Рабочая программа по русскому языку 3 класс "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Программа предусматривает формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке на основе национального самосознания;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфеме (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Содержание материалов программы нацелено на ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_russkomu_yazyku_3_kl_2.docx | 71.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 4»
РАССМОТРЕНА на методическом объединении учителей ______________________ от « »__________2021 г. протокол №____________ Руководитель ШМО: Лобыцина Л.В. | ПРИНЯТА на заседании методического совета от « »__________2021 г. протокол №____________ Председатель МС: __________________________ | УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ «Кяхтинская СОШ № 4» Директор школы ___________ Самбаева Г.Н. приказ №____________ от « »__________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
3 класс
количество часов: всего 136 часов; в неделю 4 часа.
срок реализации 1 год
используемый УМК: учебник Русский язык 3 класс авторы: В.П. Канакина и
В. Г. Горецкий. В 2 –х ч. Москва, Просвещение «Школа России»
Программа разработана на основе
Примерной образовательной программы
НОО
Разработчик рабочей программы:
учитель начальных классов Фасхутдинова Нина Николаевна
г. Кяхта
2021г.
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Программа предусматривает формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке на основе национального самосознания;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфеме (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Содержание материалов программы нацелено на ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Предметными результатами обучающихся в 3 классе являются формирование следующих умений:
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
- строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
- понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
- понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
- распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
- знакомство с жанрами объявления, письма;
- строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
- пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
- составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
- использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
- пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
- находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
- определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
- осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
- использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
- пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
- наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
- иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
- иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
- наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
- распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
- иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
- замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
- размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
- приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
- различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
- выделять нулевое окончание;
- подбирать слова с заданной морфемой;
- образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
- сравнивать, классифицировать слова по их составу;
- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
- осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
- наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
- распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
- распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
- распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
- распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
- устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
- узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
- подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
- наблюдать над словообразованием частей речи;
- замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
- определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
- различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
- устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
- отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
- разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
- устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
- выделять в предложении основу и словосочетания;
- находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
- опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
- применять ранее изученные правила правописания, а также:
- непроизносимые согласные;
- разделительный твёрдый знак (ъ);
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
- безударные родовые окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
- определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
- безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
- писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- применять правила правописания:
- соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
- е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
- запятая при обращении;
- запятая между частями в сложном предложении;
- безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
- при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
- учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
- оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
- осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
- понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
- воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
- анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из их частей;
- овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
- ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
- осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
- составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
- выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Личностными результатами обучающихся в 3 классе являются формирование следующих умений:
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
- развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
- становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
- развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
- формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
- ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
- развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
- понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
- .осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
- осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
- ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
- представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Содержание тем учебного предмета
Раздел 1. « Язык и речь (2 часа)»
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Воспитательная деятельность: воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России; развитие умения вести учебный диалог, активность, любознательность и аккуратность у учащихся.
Раздел 2. «Текст. Предложение. Словосочетание.(17 часов)»
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные).Знаки препинания в конце предложений.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Воспитательная деятельность: воспитание любви к родному языку, уважительного отношения к мнению других, формирование умения видеть прекрасное вокруг себя; способствовать сохранению и укреплению обучающихся через физминутки.
Раздел 3. «Слово в языке и речи (15часов)»
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.
Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов. Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.
Воспитательная деятельность: воспитание умение работать в паре; работать с информацией; формирование уважения к труду и его результату; развитие критического мышления, внимания, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
Раздел 4. « Состав слова (12 часов).»
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ.
Воспитательная деятельность: воспитание умения работать в коллективе, стремление к достижению положительных результатов в изучении русского языка; развитие памяти, внимания, мышления, речи; создание положительной мотивации к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность.
Раздел 5. «Правописание частей слова» (21 часов)
Правило проверки слов с двумя безударными гласными в корне. Написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. Орфограмма парного согласного звука в корне слов. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. Правописание слов с непроизносимой согласной в корне. Орфограмма непроизносимого согласного в корне слова. Словарный диктант. Правила написания слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными в корне. Контрольная работа . Работа над ошибками. Удвоенные согласные. Написание слов с удвоенными согласными. Диктант по итогам 1 полугодия.Р.Н.О. Правописание приставок и суффиксов -ик, -ек. Правописание приставок и суффикса – ок- после шипящих. Правописание приставок и суффиксов .Различие в правописании приставок и предлогов. Правописание приставок и предлогов . Работа с текстом, распознавание приставок и предлогов. 3 четверть. Правописание слов с разделительным твердым знаком. Разделительные твердый и мягкий знаки. Повторение по теме «Правописание частей слова». Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка». Написание разделительного твердого и мягкого знаков. Изложение повествовательного деформированного текста . Части речи. Распознавание частей речи по изученным признакам.
Воспитательная деятельность: воспитание умения работать в коллективе, стремление к достижению положительных результатов в изучении русского языка; обогащение словарного запаса учащихся, развитие речи, критического мышления, аккуратности, культуры поведения на уроке, интереса к предмету.
Раздел 6. « Имя существительное» ( 23 часов)
Имя существительное как часть речи. Одушевленное и неодушевленное имя существительное. Представление об устаревших словах в русском языке. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имен собственных. Проект "Тайна имени". Число имен существительных. Изменение имён существительных по числам. Род имен существительных. Общий род имён существительных. Развитие речи. Обучающее изложение «Лев и мышь» Р.Н.О Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. Контрольная работа по теме «Имя существительное».Р.Н.О Падеж имен существительных. Несклоняемые имена существительные. Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» .Р.Н.О Именительный падеж имен существительных. Родительный падеж имен существительных. Дательный падеж имен существительных. Винительный падеж имен существительных. Родительный и винительный падеж имен существительных. Творительный падеж имен существительных. Предложный падеж имен существительных. «Склонение имен существительных» .Работа с таблицей «Признаки падежей». Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени существительного. Контрольный диктант по теме «Имя существительное. Падежи». Р.Н.О Проект «Зимняя страничка».
Воспитательная деятельность: воспитание любови к Родине, интереса к её героической истории, расширение представления о способах выражения своих чувств;
Раздел 7. «Имя прилагательное» ( 17 час)
Имена прилагательные в речи. Лексическое значение имён прилагательных и употребление их в речи. Роль прилагательных в тексте. Связь имени существительного с именем прилагательным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Художественное и научное описания. Использование имён прилагательных в тексте- описании. Развитие речи. Составление текста-описания растения в научном стиле. Род имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по родам. Родовые окончания имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Развитие речи. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям. Изменение имен прилагательным по падежам. Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Окончания имён прилагательных. Правописание окончаний в именах прилагательных. Признаки имен прилагательных как части речи .Морфологический разбор имени прилагательного. Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное». Р.Н.О Проект «Имена прилагательные в загадках».
Воспитательная деятельность: воспитание любви к животным, развитие уменияч сострадать, сопереживать;формирование у школьников языковой, коммуникативной культуры и развитие основных сфер личности обучающихся.
Раздел 8. «Местоимения» (4 часа)
Личные местоимения 1,2,3 лица. Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Морфологический разбор местоимений.
Воспитательная деятельность: воспитание любови к Родине, интереса к её героической истории, расширение представления о способах выражения своих чувств; закрепление умения сотрудничества и коллективного творчества.
Раздел 9. «Глагол» ( 17 часа)
Значение и употребление глаголов в речи. Грамматические признаки глагола. Глаголы, называющие действие и состояние предмета. Развитие речи. Составление текста по сюжетным рисункам. Неопределенная форма глагола. Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы что делать? и что сделать? Число глаголов. Словарный диктант. Изменение глаголов по числам Развитие речи. Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись. Основные грамматические признаки глагола. Изменение глаголов по временам.2-е лицо глаголов. Изменение глаголов по временам. Временная форма глагола. Изменение глаголов по временам. Формы изменения глаголов в прошедшем времени. Род глаголов в прошедшем времени. Итоговый контрольный диктант .Работа над ошибками. Родовые окончания глаголов. Правописание частицы не с глаголом. Частица не с глаголами. Изменение глагола по временам. Значение и употребление глаголов в речи. Морфологический разбор глагола.
Воспитательная деятельность: воспитание нравственных качеств: доброта, честность; формирование терпимого отношения к другим людям, их привычкам, взглядам, готовности помогать другим и уметь принимать помощь от других; активизировать творческий потенциал детей;
Раздел 10. «Повторение» ( 8 часов)
Повторение по теме: «Род имен существительных». Повторение по теме «Падеж имен существительных» .Повторение по теме «Род имени прилагательного» .Повторение по теме «Изменение имён прилагательных по падежам .Повторение по теме «Личные местоимения». Повторение по теме «Текст» .
Воспитательная деятельность: воспитание ценностного отношения и своему языку и культуре; развитие доброжелательности и эмоциональной атмосферы среди одноклассников.
Тематическое планирование, в том числе с учётом программы воспитания
№ п/п | Тема урока | Колич-во часов | Конт-роль знаний |
Виды речи. Речь, её назначение. | 1 | ||
Язык, его назначение . | 1 | ||
Текст. Признаки текста. Построение текста. | 1 | ||
Текст. Типы текстов. | 1 | ||
Предложение. | 1 | ||
Входной контрольный диктант | 1 | 1 | |
Работа над ошибками. Виды предложений по цели высказывания | 1 | ||
Виды предложений по интонации | 1 | ||
Знаки препинания в конце предложений. | 1 | ||
Предложения с обращением.Словарный диктант | 1 | ||
Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | ||
Распространенные и нераспространенные предложения. | 1 | ||
Разбор предложения по членам. | 1 | ||
Простое и сложное предложение. Запятая внутри сложного предложения. | 1 | ||
Союзы в сложном предложении | 1 | ||
Р\р. Составление предложений (текста) из деформированных слов. | 1 | 1 | |
Связь слов в словосочетании | 1 | ||
Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 | 1 | |
Работа над ошибками.Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | 1 | ||
Синонимы и антонимы. Омонимы | 1 | ||
Слово и словосочетание. | 1 | ||
Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи. | 1 | ||
Развитие речи.Обучающее изложение "Елочка" | 1 | 1 | |
Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Местоимение | 1 | ||
Что такое имя числительное? | 1 | ||
Проверочная работа. | 1 | 1 | |
Однокоренные слова. | 1 | ||
Контрольное списывание по теме «Слово и его лексическое значение». | 1 | 1 | |
Р.Н.О Слово и слог, буквы и звуки. Гласные звуки и буквы. | 1 | ||
Согласные звуки и буквы для их обозначения. Словарный диктант | 1 | ||
Разделительный мягкий знак. | 1 | ||
Развитие речи. Проект "Рассказ о слове" | 1 | ||
Контрольный диктант по теме: «Словосочетание Предложение. Текст» | 1 | 1 | |
Р.Н.О.Что такое корень слова? Как найти в слове корень? | 1 | ||
Чередование согласных в корне. Сложные слова | 1 | ||
Формы слова. Окончание. 2 четверть. | 1 | ||
Как найти в слове окончание? | 1 | ||
Что такое приставка? Словарный диктант | 1 | ||
Значение приставки в слове | 1 | ||
Что такое суффикс? Значение суффиксов | 1 | ||
Развитие речи.Сочинение по картине А.А.Рылова "В голубом просторе" | 1 | 1 | |
Р.Н.О. Значимые части слова | 1 | ||
Состав слова. Разбор слова по составу. | 1 | ||
Проверочная работа по теме "Состав слова" | 1 | 1 | |
Р.Н.О. Обобщение знаний о составе слова. | 1 | ||
Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | ||
Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. | 1 | ||
Правило проверки слов с двумя безударными гласными в корне | 1 | ||
Написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. | 1 | ||
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | ||
Орфограмма парного согласного звука в корне слов. | 1 | ||
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | ||
Правила написания слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | ||
Правописание слов с удвоенными согласными в корне. | 1 | 1 | |
Удвоенные согласные | 1 | ||
Диктант по итогам 1 полугодия. | 1 | 1 | |
Р.Н.О. Правописание приставок и суффиксов -ик, -ек | 1 | ||
Правописание приставок и суффикса – ок- после шипящих. | 1 | ||
Правописание приставок и суффиксов | 1 | ||
Различие в правописании приставок и предлогов. 3 ч. | 1 | ||
Правописание слов с разделительным твердым знаком | 1 | ||
Повторение по теме «Правописание частей слова». | 1 | ||
Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка». | 1 | 1 | |
Изложение повествовательного деформированного текста | 1 | 1 | |
Части речи. | 1 | ||
Распознавание частей речи по изученным признакам. | 1 | ||
Имя существительное как часть речи. | 1 | ||
Представление об устаревших словах в русском языке. | 1 | ||
Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | ||
Число имен существительных. | 1 | ||
Род имен существительных. | 1 | ||
Развитие речи. Обучающее изложение «Лев и мышь» | 1 | 1 | |
Р.Н.О Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. | 1 | ||
Контрольная работа по теме «Имя существительное» | 1 | 1 | |
Р.Н.О Падеж имен существительных. | 1 | ||
Несклоняемые имена существительные. | 1 | ||
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | 1 | 1 | |
Р.Н.О Именительный падеж имен существительных. | 1 | ||
Родительный падеж имен существительных. | 1 | ||
Дательный падеж имен существительных. | 1 | ||
Винительный падеж имен существительных. | 1 | ||
Родительный и винительный падеж имен существительных. | 1 | ||
Творительный падеж имен существительных | 1 | ||
Предложный падеж имен существительных. | 1 | ||
«Склонение имен существительных» | 1 | ||
Работа с таблицей «Признаки падежей». Начальная форма имени существительного | 1 | ||
Морфологический разбор имени существительного. | 1 | ||
Контрольный диктант по теме «Имя существительное. Падежи». | 1 | ||
Р.Н.О Проект «Зимняя страничка». | 1 | ||
Имена прилагательные в речи. | 1 | ||
Роль прилагательных в тексте. | 1 | ||
Связь имени существительного с именем прилагательным. | 1 | ||
Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. | 1 | ||
Художественное и научное описания. Использование имён прилагательных в тексте- описании. | 1 | ||
Изменение имен прилагательных по родам. | 1 | ||
Родовые окончания имен прилагательных. | 1 | ||
Изменение имен прилагательных по числам. | 1 | ||
Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. | 1 | ||
Развитие речи. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям | 1 | 1 | |
Изменение имен прилагательным по падежам | 1 | ||
Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного | 1 | ||
Окончания имён прилагательных. | 1 | ||
Признаки имен прилагательных как части речи | 1 | ||
Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | ||
Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное» | 1 | 1 | |
Р.Н.О Проект «Имена прилагательные в загадках». | 1 | ||
Личные местоимения 1,2,3 лица | 1 | ||
Личные местоимения единственного и мно-жественного числа | 1 | ||
Род местоимений 3-го лица единственного числа. | 1 | ||
Морфологический разбор местоимений. | 1 | ||
Значение и употребление глаголов в речи. | 1 | ||
Грамматические признаки глагола. | 1 | ||
Глаголы, называющие действие и состояние предмета. | 1 | ||
Развитие речи. Составление текста по сюжетным рисункам. | 1 | ||
Неопределенная форма глагола. | 1 | ||
Число глаголов. Словарный диктант | 1 | ||
Изменение глаголов по числам Развитие речи. Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись. | 1 | ||
Основные грамматические признаки глагола. | 1 | ||
Изменение глаголов по временам. | 1 | ||
2-е лицо глаголов. | 1 | ||
Изменение глаголов по временам. | 1 | ||
Временная форма глагола. Изменение глаголов по временам. | 1 | ||
Формы изменения глаголов в прошедшем времени | 1 | ||
Роль глаголов в прошедшем времени. | 1 | ||
Итоговый контрольный диктант | 1 | 1 | |
Работа над ошибками. Родовые окончания глаголов | 1 | ||
Правописание частицы не с глаголом. | 1 | ||
Изменение глагола по временам. | 1 | ||
Морфологический разбор глагола | 1 | ||
Повторение по теме: «Род имен существительных» | 1 | ||
Повторение по теме «Падеж имен существительных» | 1 | ||
Повторение по теме «Род имени прилагательного» | 1 | ||
Повторение по теме «Изменение имён прилагательных по падежам | 1 | ||
Повторение по теме «Личные местоимения» | 1 | ||
Правописание приставок и предлогов. Повторение | 1 | ||
Резервный урок | 1 |
Календарный план воспитательной работы
Месяц | План мероприятий | Количество часов |
Сентябрь | Индивидуальный план работы с учащимися по подготовке к олимпиаде по русскому языку | 1 |
Октябрь | Подготовка детей в школьном туре в олимпиаде по русскому языку. Оформление книжки – малышки «В гостях у осени!» | 1 |
Ноябрь | Проект «Стихи, пословицы , загадки об осени» | 1 |
Декабрь | Школьный тур олимпиады по русскому языку | 1 |
Январь | Викторина «Великий русский язык» | 1 |
Февраль | Экскурсия в библиотеку «Словари» | 1 |
Март | Презентация « В мире слов» | 1 |
Апрель | КВН по русскому языку. | 1 |
Май | Подведение итогов | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку "Школа России"
данная авторская программаразработана на основе программы по ПРЕДМЕТУ«РУССКИЙ ЯЗЫК» УЧЕБНИК «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1, 2 ЧАСТЬ, 3 КЛАССАВТОРЫ: В.П.КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ ...
Рабочая программа по русскому языку "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Школа России"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
Рабочая программа по русскомуязыку.Школа России.4 класс.Автор:Канакина.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....
Рабочая программа по русскому языку (Школа России) 3 кл
Программа составлена по учебнику Т.Г.Рамзаевой....
Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 4 класс
Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 5 учебных часов в неделю....
Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 2 класс
Программа автора Канакиной,расчитанна на 136часов,т.е.4 часа внеделю...
Рабочая программа по русскому языку (Школа России) для учащихся 1 класса
Рабочая программа дана в полном объеме с пояснительной запиской и поурочной характеристикой деятельности учащихся в соответствии с ФГОС...