Русский язык 3 класс Школа России
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа по русскому языку для 3 класса, разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; изменениями от 26.11.2010г. №1241, от 22.09.2011г.№ 2357, от 18.12.2012г. № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015г. №507, от 31.12.2015г. №1576, авторской программой Канакиной В.П., Горецкого В.Г и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».
Общие цели предмета
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс рассчитан на 136 ч. в год, 4 часа в неделю в соответствии с годовым учебным планом работы МОУ «СОШ Поселья» на 2021-2022 учебный год.
УМК
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык», учебник для 3 класса в 2 частях, издательство Москва «Просвещение», 2013 г.
- Канакина В.П. «Русский язык», рабочая тетрадь для 3 класса в 2-х частях, издательство Москва «Просвещение», 2013 г.
- Логинова О.Б., Яковлева С.Г. «Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 3 класс». М.: Просвещение, 2013
- CD Электронное приложение к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык. 3 класс». М.: Просвещение, 2013
.
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
– делить текст на части, озаглавливать части;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
– делить слова на части для переноса;
– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
– писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов;
буквосочетания чк, чнв словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой;
писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию
приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
– обращать внимание на особенности употребления слов;
– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
– составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
1 | Наша речь | 2 |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание. | 11 |
3 | Слово в языке и речи | 18 |
4 | Состав слова | 14 |
5 | Правописание частей слова | 23 |
6 | Части речи | 61 |
7 | Повторение | 7 |
ИТОГО | 136 |
Содержание предмета
Язык и речь (2 ч)
Наша речь и наш язык.
Текст. Предложение. Словосочетание (11 ч)
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.
Слово в языке и речи (18 ч)
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).
Состав слова (14 ч)
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.
Правописание частей слова (23)
Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).
Имя существительное (27 ч)
Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных.
Имя прилагательное (15ч)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.
Местоимение (5 ч)
Лицо, число, род личных местоимений.
Глагол (14 ч)
Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Повторение (7 ч)
Формы организации учебных занятий
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку. Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определѐнного умения. Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой обучающихся, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.
Виды учебной деятельности
Списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | ||
Язык и речь (2ч) | ||||||
1 | Наша речь. Виды речи | 1 | 02.09 | |||
2 | Текст. Типы текстов | 1 | 06.09 | |||
3 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания | 1 | 07.09 | |||
4 | Виды предложений по интонации | 1 | 09.09 | |||
5 | Предложения с обращением | 1 | 13.09 | |||
6 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | 14.09 | |||
7 | Простое и сложное предложения. Словосочетание | 1 | 16.09 | |||
8 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 | 20.09 | |||
9 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова | 1 | 21.09 | |||
10 | Синонимы и антонимы. Омонимы | 1 | 23.09 | |||
11 | Слово и словосочетание | 1 | 28.09 | |||
12 | Фразеологизмы | 1 | 29.09 | |||
13 | Обучающее изложение | 1 | 30.09 | |||
14 | Части речи | 1 | 04.10 | |||
15 | Имя существительное | 1 | 05.10 | |||
16 | Имя прилагательное | 1 | 07.10 | |||
17 | Глагол | 1 | 11.10 | |||
18 | Что такое имя числительное? | 1 | 12.10 | |||
19 | Однокоренные слова | 1 | 14.10 | |||
20 | Звуки и буквы. Гласные звуки. Согласные звуки | 1 | 18.10 | |||
21 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | 1 | 19.10 | |||
22 | Обучающее изложение | 1 | 21.10 | |||
23 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» | 1 | 25.10 | |||
24 | Что такое корень слова? Как найти в слове корень? | 1 | 26.10 | |||
25 | Сложные слова | 1 | 28.10 | |||
26 | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | 1 | 08.11 | |||
27 | Окончание слова | 1 | 09.11 | |||
28 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | 1 | 11.11 | |||
29 | Значения приставок | 1 | 15.11 | |||
30 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | 1 | 16.11 | |||
31 | Значения суффиксов | 1 | 18.11 | |||
32 | Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе» | 1 | 22.11 | |||
33 | Что такое основа слова? | 1 | 23.11 | |||
34 | Обобщение изученного | 1 | 25.11 | |||
35 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | 1 | 29.11 | |||
36 | Проект «Семья слов» | 1 | 30.11 | |||
37 | В каких значимых частях слова есть орфограммы? Правописание слов с безударными гласными в корне | 1 | 02.12 | |||
38 | Правописание слов с безударными гласными в корне | 1 | 06.12 | |||
39 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | 1 | 07.12 | |||
40 | Обучающее изложение | 1 | 09.12 | |||
41 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 1 | 13.12 | |||
42 | Правописание слов с удвоенными согласными | 1 | 14.12 | |||
43 | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» | 1 | 16.12 | |||
44 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слова» | 1 | 20.12 | |||
45 | Правописание суффиксов и приставок | 1 | 21.12 | |||
46 | Правописание приставок и предлогов | 1 | 23.12 | |||
47 | Правописание слов с разделительным твердым знаком | 1 | 17.01 | |||
48 | Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» | 1 | 18.01 | |||
49 | Разделительные твердые и мягкие знаки | 1 | 20.01 | |||
50 | Обучающее изложение | 1 | 24.01 | |||
51 | Значение и употребление имен существительных в речи | 1 | 25.01 | |||
52 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | 27.01 | |||
53 | Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | 31.01 | |||
54 | Число имен существительных | 1 | 01.02 | |||
55 | Род имен существительных | 1 | 04.01 | |||
56 | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих | 1 | 07.02 | |||
57 | Обучающее изложение | 1 | 08.02 | |||
58 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | 10.02 | |||
59 | Склонение имен существительных | 1 | 14.02 | |||
60 | Падеж имен существительных | 1 | 15.02 | |||
61 | Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван – царевич и лягушка - квакушка» | 1 | 17.02 | |||
62 | Именительный падеж | 1 | 21.02 | |||
63 | Родительный падеж | 1 | 22.02 | |||
64 | Дательный падеж | 1 | 24.02 | |||
65 | Винительный падеж | 1 | 28.02 | |||
66 | Творительный падеж | 1 | 01.03 | |||
67 | Предложный падеж | 1 | 03.03 | |||
68 | Обучающее изложение | 1 | 07.03 | |||
69 | Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных» | 1 | 08.03 | |||
Имя прилагательное (15 ч) | ||||||
70 | Значение и употребление имен прилагательных в речи | 1 | 10.03 | |||
71 | Роль прилагательных в тексте | 1 | 14.03 | |||
72 | Текст-описание. Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-лебедь» | 1 | 15.03 | |||
73 | Род имен прилагательных | 1 | 17.03 | |||
74 | Изменение имен прилагательных по родам | 1 | 21.03 | |||
75 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | 22.03 | |||
76 | Число имен прилагательных | 1 | 24.03 | |||
77 | Изменение имен прилагательных по падежам | 1 | 04.04 | |||
78 | Обобщение изученного | 1 | 05.04 | |||
79 | Проект «Имена прилагательные в загадках» | 1 | 07.04 | |||
80 | Личные местоимения | 1 | 11.04 | |||
81 | Изменение личных местоимений по родам | 1 | 12.04 | |||
82 | Местоимение | 1 | 14.04 | |||
83 | Обучающее изложение | 1 | 18.04 | |||
84 | Проверочная работа | 19.04 | ||||
85 | Значение и употребление глаголов в речи | 1 | 21.04 | |||
86 | Неопределенная форма глагола | 1 | 25.04 | |||
87 | Число глаголов | 1 | 26.04 | |||
88 | Времена глаголов | 1 | 28.04 | |||
89 | Времена глаголов.2-е лицо глаголов | 1 | 02.05 | |||
90 | Изменение глаголов по временам. Обучающее изложение | 1 | 03.05 | |||
91 | Род глаголов в прошедшем времени | 1 | 05.05 | |||
92 | Правописание частицы не с глаголами | 1 | 09.05 | |||
93 | Обобщение изученного | 1 | 10.05 | |||
94 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | 12.05 | |||
95 | Части речи | 1 | 13.05 | |||
96 | Обобщение изученного о словах, предложениях | 1 | 14.05 | |||
97 | Правописание окончаний имен прилагательных | 1 | 16.05 | |||
98 | Правописание приставок и предлогов | 1 | 17.05 | |||
99 100 | Правописание безударных гласных | 2 | 19.05 23.05 | |||
101 | Итоговый контрольный диктант | 1 | 24.05 | |||
102 | Текст. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул» | 1 | 27.05 | |||
Итого: | 102 |
Список литературы (основной и дополнительной).
1. Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: «Просвещение», 2012.
2. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс: тесты / В. П. Канакина, В. П. Горецкий. – М.: «Просвещение», 2014.
3. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2–ух ч. – М.: «Просвещение», 2014.
4. Канакина В.П. и др. Русский язык. Электронное приложение к учебнику.
5. Интерактивная доска..
6. Компьютер.
7. Таблицы по русскому языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по русскому языку, УМК "Школа России", 1 класс
Планирование создано с основными требованиями ФГОС (с УУД), включает пояснительную записку...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II
Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...
Программа по русскому языку УМК "Школа России" авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 1- 4 класс»
Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по русскому язык...
Программа по русскому языку УМК "Школа России" автор Рамзаева Т.Г. «Русский язык. 1- 4 класс»
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы «Русский ...
Русский язык УМК «Школа России» Класс: 2 класс
Тема урока: Части речи...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" и по родному языку ( русский).
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" и по родному языку ( русский) для начальной школы в соответсивии с ФГОС....