Применение кейс-технологий на уроках в начальной школе
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
На современном этапе изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, - еще большие перемены произошли в способах изучения нового.
В связи с модернизация образовательной системы - предлагаются: иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.
В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.
Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом, поэтому учить только традиционными методами нельзя.
Вот учителю и приходится постоянно искать эффективные методы обучения.
Для себя я выбрала кейс-технологии.
На сегодняшний день данные технологи широко используются в средних школах, а в начальной школе делаются первые попытки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_keys_-tehnol.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На современном этапе изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, - еще большие перемены произошли в способах изучения нового.
В связи с модернизация образовательной системы - предлагаются: иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.
В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.
Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом, поэтому учить только традиционными методами нельзя.
Вот учителю и приходится постоянно искать эффективные методы обучения.
Для себя я выбрала кейс-технологии.
На сегодняшний день данные технологи широко используются в средних школах, а в начальной школе делаются первые попытки.
В силу небольшого жизненного опыта у учащихся младших классов использование кейс-методов не нашло широкого применения в начальной школе. Но хочется отметить, что технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7-10 лет высокую мотивацию к учёбе.
А так как отличительной особенностью технологии обучения на конкретной ситуации является работа в малых группах, то она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника
как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы,
и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики.
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Кейс-технология предполагает значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции учащихся в процессе обучения.
Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебных карт, правил, рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал, обучающийся может запрашивать помощь у учителя.
Разрабатываются квесты (интернетовское название) на разных уровнях обучения. Квесты охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
Квесты охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
Результатом работы кейс – технологии являются работы учащихся в виде презентаций (в начальной школе)
Виды заданий для кейсов:
- Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
- Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
- Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание стихотворения, видеоролика.
- Оценка – обоснование определенной точки зрения.
- Разные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.
В классификации кейсов выделяют такие виды: практические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации;
обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;
научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Учителя начальных классов в своей работе могут использовать практические кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. По сути дела кейс создает практическую, что называется«действующую» модель ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.
Для учащихся начальной школы важно, чтобы кейс вызывал чувство сопереживания с его главными действующими лицами, чтобы была описана личная ситуация персонажей, во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения.
Кейс-технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы:
- анализировать информацию,
- сортировать ее для решения заданной задачи,
- выявлять ключевые проблемы,
- генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
- выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.
Кроме того, дети:
- получают коммуникативные навыки
- развивают презентационные умения
- формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения
- приобретают экспертные умения и навыки
- учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы
- изменяют мотивацию к обучению.
Требования к содержанию кейса.
В кейсе рассматривается конкретная ситуация, в описание которой включаются случаи, факты, решения, имевшие место в течение определённого времени. Эти ситуации могут отражать как комплексную проблему, так и частную задачу.
Виды пакетов кейсов в обучении:
- Вводный кейс (осведомлённость о наличии проблемы, ситуации, явления, границы рассматриваемого предмета);
- Предоставление информации (знаний по теме или проблеме), в зависимости от предмета может быть более или менее детализированным;
- Стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределённости и решать проблемы с преобладанием комплексных, необусловленных факторов);
- Исследовательский кейс (схож с групповым и индивидуальным проектом, анализирует определённую ситуацию или проблему, а результаты этого анализа представляются в форме изложения).
Кейс, имеющий целью развитие определённых навыков (закрепляет, тренирует использование полученных знаний, навыков на примере реальных ситуаций, в зависимости от характера навыков может быть более или менее детализированным, объёмным).
Структура кейса:
Комплексный (модульный) кейс содержит, как правило, большой (20 и более страниц) объём информации, первичных данных, образцов документов, видеороликов, компьютерных программ и т. п.
Кейс-иллюстрация содержит небольшой объём данных, может использоваться для подтверждения, иллюстрации изучаемой темы.
Кейс - практическая задача содержит небольшой или средний объём информации о реальной ситуации, на основе которой слушатели должны выполнить задание по теме.
Технология организации (или модерации) деятельности по методу кейсов: Класс делится на такое количество групп, чтобы последние состояли из 3-5 человек. Каждая команда выбирает руководителя (модератора). На нём лежит ответственность за организацию работы групп, распределении вопросов между участниками и окончательные решения. После завершения работы модератор делает доклад или сообщение о результатах выполненной работы своей группы. Подведение итогов работы над темой остается за учителем.
Структура обучения методом кейсов
Действия преподавателя (до занятия) | Действия школьника(до занятия) |
1. Подбирает кейс. 2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки школьника. 3. Разрабатывает сценарий занятия. | 1. Получает кейс и список рекомендаций. 2. Индивидуально готовится к занятию. |
Во время занятия: 1. Организует предварительное обсуждение кейса. 2. Делит класс на группы. 3. Руководит обсуждением кейса в группах, обеспечивая их дополнительными сведениями. | Во время занятия: 1. Задаёт вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы. 2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие. 3. Принимает решение или участвует в принятии решения. |
После занятия: 1. Оценивает работу школьников. 2. Оценивает принятые решения или поставленные вопросы. |
Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Очень важный этап- это создание “ситуации успеха”. Каждый ученик на определённом этапе (посильном для него) индивидуально решает задачу, не испытывая при этом никаких затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими результатами.
И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам не бояться использовать кейс-метод в начальной школе, т. к. он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС начального образования.
Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки;
создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.
Ведь погоду в классе делаем Мы с вами. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно.
И давайте делать только хорошую погоду!
Список литературы
Буравой, М. Углубленное сase study: между позитивизмом и постмодернизмом / М.Буравой // Рубеж.- 1997 - № 10 – 11.
Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред Г.Н. Прозументовой.- Томск, 2003.
Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы /И.Козина // Рубеж.- 1997.-№ 10-11.- С. 177-189.
Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И.Михайлова / Маркетинг.- 1999.- №1.
Переход к Открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций. Коллективная монография./ под ред Г.Н. Прозументовой. - Томск, Изд-во Том. Ун-та ,2005.
Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE — технологий / Л.В.Рейнгольд //Компьютерра.- , 2000. - №13-15.
Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.
Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред .Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
http://writing.colostate.edu/references/research/casestudy/index.cfm
http://www.ed.asu.edu/edrev/reviews/rev24.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе
Статья из опыта работы...
Применение презентации PowerPoint на уроках в начальной школе
Статья содержит информацию о целях, назначении, преимуществах использования информационных технологий и использования презентации PowerPoint на современном уроке в начальной школе...
Применение интерактивной доски на уроках в начальной школе
"Эффективность использования интерактивной доски SmartBoard на уроках в начальных классах"...
"Применение новых технологий на уроках в начальной школе".
ИКТ помогают оживить уроки, выступают в роли яркого образа, позволяющего малышам лучше усвоить программный материал....
Статья "Применение информационных технологий на уроках в начальной школе как средство повышения эффективности урока"
P { margin-bottom: 0.21cm; } P { margin-bottom: 0 В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащи...
Применение игровых технологий на уроках в начальной школе. (Умная игра на уроке)
Игровые приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, позволяют учащимся раскрыть и активизировать свои способности, усиливают интерес к изучаемым предметам, побуждают к решению учебных...
Мастер-класс для учителей начальной школы Невского района Санкт-Петербурга по теме "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"
Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....