Материалы, правила для детей и родителей по теме "Глагол" 3-4 кл.
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Материалы, правила для детей и родителей по теме "Глагол" 3-4 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagol.docx | 69.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Глагол
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делал? что делает? что будет делать? что делала? что делали? и т.д. Например: играют, пишем, будут читать, выучат, нарисовали. |
Глаголы называют не только действия (работать, учиться, варить), но и состояния (спать, ждать, думать, мёрзнуть). |
В предложении глагол чаще всего является сказуемым. |
На вопросы что делать? что делал? что делает? что будет делать? отвечают глаголы несовершенного вида. |
На вопросы что сделать? что сделал? что сделает? отвечают глаголы совершенного вида. |
Как определить вид глагола
Например: прочитал - что сделал? Глагол совершенного вида. Рисовал – что делал? Глагол несовершенного вида. |
Глаголы не употребляются с предлогами. У глаголов есть только приставки. |
Частица не с глаголами пишется раздельно, ( не выучил, не сказал, не пел) кроме слов, которые без не не употребляются: ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, неволить, нездоровится и др. |
Вид глагола – это его обязательный постоянный признак. Глаголы несовершенного и совершенного вида – это разные слова с разными значениями: читает – прочитал; дочитывает – дочитал. |
В русском языке есть глаголы несовершенного и совершенного вида, которые имеют близкое значение, но разные основы: брать – взять, класть – положить, говорить – сказать, ловить – поймать, находить – найти. |
Глагол имеет следующие формы: начальную – говорить, писать, везти, беречь; личные - говорю, говоришь, говорит, говорим, говорите, говорят. |
Глагол имеет начальную форму. Начальная форма образуется с помощью суффиксов –ть, ти, чь : бежать, ходить, нести, беречь, жечь. Начальная форма глаголов не изменяется (у неё нет окончания). В начальной форме глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Глаголы совершенного вида в начальной форме отвечают на вопрос что сделать? |
Суффиксы –ть, -ти, -чь в основу глагола не включаются, так как они образуют не новое слово, а начальную форму. |
Глаголы в начальной форме не указывают на того, кто совершает действие. Глаголы в личной форме указывают на того, кто совершает действие: я учусь, они помогают, ты выполняешь. К глаголам в личной форме можно подставить местоимения я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. |
Личные формы образуются с помощью окончаний: я говорю, ты говоришь, он она оно говорит, мы говорим, вы говорите, они говорят. |
Суффиксы –ть, -ти и личные окончания глаголов образуют форму слова, поэтому в основу не включаются. |
Глаголы могут употребляться в форме единственного и множественного числа: я пишу – мы пишем, ты рисуешь – вы рисуете, он играет – они играют. |
При образовании личных форм могут происходить чередования звуков: бегу – бежишь, пеку – печёшь. [г]//[ж], [к]//[ч,], [д]//[ж], [ц]//[ч,], [с]//[ш], [ст]//[щ,] [т]//[ч,], [з]//[ж], [м]//[мл] |
Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак: знаешь, нарежь, стеречь. |
Если глагол употреблён в начальной форме (отвечает на вопросы что делать? что сделать?), на конце пишется –ться – улыбаться, смеяться. Если глагол употреблён в форме 3 лица единственного или множественного числа (отвечает на вопросы что делает? что делают?, что сделает? что сделают?), на конце пишется -тся – волнуется, улыбаются. |
Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам и система его личных окончаний. |
Если у глагола безударное личное окончание, то его спряжение определяется по начальной форме. Ко 2 спряжению относятся глаголы, которые в начальной форме оканчиваются на –ить (кроме глаголов брить, стелить); на -ать (гнать, дышать, держать, слышать) на –еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть). К 1 спряжению относятся все остальные глаголы. |
Как определить спряжение глагола
Например: стира[и]шь – окончание безударное; начальная форма стирать; оканчивается на –ать, не исключение, значит, это глагол 1 спряжения – стираешь. Вер[и]шь – окончание безударное; начальная форма – верить; оканчивается на –ить, значит, это глагол 2 спряжения. |
В русском языке есть два разноспрягаемых глагола – хотеть, бежать. Они так называются потому, что имеют личные окончания и 1 и 2 спряжения. Вот как они спрягаются: Хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят. Бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут. |
Не забывай, что начальная форма глагола не изменяется. По начальной форме, не поставив предварительно глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя. К начальной форме необходимо обращаться только тогда, когда личное окончание глагола безударное. |
Под ударением в окончаниях глаголов после шипящих пишется буква ё. Например: стрижём, печём. Буква о в окончаниях глаголов не пишется. |
Глаголы изменяются по временам. Глагол в форме настоящего времени указывает на то, что действие совершается тогда, когда о нём говорят ( в момент речи). Например: Я читаю правило. Глаголь в форме прошедшего времени указывает, что действие совершалось до момента речи. Например: Я читал правило. Глагол в форме будущего времени указывает, что действие совершится после момента речи. Например: Я буду читать правило. |
В формах настоящего и будущего времени глаголы изменяются по лицам. Значит, личное окончание глагола является показателем настоящего или будущего времени . В форме прошедшего времени глаголы по лицам не изменяются. |
Глаголы совершенного вида не имеют форм настоящего времени, так как совершенный вид обозначает действие, которое в момент речи совершаться не может. |
Суффикс –ыва-/-ива- в форме 1 лица единственного числа сохраняется неизменным. Суффикс –ова-/-ева- в форме 1 лица единственного числа превращается в суффикс –у-/-ю-. |
Форма прошедшего времени образуется с помощью суффикса –л-. Этот суффикс образует форму слова, поэтому в основу не включается. |
Форма прошедшего времени образуется от глаголов несовершенного и совершенного вида: варил, сварил, открывал, открыл. |
Начальная форма глагола и форма прошедшеговремени имеют одинаковую основу. Эта основа так и называется – форма прошедшего времени(начальной формы). К основе прибавляются суффиксы –ть, -ти – и образуется начальная форма; прибавляется суффикс -л- - образуется форма прошедшего времени. |
В форме прошедшего времени глаголы изменяются по родам и числам: стоял,стояла, стояло, стояли. |
Написание безударных суффиксов –е-, -и-, -а-, -я- перед –ть в начальной форме нужно запомнить, а в случаях затруднений проверять по словарю. |
Глаголы несовершенного вида образуют составную форму будущего времени с помощью глагола быть в личной форме: буду делать, будешь делать, будет делать. Глаголы совершенного вида образуют простую форму будущего времени: сделаю, сделаешь, сделает. |
Глаголы в форме настоящего времени могут называть действия, которые совершаются постоянно, всегда. Например: Волга впадает в Каспийское море. |
В предложении может говориться о действии, которое происходит на самом деле. Для этого глагол употребляется в форме изъявительного наклонения. Например: Мне подарили собаку. Если о действии говорится как о желаемом, возможном, то употребляется форма условного наклонения. Например: Подарили бы мне собаку. Если в предложении есть совет, просьба или приказ, то глагол употребляется в форме повелительного наклонения. Например: Подарите мне собаку! |
Глаголы в форме изъявительного наклонения изменяются по временам. Глаголы в форме условного и повелительного наклонения по временам не изменяются. |
Глаголы в форме условного наклонения называют действие, о котором сообщается как о возможном, желательном. Форма условного наклонения образуется с помощью глагола в форме прошедшего времени и частицы бы: поехал бы, отдыхала бы, ныряли бы. |
Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают совет, просьбу, приказ. Форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего или будущего времени с помощью суффикса –и-: Уберу – убери , сниму – сними Или без суффикса: Бросим – брось, сядем – сядь. |
Глаголы в форме повелительного наклонения изменяются по числам: говори – говорите, иди – идите. |
Глагол в форме наклонения в предложении всегда является сказуемым. |
В словосочетании «глагол +существительное», где главное слово – глагол, при изменении главного слова (глагола) зависимое (существительное) не изменяется. Глагол управляет (командует) определённой падежной формой существительного: сам меняется, а существительному запрещает. Такая связь называется управлением. Например: вспомнил о встрече, помогала подруге. |
Вид и спряжение глагола – это его постоянные признаки. Остальные признаки глагола – наклонение, время, лицо, число, род – непостоянные, изменяемые. |
Порядок морфологического разбора глагола
Пример В конце февраля сильнее пригревает солнышко.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий совместного мероприятия для детей и родителей Интеллектуально-познавательная игра “Знатоки правил дорожного движения”.
это совместное мероприятие для родителей и их детей....
Общешкольное родительское собрание "Права детей - ответственность родителей"
Собрание проводила для родителей МБОУ "Селенгинская средняя общеобразовательная школа" в декабре 2013 года....
обязанности и права детей и родителей
информация для детей и родителей...
Права и обязанности детей и родителей
В документе рассмотрены права ребенка и обязанности родителей по воспитанию школьников....
7 правил финансовой грамотности для родителей маленьких детей
Родительское собрание по теме 7 правил финансовой грамотности для родителей маленьких детей. Для Вас рекомендации психологов о том, как объяснить ребенку, что такое деньги и откуда...
Правила безопасности в сети Интернет для детей и родителей
Родителям необходимо помнить о том, как сделать интернет безопасным и обучающим инструментом для ребенка, чтобы защитить его от негатива и разнообразных рисков. Только отрицаниями и запретами нельзя б...