Сборник упражнений по теме: "Окончание слова"
тренажёр по русскому языку

Белёва Вера Петровна

С материале представлены страницы для сборки тетради. В сборник входят упражнения на правописание окончаний  имён существительных, прилагательных и глаголов. Дан алгоритм работы с окончаниями.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                           МБОУ «Лицей № 1»

г. Нефтеюганск

на тему

 

для учащихся 3-4 классов

  1. Окончания слов, называющих ПРЕДМЕТЫ.

  1. Окончания слов, называющих предметы и ПРИЗНАКИ.

  1. Окончания слов,  называющих предметы, признаки и ДЕЙСТВИЯ    

                 

         

                                       

Составитель:  учитель рус.яз. Белёва В.П.

«УЗЕЛКИ  НА  ПАМЯТЬ»

Окончания существительных и прилагательных, проверяем по закону русского письма: слабую позицию проверяем по сильной позиции.

Как проверить окончания?

СУЩ.

ПРИЛ.

1)                                                            

                       И.п. (есть кто? что?)  

                     

3)   ед.ч.    ?                                мн.ч. →     столы                                                

               

                                                   

4)  НЕ  ИСКЛ.           ?                   ИСКЛЮЧ.        (Это слова

                                                        с основой на – ИЙ)

5)    РОД                                         Слова заканчиваются    

6)  НАБОР                                       на  … ИЙ, ….ИЕ, …ИЯ)

7) провер. СЛОВО          

                             

  1. стена  2.стол  3. окно  4. цепь

       земля   конь    ружьё                             

пустой

какой

И.п.

-ой, -ый (-ий)      

Окончания-

нарушители закона

Р.п.

-ОГО (-ЕГО)

     Окончания глаголов  не подчиняются закону русского письма.  

Как проверить окончания глагола?

2 способа проверки:

1. по 3 л. мн.ч.   (они что делают?)      

По инфинитиву

УТ (-ЮТ)  -   I спр.

-АТ (-ЯТ)   -  II  спр.

Правило: ко II спряжению относятся:

1.  все глаголы на –ИТЬ

                             (кроме брить, стелить)

2. 11 глаголов

    Слышать, видеть и обидеть,

    гнать, держать и ненавидеть,

    дышать, смотреть, вертеть

    и зависеть, и терпеть.

1

СПРАВКА

ЗАПОМНИ   написание слов из СЛОВАРЯ!

Упр. 1     болото,  опушка,  библиотека,  велосипед, аромат

Упр. 2    рябина,  осина,  облако,  мотоцикл

Упр.3   окрестность, бассейн, продукты,  магазин, рас-свет

Упр. 5   тополь,  лепестки

Упр. 6  деревня,  санаторий    

Упр.7    поверхность

Упр.11   костюм,   тарелка,  пейзаж,  

Упр. 12  путешествие, ненастье,  минута

Упр. 16  облака, погода,  муравьи,  урожай, рябина, лягушка

Упр.17   товарищ,  собака

Упр. 19    корабль

Упр. 24     топор,  лопата

 

                                                                                                                                                        30

Упр. 31   Спиши, вставив пропущенные буквы. Докажи выбор орфограмм в подчёркнутых словах.

      Когда  в  солнечн…..  утро  пойдёшь  в  лес, то на полях в траве увид…..шь  алмазы.  Все  эти  алмазы блестят на солнце разн……ми  цветами. Когда  подойдёш….  ближе  и  разгл…..дишь, что это такое, то увид…..шь капли  росы.

 Когда  неосторожно к….чнёшь  листок  с  р…..синк…..й,  то  капелька  незаметно  скат……тся.  Бывало  с….рвёш…  такую  чаш…чку,  т…хонько  подн…..сёш…..  ко  рту  и  выпь….шь   р….синку.   Она  вкуснее  всяк……..   напитка   каж…..тся.   (По Л.Толстому)

                                                                                                                                                     

Упр. 32  Спиши, вставив пропущенные буквы. Докажи выбор орфограмм в подчёркнутых словах.

     Когда  ход……ш…  по  лесу,  то  на  него  даже  вн…мания  не  обраща……шь.  Но  как только  оцарапа….шь  руку  или  натрёш….  ногу,  сразу  вспомн…..ш….  о  подорожник…..  .  И  сп…..шишь  приложить  к  ран…  его  зелёный  листок.  А  зна…..шь  ли  ты,  что  листок  папоротника  вытягива…..т яд,  притупля…..т  боль.

Упр.33  Спиши, вставив пропущенные буквы. Докажи выбор орфограмм в подчёркнутых словах.

    В  тих……  дни  берё….ка  сбрасыва…..т  листья  ровн….м  кругом.   С  пуглив….й  готовностью  кида….т   липа  зубчатые  монетки  в  чёрную  воду  омута.  Красне….т  стройный  клён.  Всегда бедновато одет……  лиственница  так  скупо  трат…..т  свою  хвою,  что  хват……т и  на  зимн……  пору.  Долго  ещё  покрывают  её  з….лотые  иголки  белоснежн……  скатерть   полей.

29

  1. ОКОНЧАНИЯ имён  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Упр. 1  Вставь буквы. Сверь выбор букв в корне со справкой стр.30. Запомни написание слов с выделенными буквами. Докажи орфограмму  в окончаниях.

шёл  по  тропинк…….    -         ___________________________________________

витает   в воздух………   -         ___________________________________________

растёт на б…….лот………  -       ___________________________________________

росли  на  опушк…..  леса -     ___________________________________________

идти  из   библ…...отек……   -   ___________________________________________

отойти  от  сторожк……  -          __________________________________________

на в……л……сипед……. -             __________________________________________

с  ар……мат……м   цветов  -           ________________________________________

Упр.  2  Выполняй так же, как упр.1.

на   р……..бинк……. -             ______________________________________________

под    …….синк……..й   -        ______________________________________________

на  обл…….. к…… -                 ______________________________________________

на аэродром……..    -             _____________________________________________ 

с   веточк……..й  сирени  -    ______________________________________________

в     озер……..  Байкал  -         _______________________________________________

о  детском писател…….  -   ________________________________________________

на   м….тоцикл……..  -          ________________________________________________         

                                                                                                                                                          2

Упр. 3    Выполняй так же, как упр.1.

в  колыбел……..       -          ____________________________________________

в    тетрад……….   -             ____________________________________________

на  завод……….      -           ____________________________________________

в   окрес…..ност……….   -  ____________________________________________         

в   б…….ссейн………..      -   ____________________________________________

на  скатерт……..  снегов  - ____________________________________________

под   б……рёзк……й -          ___________________________________________

приобрели в   м……газин…… - _____________________________________

плывут к проруб……. -       ___________________________________________

Упр. 4   Выполняй так же, как упр.1.

на ранней  зорьк……..   -      ___________________________________________

утренним   туман…….м  -    __________________________________________

в   медленном вальс…….. -   ________________________________________

в   весеннем  наряд…….. -   __________________________________________

на   осеннем   праздник……  - ______________________________________

с  таинственным   звук…….м  -______________________________________

в  летней   беседк…….   -       _________________________________________

по  зимней  трасс……   -            __________________________________________

на  лесной  просек……. -      ___________________________________________

3

 Упр. 29   Прочитай стихотворение. Запиши доказательство выбора пропущенных орфограмм в окончаниях. 

  Какой  ты  мост  чудесный  свяж……шь,  ___________________________

  Какою  песней  трон…..шь   тишь,             ___________________________

  Какое слово завтра  скаж…..шь,                 __________________________

  Какой  мечтою  уд……вишь,              __________________

  Каким  пораду…..шь  поэтом,                    ___________________________

  Какой  маршрут  пр….бьёшь  средь  льдов,

  Каким  украс……шь  самоцветом             ____________________________

  Кварталы  нов…..х   городов!

  К  каким  ещё   п…..йдёшь  высот……м,    _______________

  Любым  препонам  вопреки?

  Каким  невиданным  полёт…..м   ___________________

  Соед…..нишь   материки?      (М.Матусовский)

                                                                                                                                     

Упр. 30  Запиши слова, поставив в 3 л. ед.ч.

сеять -   ________________________    строить -  ________________________

веять -  _________________________    лаять   -    ________________________

чуять  -  _________________________   готовить -  _______________________

блеять -  ________________________    красить -  _______________________

верить  -  _______________________   исчезать - _______________________

плакать - _______________________   приносить - _____________________

петлять - _______________________  взглянуть -   _______________________

щебетать - _____________________  щёлкать -   _________________________

течь  -      ________________________   испечь -   __________________________

сберечь -  ______________________   стеречь -   _________________________

построить - ____________________ громыхать - _________________________ 

                                                                                                              28                                                                                                                                        

Упр. 27  Спиши, вставив пропущенные буквы. Докажи выбор букв в подчёркнутых  словах.

  1. Заунывн……й  ветер  гон……т   стаю   туч?   на край  н….бес (Н.Некрасов).  2. Ветер  по  морю  гуля……т  и   к….раблик  подг…..ня…..т  (А.Пушкин).  3. Кто вперёд  смотр……т,   тот  д..…леко  вид…..т.   4. За двумя  зайц……ми  п…..гон…..шься,  ни  одн………….  не   пойма……шь.  5.  Руки   не  протян…..шь,  так  и с  полки   не  достан…….шь.   9.  Слезами  горю  не  помож…..шь.  10. Тише  ед……шь,  дальше  буд…..шь.  11.   В  бою  побыва……шь,  цену  жизн…..  узна……шь.  

Упр. 28  Спиши, вставив пропущенные буквы. Докажи выбор букв в подчёркнутых  словах.

  1. Ф…..враль  холод…..м  ве…….т.   2. Что  мож…..т  на  таком   мороз……  расти?  3. Если  вы   п…….смотр…..те   вн……мательнее,  то  узна…….те  уд……вительн……    вещ?.  4. Вот  вид…..те  холмик  на  припёк…..  с  тёмн…..й   проталин…….й.   5. Дыш……т  земля   и   продышала   себе  в  снегу  окош…..чко – весну  высматрива……..т.  

6. А  в  окошечк……  зелён…….   пятнышко.  7.  Это  пастушья  сумка.   8. С  приход…..м   холодов   она   просто  засыпа…..т,  как   медведь  в  берлог…..  .   9. Лишь   только   пригре……т   немного   солнце,  подта…….т  снег,   пастушья   сумка   преспокойно  цв…..тёт   дальше.

27

Упр. 5    Выполняй так же, как упр.1.

на   топол……..   -                  ______________________________________________

л….пестки  вишн……  -      _____________________________________________

отойти  к   чащ……. -          _____________________________________________

подойти   к   деревн …….. -  _________________________________________

покрыты  ине…….м  -           __________________________________________

на  верхушк…….   ел…….. -   _________________________________________

сидел  на  яблон…….    -      ___________________________________________

слез  с  яблон…….      -        ___________________________________________

в густом осинник…..  -       __________________________________________

Упр. 6   Выполняй так же, как упр.1.

выехать  из  д…..ревн……..   -      ______________________________________

под……ехать  к  д…..ревн……..  - ______________________________________

ш……шки  на  ел………         -         _____________________________________

возле  липовой  алле……..     -    _____________________________________

по  алле…….    сада     -                 ____________________________________

крылатки  на  лип…….    -            ______________________________________

в моём  изложени …..…  -          _______________________________________

об…..явить о субботник………. -   _____________________________________

отдыхать  в сан….тори  …….   -   ______________________________________   

                                                                                                                                                          4

Упр. 7  Выполняй так же, как упр.1.

на   местност……..   -       ______________________________________________

много  листь.……  -         _____________________________________________

с  подснежник……ми -   ____________________________________________

по лё……кой  порош….. -    __________________________________________

хлопь…….ми  снега  -      ___________________________________________

на  большом расстояни…….. - __________________________________

орфограмма в  корн……..  -   ____________________________________

на п……верхност……   воды  - _____________________________________

на  вырубк…..   леса -        ___________________________________________

Упр. 8  Выполняй так же, как упр.1.

с  лапш……..й   -           ________________________________________________

с  ландыш…….м    -    ________________________________________________

с   туч……..й  -              ________________________________________________

за  границ…….й   -      ________________________________________________

над  дач…….й   -            ________________________________________________

над  колодц…….м   - ________________________________________________

с  ковш….….м  -           ________________________________________________

над  рощ….….й    -      ________________________________________________

с    грач….….м  -          ________________________________________________

5                                                                                                                             

Упр. 25   Вставь буквы. Докажи выбор букв в окончаниях слов, называющих действия.

  1. Мир  стро……т,  а  война  разруша…….т.    2. Дождик  вымоч……т,  а  солнышко     высуш……..т.   3.  Кто  рано  се…..т,  тот  семян  не  теря.……т.     4. Тучи    нос…..т  воду,   вода   по……т   землю,  земля  плод   принос……..т.   5.  Смелый   наход…….т,  робкий  теря……т. 6. Глупый  осуд….т, умный  рассуд…….т.  7.  Тише  ед…..шь,  дальше   буд……шь.

8.  Упуст……шь  время – потеря….шь  урожай.    9. Слезами  горю  не  помож…….шь.  10. В  колюч……м  кустарник……  не   спряч……шься.  11.Масл……м    кашу   не  испорт…….шь.

Упр.26   Вставь буквы. Докажи выбор букв в окончаниях слов, называющих действия.

  1. Ложк….й  море  не  вычерпа……шь.  2. Скаж…..шь – не ворот……шь,  напиш…….шь – не  сотрёш…..,   отруб…..шь – не пристав……шь.  3.В  бездонн…….   бочку   воды  не   нанос…….шь.  4.Люб……шь  к….таться,  люби  и  саночки   в……зить.  5. Без  труда  не  вын……шь  и  ры….ку  из   пруда.  6.   В  решете  воду   не  удерж……шь.  7. Одной  рукой  узла  не  з…..вяж……шь.   8. Конь  вырв……тся – догон……шь, а слово сказанное  не  ворот……шь.

                                                                                                       14

Упр. 23  Вставь буквы. Докажи выбор букв в окончаниях слов, называющих действия.

Ярко  солнце  свет……т                 Дремл……т  лес:  ни  звука,

В   воздух……   тепло,                    Лист не ш……лестит.

И, куда не глян…..шь,                   Только  жав…..ронок

Всё кругом  светло.                       В  воздух……  звенит.

                                                                                                                       И.Суриков

               Загадка.                                                                   Загадка.

Никто  его   не  вид…..т                Свет…….т,   сверка……..т

А  всякий   слыш……т.                   Всех   согрева……..т.

                                                                                                                                                    Упр.  24  Вставь буквы. Докажи выбор букв в окончаниях слов, называющих действия.

т….пором   кол……..шь   - ___________________________________________

ножом  реж…..шь -          ____________________________________________

пилой   пил……шь -          ____________________________________________

щ……ткой    чист…..шь  -  ___________________________________________

л….патой  копа…….шь -   ___________________________________________

краской   крас…….шь  -   ___________________________________________

веялкой  ве…..шь -          ___________________________________________

сеялкой   се…….шь  -      ___________________________________________

носом  чу…..шь  -            ___________________________________________

13

Упр. 9  Вставь буквы. Докажи выбор букв в окончаниях (над словами)

  1. Мир красен солнцем, человек – образовани…..…м.  2.  Ястреб  с  голуб…..…м  - не друзья.  3. Красна птица пени….…м,  а  человек – умении.…..м.   4. В  март….... – курица  пьёт  из  лужицы.    5. В  апрел….…   земля  греет.   6. Если  в  ма…….  дождь, будет и рожь.     7. Не  спеши  языком,  спеши  дел…....м.    8. Всякий  человек  на  дел….… познаётся. 9.  У  лгуна  на   н…..дел…...   семь  пятниц.

Выдели значимые части слова:  о с и н н и к,   в    б е р е з н я к е,

м а л е н ь к и й,   р у с с к а я,  н а г р у з к а,  н а р я д н ы й

Упр. 10   Вставь буквы. Запомни написание слов с выделенными буквами. Докажи выбор букв в окончаниях (над словами).

   1. На   ветк…….  яблон…….  появились  первые  листочки.   2.  Пчёлы  перелетели  от  кашк……  к   гвоздик……..,   от  фиалк…….   к   ромашк……. .   3.  Дятел  застучал   клюв……м   по   осинк…….  .    4.  На  опушк…….   рощ……   было  много  лесных  ягод.   5.   Мы  шли  по  дорожк……   к   рощ…… .

6.  Мы  наблюдали   за  птиц……ми  и  нас….ком……..ми.

7.   Собирай  по  ягодк…… - наберёшь    кузовок.    

Сделать разбор слов по составу выделенных жирным шрифтом. 

                                                                                                                                                          6

  1. ОКОНЧАНИЯ имён ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Упр. 11  Вставь буквы. Сверь выбор букв в корне со справкой стр.30. Запомни написание слов из словаря.

летн………..     кухня -       ________________________________________________

летн…………   дожди  -     ________________________________________________

ранн……..     пение   -       ________________________________________________

ранн……….   заря -             ________________________________________________

ранн……..м     утром -     _________________________________________________

в син…….м   к…….стюме - ________________________________________________

син…….   т…...релка -       _________________________________________________

осенн……….  п…...йзаж -  _________________________________________________

Упр. 12  Выполняй  как упр.11

о  дальн……м   пут……шествии..…..- ___________________________________

осенн……….. н……настье  -     _____________________________________________

весенн ……..  гроза -             ______________________________________________

в  зимн………..   стужу   -      ______________________________________________

в   последн……..м  вагон….… - __________________________________________

в  ранн……...  пору   -              ______________________________________________

в последн……...   м…….нуту -  ____________________________________________

в   ближн…….й  рощ…….    -   _______________________________________________

из зимн……...й  сказки -      __________________________

7

ОКОНЧАНИЯ СЛОВ, НАЗЫВАЮЩИХ ДЕЙСТВИЯ

(Не подчиняются закону русского письма.

Окончания  проверяют по спряжению)

Упр.  21    Вставь буквы. Докажи выбор окончаний.

запиш……т  - __________________________________________   нос….т- _____________

смотр…..т -   __________________________________________   вод…..т - ____________

ед……т -         __________________________________________  свяж….т - ___________

взглян……т - __________________________________________  прис…..т - ___________

леп…….т -     __________________________________________    ду……т -  ____________

стон……т -    __________________________________________    се……т -  _____________

кро…..т -     ___________________________________________    шепч….т - __________

Упр. 22   Вставь буквы. Докажи выбор окончаний.

гон…..т -       ______________________  свет…….т - ________

броса……шь - ____________________   держ….те -________

прос……те - ______________________  дыш…..те - ________

поед……шь - ______________________ вымо…..шь-_______

услыш……те - _____________________  лов…..те - ________

увид…….те - ______________________ пада…..т е-_______

щебеч…..т - _______________________ стел…..тся-______

бушу……т - ________________________ скле…….т-_______

                                                                                                                                                        12

 Упр.  19   Вставь буквы. Докажи выбор букв в окончаниях над словами.

     1. Хорош….…  дело  два  века  ж…...вёт.  2.  У  слеп..…….  чел…..века  глаза  на  пальц……..х.    3. Не  жди  лета  долг……..., а жди лета тёпл………. . 4. Больш…....му  к…...раблю – больш…….   плаванье.  5. При  летн..…..м  ясн..……м   солнышк…...   и   яго……ка  кр..….снеет.     6. Доб-р…….м семенем поле засевать – никогда  нужды  не  знать.  

Упр. 20    Вставь буквы. Докажи выбор букв в окончаниях над словами.

  1. От хорош…..…  дерев.…..  бывает  хорош….…й  плод. 2.  Смел……му воину уважение, а  труслив….…му  презрение.     3.  Из-за  дальн…..….   леса  выл.….тели  грач   и  ласточка.  4. Ребята  в  лагер…...   делали  утренн……..   заря…....ку.   5. Верблюд  любит  сухую  колюч……..  пустынн……..   траву.   6. Крохотн……….     птичка  колибри  питается  нектар……м.  7.  На скатерт…….  снегов  в..…дны  за……чьи  следы.

11

Упр. 13  Выполняй, как упр.11

  от лют…….й   стуж…….   -          __________________________________________

о  ярк…….м   сияни…….. -          __________________________________________

с  голубыми глазк ……ми -       ___________________________________________

в   красн…..м  нос……..м -         ___________________________________________

в летн…..й   прохлад…….  -        ___________________________________________

с  ярк…..ми  незабудк…….ми   -  _________________________________________

в  грязн…….й   лужиц…….    -     ___________________________________________

на  цветущ…..й сирен………-     ____________________________________________ 

Упр.  14   Вставь пропущенные буквы. Докажи выбор букв в окончаниях.

в   Больш……м  театр……. -       ________________________________________

на трескуч……м   м…..роз……..- __________________________________________

в  общ……й  тетрадк…….. -         ___________________________________________

на колюч…..м  кустарник……-  ____________________________________________

на  жгуч…….м   солнц…… -         ___________________________________________

в  наш….й   мес..ност…… -        ____________________________________________

в  чуж…..м  город……. -             _________________________________________

мягк…….     одеяло -                  _________________________________________

с  красн………ми  пятн……..ми  - ________________________________________                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                         8

 Упр. 15  Вставь буквы. Докажи выбор букв в окончаниях над словами.

  1. В  пашн…….   орехи, а  в карман..…..   прорехи.   2. Капля   по   капл……..   и  камень  долбит.   3. У  ленив…….й   прях…….  и для  себя  нет   рубах…..…  .  4. За  деревн..…..й  протекает   широк………..   речка.    5. Дорожка   заросла   ромашк………й  и  цепк…....й   лебедой.     6. Над   ив…..…й  и  берёзк……..й   кружил…..…сь   стая   ворон.

Выдели значимые части слова:  п р о б е ж к а,   ш а п о ч к а,        п ш е н и ч н ы й,  о х о т н и к ,  о п а с н о с т ь,   о т д ы х

Упр. 16   Вставь буквы. Докажи выбор букв в окончаниях устно.

1.   Поговорим о   народн…….х  примет.…...х.  2. Син…..……    в…….черн…….   обл….….ка  –  к    перемен…..…  п…....годы.   3. Черви  вып………лзают  из   земли  - к ненас…..…ной  погод…….. .  4. К бур…....   мур..……вьи  в  гнёзд…..…х   пряч…..…тся.   5. Больш……й   ур…….жай  р…....бин…….  -  к   м……..розн…..й   зиме.   6.  Кошка  к  печурк…… - стужа  на  дворе.   7.  Л….гушки  заквакали – к  непогод…..  .  

Выдели значимые части слова:  п о д с н е ж н и к, п о д а р о к,

о с и н н и к,  г р у с т н ы й,  п о б е л к а,  п р о г у л к а,        п о б е г и,  м о х о в о е  б о л о т о,  п о с л е д н я я  

9

Упр. 17  Вставь буквы. Докажи выбор букв в окончаниях над словами.

  1. Близк……й   сосед  лучше  дальн…...й   родни.   2. Дело на всяк……...  найдётся,  коли  лень  не  подкрадётся.  3.  По  син…….му  небу   плывут   лёгк..…….   обл…….ка.   4.  Было ясн…..…    летн..……  утро.   5.  С   ближн..…….  поля  подн…….лись  кр…...клив……….  гуси.   6. Раздался   выстрел   с  крут………..   берега.     7. Стая  с  крик….…м   п..…..длетела  к  тёмн…….му  лесу. 8.   В  умн…..…й    бесед….…  ума  наберёшься.                                                                                                                                                                                                                                                                  

Упр. 18   Вставь буквы. Докажи выбор букв в окончаниях над словами.    1. Туристы  были  в  соседн..…..м   лесу.  2. Друзья  сидели  под  могуч….…м   дуб…...м .  3. Мои т.…..варищи  жили  на  Крайн…….м   Север.……  .  4. Полуостров Камчатка  находится  на  Дальн……..м   Восток..….. .   5. С…..бака  бросилась в воду и спасла  тонущ….….   друга.  6. Пернат……..  царство  затихло.   7. Ранн…...м  утр..….м   проснулось  весен…..…  солнце  и  взл…….нул…..…   на  землю.   8. Лучи   ярк……..   солнца  раст…….пили   утренн…..…..  лёд.  9.  По глубок…...му  оврагу  поб…..жал  в…..сёлый  г……ворливый   ручеёк.                                                                                                                                  

                                                                                                           10

           

 

                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                       

                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник упражнений по развитию полноценного навыка чтения

Упражнения для развития полноценного навыка чтения у учащихся младших классов. Памятки для родителей и учеников....

Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников.

В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями  и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонема...

Сборник упражнений по русскому языку.Звуки и буквы.

Дидактический материал для самостоятельной работы....

Сборник упражнений по русскому языку.Предложение.

Дидактический материал для самостоятельной работы....

сборник упражнений по русскому языку.Состав слова.

Дидактический материал для самостоятельной работы....

сборник упражнений по русскому языку.Деление слова на слоги.Правила переноса.

Дидактический материал для самостоятельной работы....

Сборник упражнений для уроков ритмики

С  2002 года и по сегодняшний день идет реализация авторской программы «Ритмопластика» в муниципальном бюджетном специальном коррекционном образовательном учреждении YI вида школе – интернате № 4...