________________________
под …….синк……..й - ______________________________________________
на обл…….. к…… - ______________________________________________
на аэродром…….. - _____________________________________________
с веточк……..й сирени - ______________________________________________
в озер…….. Байкал - _______________________________________________
о детском писател……. - ________________________________________________
на м….тоцикл…….. - ________________________________________________
2
Упр. 3 Выполняй так же, как упр.1.
в колыбел…….. - ____________________________________________
в тетрад………. - ____________________________________________
на завод………. - ____________________________________________
в окрес…..ност………. - ____________________________________________
в б…….ссейн……….. - ____________________________________________
на скатерт…….. снегов - ____________________________________________
под б……рёзк……й - ___________________________________________
приобрели в м……газин…… - _____________________________________
плывут к проруб……. - ___________________________________________
Упр. 4 Выполняй так же, как упр.1.
на ранней зорьк…….. - ___________________________________________
утренним туман…….м - __________________________________________
в медленном вальс…….. - ________________________________________
в весеннем наряд…….. - __________________________________________
на осеннем праздник…… - ______________________________________
с таинственным звук…….м -______________________________________
в летней беседк……. - _________________________________________
по зимней трасс…… - __________________________________________
на лесной просек……. - ___________________________________________
3
Упр. 29 Прочитай стихотворение. Запиши доказательство выбора пропущенных орфограмм в окончаниях.
Какой ты мост чудесный свяж……шь, ___________________________
Какою песней трон…..шь тишь, ___________________________
Какое слово завтра скаж…..шь, __________________________
Какой мечтою уд……вишь, __________________
Каким пораду…..шь поэтом, ___________________________
Какой маршрут пр….бьёшь средь льдов,
Каким украс……шь самоцветом ____________________________
Кварталы нов…..х городов!
К каким ещё п…..йдёшь высот……м, _______________
Любым препонам вопреки?
Каким невиданным полёт…..м ___________________
Соед…..нишь материки? (М.Матусовский)
Упр. 30 Запиши слова, поставив в 3 л. ед.ч.
сеять - ________________________ строить - ________________________
веять - _________________________ лаять - ________________________
чуять - _________________________ готовить - _______________________
блеять - ________________________ красить - _______________________
верить - _______________________ исчезать - _______________________
плакать - _______________________ приносить - _____________________
петлять - _______________________ взглянуть - _______________________
щебетать - _____________________ щёлкать - _________________________
течь - ________________________ испечь - __________________________
сберечь - ______________________ стеречь - _________________________
построить - ____________________ громыхать - _________________________
28
Упр. 27 Спиши, вставив пропущенные буквы. Докажи выбор букв в подчёркнутых словах.
- Заунывн……й ветер гон……т стаю туч? на край н….бес (Н.Некрасов). 2. Ветер по морю гуля……т и к….раблик подг…..ня…..т (А.Пушкин). 3. Кто вперёд смотр……т, тот д..…леко вид…..т. 4. За двумя зайц……ми п…..гон…..шься, ни одн…………. не пойма……шь. 5. Руки не протян…..шь, так и с полки не достан…….шь. 9. Слезами горю не помож…..шь. 10. Тише ед……шь, дальше буд…..шь. 11. В бою побыва……шь, цену жизн….. узна……шь.
Упр. 28 Спиши, вставив пропущенные буквы. Докажи выбор букв в подчёркнутых словах.
- Ф…..враль холод…..м ве…….т. 2. Что мож…..т на таком мороз…… расти? 3. Если вы п…….смотр…..те вн……мательнее, то узна…….те уд……вительн…… вещ?. 4. Вот вид…..те холмик на припёк….. с тёмн…..й проталин…….й. 5. Дыш……т земля и продышала себе в снегу окош…..чко – весну высматрива……..т.
6. А в окошечк…… зелён……. пятнышко. 7. Это пастушья сумка. 8. С приход…..м холодов она просто засыпа…..т, как медведь в берлог….. . 9. Лишь только пригре……т немного солнце, подта…….т снег, пастушья сумка преспокойно цв…..тёт дальше.
27
Упр. 5 Выполняй так же, как упр.1.
на топол…….. - ______________________________________________
л….пестки вишн…… - _____________________________________________
отойти к чащ……. - _____________________________________________
подойти к деревн …….. - _________________________________________
покрыты ине…….м - __________________________________________
на верхушк……. ел…….. - _________________________________________
сидел на яблон……. - ___________________________________________
слез с яблон……. - ___________________________________________
в густом осинник….. - __________________________________________
Упр. 6 Выполняй так же, как упр.1.
выехать из д…..ревн…….. - ______________________________________
под……ехать к д…..ревн…….. - ______________________________________
ш……шки на ел……… - _____________________________________
возле липовой алле…….. - _____________________________________
по алле……. сада - ____________________________________
крылатки на лип……. - ______________________________________
в моём изложени …..… - _______________________________________
об…..явить о субботник………. - _____________________________________
отдыхать в сан….тори ……. - ______________________________________
4
Упр. 7 Выполняй так же, как упр.1.
на местност…….. - ______________________________________________
много листь.…… - _____________________________________________
с подснежник……ми - ____________________________________________
по лё……кой порош….. - __________________________________________
хлопь…….ми снега - ___________________________________________
на большом расстояни…….. - __________________________________
орфограмма в корн…….. - ____________________________________
на п……верхност…… воды - _____________________________________
на вырубк….. леса - ___________________________________________
Упр. 8 Выполняй так же, как упр.1.
с лапш……..й - ________________________________________________
с ландыш…….м - ________________________________________________
с туч……..й - ________________________________________________
за границ…….й - ________________________________________________
над дач…….й - ________________________________________________
над колодц…….м - ________________________________________________
с ковш….….м - ________________________________________________
над рощ….….й - ________________________________________________
с грач….….м - ________________________________________________
5
Упр. 25 Вставь буквы. Докажи выбор букв в окончаниях слов, называющих действия.
- Мир стро……т, а война разруша…….т. 2. Дождик вымоч……т, а солнышко высуш……..т. 3. Кто рано се…..т, тот семян не теря.……т. 4. Тучи нос…..т воду, вода по……т землю, земля плод принос……..т. 5. Смелый наход…….т, робкий теря……т. 6. Глупый осуд….т, умный рассуд…….т. 7. Тише ед…..шь, дальше буд……шь.
8. Упуст……шь время – потеря….шь урожай. 9. Слезами горю не помож…….шь. 10. В колюч……м кустарник…… не спряч……шься. 11.Масл……м кашу не испорт…….шь.
Упр.26 Вставь буквы. Докажи выбор букв в окончаниях слов, называющих действия.
- Ложк….й море не вычерпа……шь. 2. Скаж…..шь – не ворот……шь, напиш…….шь – не сотрёш….., отруб…..шь – не пристав……шь. 3.В бездонн……. бочку воды не нанос…….шь. 4.Люб……шь к….таться, люби и саночки в……зить. 5. Без труда не вын……шь и ры….ку из пруда. 6. В решете воду не удерж……шь. 7. Одной рукой узла не з…..вяж……шь. 8. Конь вырв……тся – догон……шь, а слово сказанное не ворот……шь.
14
Упр. 23 Вставь буквы. Докажи выбор букв в окончаниях слов, называющих действия.
Ярко солнце свет……т Дремл……т лес: ни звука,
В воздух…… тепло, Лист не ш……лестит.
И, куда не глян…..шь, Только жав…..ронок
Всё кругом светло. В воздух…… звенит.
И.Суриков
Загадка. Загадка.
Никто его не вид…..т Свет…….т, сверка……..т
А всякий слыш……т. Всех согрева……..т.
Упр. 24 Вставь буквы. Докажи выбор букв в окончаниях слов, называющих действия.
т….пором кол……..шь - ___________________________________________
ножом реж…..шь - ____________________________________________
пилой пил……шь - ____________________________________________
щ……ткой чист…..шь - ___________________________________________
л….патой копа…….шь - ___________________________________________
краской крас…….шь - ___________________________________________
веялкой ве…..шь - ___________________________________________
сеялкой се…….шь - ___________________________________________
носом чу…..шь - ___________________________________________
13
Упр. 9 Вставь буквы. Докажи выбор букв в окончаниях (над словами)
- Мир красен солнцем, человек – образовани…..…м. 2. Ястреб с голуб…..…м - не друзья. 3. Красна птица пени….…м, а человек – умении.…..м. 4. В март….... – курица пьёт из лужицы. 5. В апрел….… земля греет. 6. Если в ма……. дождь, будет и рожь. 7. Не спеши языком, спеши дел…....м. 8. Всякий человек на дел….… познаётся. 9. У лгуна на н…..дел…... семь пятниц.
Выдели значимые части слова: о с и н н и к, в б е р е з н я к е,
м а л е н ь к и й, р у с с к а я, н а г р у з к а, н а р я д н ы й
Упр. 10 Вставь буквы. Запомни написание слов с выделенными буквами. Докажи выбор букв в окончаниях (над словами).
1. На ветк……. яблон……. появились первые листочки. 2. Пчёлы перелетели от кашк…… к гвоздик…….., от фиалк……. к ромашк……. . 3. Дятел застучал клюв……м по осинк……. . 4. На опушк……. рощ…… было много лесных ягод. 5. Мы шли по дорожк…… к рощ…… .
6. Мы наблюдали за птиц……ми и нас….ком……..ми.
7. Собирай по ягодк…… - наберёшь кузовок.
Сделать разбор слов по составу выделенных жирным шрифтом.
6
- ОКОНЧАНИЯ имён ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Упр. 11 Вставь буквы. Сверь выбор букв в корне со справкой стр.30. Запомни написание слов из словаря.
летн……….. кухня - ________________________________________________
летн………… дожди - ________________________________________________
ранн…….. пение - ________________________________________________
ранн………. заря - ________________________________________________
ранн……..м утром - _________________________________________________
в син…….м к…….стюме - ________________________________________________
син……. т…...релка - _________________________________________________
осенн………. п…...йзаж - _________________________________________________
Упр. 12 Выполняй как упр.11
о дальн……м пут……шествии..…..- ___________________________________
осенн……….. н……настье - _____________________________________________
весенн …….. гроза - ______________________________________________
в зимн……….. стужу - ______________________________________________
в последн……..м вагон….… - __________________________________________
в ранн……... пору - ______________________________________________
в последн……... м…….нуту - ____________________________________________
в ближн…….й рощ……. - _______________________________________________
из зимн……...й сказки - __________________________
7
ОКОНЧАНИЯ СЛОВ, НАЗЫВАЮЩИХ ДЕЙСТВИЯ
(Не подчиняются закону русского письма.
Окончания проверяют по спряжению)
Упр. 21 Вставь буквы. Докажи выбор окончаний.
запиш……т - __________________________________________ нос….т- _____________
смотр…..т - __________________________________________ вод…..т - ____________
ед……т - __________________________________________ свяж….т - ___________
взглян……т - __________________________________________ прис…..т - ___________
леп…….т - __________________________________________ ду……т - ____________
стон……т - __________________________________________ се……т - _____________
кро…..т - ___________________________________________ шепч….т - __________
Упр. 22 Вставь буквы. Докажи выбор окончаний.
гон…..т - ______________________ свет…….т - ________
броса……шь - ____________________ держ….те -________
прос……те - ______________________ дыш…..те - ________
поед……шь - ______________________ вымо…..шь-_______
услыш……те - _____________________ лов…..те - ________
увид…….те - ______________________ пада…..т е-_______
щебеч…..т - _______________________ стел…..тся-______
бушу……т - ________________________ скле…….т-_______
12
Упр. 19 Вставь буквы. Докажи выбор букв в окончаниях над словами.
1. Хорош….… дело два века ж…...вёт. 2. У слеп..……. чел…..века глаза на пальц……..х. 3. Не жди лета долг……..., а жди лета тёпл………. . 4. Больш…....му к…...раблю – больш……. плаванье. 5. При летн..…..м ясн..……м солнышк…... и яго……ка кр..….снеет. 6. Доб-р…….м семенем поле засевать – никогда нужды не знать.
Упр. 20 Вставь буквы. Докажи выбор букв в окончаниях над словами.
- От хорош…..… дерев.….. бывает хорош….…й плод. 2. Смел……му воину уважение, а труслив….…му презрение. 3. Из-за дальн…..…. леса выл.….тели грач и ласточка. 4. Ребята в лагер…... делали утренн…….. заря…....ку. 5. Верблюд любит сухую колюч…….. пустынн…….. траву. 6. Крохотн………. птичка колибри питается нектар……м. 7. На скатерт……. снегов в..…дны за……чьи следы.
11
Упр. 13 Выполняй, как упр.11
от лют…….й стуж……. - __________________________________________
о ярк…….м сияни…….. - __________________________________________
с голубыми глазк ……ми - ___________________________________________
в красн…..м нос……..м - ___________________________________________
в летн…..й прохлад……. - ___________________________________________
с ярк…..ми незабудк…….ми - _________________________________________
в грязн…….й лужиц……. - ___________________________________________
на цветущ…..й сирен………- ____________________________________________
Упр. 14 Вставь пропущенные буквы. Докажи выбор букв в окончаниях.
в Больш……м театр……. - ________________________________________
на трескуч……м м…..роз……..- __________________________________________
в общ……й тетрадк…….. - ___________________________________________
на колюч…..м кустарник……- ____________________________________________
на жгуч…….м солнц…… - ___________________________________________
в наш….й мес..ност…… - ____________________________________________
в чуж…..м город……. - _________________________________________
мягк……. одеяло - _________________________________________
с красн………ми пятн……..ми - ________________________________________
8
Упр. 15 Вставь буквы. Докажи выбор букв в окончаниях над словами.
- В пашн……. орехи, а в карман..….. прорехи. 2. Капля по капл…….. и камень долбит. 3. У ленив…….й прях……. и для себя нет рубах…..… . 4. За деревн..…..й протекает широк……….. речка. 5. Дорожка заросла ромашк………й и цепк…....й лебедой. 6. Над ив…..…й и берёзк……..й кружил…..…сь стая ворон.
Выдели значимые части слова: п р о б е ж к а, ш а п о ч к а, п ш е н и ч н ы й, о х о т н и к , о п а с н о с т ь, о т д ы х
Упр. 16 Вставь буквы. Докажи выбор букв в окончаниях устно.
1. Поговорим о народн…….х примет.…...х. 2. Син…..…… в…….черн……. обл….….ка – к перемен…..… п…....годы. 3. Черви вып………лзают из земли - к ненас…..…ной погод…….. . 4. К бур….... мур..……вьи в гнёзд…..…х пряч…..…тся. 5. Больш……й ур…….жай р…....бин……. - к м……..розн…..й зиме. 6. Кошка к печурк…… - стужа на дворе. 7. Л….гушки заквакали – к непогод….. .
Выдели значимые части слова: п о д с н е ж н и к, п о д а р о к,
о с и н н и к, г р у с т н ы й, п о б е л к а, п р о г у л к а, п о б е г и, м о х о в о е б о л о т о, п о с л е д н я я
9
Упр. 17 Вставь буквы. Докажи выбор букв в окончаниях над словами.
- Близк……й сосед лучше дальн…...й родни. 2. Дело на всяк……... найдётся, коли лень не подкрадётся. 3. По син…….му небу плывут лёгк..……. обл…….ка. 4. Было ясн…..… летн..…… утро. 5. С ближн..……. поля подн…….лись кр…...клив………. гуси. 6. Раздался выстрел с крут……….. берега. 7. Стая с крик….…м п..…..длетела к тёмн…….му лесу. 8. В умн…..…й бесед….… ума наберёшься.
Упр. 18 Вставь буквы. Докажи выбор букв в окончаниях над словами. 1. Туристы были в соседн..…..м лесу. 2. Друзья сидели под могуч….…м дуб…...м . 3. Мои т.…..варищи жили на Крайн…….м Север.…… . 4. Полуостров Камчатка находится на Дальн……..м Восток..….. . 5. С…..бака бросилась в воду и спасла тонущ….…. друга. 6. Пернат…….. царство затихло. 7. Ранн…...м утр..….м проснулось весен…..… солнце и взл…….нул…..… на землю. 8. Лучи ярк…….. солнца раст…….пили утренн…..….. лёд. 9. По глубок…...му оврагу поб…..жал в…..сёлый г……ворливый ручеёк.
10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник упражнений по развитию полноценного навыка чтения
Упражнения для развития полноценного навыка чтения у учащихся младших классов. Памятки для родителей и учеников....
Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников.
В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонема...
Сборник упражнений по русскому языку.Звуки и буквы.
Дидактический материал для самостоятельной работы....
Сборник упражнений по русскому языку.Предложение.
Дидактический материал для самостоятельной работы....
сборник упражнений по русскому языку.Состав слова.
Дидактический материал для самостоятельной работы....
сборник упражнений по русскому языку.Деление слова на слоги.Правила переноса.
Дидактический материал для самостоятельной работы....
Сборник упражнений для уроков ритмики
С 2002 года и по сегодняшний день идет реализация авторской программы «Ритмопластика» в муниципальном бюджетном специальном коррекционном образовательном учреждении YI вида школе – интернате № 4...