Внеклассное занятие по русскому языку
план-конспект по русскому языку
Тема: Фразеологизмы
Тип занятия: комбинированный
Актуальность и значимость этого урока заключается в том, что он, прежде всего, направлен на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли, уместно употреблять фразеологизмы.
На уроке используются разнообразные методы, приёмы и средства обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi._frazeologizmy.docx | 24.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Фразеологизмы
Тип занятия: комбинированный
Актуальность и значимость этого урока заключается в том, что он, прежде всего, направлен на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли, уместно употреблять фразеологизмы.
На уроке используются разнообразные методы, приёмы и средства обучения.
Цели:
- познакомить учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов;
- развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения;
- воспитывать любовь к слову и к родному языку;
- совершенствовать навыки связной речи учащихся;
- развивать навыки поисковой, исследовательской деятельности, чувство слова и языковое чутье учащихся;
- воспитывать интерес к изучению родного языка.
Дидактическое и методическое оснащение занятия: презентация, словари: толковый, фразеологический.
Структура занятия:
- Организационный момент.
- Определение темы и постановка целей урока
- Введение нового материала.
- Работа со словарём
- Закрепление материала
- Фразеологическая викторина.
- Подведение итогов занятия.
Круг рассматриваемых вопросов: фразеология; фразеологические единицы.
В конце занятия учащиеся должны знать:
- определение фразеологических оборотов;
- основные источники появления фразеологизмов;
- значение основных фразеологизмов, часто встречающихся в речи;
учащиеся должны уметь:
- объяснять значение устойчивых оборотов речи;
- пользоваться справочной лингвистической литературой для получения необходимой информации.
- находить фразеологизмы в предложениях и определять их синтаксическую роль.
Ход занятия
I.Организационный момент. (слайд1)
- Здравствуйте, ребята, садитесь.
Сядьте ровно, красиво. Сегодня у нас урок занимательного русского языка. С темой мы определимся немного позже, а сейчас…
II. Самоопределение к деятельности
- Скажите, пожалуйста, что говорят вам ваши мамы, папы, бабушки, когда провожают вас в школу?
-Давайте прочитаем, как провожала мама курица своего сыночка в школу. (слайд 2)
В класс отправила сыночка.
Говорила: не дерись,
Не дразнись, не петушись,
Поспеши, уже пора,
Ну ни пуха, ни пера.
Через час едва живой
Петушок идёт домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.
- Чем интересно это стихотворение?
-Что значит ни пуха, ни пера?
-У меня для вас есть ещё такие необычные выражения (слайд 3)
-Кто знает, как называются такие выражения? (Такие выражения называются фразеологизмы). Тема нашего занятия так и звучит: «Фразеологизмы»
-Какие цели мы поставим перед собой? (слайд 4)
- Зачем нам нужно употреблять фразеологизмы в речи? К этому вопросу мы вернёмся позже.
III. Работа над новой темой
1. -Кто знает, что такое фразеологизм?
-Если мы не знаем значение слова, что нужно делать? (спросить у взрослых, посмотреть в словаре и т.д.)
-Давайте посмотрим значение слова фразеологизм в толковом словаре.
Фразеологизмы - словосочетания с самостоятельным значением, которые нельзя разделить.
-А вот что говорят о себе сами фразеологизмы: (слайд5)
-Вот некоторые из них: (слайды 6 – 11). Наверняка, вы с такими выражениями уже встречались. Вообще, если вы захотите узнать или выучить как можно больше фразеологизмов, узнать значения непонятных некоторых, нужно обратиться к словарю. Посмотрите, какие существуют фразеологические словари для детей. (слайд 12).
Учитель показывает фразеологический словарь. Читает 1-2 фразеологизма.
-Сейчас откройте стр. 19. Найдите задание 2. Прочитайте что нужно сделать. Разгадайте криптограмму. (слайд 14, 15) (индивид. работа) (3 минуты). О чем или о ком говорят «сирота казанская»? Сейчас мы и поработаем с фразеологическим словарем. Такой словарь есть в нашей библиотеке. Найдите и прочитайте значение фразеологизма «сирота казанская». Историю его происхождения.
Следующее задание 3. Что нужно сделать? Какой фразеологизм у вас получился? Что он обозначает? Как вы думаете, какова история его происхождения? (Во времена парусного флота судну необходим был попутный ветер, надувающий паруса и направляющий судно вперед.)
Физминутка «Кораблик»
Волны плещут в океане (дети машут руками, изображая волны)
Что нам чудится в тумане? (вытягивают руки вперёд)
Это мачты кораблей (руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей! (приветственно машут руками)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (ходьба на месте)
Ищем камушки в песке(наклоны)
И сжимаем в кулачке. (сжимают кулачки)
-Работаем в паре. Задание 4. Стр.20 .Отметь карандашом правильное значение фразеологизма. Придумайте предложение с фразеологизмом, который вам понравился больше всего.
А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру.
Игра «Доскажи словечко»
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой… (не разольёшь).
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь … (медвежью услугу).
Фальшивят, путают слова,
поют кто в лес …(кто по дрова).
Ребята слушать их не станут.
От этой песни уши…(вянут).
Игра Что это? (слайд 15)
А) Его вешают, приходя в уныние,
Его суют всюду (нос).(Какие фразеологизмы могут быть отгадкой? Повесить нос, всюду совать свой нос)
Б) Не ладоши, а ими хлопают,
Если что-то не понимают
Не цветы, а вянут (уши). (хлопать ушами, уши вянут)
В) Его советуют искать в поле,
На него бросают слова и деньги,
Кто их не ценит (ветер). (ищи ветра в поле, бросать слова на ветер, бросать деньги на ветер)
-Придумайте предложение, используя фразеологизм «совать всюду свой нос», «уши вянут», «бросать слова на ветер».
Поработаем в группах. Разделитесь на группы.
Задание: вы должны определить какой фразеологизм нарисовал художник, и написать этот фразеологизм письменными красивыми буквами под картинкой. На работу 4 мин.
Сели все по своим местам.
-Один человек попробовал разделить фразеологизм на отдельные слова. Вот, что у него получилось. Слайд 17. Давайте попробуем восстановить фразеологизмы.
Проверка: Слайд 18
-Зачем же нужны в речи фразеологизмы? Послушайте рассказ, может он вам поможет ответить на этот вопрос.
- Вова не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Вова стучит.
- Прекрати стук! - сказал папа.
А Вова стучит...
«Как об стенку горох», - говорит бабушка. - Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё... Отберу молоток!..
Стучит...
- Сказано - сделано! - Бабушка взяла у Вовы молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Вова заплакал.
- Я машину чиню...
А бабушка:
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
- Не все: мы не спим.
- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа улыбнулся и сказал:
- Какая живая, интересная у нашей бабушки речь. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь.
-Какие фразеологизмы вы услышали в речи бабушки?
-Так для чего нам нужны фразеологизмы? ( Они делают нашу речь более живой, интересной, эмоциональной).
IV. Рефлексия
-Наше занятие подходит к концу.
-Продолжите, пожалуйста, любую из фраз, которые вы видите на экране. (слайд 19)
V. Итог занятия
-Как вы поняли, что такое фразеологизмы?
-Зачем они нужны в нашей речи?
И последнее хочется рассказать о происхождении фразеологизма «Ни пуха, ни пера». Это выражение досталось нам от охотников. Под пером подразумевали птицу, под пухом – зверя. Желая ни того и ни другого, стремились задобрить и обмануть злых духов. Это выражение служило своеобразным паролем. А отзывом звучало: «К черту!» Тоже – во избежание сглаза. Якобы, обман удавался, равно как и охота – знатная!
Если желаете человеку добра, говорите лучше ему в напутствие: «С Богом!»
Желаю вам всего самого хорошего, доброго и светлого! (слайд 20)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по русскому языку по теме "В мире русского языка"
занятие способствует закреплению полученных знаний, расширяет кругозор учащихся, развивает память, внимание, стремлние узнавать новое....
Внеклассное занятие по русскому языку Тема: «Богатство русского языка».
Внеклассное занятие по русскому языку...
Внеклассное занятие по русскому языку с использованием проектной деятельности в 4 классе по теме: «Русский язык – это увлекательно и интересно».
Занятие по русскому языку мы проведем в форме проекта: « Русский язык – это увлекательно и интересно». В ходе, которого мы попробуем доказать следующую гипотезу:...
Внеклассное занятие по русскому языку (4 класс) « Турнир знатоков русского языка»
В игровой форме дети закрепляют изученный материал по русскому языку. Нестандартные задания позволяют лучше усвоить некоторые темы по русскому языку....
Конспект внеклассного занятия по русскому языку "Знатоки русского языка"
Материал содержит разработку занятия интеллектуальной игры для учащихся 4-5 классов "Знатоки русского языка"...
Внеклассное занятие по русскому языку, 3 класс, "Знатоки русского языка"
Внеклассное занятие по русскому языку "Знатоки русского языка" позволяет повторить изученное в 1 и 2 классах.В занятия включенны следующие темы: «Разбор слова по составу», «Антонимы», «Синон...
Внеклассное занятие по русскому языку на тему "Зимние олимпийские игры по русскому языку"
Внеклассное занятие по русскому языку для 4 класса....