Цифровой диктант
статья по русскому языку
Использование цифровых диктантов на различных этапах уроков русского языка в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 16.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Хочется рассказать о цифровом диктанте, который можно использовать на всех уроках без исключения. На уроках русского языка он работает как приём повторения или опроса пройденного материала, на этапах актуализации, закрепления или проверки знаний.
Работа с орфограммой «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением» проходит с цепочками слов, где безударная гласная «а» обозначается цифрой 1, а безударная «о» – цифрой 2. Сначала составляем короткие цепочки из простых слов, затем слова и их формы усложняются и становятся длиннее. Также набор цифр делается больше: безударная гласная «е» обозначается цифрой 1, безударная «и»– цифрой 2, а безударная «я» – цифрой 3. А, чтобы научить различать проверяемую (1) и непроверяемую (2) безударные гласные в корне слова, можно предложить одну из таких цепочек: гроза, ветер, холод, метель, иней, морозы, снега. /Шифр: проверяемая безуд. гласная – 1
непроверяемая безуд. гласная – 2
Проверка 1 2 1 2 2 2 1/
Орфограмма «Парная согласная в корне слова» сначала прорабатывается детально, по парам: если пишем букву «д» – выбираем цифру 1, если пишем букву «т» - цифру 2. Затем более обобщенно: если пишем звонкую согласную букву – выбираем цифру 1, если пишем глухую согласную букву - цифру 2. Меняются и цепочки слов. Сначала в них слова только с орфограммой на конце: год, рот, лёд, кот, холод, голод, цвет, обед (д-т); нос, глаз, лес, час, мороз (з-с). Потом – и в середине слова: около ветки, на беседке, в тетрадке, без заплатки (д-т); сказки, на берёзке, у полоски (з-с).
Конечно же можно в этих простых случаях писать и саму нужную букву, ведь она одна! Так тоже обязательно нужно делать. Но в дельнейшем, при изучении более сложных тем, учащиеся будут увереннее и спокойней справляться с более трудными заданиями.
Для различения частей речи: существительное – 1, прилагательное – 2, глагол – 3 или предлог – 1, прилагательное – 2, союз – 3. Одна из таких цепочек для различения существительных (1) и числительных (2): пять, пятёрки, пятого, второй, двадцать два, двойка, сорок.
/Шифр: сущ. – 1
числит. – 2
Проверка 2 1 2 2 2 1 2/
Если же в этой цепочке кроме существительных (1), определять порядковые числительные (2) и количественные числительные (3), то получится новый цифровой ряд.
/Шифр: сущ. – 1
поряд. числит. – 2
колич. числит. - 3
Проверка 3 1 2 2 3 1 3/
Комбинаций - великое множество. Определить их в зависимости от темы урока не составит труда.
Точно по этому алгоритму отрабатываем умение определять склонение существительных. Сначала предлагаем цепочки из слов в начальной форме 1 и 2 склонения или 1 и 3 склонений, или 2 и 3 склонений. Далее – все три склонения вместе, обозначая их соответствующими цифрами. Затем в цепочках могут появиться слова–синонимы разного склонения, а потом – различные, отличные от начальных, формы существительных. Одна из таких цепочек: бабушка, отец, мама, брат, сестра, папа, мать, дед, Ваня, дедушка, Иван, печь, печка.
/Шифр: сущ.1 скл. – 1
сущ.2 скл. – 2
сущ.3 скл. – 3
Проверка 1 2 1 2 1 1 3 2 1 1 2 3 1/
Можно учиться определять спряжение глаголов (1 и 2 соответственно), постепенно усложняя материал: сначала только по личным ударным окончаниям, а потом - по личным безударным окончаниям и по инфинитиву. Вид глаголов: совершенный – 1, несовершенный – 2; время глаголов: прошедшее – 1, настоящее – 2, будущее – 3.
Одной из тем при изучении глаголов, является изучение правописания «тся» и «ться». Можно предложить цепочку, в которой слог «ца» нужно обозначать цифрой 1, слияние «тся» – цифрой 2, слияние «ться» – цифрой 3: не сидится, девица, темница, учиться, доберётся, красавица, задумается, стараться, медведица, не добраться, учится.
/Шифр: ца – 1
тся – 2
ться – 3
Проверка 2 1 1 3 2 1 2 3 1 3 2/
Для развития орфографической зоркости можно тренировать детей различать основные орфограммы русского языка: безударная гласная в корне, проверяемая ударением (1), непроверяемая гласная в корне слова (2), парная по звонкости – глухости согласная в корне (3), и непроизносимая согласная (4). Но, составляя цепочку слов, нужно не включать в неё слова, в которых есть сразу две орфограммы. Так в слове «капустный» кто-то поставит цифру 2, кто-то - цифру 4, а кто-то - обе эти цифры. Или заранее обговаривать такие варианты, считая правильными только ответы 24 или 42.
Шифровать задание обязательно нужно письменно, чтобы ребята не нервничали, могли в любой момент посмотреть на доску или экран, уточнить шифр.
Проверка цифровых диктантов может происходить после урока учителем, во время урока учениками-помощниками или самостоятельно. Для самопроверки нужно заранее подготовить правильные ответы и, либо написать их с обратной стороны доски, либо поместить на слайде презентации к уроку. Можно и проговаривать правильную цепочку ответов. Необходимо напоминать правила оценивания: на шкале, цветом, отметкой. Проговорить критерии можно перед написанием цифрового диктанта: сказать количество слов в нём, подробно объяснить за какое количество ошибок и на сколько снижается оценка. Это особенно важно в самом начале, когда вы только учитесь использовать цифровые диктанты. Затем ребята после записи цифрового диктанта сами будут рассказывать правила оценивания и выполнять их.
Предлагаемая система оценивания для проверки цифровых диктантов традиционна: пятёрку получают за 86% – 100% правильных ответов, четвёрку – за 66% - 85% правильных ответов, тройку – за 51% - 65% правильных ответов, двойку – за 50% и ниже. Значит, за цепочку из 7 ответов пятёрку ставим тем, кто написал без ошибок или сделал 1 ошибку. Четвёрку - тем, у кого 2 ошибки. Тройку - тем, кто допустил 3 ошибки. А, если сделано 4 или более ошибок, то ставим двойку. Если в цепочке 13 ответов, будем ставить пятёрку тем, у кого не более двух ошибок. Четвёрку - тем, у кого не более 4 ошибок. Тройку - тем, кто допустил не более 6 ошибок. Остальным, у кого 7 ошибок и более, поставим двойку. Но обычно плохих отметок за цифровые диктанты не бывает. Детям они нравятся, может быть, за краткость, а, может быть, за возможность «поиграть» на уроке. А учителям – за нетрудоёмкую проверку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цифровые диктанты по теме "Организм человека" в 3 кл.
Данная папка содержит два цифровых диктанта по теме "Организм человека" в 3 классе....
Цифровые диктанты по русскому языку 4 класс
Цифровые диктанты позволяют отрабатывать навыки различных языковых явлений на слух, помогают проводить первичный контроль, закреплять учебный материал на практике....
Цифровой диктант на тему «Дни недели»
Цифровой диктант на тему «Дни недели» может быть использован учителем для активизации деятельности на уроке в 1 классе или при проверке знаний о днях недели...
Цифровой диктант по сказке "Репка"
Приём является практически универсальным для использования на разных уроках, на разных этапах урока, в игровой форме может заменить любой вариант проверочной работы, дети не испытывают волнения при ис...
Проверочная работа в виде цифрового диктанта по теме «Наречие» и «Склонение прилагательных», «Обстоятельство».
Предложенный цифровой диктант предполагает проверку знания определений по изученным темам....
Цифровой диктант по словарным словам для 3 класса
Цифровой диктант – это простой и удобный способ закрепления и контроля знаний обучающихся по разным темам. Методика проведения : учащиеся записывают в соответствующей графе только цифру....
Сертификат цифровой диктант
Сертификат цифровой диктант...