Рабочая программа по русскому языку 2 класс (УМК "Школа России, 2021/2022 учебный год)
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 100.37 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы В.Г. Горецкого, В.П. Канакиной (Образовательная система «Школа России»). Программа соответствует основным положениям Федерального государственного стандарта начального общего образования 2009 года и ориентирована на работу по учебно-методическому комплексу:
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник для 2 класса. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2019, 2020.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь для 2 класса. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2020.
3. Горецкий В.Г., Канакина В.П. Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 2 класс (Диск СDROM).
Выбор данного УМК обусловлен тем, что учебные пособия соответствуют ФГОС НОО и являются составной частью комплекта учебников Образовательной системы «Школа России».
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
•ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
•формирование коммуникативной компетенции учащихся развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач предметной области «Русский язык и литературное чтение»:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.
3. Развитие коммуникативных умений.
4. Развитие нравственных и эстетических чувств.
5. Развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
•формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
•формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
•воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
•пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
В рамки предмета «Русский язык» интегрировано включен материал учебного предмета «Родной язык». В качестве родного языка изучается русский язык.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение русским языком – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.
Родной русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным русским языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
Обучение родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.
Цели изучения родного языка:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
- совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Важнейшими задачами изучения родного языка являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Срок реализации рабочей программы – 1 учебный год (второй год обучения в общеобразовательной школе).
Рабочая программа по предмету «Русский язык» предназначена для учащихся 2б класса. В классе 22 ученика: 12 мальчиков и 10 девочек.
Результаты итоговой диагностики усвоения предметных результатов обучения на конец первого класса выявили, что:
- 30% учеников усвоили программный материал по предмету на высоком уровне;
- 36% учеников усвоили программный материал по предмету на среднем уровне;
- 34% учеников усвоили программный материал по предмету на удовлетворительном уровне.
В данном классе обучается 1 ребенок по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с тяжёлыми нарушениями речи (V вид, вариант 2), 2 ребёнка (VII вид, вариант 2).
Особенности организации учебного процесса: классно-урочная деятельность. При работе на уроке учитель использует различные формы и методы: парные, индивидуальные, групповые. Каждый учитель вправе выбрать ту форму, которая, по его мнению, более эффективна для его учеников.
Используемые методы обучения:
- по источнику знаний:
- практические методы: опыты, упражнения и др.;
- наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;
- словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.;
- работа с книгой: чтение, конспектирование, цитирование, составление плана;
- видеометоды: просмотр презентации, видео, контроль.
- по типу познавательной деятельности
- объяснительно-иллюстративные методы;
- репродуктивные;
- методы проблемного изложения;
- частично поисковые методы;
- исследовательские.
- по дидактическим целям:
- методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг);
- методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).
Используемые технологии:
- технология проблемного обучения;
- технология деятельностного метода;
- информационно-коммуникативные технологии;
- проектная деятельность;
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- система инновационной оценки «Портфолио».
При реализации рабочей программы учитываются результаты внешней оценки образовательных достижений обучающихся 1-х классов по русскому языку в соответствии с ФГОС НОО в 2020 году.
Анализ результатов выполнения мониторинговой работы позволил составить реестр затруднений учащихся.
№ п/п | № зад | Блок содержания | Контролируемое предметное знание/умение | Уровень сложности | % выполнения заданий |
1 | 10 | Орфография | Определение границ предложений. Правильное оформление предложений на письме. Овладение алгоритмом безошибочного списывания | Базовый | 38 |
2 | 12 | Фонетика и графика | Сопоставление описания звукового состава слова | Повышенный | 10 |
3 | 13 | Фонетика и графика | Сопоставление описания звукового состава слова и графической формы слова | Повышенный | 47 |
На основании результатов анализа мониторинга образовательных достижений обучающихся 1-х классов по русскому языку в соответствии с ФГОС НОО в 2020 году, с целью успешного достижения учащимися планируемых результатов обучения по русскому языку увеличено с 2 до 3 количество часов на изучение темы «Как переносить слова с одной строки на другую?». Вопросы звукового состава слов, характеристики звуков, различения звуков и букв будут рассматриваться ежеурочно.
При реализации рабочей программы учитываются результаты Всероссийских проверочных работ по русскому языку во 2 и 4 классах, выполненных учащимися школы.
Анализ Всероссийской проверочной работы по русскому языку во 2 классах показал, что наибольшие затруднения при выполнении работы вызвали вопросы, связанные с переносом слов.
Анализ Всероссийской проверочной работы по русскому языку в 4 классах показал, что наибольшие затруднения при выполнении работы вызвали вопросы, связанные с постановкой ударения в словах.
На основании результатов анализа Всероссийских проверочных работ по русскому языку во 2 и 4 классах, с целью успешного достижения учащимися планируемых результатов обучения по русскому языку:
- увеличено с 2 до 3 количество часов на изучение темы «Как переносить слова с одной строки на другую?»;
- на каждом уроке для усвоения темы каждым учеником класса производится выполнение упражнений на постановку ударения в словах;
- используется индивидуальный подход к учащимся в усвоении программного материала по русскому языку.
- Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Общие предметные результаты освоения программы
- понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
- воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
- понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
- первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
- начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
- овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
- применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
- первоначальные умения проверять написанное;
- овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
- формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
- строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
- (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
- пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
- различать устную и письменную речь;
- различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
- отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
- анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
- понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
- читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
- составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Обучающийся получит возможность научиться:
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
- соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
- озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
- распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
- составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
- находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
- составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
- составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
- письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
- определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
- характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
- понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);
- анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
- определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
- определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
- определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
- определять ударный и безударные слоги в слове;
- правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
- использовать знание алфавита при работе со словарями;
- определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;
- находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие — глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- осознавать слово как единство звучания и значения;
- выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
- различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
- иметь представление о синонимах и антонимах;
- распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
- подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
- наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
- наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
- на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
- замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
- владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;
- распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
- определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
- подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.
Морфология
Обучающийся научится:
- различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
- находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
- находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? «что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;
- находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
- находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;
- находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
- подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
- выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
- различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);
- выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
- использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
- определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
- сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
- находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
- различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);
- устанавливать связи слов между словами в предложении;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- восстанавливать деформированные предложения;
- составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
- опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
- находить предложения с обращениями.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять изученные правила правописания:
- раздельное написание слов в предложении;
- написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
- отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
- разделительный мягкий знак (ь);
- знаки препинания конца предложения (. ? !);
- раздельное написание предлогов с именами существительными;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
- применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
в) безошибочно списывать текст объёмом 40—50 слов с доски и из учебника;
г) писать под диктовку тексты объёмом 30—40 слов в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
- определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
- разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
- пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.
Предметными результатами интегрированного изучения материала курса «Родной язык» является сформированность следующих умений:
- иметь первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
- писать подробное изложение текста повествовательного характера по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
- читать тексты учебника, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения; делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
- создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
- понимать то, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
- позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека
- овладеть представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
- овладеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- Содержание учебного предмета
На изучение русского языка во 2 классе начальной школы при пятидневной учебной неделе отводится 5 часов в неделю. Общий объём учебного времени составляет 170 часов в год.
Наша речь (4 ч)
Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи. Диалог и монолог.
Текст (4 ч)
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.
Предложение (12 ч)
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.
Слова, слова, слова… (22 ч)
Слово и его лексическое значение
Общее представление о лексическом значении слова.Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов.
Синонимы и антонимы
Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.
Однокоренные (родственные) слова
Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слог. Ударение. Перенос слова
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы (64ч)
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов.
Алфавит, его значение
Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Гласные звуки и буквы для обозначения гласных звуков
Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой Э. ознакомление со словарём иностранных слов.
Обозначение буквами безударных гласных звуков в корне слова
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.
Согласные звуки и буквы для обозначения согласных звуков
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й,] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи–ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Обозначение буквами парных по глухости – звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Обобщение знаний об изученных правилах письма
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи (общее представление) (45 ч)
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.
Имя существительное
Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Обобщение знаний о частях речи
Связная речь
Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливание текста и его частей.
Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения.
Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.
Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определённой теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя.
Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.
Повторение изученного за год (19 ч)
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.
Слова с непроверяемыми написаниями:
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
Чистописание
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д.
Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и,ш,И,Ш,п,р,т,г; 2) л,м,Л,М,я.Я,А; 3)у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч; 4) с,С,е,Е,о,О,а,д,б; 5) ь,ы,ъ и их варианты в соединениях; 6) н,ю,Н,Ю,к,К; 7) В,З,з,Э,э.Ж,ж,Х,х,ф; 8) Ф,У,Т,Р,Б,Д.
Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
В соответствии с индивидуальными особенностями усвоения учебного материала учащимися класса незначительно изменено соотношение количества часов на изучение отдельных тем, что отражено в таблице.
№ | Название темы | Кол-во часов в госуд. программе | Кол-во часов в рабочей программе | Причина изменения количества часов |
1 | Наша речь | 3 | 4 | Увеличение числа часов в связи с вхождением в учебный год после летних каникул. |
2 | Текст | 3 | 4 | Увеличение числа часов в связи с вхождением в учебный год после летних каникул. |
3 | Предложение | 14 | 12 | Уменьшение количества часов в связи с пропедевтическим изучением в 1 классе и в начале учебного года |
3 | Слова, слова, слова… | 18 | 22 | Увеличение количества часов в связи с трудностями усвоения материала по теме. |
4 | Звуки и буквы. | 60 | 64 | Увеличение количества часов в связи с трудностями усвоения материала по теме |
5 | Части речи | 57 | 45 | Уменьшение количества часов в связи с пропедевтическим изучением в начале учебного года |
6 | Повторение | 18 | 19 | Увеличение количества часов в связи с повторением и закреплением материала по теме 2 класса |
ИТОГО | 170 | 170 |
В связи с тем, что 07.03, 08.03.2021 года являются праздничными днями, на изучение темы уроков №119, №120 и №121 «Единственное и множественное число имен существительных» отведен 1 час вместо 3 часов.
В связи с тем, что 02.05, 10.05 являются праздничными днями, прохождение учебного материала обеспечивается за счёт объединения отдельных тем: тема урока № 154 «Повторение по теме «Текст» с темой урока №155 «Повторение по теме «Предложение»; тема урока №158 «Повторение по теме «Части речи» с темой урока №159 «Повторение по теме «Звуки и буквы».
В учебном процессе используются следующие виды учебных действий:
1. Репродуктивные действия, требующие от учащихся достижения результата, максимально близкого к образцу (прочитать, переписать, воспроизвести и т. д.).
2. Мыслительные действия: установить причинно-следственную связь; выделить в объекте его составляющие, найти отличия и сходства; сделать вывод; выделить общее и существенное.
3. Контролирующие действия: сверить продукт своей деятельности с образцом, целью; найти ошибку; проверить решение задачи; оценить результат своей деятельности или деятельности других.
4. Продуктивные действия: создание нового продукта - придумать предложение, рассказ, задачу; преобразовать данный продукт в новый: изменение порядка слов в предложении; формирование новых целей: задать вопросы к тексту, поставить вопрос к условию задачи; планирующие действия: составление плана будущего действия, рассказа.
Типы и формы организации уроков
Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цели:
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Структура урока обретения новых знаний
Мотивационный этап.
Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
Первичное закрепление нового знания.
Самостоятельная работа и проверка по эталону.
Включение в систему знаний и умений.
Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Тип №2. Урок рефлексии
Цели:
Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.
Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.
Структура урока-рефлексии по ФГОС
Мотивационный этап.
Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
Обобщение выявленных затруднений.
Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
Включение в систему знаний и умений.
Осуществление рефлексии.
В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.
Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Цели:
Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Структура урока систематизации знаний
Самоопределение.
Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
Постановка учебной задачи, целей урока.
Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
Реализация выбранного проекта.
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
Этап рефлексии деятельности.
Тип №4. Урок развивающего контроля
Цели:
Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.
Структура урока развивающего контроля
Мотивационный этап.
Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
Фиксирование локальных затруднений.
Создание плана по решению проблемы.
Реализация на практике выбранного плана.
Обобщение видов затруднений.
Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
Решение задач творческого уровня.
Рефлексия деятельности.
Формы уроков для каждого типа урока
№ п/п | Тип урока по ФГОС | Формы уроков |
1 | Урок открытия нового знания | Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа |
2 | Урок рефлексии | Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок |
3 | Урок общеметодологической направленности | Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование |
4 | Урок развивающего контроля | Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы |
При реализации образовательной программы по предмету используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
При реализации дистанционных образовательных технологий может осуществляться дистанционное и электронное обучение, синхронное и асинхронное обучение. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Дистанционное обучение предполагает общение учителя и обучающихся в реальном времени (например, на видеоконференции).
Электронное обучении - учитель направляет обучающемуся задания для самостоятельной работы (страницы параграфа, ссылки на тренажеры, номера упражнений), потом проверяет усвоение материала, общение как бы отложено во времени.
Синхронное обучение - форма организации образовательного процесса в режиме реального времени вне зависимости от наличия/отсутствия цифровых технологий (учитель и ученики могут здесь и сейчас общаться, получать обратную связь).
Асинхронное обучение - форма организации образовательного процесса, при которой обратная связь возможна с задержкой во времени (например, обучение с использованием электронной почты).
Модели реализации обучения с применением дистанционных
(электронных) технологий
В зависимости от условий возможна реализация одной из четырех моделей дистанционного (электронного) обучения:
Модель/ Условия | Устройство (компьютер, планшет, ноутбук, смартфон) | Интернет |
Модель 1 | ||
Модель 2 | x | |
Модель 3 | x | |
Модель 4 | x | x |
Модель 1.
При реализации Модели 1 (у учителя и ученика есть персональное устройство и доступ к сети Интернет) могут быть использованы следующие ресурсы:
- учебники и пособия на бумажных носителях;
- учебники и пособия в электронном формате;
- электронные образовательные ресурсы (РЭШ, МЭШ, «Учи.ру» и пр.);
- федеральные и региональные образовательные телеканалы;
- платформы для организации онлайн-уроков.
Дистанционное (электронное) обучение реализуется посредством:
- дистанционных уроков (видеоконференций);
- электронных уроков (ссылок, списков ссылок на тренажеры, ссылок на видеозаписи уроков, подкасты);
- уроков на образовательных телеканалах;
- самостоятельной работы ученика.
Модель 2.
При реализации Модели 2 (отсутствуют необходимые устройства, доступ к сети Интернет есть) могут быть использованы следующие ресурсы:
- учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;
- образовательные телеканалы;
- инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю.
Передача инструкций ученику и выполненных заданий учителю может осуществляться посредством электронной почты (сообщений в мессенджерах) родителей, родственников или соседей.
Механизмами реализации дистанционного обучения в данном случае являются самостоятельная работа ученика в соответствии с инструкциями; уроки на образовательных телеканалах.
Модель 3.
При реализации Модели 3 (есть персональные устройства, доступ к сети Интернет отсутствует) могут быть использованы следующие ресурсы:
- учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;
- учебники и пособия в электронном формате (можно передать, например, на флеш-носителе);
- инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных или электронных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю;
- образовательные телеканалы.
Механизмами реализации дистанционного обучения в данном случае являются самостоятельная работа ученика в соответствии с инструкциями; выполнение офлайн-заданий; уроки на образовательных телеканалах.
Модель 4.
При реализации Модели 4 (нет необходимых устройств, доступ к сети Интернет отсутствует) могут быть использованы следующие ресурсы:
- учебники, пособия, справочники, дидактические материалы на бумажных носителях;
- образовательные телеканалы;
- инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю.
Передача инструкций ученику (родителям) и выполненных заданий учителю может осуществляться по почте или в школе в установленные дни.
Механизмами реализации дистанционного обучения в данном случае являются самостоятельная работа ученика в соответствии с инструкциями, уроки на образовательных телеканалах.
При обучении предмету может быть реализовано гибридное обучение. Гибридное обучение - форма организации образовательного процесса, при которой часть участников процесса обучения находится в школе, а часть - дома.
Реализуются четыре формы организации образовательного процесса:
- учитель - в классе (на дистант переведен только один класс), обучающиеся - дома;
- учитель - дома (учитель в группе риска), обучающиеся - в классе, ассистент учителя - в классе;
- учитель - в классе, часть обучающихся - в классе, часть обучающихся - дома (соблюдают самоизоляцию после поездки);
- учитель - дома, часть обучающихся - в классе, часть обучающихся - дома, ассистент учителя - в классе.
Целесообразен переход на гибридные форматы обучения в следующих случаях:
- часть обучающихся соблюдает самоизоляцию (например, по решению семьи или по предписанию врачей);
- дорога до школы связана с использованием общественного транспорта, семья хочет минимизировать контакты;
- обучающиеся или педагог находятся в группе риска (например, педагог старше 60 лет, педагог/обучающийся страдает хроническими заболеваниями и др.).
IV. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Характеристика деятельности учащихся |
Наша речь (4 ч) | ||||
1-2 | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | 2 | 01.09 02.09 | Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Различать устную, письменную речь и речь про себя. Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге. Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. Работать со страничкой для любознательных. Знакомиться с этимологией слов диалог и монолог. Составлять по рисункам диалог и монолог. |
3 | Что можно узнать о человеке по его речи? | 1 | 03.09 | |
4 | Как отличить диалог от монолога? | 1 | 06.09 | |
Текст (4 ч) | ||||
5 | Что такое текст? | 1 | 07.09 | Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. Контролировать процесс и результаты своей деятельности. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Строить несложные рассуждения, делать выводы. Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту. Умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности. |
6 | Что такое тема и главная мысль текста? | 1 | 08.09 | |
7 | Части текста. | 1 | 09.09 | |
8 | Контрольное списывание №1 | 1 | 10.09 | |
Предложение (12ч) | ||||
9 | Что такое предложение? | 1 | 13.09 | Отличать предложение от группы слов. Определять границы предложения в деформированном тексте. Составлять предложения из слов. |
10 | Как из слов составить предложение? | 1 | 14.09 | |
11 | Что такое главные члены предложения? | 1 | 15.09 | |
12 | Что такое второстепенные члены предложения? | 1 | 16.09 | |
13 | Контрольный диктант входной №1 (входной) | 1 | 17.09 | |
14 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Что такое второстепенные члены предложения? | 1 | 20.09 | |
15 | Подлежащее и сказуемое -главные члены предложения. | 1 | 21.09 | Определять в тексте предложения, различные по цели высказывания; выбирать и обосновывать знаки препинания в конце предложения. Проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию. Умение вычитывать информацию из текста. Использование правил, таблиц для подтверждения своей позиции. Умение задавать вопросы, отвечать на вопросы других; строить предложения для решения определённой речевой задачи; работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций). Умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности. Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения); выражать свои мысли, чувства в словесной форме, задавать вопросы, отвечать на вопросы других. Осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников) |
16 | Что такое распространенные и нераспространенные предложения? | 1 | 22.09 | |
17 | Как установить связь слов в предложении? | 1 | 23.09 | |
18 | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. | 1 | 24.09 | |
19 | Тематическая проверочная работа №1. Предложение. | 1 | 27.09 | |
20 | Анализ сочинений и проверочных работ. | 1 | 28.09 | |
Слова, слова, слова… (22 ч) | ||||
21 | Что такое лексическое значение слова? | 1 | 29.09 | Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи, проявлять познавательный интерес к новому учебному содержанию. Находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю; осуществлять анализ с выделением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию (при помощи учителя).Оформлять свои мысли в устной и письменной форме для решения коммуникативных задач. Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Распознавать слова в прямом и переносном значениях. Работать с толковым и орфографическим словарями. Находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю; работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова; осуществлять анализ с выделением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию (при помощи учителя). Оформлять свои мысли в устной и письменной форме для решения коммуникативных задач, наблюдать и делать самостоятельные выводы. Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Осуществлять анализ слов, с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы. Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника; находить языковые примеры для иллюстрации данных понятий, правил. |
22 | Что такое лексическое значение слова? | 1 | 30.09 | |
23 | Что такое однозначные и многозначные слова? | 1 | 01.10 | |
24 | Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | 1 | 04.10 | |
25 | Что такое синонимы? | 1 | 05.10 | |
26-27 | Что такое антонимы? | 2 | 06.10, 07.10 | |
28-29 | Что такое родственные слова? | 2 | 08.10,11.10 | |
30 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | 1 | 12.10 | |
31 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | 1 | 13.10 | |
32 | Какие бывают слоги? | 1 | 14.10 | |
33 | Контрольный диктант №2 | 1 | 15.10 | |
34 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | 18.10 | |
35 | Как определить ударный слог? | 1 | 19.10 | |
36 | Как переносить слова с одной строки на другую? | 1 | 20.10 | |
37 | Как переносить слова с одной строки на другую? Контрольный словарный диктант. | 1 | 21.10 | |
38 | Контрольный диктант №3 (за 1 четверть) | 1 | 22.10 | |
39 | Тематическая проверочная работа №2. Родственные слова. Части слова. | 1 | 25.10 | |
40 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте и проверочной работе. | 1 | 26.10 | |
41-42 | Как переносить слова с одной строки на другую? Обучающее сочинение по серии картинок | 2 | 27.10 28.10 | |
Звуки и буквы (35 ч) | ||||
43 | Как различить звуки и буквы? | 1 | 29.10 | Различать звуки и буквы. Распознавать условные обозначения звуков речи. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информации. Удерживать цель деятельности до получения ее результата. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией. Умение высказывать предположение, искать информацию в учебнике, контролировать выполнение задания. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. Работать с памяткой «Алфавит» и форзацем учебника, а также с памяткой в учебнике «Гласные звуки и буквы»; осуществлять анализ, синтез, классификацию языкового материала по заданным критериям. Умение работать по образцу; планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия для решения задачи. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение. Использовать приём планирования учебных действий с опорой на заданный алгоритм безударного и ударного гласного звука в слове, подборе проверочного слова; работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова. Осуществлять пошаговый контроль по результату, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий), действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д, контролировать процесс и результаты своей деятельности. Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка. |
44 | Как мы используем алфавит? | 1 | 08.10 | |
45 | Как мы используем алфавит? | 1 | 09.11 | |
46 | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | 1 | 10.11 | |
47 | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | 1 | 11.11 | |
48 | Как определить гласные звуки? | 1 | 12.11 | |
49-50 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 2 | 15.11 16.11 | |
51 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | 17.11 | |
52-53 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 2 | 18.11 19.11 | |
54 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | 22.11 | |
55 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | 23.11 | |
56 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | 1 | 24.11 | |
57 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | 1 | 25.11 | |
58 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | 1 | 26.11 | |
59 | Развитие речи. Обучающее сочинение. | 1 | 29.11 | |
60 | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. | 1 | 30.11 | |
61 | Как определить согласные звуки? | 1 | 01.12 | |
62 | Согласный звук [Й] и буква и краткое. | 1 | 02.12 | |
63 | Согласный звук [Й] и буква и краткое. | 1 | 03.12 | |
64 | Слова с удвоенными согласными | 1 | 06.12 | |
65 | Контрольное списывание №2 | 1 | 07.12 | |
66 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | 08.12 | |
67 | Наши проекты. И в шутку и всерьез. | 1 | 09.12 | |
68 | Развитие речи. | 1 | 10.12 | |
69 | Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 | 13.12 | |
70 | Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 | 14.12 | |
71 | Как обозначить мягкость согласного звука на письме? | 1 | 15.12 | |
72 | Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными. | 1 | 16.12 | |
73 | Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными. Контрольный словарный диктант. | 1 | 17.12 | |
74 | Тематическая проверочная работа №3. Звуки и буквы | 1 | 18.12 | |
75 | Наши проекты. Пишем письмо. | 20.12 | ||
76 | Контрольный диктант №4 (за 2 четверть) | 1 | 22.12 | |
77 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | 23.12 | |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 ч) | ||||
78 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ | 24.12 | ||
79 | Повторение темы «Твердые и мягкие согласные» | 1 | 27.12 | Строить сообщения в устной и письменной форме составлять простой план. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) свои действия для решения задачи; выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий), действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, контролировать процесс и результаты своей деятельности. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. Уметь работать по образцу; планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия для решения задачи, осуществлять анализ, синтез языкового материала по заданным критериям. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, оценивать правильность выполнения действия; оценивать(сравнивать с эталоном) результаты деятельности(чужой, своей). Строить сообщения в устной и письменной форме, работать со знаковой информацией; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. Умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник. |
80 | Повторение темы «Твердые и мягкие согласные» | 1 | 10.01 | |
81 | Закрепление знаний по теме «Твердые и мягкие согласные» | 1 | 11.01 | |
82 | Развитие речи. Обучающее изложение. | 1 | 12.01 | |
83 | Наши проекты. Рифма. | 1 | 13.01 | |
84 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | 1 | 14.01 | |
85 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | 1 | 17.01 | |
86 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | 1 | 18.01 | |
87 | Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | 1 | 19.01 | |
88 | Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | 1 | 20.01 | |
89 | Проверка парных согласных в корне слова. | 1 | 21.01 | |
90 | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных | 1 | 24.01 | |
91 | Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста. | 1 | 25.01 | |
92 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | 26.01 | |
93 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | 27.01 | |
94 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | 28.01 | |
95 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана. | 1 | 31.01 | |
96 | Обобщение изученного материала. | 1 | 01.02 | |
97 | Тематическая проверочная работа №4. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками и парных звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | 02.02 | |
98 | Обучающее изложение. | 1 | 03.02 | |
99 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 1 | 04.02 | |
100 | Контрольное списывание №3. | 1 | 07.02 | |
101 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 1 | 08.02 | |
102 | Контрольный диктант №5 | 1 | 09.02 | |
103 | Тематическая проверочная работа №5. Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 1 | 10.02 | |
104 | Работа над ошибками. Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 1 | 11.02 | |
105 | Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. | 1 | 14.02 | |
106 | Обучающее сочинение «Зимние забавы» | 1 | 15.02 | |
Части речи (45 ч) | ||||
107 | Что такое части речи? | 1 | 16.02 | Уметь определять цель деятельности урока, планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Высказывать предположения, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала; находить в языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; планировать свои действия; строить логическое рассуждение на основе причинно-следственных связей. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Высказывать предположения, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, осуществлять анализ, синтез, классификацию языкового материала по заданным критериям. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; планировать свои действия; строить логическое рассуждение на основе причинно-следственных связей. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Высказывать предположения, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, выявлять особенности (качества, признаки) имён существительных в процессе их рассматривания (наблюдения). |
108 | Что такое части речи? | 1 | 17.02 | |
109 | Что такое имя существительное? | 1 | 18.02 | |
110 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | 1 | 21.02 | |
111-112 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | 2 | 22.02, 24.02 | |
113 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет. | 1 | 25.02 | |
114 | Заглавная буква в написаниях кличек животных. Развитие речи. | 1 | 28.02 | |
115 | Заглавная буква в географических названиях. | 1 | 01.03 | |
116 | Обобщение изученного материала. | 1 | 02.03 | |
117 | Обобщение и закрепление изученного материала. | 1 | 03.03 | |
118 | Обучающее изложение. | 1 | 04.03 | |
119-121 | Единственное и множественное число имен существительных. | 3/1 | 07.03, 08.03, 10.03 | |
122 | Обобщение знаний написания слов с заглавной буквы. Контрольный словарный диктант. | 1 | 11.03 | |
123 | Тематическая проверочная работа №6. Имена существительные. Большая буква в именах собственных. | 1 | 14.03 | |
124 | Обучающее изложение | 1 | 15.03 | |
125 | Что такое глагол? | 1 | 16.03 | |
126 | Контрольный диктант №6 (за 3 четверть) | 1 | 17.03 | |
127 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Что такое глагол? | 1 | 18.03 | |
128 - 129 | Что такое глагол?
| 2 | 28.03 29.03 | |
130 | Единственное и множественное число глаголов. | 1 | 30.03 | |
131 | Единственное и множественное число глаголов. | 1 | 31.03 | |
132 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 | 01.04 | |
133 | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» | 1 | 04.04 | |
134 | Тематическая проверочная работа №7. Глагол. | 1 | 05.04 | |
135 | Что такое текст-повествование? | 1 | 06.04 | |
136 | Что такое имя-прилагательное? | 1 | 07.04 | |
137 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 | 08.04 | |
138 | Прилагательные близкие и противоположные по значению. | 1 | 11.04 | |
139 | Единственное и множественное число имен прилагательных. | 1 | 12.04 | |
140 | Что такое текст-описание? | 1 | 13.04 | |
141 | Общее понятие о предлоге. | 1 | 14.04 | |
142 | Тематическая проверочная работа №8. Имя прилагательное. | 1 | 15.04 | |
143 | Контрольный диктант №7. | 1 | 18.04 | |
144 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | 15.04 | |
145-146 | Раздельное написание предлогов со словами. | 2 | 18.04, 19.04 | |
147 | Восстановление предложений. | 1 | 20.04 | |
148 | Что такое местоимение? | 1 | 21.04 | |
149 | Тематическая проверочная работа №9. Написание слов с предлогами. | 1 | 22.04 | |
150 | Что такое местоимение? | 1 | 25.04 | |
151 | Что такое текст-рассуждение? | 1 | 26.04 | |
Повторение (19 ч) | ||||
152 | Контрольный диктант №8 (итоговый). | 1 | 27.04 | Выражать положительное отношение к процессу познания; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии). Планировать свои действия для решения задачи; действовать по намеченному плану, а также по инструкциям; контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы; оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления. Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других, выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения; осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. Самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, использовать её для решения учебно-познавательных задач; находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил. |
153 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | 28.04 | |
154 | Повторение по теме «Текст» | 1 | 29.04 | |
155 | Повторение по теме «Предложение» | 1 | 02.05 | |
156 | Сочинение по картине. | 1 | 04.05 | |
157 | Повторение по теме «Слово и его значение». Контрольный словарный диктант. | 1 | 05.05 | |
158 | Повторение по теме «Части речи» | 1 | 06.05 | |
159 | Повторение по теме «Звуки и буквы» | 1 | 10.05 | |
160-161 | Повторение по теме «Правила правописания». Повторение и закрепление изученного материала. | 2 | 11.05, 12.05 | |
162 | Контрольное изложение. | 1 | 13.05 | |
163 | Повторение и закрепление изученного материала. | 1 | 16.05 | |
164 | Итоговая контрольная работа за 2 класс. | 1 | 17.05 | |
165 | Контрольное списывание № 4. | 1 | 18.05 | |
166-169 | Повторение и закрепление изученного материала. | 4 | 19.05, 20.05, 23.05, 24.05 | |
170 | Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс. | 1 | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку по школе России в 2 классе. Авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий На 2014 – 2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Русский язык» для 2 класса на 2014 – 2015 учебный год составлен...
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 2 класс. 2016-2017 учебный год
Рабочая программа курса «Русский язык» для 2 класса + КТП...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" и по родному языку ( русский).
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" и по родному языку ( русский) для начальной школы в соответсивии с ФГОС....