Системно-деятельностный подход в изучении словарных слов (статья).
статья по русскому языку
В статье говорится об использовании системно-деятельностного подхода в обучении для достижения результата в учебном процессе. Так как русский язык считается довольно трудным предметом в начальной школе, то основная задача учителя- сделать процесс изучения словарных слов не только более лёгким, но и интересным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Системно-деятельностный подход при изучении словарных слов в начальной школе". | 26.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно-деятельностный подход в изучении словарных слов
(из опыта работы)
Рожкова С.В., учитель начальных классов,
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №85»
г. Кемерово
Переход современного образования на ФГОС предполагает изменения в целях и содержании образования. Чтобы организовать учебный процесс, появилась необходимость в новых средствах и технологии обучения, но какие бы изменения не происходили, урок по-прежнему главная форма организации образовательного процесса. Исходя из того, что в современных условиях предъявляются новые требования к результатам образовательной деятельности, новые требования предъявляются и к уроку, как основной форме учебного процесса. При подготовке к современному уроку учителю необходимо ориентироваться на такие технологии в рамках Стандарта, которые помогают учащемуся понять, какой путь освоения материала ему выбрать, какого результата он должен достичь и для чего ему это необходимо. Задача учителя - помочь учащемуся в выборе этого пути и в осознании нужности этого знания. Использование системно-деятельностного подхода в обучении во многом помогает современному учителю решить эти задачи. Ведь основной принцип системно-деятельностного подхода предполагает приобретение и проявление знаний в процессе деятельности. Таким образом, смысл нового урока заключается в том, что учащиеся решают поставленную проблему посредством самостоятельной познавательной деятельности.
Русский язык считается довольно трудным предметом в начальной школе, а программа этого предмета для каждого класса предполагает обязательное изучение словарных слов. Как правило, изучение словарных слов сводится к их заучиванию и механической отработке написания этих слов. Такая монотонная работа для маленьких школьников неэффективна, не приносит нужных результатов и убивает интерес к изучению слов с непроверяемым написанием. Основная задача учителя - сделать процесс изучения словарных слов для учащихся начальных классов не только более лёгким, но и интересным. Необходимо, чтобы ребёнок понимал, где он будет применять полученные знания, для чего он над этим работает и что от полного и правильного формирования навыков работы со словарными словами будет зависеть его дальнейшее обучение в школе, его орфографическая и речевая грамотность.
Школьника уже с начальной школы учитель должен вести к осознанию нужности того материала, который усваивается. Например, что тот материал, который ребёнок изучает, поможет не только в подготовке к экзаменам и успешной их сдаче, но и позволит стать разносторонней развитой языковой личностью, подготовит к умению грамотно общаться в социуме и к деловой жизни.
Помимо формирования умения работать со словарями разработано немало интересных приёмов, которые помогают школьникам объяснить значения непонятных слов, а таковых много среди словарных. Часто учащиеся могут понять лексическое значение слов при помощи контекста, увидеть слово с предметным значением на рисунке, но когда и это невозможно, то содержание слова раскрывается путём краткого словесного толкования.
Наиболее успешно изучение и усвоение словарных слов происходит тогда, когда учитель применяет способ группировки, распределяя слова по различным признакам: слова, которые можно объединить в группу, назвав их одним словом, например, ягоды - смородина, малина, земляника; слова, в которых пишется..одна и та же безударная гласная, например, автобус, муравей, народ, насос; слова, которые включаются в сюжет, например, велосипед, тренер, футбол, спортсмен.
Рассчитанная на неделю работа со словарными словами включает в себя ознакомление и работу с создаваемым учеником собственным словариком, подбор однокоренных слов, составление предложений, творческий процесс по выбору шарад, лингвистических задач, головоломок, ребусов, где используются словарные слова.
Урок строится на тесном творческом сотрудничестве учителя и учащихся, при котором школьники ищут различные решения поставленных учителем или одноклассниками задач, делятся опытом усвоения того или иного слова.
Материал для работы со словарными словами может быть разным. Например, учитель или учащийся произносит выбранное слово, от которого необходимо образовать слова, используя разные морфемы, где должен получиться ряд слов следующего типа: народ, народный, народец, народище, обнародовать.
Ещё одна форма – это использование загадок. Задача учащегося прослушать загадку и записать только отгадку, которой будет, например, слово с непроверяемой безударной гласной:
Этот серенький грызун-
Вислоухий топотун.
От беды в кустах скрываясь,
Задремал трусишка…
Заяц
Использование синонимов и антонимов, которые необходимо подобрать к изучаемому словарному слову, тоже способствует быстрому запоминанию предложенных слов. Например, слово победа: синонимы – успех, триумф, торжество, завоевание; антонимы – поражение, проигрыш.
Эффективность изучения словарных слов даёт и работа с этимологией слова. Учащимся интересно работать в парах. Записав слова и их происхождение, школьники соревнуются, кто больше запомнил слов. Например, пенал (от лат. слова pennale, от penna «перо, крыло»)
Даёт хорошие результаты и работа с пословицами и поговорками, включающими в себя слова с непроверяемым написанием. Сначала ученики работают с выданными им пазлами, из которых складывают пословицу или поговорку, а потом объясняют их значение и называют словарное слово, входящее в состав сложенного изречения, объясняя, какую роль играет это слово в данном выражении. Например, язык до Киева доведёт (возможность отыскать нужное место если не при помощи собственных знаний, то обязательно благодаря доброжелателям, которые встретятся на пути)
Обращает на себя внимание объяснение фразеологизмов, куда также входят словарные слова. Например, ждать у моря погоды (рассчитывать, надеяться на что-либо, не предпринимая ничего, оставаясь пассивным). Учащиеся не только усваивают словарное слово, но и запоминают и объясняют целое выражение, которое смогут использовать в различных языковых ситуациях.
Работа с непроверяемыми словами вызывает живой интерес у учеников и способствуют крепкому запоминанию этих слов, когда школьники начинают самостоятельно придумывать «стишки-запоминалки». Например:
У всех друзей есть адреса,
но происходят чудеса,
должны ребята знать везде,
что пишем адрес с буквой Е.
Творческий поиск учителя, выбор результативных методов для изучения школьниками слов с непроверяемым написанием формирует не только знание о правописании словарных слов, но и позволяет привести этот навык в систему, расширяет кругозор, обогащает лексический резерв, способствует тому, чтобы учащийся мог использовать полученный словарный арсенал в других языковых ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Запоминаем словарные слова. Статья
Как запомнить словарные слова...
Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)
Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....