Тема: Имена существительные, неизменяемые по числам
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тема: Имена существительные, неизменяемые по числам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 30.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Цыжипова Ю. Б., учитель начальных классов МАОУ «СОШ №60 социальной адаптации детей-инвалидов»».
Тема: Имена существительные, неизменяемые по числам. Класс: 2 Тип урока: урок «открытия нового знания».
Цели урока: 1) Дать понятие об именах существительных, не изменяющихся по числам. 2) Развивать умения высказывать свои предположения, предложения, развивать умения правильно употреблять такие существительные в речи, сопоставлять, анализировать, обобщать и делать выводы. 3) Воспитывать умения сотрудничать, работать в группе, культуру речи обучающихся Личностные УУД: умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.
Познавательные УУД: наблюдать над формами имён существительных, употребляемых в одном числе: единственном или множественном и делать выводы, подбирать примеры таких имён существительных. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации, взаимодействовать в паре. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Ресурсы урока: Учебник: Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, сигнальные карточки, карточки с текстом для индивидуальной работы, мультимедиа проектор, компьютер.
Технологическая карта урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1.Организационный момент. Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | (СЛАЙД2) Какое солнце, дарящее свет, Подарит ли радость сегодня для всех? Солнце иногда закрывается тучами. Тучки – это наши опасения, это трудности, с которыми мы можем столкнуться на уроке. А что нам поможет справиться с нашими трудностями?(СЛАЙД 3) Вспомним наш девиз: Вместе не трудно, Вместе не тесно, Вместе легко и всегда интересно! | Подготовка класса к работе, настрой на доброжелательное сотрудничество. Создание комфортной обстановки. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний. Актуализирует учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала. Создаёт условия для активной деятельности учащихся на уроке при изучении нового материала. | Отгадайте загадку: Давно живу я в мире этом Даю названия предметам. О какой части речи идет речь? (СЛАЙД 4) Имя существительное. Давайте вспомним, что вы знаете об этой части речи? В картах заполните схему, записав каждый признак в отдельный кружок. Составление кластера. Слайд 5 (щелчок ) Самопроверка. Учитель: Давайте проверим, как вы справились с работой. Напротив правильных ответов ставим +, а неправильные - зачёркиваем. Те ребята, кто выполнил работу без ошибок, поставьте звёздочку рядом с заданием. | Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы. Составляют кластер. | Предметные: создание условий для активной работы учеников при изучении нового материала. Регулятивные: осознание учащимися того, что уже освоено, осознание уровня усвоения. Коммуникативные: умение точно и полно выражать свои мысли. |
3.Поста новка учебной задачи. Цель: выявле ние причины затруднения. Постановка цели урока. | Создание проблемной ситуации. Прочитайте данные слова. Что вы можете сказать про них? Запишите эти слова, вставляя пропущенные буквы. Назовите, в каком числе стоят данные имена существительные? Измените число у них. (СЛАЙД 5,6,7,8,9). язык-языки, народ – народы, Москва-? каникулы - ? Что заметили? Встречаются ли ещё в русском языке такие слова? Давайте проверим. Определите, в каком числе стоит слово «молоко»? Можно изменить число? Значит, что мы можем сказать о том, как изменяется по числам это существительное? Аналогично со словом «брюки». Как думаете, какова тема нашего урока? (СЛАЙД 10) Сформулируйте задачи урока, используя слова: познакомиться…., учиться находить… и правильно …(СЛАЙД 11) | Записывают словарные слова в тетрадь. Сравнивают с эталоном. Самооценка. Отвечают на вопросы. В ходе работы выясняют, что не все существительные изменяются по числам. Слово «молоко» обозначает вещество, его мы не можем посчитать как другие предметы (яблоко, стол, книга и т. д.) Значит это существительное не изменяется по числам. Тема урока: «Имена существительные, которые не изменяются по числам». Задачи урока: познакомиться с именами существительными,которые не изменяются по числам, научиться находить такие имена существительные (СЛАЙД 5-6) | Регулятивные: Целеполагание. Коммуникативные: постановка вопроса. Познавательные: формулирование проблемы. |
4.Объяснение нового материала. | Раздадим мы вам предметы, Определите их приметы,- Коль предмет всего один – его в коробку поместим. А коль в количестве большом – На прилавок отнесём. Задание 1. Слова в ед. ч. кладём в коробку. Слова во мн. ч. на прилавок. Работа в парах. Вспомним правила работы в паре. Задание 2. Выпишите сначала имена существительные, которые употребляются только в ед. ч., затем только во мн. ч. Проверка (СЛАЙД 12). Какой мы можем сделать вывод? Мы с вами выяснили, что в русском языке есть такие существительные, которые имеют форму только одного числа числа. Проверим наше предположение по учебнику стр.64. В древнерусском языке было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное. Потом двойственное число исчезло, а слова из этого числа перешли в разряд тех слов, которые имеют только форму множественного числа. Как же отличать такие слова от других существительных, стоящих просто во множественном числе? | Дети вспоминают правила работы в паре: 1. Будь вежлив. Помни, мы делаем общее дело. 2. Чётко высказывай своё мнение. 3. Умей слушать других. 4. Не смейся над чужими ошибками. Дети выполняют задание: по очереди берут карточки со словами (яблоко, мука,очки, брюки, торты, банты, картина, книга, стол, пирог, игрушки). Остальные ученики оценивают ответ одноклассников с помощью сигнальных карточек. Ученики: Надо попытаться образовать от существительного форму единственного числа. | Регулятивные: работать по плану, отличать верно выполненное задание, от неверного, осуществлять самоконтроль. Познавательные: овладевать умением поиска и выделения необходимой информации, уметь сравнивать. Коммуникативные: слушать и понимать речь других, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
5.Физкультми нутка. Цель: здоровьесбере жение, умение заботиться о своём здоровье. | Коммуникативные: сотрудничество в выполнении упражнений. Личностные: какое значение имеет для меня физкультминутка. | ||
6. Закрепление. Включение в систему знаний. | (Слайд 13)А сейчас я предлагаю зайти в магазин и совершить небольшие покупки. Но покупать мы будем предметы, имеющие форму только множественного числа. Кто первый пойдёт за покупками? В какой отдел направимся мы? Работа в группах. Продовольственный: Канцтовары: Косметика: (В каждом отделе группа щёлкает по тому предмету, который выбирает. Если ответ верен, покупка попадает в корзину. Данные слайды построены с помощью триггеров). Канцтовары: ножницы, счёты, чернила. Косметика: духи, бусы, бигуди Продовольственный: макароны, сливки, хлопья Учитель: Ну что же мы прекрасно справились с поставленной задачей. | Выполняют задание. | |
7.Рефлексия. Цель: самооценка результатов деятельности, осознание полученных знаний. | (СЛАЙД 14) Тема: Знал: Узнал: Продолжите высказывание. Приведите примеры имён существительных, употребляемых только в форме единственного числа. Приведите примеры имён существительных, употребляемых только в форме множественного числа. Предлагаю вам закончить предложения: На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за то … После урока мне захотелось… Рефлексия. Слайд 15 Учитель: Ребята, в начале урока мы с вами говорили о ваших ожиданиях и опасениях. У вас на столах лежат солнышки и тучки. Если ваши опасения сбылись, прикрепите тучку на доску. А если сбылись ваши ОЖИДАНИЯ, то прикрепите солнышко, которое сегодня будет весь день вам ярко светить. Спасибо вам за урок. | Участвуют в рефлексии, устно оценивают содержание урока. Дополняют высказывания. Приводят примеры существительных, не изменяемых по числам. | Личностные: рефлексивность, любознательность. Регулятивные: оценка, самооценка. |
8. Домашнее задание. | Задаёт домашнее задание: выписать из орфографического словарика существительные, не изменяемые по числам. | Записывают домашнее задание. |
1.Прочитайте. Найдите и подчеркните имена существительные, неизменяющиеся по числам.
1. Я провёл каникулы в деревне у бабушки.
2. Весь день стояла хорошая погода.
3. Бабушка пекла вкусные блины.
3. К блинам она подавала сметану.
Существительные, неизменяющиеся по числам. | Существительные, имеющие форму и ед. ч. и мн. ч. |
М. роща
В. клещи
Е. жмурки
О. учитель
Р. молоко
Н. сливки
Л. имя
О. урок
Д. язык
О. шахматы
Е. лимон
Ц. перемена