Работа с глаголом
статья по русскому языку (3 класс)

Пашкова Любовь Георгиевна

Работа над правописанием безударных корневых гласных в глаголах у младших школьников. 

 

Глагол, как часть речи, является самым трудным в изучении вообще, а правописание безударной гласной корня в глаголах, в частности.Большое количество ошибок на проверяемые безударные гласные обьясняется частотностью употребления слов на это правило, а так же трудностями,связанными с его применением на практике. В известной мере причина этого и в том, что при изучении б.г. не уделяется должного внимания систематическому анализу слов,особенно глаголов, с точки зрения их морфемного состава, который часто бывает сложен. 

Правописание безударных корневых гласных в глаголах вызывает затруднения у младших школьников прежде всего потому, что в глаголах чаще, чем в других частях речи встречаются приставки или сочетания приставок, которые как бы 

« загораживают, затемняют» корень. 

Своеобразно также словообразование глаголов при помощи суффиксов и их сочетаний, создающих нагромождение суффиксов. 

Самостоятельный анализ подобных глаголов не под силу ученику начальной школы, и потому, ошибки в безударных приставках,окончаниях и суффиксах соседствуют с ошибками в безударных корневых морфемах, в сущности, и безударных гласных различных частей слова. 

Все эти трудности обьективны, но вместе с тем они вполне преодолимы, если стремиться к постоянной взаимосвязанной работе над морфемным составом глаголов и над правописанием безударной гласной в них. 

Наблюдения показывают, что при изучении частей речи мало уделяется внимания на анализ состава слова и на правописание безударной гласной в корне.Между тем, усвоение правописания безударных гласных в разных частях слова и умение анализировать морфологический состав глагола теснейшим образом взаимосвязаны: с одной стороны, формирование навыков правописания проходит эффективней, если оно осуществляется на основе понимания состава глагольного слова и безошибочно его писать влияет на осмысленное и прочное усвоение правописания безударных гласных в других частях глагола. 

При изучении глагола учителю следует: 

– внимание учащихся останавливать на структуре слова в целом, особенно на форме и значении корня изучаемых глаголов 

– показывать учащимся,что глагол обладает своеобразной и сложной морфемной структурой и следует внимательно относиться к составу слова 

– сформировать у младшего школьника навык правописания в различных частях слова,особенно в корне. 

Всю эту работу можно проводить наиболее рационально, используя различные упражнения учебника и тетради на печатной основе. 

Формирование навыка правописания безударной гласной в корне глагола следует начать с анализа и правописания наиболее простых дву- и трехсложных глаголов без приставок.Ученику в этом случае гораздо легче 

«увидеть» корень, не « заслоняемый» приставкой, тем более, если гласная корня проверяется словом, имеющим самостоятельное значение,идентичным по 

своему звуко-буквенному составу корню и также без приставки(звонить-звон) 

Морфологический анализ бесприставочных глаголов и параллельная работа над правописанием гласной корня,который выделяется как проверочное слово,представляется первым этапом в системе упражнений над данной орфограммой. 

Далее для работы берутся глаголы,корень которых по своему звуко-буквенному составу не идентичен проверочному слову, то есть отличается смысловой законченностью(н-р,сидеть,мешать) 

В этом случае больше уделяется внимания вариантам проверки безударной корня,поскольку просто выделение корня еще не дает проверочного слова.Вариантами проверки в этом случае могут быть другие глагольные формы,имена существительные, прилагательные,наречия. 

Особую группу составляют те глаголы,которые содержат две безударные гласные в корне(н-р,веселиться).Выделив безударный корень,дети подбирают родственные слова, с помощью которых проверяют одну и вторую безударные гласные корня у глагола.Если учитель специально не заостряет внимания на особенностях подобных корней,дети значительно чаще ошибаются в их написании,и если школьников не учить проверять обе гласные безударного двусложного корня,то не каждый ученик приходит к этому сам. 

Обобщенная формулировка «безударную гласную проверь ударением» должна стать для ученика понятной,естественным способом контроля,который постоянно помогает ему. 

Более трудны в орфографическом отношении приставочные глаголы.Эту работу лучше вести по линии нарастания трудностей.Необходимо помнить,что данные глаголы такого структурного типа представляют известную сложность на уровне выделения корня,так как многие корневые морфемы содержат чередующиеся согласные. 

Таким образом,усвоение правописания этих глаголов самым тесным образом связано с морфемным анализом. 

Особую роль среди односложных приставок,оканчивающихся на гласную,принадлежит приставке вы-,перетягивающей на себя ударение.Гласная корня в подобных случаях находится в заударной позиции,а,следовательно,редуцируется сильнее и произносится менее четко,чем гласная в первой предударной позиции в глаголах с ударением на суффикс(н-р:вырезать). 

Таким образом,заударные корни трудны для написания и требуют особого отношения. 

Другой группой глаголов с приставкой,нуждающейся в анализе,следует считать глаголы с двусложной приставкой -пере- Вначале следует рассмотреть глаголы без -ся(н-р,переночевали).Возвратные же глаголы с приставками представляют для ученика определенные трудности уже потому,что они многосложные,длинные(н-р,проголодаешься). 

В работе с ними невозможно обойтись без опоры на предыдущие упражнения:выделение корней,приставок,суффиксов,личных окончаний,частицы -ся.Принцип работы сохраняется прежний:подбор родственных слов,выделение частей слова,проверка безударной 

гласной.Но,учитывая сложность данных глаголов,разбор по составу лучше проводить в сравнении,например,с однокоренными глаголами без приставок и частицы -ся.Тогда школьник наглядно представляет структуру данного глагола.Морфемный анализ,представленный в наглядной форме,не только способствует пониманию структуры глагольного слова,но и помогает также учащимся более четко видеть орфографию каждой отдельно выделяемой части слова,в частности корня.Привычка членить глагол на составляющие его значащие части(морфемы) переносится и на самостоятельное письмо. 

Записывая слово под диктовку,ученик чаще будет задумываться над составом слова и сознательно относиться к правописанию,а затем эта привычка превратится в автоматизированное умение,навык. 

Однако,во всей указанной работе имеется довольно сложный вопрос о выяснении значения корня и об установлении связи между значениями однокоренных слов.Младшему школьнику,для того чтобы выяснить значение корня в глаголе,необходимо осмыслить семантику слова в целом:только понимая смысл слова,ученик сможет подобрать родственные слова.Сравнивая эти родственные слова,ученик находит общую часть-корень.Теперь он уже в состоянии осмыслить и значение корня. 

Таким образом,если значение корня понятно школьнику,то при написании слова,он легко выделяет его,а умение выделить в слове корень-одно из условий правильного написания безударной гласной в нем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_glagole.odt16.13 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над правописанием безударных корневых гласных в глаголах у младших школьников.

Глагол, как часть речи, является самым трудным в изучении вообще, а правописание безударной гласной корня в глаголах, в частности.Большое количество ошибок на проверяемые безударные гласные обьясняется частотностью употребления слов на это правило, а так же трудностями,связанными с его применением на практике. В известной мере причина этого и в том, что при изучении б.г. не уделяется должного внимания систематическому анализу слов,особенно глаголов, с точки зрения их морфемного состава, который часто бывает сложен.

Правописание безударных корневых гласных в глаголах вызывает затруднения у младших школьников прежде всего потому, что в глаголах чаще, чем в других частях речи встречаются приставки или сочетания приставок, которые как бы

« загораживают, затемняют» корень.

Своеобразно также словообразование глаголов при помощи суффиксов и их сочетаний, создающих нагромождение суффиксов.

Самостоятельный анализ подобных глаголов не под силу ученику начальной школы, и потому, ошибки в безударных приставках,окончаниях и суффиксах соседствуют с ошибками в безударных корневых морфемах, в сущности, и безударных гласных различных частей слова.

Все эти трудности обьективны, но вместе с тем они вполне преодолимы, если стремиться к постоянной взаимосвязанной работе над морфемным составом глаголов и над правописанием безударной гласной в них.

Наблюдения показывают, что при изучении частей речи мало уделяется внимания на анализ состава слова и на правописание безударной гласной в корне.Между тем, усвоение правописания безударных гласных  в разных частях слова и умение анализировать морфологический состав глагола теснейшим образом взаимосвязаны: с одной стороны, формирование навыков правописания проходит эффективней, если оно осуществляется на основе понимания состава глагольного слова и безошибочно его писать влияет на осмысленное и прочное усвоение правописания безударных гласных в других частях глагола.

При изучении глагола учителю следует:

  • внимание учащихся останавливать на структуре слова в целом, особенно на форме и значении корня изучаемых глаголов
  • показывать учащимся,что глагол обладает своеобразной и сложной морфемной структурой и следует внимательно относиться к составу слова
  • сформировать у младшего школьника навык правописания в различных частях слова,особенно в корне.

Всю эту работу можно проводить наиболее рационально, используя различные упражнения учебника и тетради на печатной основе.

Формирование навыка правописания безударной гласной в корне глагола следует начать с анализа и правописания наиболее простых  дву- и трехсложных глаголов без приставок.Ученику в этом случае гораздо легче

«увидеть» корень, не « заслоняемый» приставкой, тем более, если гласная корня проверяется словом, имеющим самостоятельное значение,идентичным по своему звуко-буквенному составу корню и также без приставки(звонить-звон)

Морфологический анализ бесприставочных глаголов и параллельная работа над правописанием гласной корня,который выделяется как проверочное слово,представляется первым этапом в системе упражнений над данной орфограммой.

Далее для работы берутся глаголы,корень которых по своему звуко-буквенному составу не идентичен проверочному слову, то есть отличается смысловой законченностью(н-р,сидеть,мешать)

В этом случае больше уделяется внимания вариантам проверки безударной корня,поскольку просто выделение корня еще не дает проверочного слова.Вариантами проверки в этом случае могут быть другие глагольные формы,имена существительные, прилагательные,наречия.

Особую группу составляют те глаголы,которые содержат две безударные гласные в корне(н-р,веселиться).Выделив безударный корень,дети подбирают родственные слова, с помощью которых проверяют одну и вторую безударные гласные корня у глагола.Если учитель специально не заостряет внимания на особенностях подобных корней,дети значительно чаще ошибаются в их написании,и если школьников не учить проверять обе гласные безударного двусложного корня,то не каждый ученик приходит к этому сам.

Обобщенная формулировка «безударную гласную проверь ударением» должна стать для ученика понятной,естественным способом контроля,который постоянно помогает ему.

Более трудны в орфографическом отношении приставочные глаголы.Эту работу лучше вести по линии нарастания трудностей.Необходимо помнить,что данные глаголы такого структурного типа представляют известную сложность на уровне выделения корня,так как многие корневые морфемы содержат чередующиеся согласные.

Таким образом,усвоение правописания этих глаголов самым тесным образом связано с морфемным анализом.

Особую роль среди односложных приставок,оканчивающихся на гласную,принадлежит приставке вы-,перетягивающей на себя ударение.Гласная корня в подобных случаях находится в заударной позиции,а,следовательно,редуцируется сильнее и произносится менее четко,чем гласная в первой предударной позиции в глаголах с ударением на суффикс(н-р:вырезать).

Таким образом,заударные корни трудны для написания и требуют особого отношения.

Другой группой глаголов с приставкой,нуждающейся в анализе,следует считать глаголы с двусложной приставкой -пере- Вначале следует рассмотреть глаголы без -ся(н-р,переночевали).Возвратные же глаголы с приставками представляют для ученика определенные трудности уже потому,что они многосложные,длинные(н-р,проголодаешься).

В работе с ними невозможно обойтись без опоры на предыдущие упражнения:выделение корней,приставок,суффиксов,личных окончаний,частицы -ся.Принцип работы сохраняется прежний:подбор родственных слов,выделение частей слова,проверка безударной гласной.Но,учитывая сложность данных глаголов,разбор по составу лучше проводить в сравнении,например,с однокоренными глаголами без приставок и частицы -ся.Тогда школьник наглядно представляет структуру данного глагола.Морфемный анализ,представленный в наглядной форме,не только способствует пониманию структуры глагольного слова,но и помогает также учащимся более четко видеть орфографию каждой отдельно выделяемой части слова,в частности корня.Привычка членить глагол на составляющие его значащие части(морфемы) переносится и на самостоятельное письмо.

Записывая слово под диктовку,ученик чаще будет задумываться над составом слова и сознательно относиться к правописанию,а затем эта привычка превратится в автоматизированное умение,навык.

Однако,во всей указанной работе имеется довольно сложный вопрос о выяснении значения корня и об установлении связи между значениями однокоренных слов.Младшему школьнику,для того чтобы выяснить значение корня в глаголе,необходимо осмыслить семантику слова в целом:только понимая смысл слова,ученик сможет подобрать родственные слова.Сравнивая эти родственные слова,ученик находит общую часть-корень.Теперь он уже в состоянии осмыслить и значение корня.

Таким образом,если значение корня понятно школьнику,то при написании слова,он легко выделяет его,а умение выделить в слове корень-одно из условий правильного написания безударной гласной в нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольная работа "Изменение глаголов по временам"

Контрольная работа проводится в 3 четверти, содержит тестовые задания: определить время глагола, вставить нужную букву в окончание глагола, суффикс....

проверочная работа "Спряжение глаголов"

проверочная работа по теме "Личные окончания глаголов"...

Тестовая работа "Правописание глаголов".

Тест как один из видов контроля в период промежуточных аттестаций....

эффективные приемы работы над глаголом to be

как научить детей использовать глагол to be...

самостоятельная работа по глаголу "To be"

самостоятельная работа по глаголу "To be"...