Рабочая программа русский язык 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Бревнова Наталья Михайловна

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе: концепции учебников системы «РИТМ» (Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление); авторской программы по русскому языку Т. Г. Рамзаева 1 класс

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Таёжный»

        

                                                                                                                     

 

       

       

Рабочая программа

по русскому языку  для 1  класса

Составитель:

Бревнова Наталья Михайловна

учитель начальных классов

высшая категория.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Рабочая программа по русскому языку разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённая приказом Минобрнауки от 06.10.2009г № 373 ( с изменениями)
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУСОШ п. Таёжный утверждённая приказом по школе от 31.08.2015 г.№233
  •  концепции учебников системы «РИТМ» (Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление)
  •  авторской программы по русскому языку Т. Г. Рамзаева -9-еизд.,стереотип.-М.:Дрофа,2017

1.2 Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия

Для учащихся

Рамзаева Т. Г. Русский язык. Учебник .1класс-М.:Дрофа 2014г.

Для учителя

Рамзаева Т. Г. Русский язык. Учебник .1класс-М.:Дрофа 2014г.

Троицкая Н. Б. к учебнику Русский язык Рамзаевой Т. Г., Тетрадь для развития речи.-М.:Дрофа,2014г.

И.В. Гуркова Тесты к  учебнику Русский язык Рамзаевой Т. Г М.:Дрофа,2013г.

Рамзаева Т. Г. Русский язык. Рабочая программа. 1—4 классы -М.: Дрофа 2014г.

Рамзаева Т. Г. Русский язык. Методическое пособие- М.: Дрофа 2014 г.

1.3 Место предмета в учебном плане

В учебном плане МБОУСОШ п.Таёжный на 2018-19 учебный год на изучение предмета русский язык в 1 классе  4 часа  в неделю всего 40 часов (т.к. 92часа – уроки  письма ) в течение 3 и 4 четвертей. Уроки русского языка проводятся   после уроков письма  при завершении букварного периода.  

2.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Совпадают с требованиями ФГОС и примерной авторской программы по предмету

Предметные результаты обучения русскому языку в 1 классе 

—        овладение разными видами речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, слушание);

—        усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса),

лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: основа слова, корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;

—        формирование каллиграфических и  простейших  орфографических навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме в минимальном объёме;

—        обогащение словаря, умение пользоваться орфографическим словарём и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.

В целом можно определить предметные результаты обучения как компетенции — способности применять личностные свойства, практический опыт, знания и умения для успешной деятельности: общения, обучения, игры, образования.

Предметные результаты обучения конкретизированы в тематическом планировании, в разделе «Вид деятельности».

В ходе обучения русскому языку у учащихся формируются такие способности и качества, которые оказывают решающее влияние на становление их личности: формирование ценностных и мировоззренческих установок, формирование интереса и познавательных потребностей, становление структуры их учебной деятельности.

В результате формируются такие личностные универсальные учебные действия:

  • Школьная мотивационная основа учебной деятельности при сочетании социальных, учебно- познавательных и внешних мотивов на базе    положительного отношения к школе и учению;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, анализа причин успеха, результата и внешних оценок своей деятельности (со стороны учителя, товарищей, родителей);
  • ценностно-смысловые установки, отражающие личностные качества и социальные компетентности.

Метапредметные универсальные учебные действия:

Основные функции языка (коммуникативная, познавательная, регулятивная, эмотивная) способствуют формированию у учащихся универсальных учебных действий — познавательных, регулятивных и коммуникативных, которые обеспечивают успехи по другим школьным предметам, что в целом позволяет говорить о достижении первоклассниками  метапредметных результатов в освоении основной образовательной программы.

Познание окружающей действительности осуществляется через овладение системой родного языка. При изучении курса «Русский язык» осуществляется становление следующих

познавательных  универсальных учебных действий:

- как анализ, обобщение, классификация, установление аналогий.

 -поиск, переработка и отправление информации совершаются с преимущественным использованием языковых средств, наряду со

 знаково-символическими, основой для формирования которых служит также язык.

 В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой:

-чтение, письмо, эффективная работа с учебной книгой.

Языковое начальное образование оказывает существенное влияние на процесс формирования

регулятивных универсальных  учебных действий: 

-целеполагание, ориентировка, планирование, коррекция, волевая саморегуляция, контроль и оценка, которые могут формулироваться учащимися в громко речевой и умственной форме благодаря освоению основных языковых единиц.

Это позволит им перейти от внешнего контроля к самоконтролю, от внешней оценки к самооценке, поможет в организации сотрудничества и планировании  учебной деятельности.

В процессе изучения русского языка ученик научится:

 -осознавать богатства языка,

-умело использовать язык для эффективного общения, как устного, так и письменного.

Языковая личность младшего школьника характеризуется тем, что в ее структуре развиваются компетенции, позволяющие ему адекватно использовать речевые и языковые средства для решения различных

КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ: 

-строить монологическое высказывание,

-владеть диалоговой формой общения,

-ориентироваться в ситуации общения.

 Курс русского языка имеет коммуникативно- познавательную направленность, что обусловливает коммуникативную мотивацию при изучении различных разделов и тем курса, функциональное рассмотрение языковых единиц. Формирование коммуникативных умений происходит в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников.

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УКАЗАНИЕМ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема/ количество часов

Контрольные и проверочные работы

Содержание

Характеристика видов деятельности

Третья и четвертая четверти (40 ч)

Слово. Предложение. Текст. (5 ч)

Роль слова в речи. Номинативная функция слов

Подбирают вопросы к словам — названиям предметов. Знакомятся с учебником, его структурой, назначением. Наблюдают за назывной функцией слова

Функция словосочетаний. Функция предложений. Связь слов по смыслу. учебник1

Задают смысловые вопросы от одного слова к другому в словосочетании. Наблюдают за связью слов по смыслу в предложении и словосочетании. Составляют текст по рисунку или по жизненному впечатлению. Читают текст в учебнике и отвечают на вопрос по тексту, используя слова автора. Подчеркивают орфограммы по аналогии с учебником, обозначают ударение

Функции предложения. Повествовательные и вопросительные предложения, ребята, рисунок

Классифицируют предложения по цели высказывания при сопоставлении повествовательных и вопросительных предложений

Связь слов в предложении, связь предложений в тексте

Восстанавливают деформированные предложения.

Анализируют деформированный текст. Наблюдают за связью слов в предложении и связью предложений в тексте

Смысловая и грамматическая основа предложения

Наблюдают за особенностями главных членов предложения. Составляют предложения по картинке. Анализируют их. Распознают главные члены предложения

Связность текста

Наблюдают за связью предложений в тексте.

Озаглавливают текст.

Анализируют деформированный текст

Признаки предложения и текста

Составляют предложения из слов и текст из предложений. Наблюдают за текстовыми синонимами. Анализируют предложения и текст

Заглавная буква в словах

 (2 ч)

Заглавная буква в именах собственных (именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях населенных пунктов), собака

Сопоставляют имена собственные и нарицательные. Наблюдают за употреблением заглавной буквы. Осуществляют взаимопроверку выполненной работы

Предлог (2 ч)

Проверочная работа.

Синтаксическая функция предлогов (служат для связи слов), город

Наблюдают за употреблением предлогов. Знакомятся с некоторыми предлогами и их раздельным написанием. Составляют таблицу предлогов. Сравнивают и сопоставляют функции предлога как служебной части речи и знаменательных частей речи (существительного)

Звуки и буквы (4 ч)

 

Гласные и согласные звуки, их обозначение на письме буквами

Обобщают фонетико-графические сведения и применяют их. Различают гласные и согласные звуки. Распознают звуки в слове, правильно произносят их в слове. Устанавливают количество слогов в слове (по количеству гласных). Определяют ударный слог. Определяют место звука в слове, правильно произносят звук вне слова и называют букву или буквы, которыми он обозначается на письме. Распознают согласные звуки, парные по глухости-звонкости и твердости-мягкости. Характеризуют звуки. Обозначают сочетания шипящих звуков с гласными (жи, ши, ча, ща, чу, щу), сочетания чк, чн. Передают на письме звуковую структуру слова. Обозначают мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю,я,ь. Узнают место буквы в алфавите, располагают слова в алфавитном порядке

Слово и слог(3 ч)

 Перенос слова (3ч)

Контрольная работа

Слово и слог, количество слогов в слове, ударный слог, перенос слов

Уточняют представление о слоге как части слова. Различают количество слогов в слове по количеству гласных звуков. Делят слова на слоги. Распознают ударные и безударные слоги. Квалифицируют слова по количеству слогов, определяют ударный слог, опираясь на лексическое значение слова.

Осваивают правила переноса слов. Учатся писать

слова, диктуя себе их по слогам

Обозначение мягкости согласных звуков на письме (3 ч)

Диктант.

Согласные твердые и мягкие,обозначение твердости и мягкости согласных на письме

Учатся различать твердые и мягкие согласные звуки, обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, ю, я, и, ь (на конце слова)

Шипящие согласные звуки. Жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, щн, нщ.- 6 часов

Диктант.

Непарные по твердости-мягкости согласные звуки [ж], [ш], [Ч'],[Щ']

Характеризуют звуки. Определяют слова с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн. Соотносят звучание и написание, объясняют случаи расхождения звучания и написания сочетаний жи, ши в ударном положении. Подбирают слова с данными орфограммами, составляют и записывают предложения со словами, включающими данные сочетания. Пишут зрительно-слуховые, затем слуховые диктанты

Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение парных звуков на конце слова. -3часа

Согласные звонкие и глухие, согласные, парные по звонкости- глухости, обозначение парных звонких и глухих согласных на конце слова

Наблюдают за особенностями произношения звонких и глухих согласных. Различают звонкие и глухие согласные звуки. Определяют согласный звук по его характеристике. Соотносят звучание и написание слова. Объясняют случаи расхождения звучания и написания. Находят в тексте слова, написание которых надо проверять. Объясняют написание слов путем изменения формы слова

Гласные в ударных и безударных слогах и их обозначение на письме.- 4 часа

Проверочная работа

Гласные звуки в ударных и безударных слогах. Обозначение безударных гласных звуков в двусложных словах

Сравнивают и распознают гласные звуки в ударных и безударных слогах неодносложных слов (в формах одного и того же слова). Определяют наличие орфограмм в словах. Подбирают проверочные слова. Обосновывают написание слов с безударным гласным

Части речи.- 5 часов.

Слова — названия предметов.

Слова — названия признаков предметов.

Слова — названия действий предметов.

 Контрольный диктант

Назывная функция слов, отвечающих на вопросы кто? что?

Подбирают вопросы к словам — названиям предметов (из текста, по картинке). Дифференцируют предметы, отвечающие на вопросы кто? и что? Подводятся к мысли о том, что слово, отвечающее на вопрос кто?, является в предложении главным членом

Функция в речи слов, обозначающих признаки предметов

Выясняют роль в речи слов, обозначающих признаки предметов, путем сравнения текстов, в которых присутствуют или отсутствуют эти слова. Знакомятся с вопросами к словам, обозначающим признаки предметов. Подбирают смысловые вопросы к этим словам. Называют разные признаки предметов. Вспоминают и составляют загадки о предметах. Записывают словосочетания со словами, обозначающими признаки предметов. Сравнивают окончание слова, обозначающего признак предмета, и окончание вопроса к нему. Находят в предложениях слова, обозначающие признак предмета. Составляют с ними предложения. Распространяют предложения этими словами. Анализируют текст загадки

Функция в речи слов, обозначающих действия предметов

Наблюдают за словами, обозначающими действия предметов. Вставляют слова-действия в текст стихотворения на место пропусков. Подбирают вопросы к таким словам. Составляют текст или отдельные предложения с данными словами. Наблюдают за ролью в речи слов-действий

4.Система оценки достижения планируемых предметных результатов. Критерии оценивания.

В 1-м классе используется только словесная оценка, а ее критериями являются соответствие или несоответствие требованиям программы.

5.КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1 КЛАСС С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.

Тема раздела

ТЕМА УРОКА

ДАТА

Форма организации урока

Примечание

ПЛАН

ФАКТ

1

Слово. Предложение. Текст.-5ч

Речь. Из чего состоит наша речь?

7.03

2

Текст. Признаки текста.

11.03

3

Основные функции предложений в речи.Интонация законченности предложения.

12.03

4

Главные члены предложения.

13.03

5

Деформированный текст.

14.03

6

Заглавная буква в словах.-2ч

Ты и твоё имя. Заглавная буква в именах, фамилия, отчествах.

18.03

7

Заглавная буква в кличках животных.

19.03

8

Предлог.-2часа

Предлог как служебное слово.

20.03

9

Значение предлогов. Проверочная работа.

21.03

10

Звуки и буквы- 4 часа

Звуки и буквы.

1.04

11

Гласные и согласные звуки. Обозначение звуков буквами.

2.04

12

Звука два, а буква одна. Буква ь.

3.04

13

 Азбука, или алфавит.

4.04

14

Слово и слог. 3 часа

Слово и слог.

8.04

15

Ударение.

9.04

16

Особенности русского ударения.

10.04

17

Перенос слов.- 3часа

Перенос слова.

11.04

18

Буква й, ь при переносе слов.

15.04

19

Контрольная работа.

16.04

20

Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

-3 часа

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

17.04

21

Мягкий знак показатель мягкости согласных звуков.

18.04

22

Диктант.

22.04

23

Шипящие согласные звуки. Жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, щн, нщ.-

6 часов

Шипящие звуки.

23.04

24

Сочетания жи, ши.

24.04

25

Сочетания ча, ща, чу, щу

25.04

26

Сочетание чк, чн, щн, нщ. Проверочная работа.

29.04

27

Упражнение в написание жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, щн, нщ.

30.04

28

Диктант.

6.05

29

Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение парных звуков на конце слова. -3часа

Парные звонкие и глухие согласные звуки.

7.05

30

Сильная и слабая позиция согласного звука.

8.05

31

 Обозначение парных звуков на конце слова

13.05

32

Гласные в ударных и безударных слогах и их обозначение на письме.- 4 часа

Ударные и безударные слоги.

14.05

33

Сопоставление написания букв гласных в ударных и безударных слогах.

15.05

34

Орфограмма.

16.05

35

Проверочная работа. Гласные в ударных и безударных слогах

20.05

36

Части речи.- 5 часов.

Слова которые отвечают на вопросы кто?,что?

21.05

37

Слова которые отвечают на вопросы какой?какая? какое?

22.05

38

Слова которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?

23.05

39

Контрольный диктант за год.

27.05

40

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Русский язык 2 класс по программе " Перспективная начальная школа"

              Программа разработана на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой,  Н.М. Лавровой  и программы по русскому языку ...

рабочая программа русский язык 3 класс программа "Планета знаний"

Рабочая программа по предмету "русский язык" 3 класс. Программа "Планета знаний"...

Рабочая программа, русский язык, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Ломокович)

Рабочая программа, русский язык, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Ломокович),  2016-17 уч. год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г, Русский язык. Учебник.3 класс. М. Просвещение, 2018

         Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего обр...

Рабочая программа. Русский язык. 1 класс. (165 часов в год, 5 часов в неделю) Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части. Рамзаева Т.Г. Русский язык.

Русский язык(165 часов в год, 5 часов в неделю)Обучение письму.  Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части.Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа составлена в соответствии с основной ...

Рабочая программа. Русский язык с компонентом " родной язык ". 4 класс . Планета знаний

Данный материал будет полезен учителям, работающим по программе " Планета знаний"...

Рабочая программа русский язык - родной язык 2 класс

РАзработка рабочей программы русский язык - родной язык УМК "ШКола России" 2 класс...