Главные и второстепенные члены предложения.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

evgeniamatvveva

Муниципальный конкурс молодых специалистов

«Современной образовательной организации  – современный педагог»

Конспект урока по русскому языку

учитель начальных классов Матвеева Евгения Александровна

Стаж работы: 2 года

МБОУ Андреевская средняя общеобразовательная школа №30

класс 3

УМК Школа России

Предмет: Русский язык

Тема: Главные и второстепенные члены предложения. (1 четверть)

Цели урока:

Образовательные: развивать умение распознавать в предложении главные и второстепенные члены; учить устанавливать связь слов в предложении, распространять нераспространенное предложение второстепенными членами.

Развивающие: способствовать формированию умения распознавать в предложении главные и второстепенные члены.

Воспитательные: содействовать воспитанию познавательного интереса к изучаемому предмету.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать в предложении главные и второстепенные члены.

Характеристика класса: в классе учатся 15 человек, 4 девочки и 11 мальчиков. В целом дети воспитываются в хороших семьях, где уделяется должное внимание к учебе. В классе двое отличников и 5 хорошистов. Класс разноуровневый, в плане обучения.

Материалы и оборудование: Ресурс; выставка рисунков учащихся; портрет М.В. Ломоносова; Рисунок филина с фонарем; иллюстрация фонарей разного вида; сова-фонарь из картона; фонарики из цветного картона для гостей; экспресс-тесты; таблицы; алгоритм, записи терминов на доске.

 

 

 

 

Ход урока.

I. Организационный момент

Создание психологической комфортности

Учитель:

С добрым утром мальчишки и девчонки,

Проснувшиеся рано!

Вы, наверное, за ночь

Чуть-чуть подросли?

Дети (гостям)

С добрым утром и вас,

Все хорошие люди,

Воспитатели и учителя,

Вы нам очень нужны!

Пусть в делах вам удача

Сопутствовать будет!

Пусть вам путь озаряют

Доброго солнца лучи!

II. Повторение изученного материала

Правильная посадка учащихся.

Запись даты урока в тетрадях.

1) Словарная работа

Ребус Фо  рь (фонарь)

Филин старый, Филин умный

На окне сидит, как царь.

Ночью темной и безлунной

Он зажег друзьям фонарь.

(В.Степанов “Филин”)

Учитель: Как, вы думаете, пишется словарное слово “фонарь”? Назовите орфограммы.

Дети: Орфограмма: безударная гласная о, не проверяемая ударением, запоминаем; мягкий знак - показатель мягкости на конце слова.

Учитель: Давайте проверим. Откройте учебник на странице 127 (”Русский язык”, 3-й класс, Канакина, Горецкий 1 часть. Словарь).

Фонарь

Запишите слово в тетрадях, подчеркните орфограммы.

В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова написано:

Фонарь - осветительный прибор в виде стеклянного шара, коробки, трубки, в которой помещается источник света.

Какие виды фонарей вам известны? (Уличный, ручной, маяк, на батарейках, электрический и др.)

(Учитель показывает иллюстрации фонарей и их предшественников: костер вв пещере первобыного человека, огонь в камине, лучина, свечи, керосиновая лампа, газовый фонарь, маяк, электрические лампы, уличные фонари.)

 

Давным-давно запылал в пещере первобытного человека первый костер.

Затем костёр спрятали в печь или камин.

Лучина - просто щепочка от полена.

Свечи из воска, сала, парафина. А полосатая свеча - это свеча-часы. Горела она ровно двенадцать часов. Сгорит одна полоска - значит, один час прошёл.

Керосиновые лампы.

Позже научились газ в фонарях зажигать. Вечером шёл фонарщик с лесенкой, каждый фонарь зажигал.

Маяки для кораблей. На деревянной башне на толстом слое глины костёр разжигали. Потом на каменную башню котёл с горящей смолой ставили.

А сейчас горят на маяках и не только яркие электролампы - огонёк в стекле.

Историческая справка

Ученик (1): Первые фонари для искусственного освещения на городских улицах появились в начале XV века. Позже жителей Парижа обязали держать светильники у окон, которые выходят на улицу.

Ученик (2): Первые уличные фонари давали сравнительно мало света, потому что в них использовали обыкновенные свечи и масло. Применение керосина позволило увеличить яркость освещения, однако настоящая революция уличного света случилась только в начале XIX  века, когда появились газовые фонари.

Ученик (3): В России уличное освещение появилось при Петре 1. В 1706 году он велел вывести фонари на фасадах некоторых домов около Петропавловской крепости, чтобы отметить победу над шведами.

Ученик (4): история электрического освещения связана прежде всего с именами русского изобретателя Александра Лодыгина и американца Томаса Эдисона. Лодыгин сконструировал угольную лампу накаливания, за что получил Ломоносовскую премию от Петербургской академии наук. Через несколько лет Эдинсон продемонстрировал усовершенствованную лампочку - более яркую и дешёвую в производстве. С её появлением газовые фонари быстро исчезли с городских улиц, уступив место электрическим.

 

Учитель: В канун Дня всех святых, или Хэллоуин, 31 октября в Англии и Америке повсюду на подоконниках можно увидеть фонари-тыквы, которые отпугивают всякую нечисть. (Показ иллюстрации.)

Физкультминутка

Ученик (5): По ровненькой дорожке

По ровненькой дорожке,        

        Дети идут шагом,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Раз-два, раз-два,

По камешкам, по камешкам,      

прыгают на двух ногах,

По камешкам, по камешкам...

В яму — бух!        

приседают на корточки

Учитель: Придумайте со словом фонарь предложения. Побудительное. Вопросительное. Восклицательное.

Дети: Зажгите фонарь, пожалуйста. Фонарь горит уже? Какой яркий фонарь!

III. Подготовка к изучению нового материала.

( Надпись на доске: “Фонарь светит”)

Учитель: Что написано на доске? (ответ: предложение)

Может предложение состоять из двух слов? Почему вы так считаете? (Оно выражает законченную мысль, служит для сообщения, состоит из связанных по смыслу и грамматически слов, начинается с большой буквы, в конце стоит точка.)

Запишите предложение в тетради.

Какое предложение по цели высказывания? (Повествовательное.)

По интонации? (Невосклицательное.)

О ком или о чём говорится в предложении? (О фонаре.)

На какой вопрос отвечает слово фонарь? (Что?)

Какой частью речи является? (Именем существительным.)

Что именно говориться о фонаре? (Светит.)

На какой вопрос отвечает слово “светит”? (Что делает?)

Какой частью речи является это слово ? ( Глаголом?)

На доске запись:

Что? Что делает?

   сущ.      гл.

Фонарь светит. (Повеств., невоскл.)

Добавьте в предложение другие слова, подходящие по смыслу. Добавляем каждый раз только по одному слову (Учитель дописывает по одному названному слову.)

Фонарь светит.

Яркий фонарь светит.

Яркий фонарь светит ночь.

Яркий фонарь светит ночь на улице.

Яркий фонарь светит ночь на дальней улице.

Учитель: Получилось вот такое предложение.

Запись на доске:

Приветливо яркий фонарь светит ночь на дальней улице.

Сколько слов в предложении?

Есть ли среди них главные, то есть без которых нельзя обойтись?

Попробуйте прочитать предложение без первого слова, второго, третьего...

Какой вывод можно сделать?

Его главные члены предложения: фонарь светит. Без них нет смысла в предложении.

IV. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем учится отличать главные члены предложения от второстепенных - то есть не главных, поясняющих главные и друг друга.

V.  Изучение нового материала.

Учитель: Что в фонаре главное? (Свет, огонь.) Недаром говорят: “Неучёная голова - что фонарь без огня.”. (Пословица.)

Во всём можно найти главное - основу.

(Выставка рисунков.)

Вы пытались сделать это в своих домашних рисунках: Мотор у автомобиля, фундамент у дома, король в королевстве, Солнцу во Вселенной, сердце у человека, вожак в стае птиц, корень в основе слова.

Выделенные слова фонарь светит называются грамматической основой предложения. (Учитель открывает первое предложение в названии темы на доске.)

Как вы думаете, почему именно основой?

Главные члены неслучайно называют грамматической основой предложения: К ним присоединяются все второстепенные члены. На подлежащем и сказуемом, как на опорах, держится всё  в предложении.

Сколько слов входит в основу предложения?

Что они обозначают и на какие вопросы отвечают?

Называются они: подлежащее и сказуемое. (Учитель открывает второе предложение в названии темы урока.)

Члены предложения

Главные члены - подлежащее и сказуемое

 

Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое

Они составляют основу предложения.

Подлежащее чаще всего выражено именем существительным.

Сказуемое чаще всего выражено глаголом.

Второстепенные члены

 

Учитель: Термины подлежащее и сказуемое были введены М.В. Ломоносовым. (показать портрет.

Михаил Васильевич Ломоносов (8 (19) ноября 1711 — 4 (15) апреля 1765, Петербург) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики, основоположник молекулярно-кинетической теории.

 

 

Термины «подлежащее» и «сказуемое» (запоминающиеся и понимаемые почему-то с трудом) для обозначения главных членов предложения были введены М. В. Ломоносовым. Подлежащее — значит «лежащее в основе предложения». Сказуемое называют так потому, что оно содержит в себе всякого рода информацию о подлежащем, т. е. то, что «сказано о подлежащем». (Ведь сказуемое — это не только действие, как иногда считают.) Знание истинного смысла этого термина поможет вам легче разбирать предложения с простыми и составными неглагольными сказуемыми.

 

Ребята, мы уже знакомы с двумя пунктами плана синтаксического разбора предложения. Сегодня мы добавим еще 1 пункт - №3, а на следующих уроках продолжим дальнейшее изучение синтаксического разбора предложения.

Синтаксический разбор предложения

1. Опраедилить цель высказывания предложения (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Определить интонацию предложения (восклицательное, невосклицательное).

3. Найти главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).

4. Определи вид предложения (распространенное и нераспространенное) по наличию второстепенных членов.

5. Укажи, есть ли однородные члены предложения.

 

Работа над правилом (стр. 27 учебника)

(Чтение правила учащимися.)

image

 

VI. Закрепление нового материала

Учитель: Сейчас я предлагаю вам закрепить свои теоретические знания о подлежащем и сказуемом. Для этого вы будете работать в парах.  Сначало вы прочитаете определение подлежащего и сказуемого каждый самостоятельно. Затем каждый получит экспресс-тест: вы ответите на вопросы по вариантам ( 1 вариант - о подлежащем, 2 вариант - о сказуемом, проверите себя). Затем поменяетесь работами и проверите друг друга. Таким образом, у вас будет понятие и подлежащего, и сказуемого.

Можно пользоваться информацией из правила. Но старайтесь обойтись без подсказки.

Экспресс-тесты

 

 

 

1 вариант

1. Слова в предложениях называются                                                                     

2. Грамматическая основа предложения - это                         и

По другому они называются                                                            предложения.

3. Подлежащее называет, о            или о                 говориться в преджолении,

и обычно отвечает на вопросы “        ? “ или “      ?”.

 

 

2 вариант

1. Члены предложения - это роль слов в

2. Подлежащее и сказуемое - это                                              предложения

или                                        предложения.

3. Сказуемое называет, что                          в предложении, и обычно отвечает на

вопросы “                          ?” или “                       ?”.

 

Ответы:

1 вариант

1. Слова в предложениях называются членами предложения.

2. Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое. По-другому они называются главными членами предложения.

3. Подлежащее называет, о ком или о чём говорится в предложении, и обычно отвечает на вопросы “кто?” или “что?”.

 

2 вариант

1. Члены предложения - это роль слов в предложении.

2. Подлежащее и сказуемое - это главные члены предложения или грамматическая основа предложения.

3. Сказуемое называет, что говориться о подлежащем в предложении и обычно отвечает на вопросы “что делает?” или “что сделает?”.

Физминутка

Встать, попрыгать, посмеяться,

Покружиться, покачаться,

Поклониться, распрямиться

И начать трудиться.

Работа по учебнику

Учитель: Будем упражняться в нахождении грамматической основы предложения. (Упражнение №37, стр. 26. Чтение и выполнение учащимися задания. Использовать алгоритм нахождения грамматической основы предложения.)

Алгоритм нахождения главных членов предложения (на доске):

1. О ком или о чём говориться в предложении?

кто? что?

подлежащие

существительное

 

2. Что говориться о подлежащем?

что делает?

сказуемое

глагол

image

Учитель: Мы прежде обращаем внимание на вещи, предметы. Потом уже определяем их свойства, признаки и их действия. Отсюда вытекает, что самый главный член предложения - это обязательно подлежащие.

Проверка.

 

Игра “Поймай основу”

Учитель: Записать нужно только основу предложения. (Текст на доске.)

Совы.

Совы живут повсюду, за исключением Антарктиды. Гнёзда они строят в старых дуплах. Их глаза отлично видят в темноте. Глаза смотрят у сов вперед, как у человека. Совы охотятся ночью. Мелкие сычи едят насекомых и небольших млекопитающих. Крупные филины ловят грызунов.

Проверка

Совы живут повсюду, за исключением Антарктиды. Гнёзда они строят в старых дуплах. Их глаза отлично видят в темноте. Глаза смотрят у сов  вперед, как у человека. Совы охотятся ночью. Мелкие сычи едят насекомых и небольших млекопитающих. Крупные филины ловят грызунов.

(Учитель показывает иллюстрацию совы.)

image

VII.  Итог урока

Учитель: За хорошую работу на уроке я дарю вам, ребята, фонарь. (Сделан из картона.) Это не просто фонарь, а птица - символ мудрости и знаний - сова. Пусть она принесёт вам удачу и много знаний.

image

Домашнее задание

стр. 27 Упр. №39

Итоговая беседа

Учитель: Какова была тема урока?

Что мы делали? Что узнали?

Отметки за работу.

Рефлексия (ученики и гости урока отмечают свои впечатления об уроке.)

(Учитель раздает вырезанные из бумаги фонарики.)

Здание: подобрать к подлежащему “урок” сказуемое.

Урок... понравился, не понравился, не заинтересовал, удивил, разочаровал.

Учитель: Спасибо за урок, я желаю всем, чтобы в любой жизненой ситуации для вас всегда находился путеводный ф

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс молодых специалистов

«Современной образовательной организации  – современный педагог»

Конспект урока по русскому языку

учитель начальных классов Матвеева Евгения Александровна

Стаж работы: 2 года

МБОУ Андреевская средняя общеобразовательная школа №30

класс 3

УМК Школа России

Предмет: Русский язык

Тема: Главные и второстепенные члены предложения. (1 четверть)

Цели урока:

Образовательные: развивать умение распознавать в предложении главные и второстепенные члены; учить устанавливать связь слов в предложении, распространять нераспространенное предложение второстепенными членами.

Развивающие: способствовать формированию умения распознавать в предложении главные и второстепенные члены.

Воспитательные: содействовать воспитанию познавательного интереса к изучаемому предмету.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать в предложении главные и второстепенные члены.

Характеристика класса: в классе учатся 15 человек, 4 девочки и 11 мальчиков. В целом дети воспитываются в хороших семьях, где уделяется должное внимание к учебе. В классе двое отличников и 5 хорошистов. Класс разноуровневый, в плане обучения.

Материалы и оборудование: Ресурс; выставка рисунков учащихся; портрет М.В. Ломоносова; Рисунок филина с фонарем; иллюстрация фонарей разного вида; сова-фонарь из картона; фонарики из цветного картона для гостей; экспресс-тесты; таблицы; алгоритм, записи терминов на доске.

Ход урока.

I. Организационный момент

Создание психологической комфортности

Учитель:

С добрым утром мальчишки и девчонки,

Проснувшиеся рано!

Вы, наверное, за ночь

Чуть-чуть подросли?

Дети (гостям)

С добрым утром и вас,

Все хорошие люди,

Воспитатели и учителя,

Вы нам очень нужны!

Пусть в делах вам удача

Сопутствовать будет!

Пусть вам путь озаряют

Доброго солнца лучи!

II. Повторение изученного материала

Правильная посадка учащихся.

Запись даты урока в тетрадях.

        1) Словарная работа

        Ребус Фо  рь (фонарь)

Филин старый, Филин умный

На окне сидит, как царь.

Ночью темной и безлунной

Он зажег друзьям фонарь.

(В.Степанов “Филин”)

Учитель: Как, вы думаете, пишется словарное слово “фонарь”? Назовите орфограммы.

Дети: Орфограмма: безударная гласная о, не проверяемая ударением, запоминаем; мягкий знак - показатель мягкости на конце слова.

Учитель: Давайте проверим. Откройте учебник на странице 127 (”Русский язык”, 3-й класс, Канакина, Горецкий 1 часть. Словарь).

Фонарь

Запишите слово в тетрадях, подчеркните орфограммы.

        В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова написано:

        Фонарь - осветительный прибор в виде стеклянного шара, коробки, трубки, в которой помещается источник света.

Какие виды фонарей вам известны? (Уличный, ручной, маяк, на батарейках, электрический и др.)

(Учитель показывает иллюстрации фонарей и их предшественников: костер вв пещере первобыного человека, огонь в камине, лучина, свечи, керосиновая лампа, газовый фонарь, маяк, электрические лампы, уличные фонари.)

        

        Давным-давно запылал в пещере первобытного человека первый костер.

        Затем костёр спрятали в печь или камин.

        Лучина - просто щепочка от полена.

        Свечи из воска, сала, парафина. А полосатая свеча - это свеча-часы. Горела она ровно двенадцать часов. Сгорит одна полоска - значит, один час прошёл.

        Керосиновые лампы.

        Позже научились газ в фонарях зажигать. Вечером шёл фонарщик с лесенкой, каждый фонарь зажигал.

        Маяки для кораблей. На деревянной башне на толстом слое глины костёр разжигали. Потом на каменную башню котёл с горящей смолой ставили.

        А сейчас горят на маяках и не только яркие электролампы - огонёк в стекле.

Историческая справка

Ученик (1): Первые фонари для искусственного освещения на городских улицах появились в начале XV века. Позже жителей Парижа обязали держать светильники у окон, которые выходят на улицу.

Ученик (2): Первые уличные фонари давали сравнительно мало света, потому что в них использовали обыкновенные свечи и масло. Применение керосина позволило увеличить яркость освещения, однако настоящая революция уличного света случилась только в начале XIX  века, когда появились газовые фонари.

Ученик (3): В России уличное освещение появилось при Петре 1. В 1706 году он велел вывести фонари на фасадах некоторых домов около Петропавловской крепости, чтобы отметить победу над шведами.

Ученик (4): история электрического освещения связана прежде всего с именами русского изобретателя Александра Лодыгина и американца Томаса Эдисона. Лодыгин сконструировал угольную лампу накаливания, за что получил Ломоносовскую премию от Петербургской академии наук. Через несколько лет Эдинсон продемонстрировал усовершенствованную лампочку - более яркую и дешёвую в производстве. С её появлением газовые фонари быстро исчезли с городских улиц, уступив место электрическим.

Учитель: В канун Дня всех святых, или Хэллоуин, 31 октября в Англии и Америке повсюду на подоконниках можно увидеть фонари-тыквы, которые отпугивают всякую нечисть. (Показ иллюстрации.)

Физкультминутка

Ученик (5): По ровненькой дорожке

По ровненькой дорожке,        

        Дети идут шагом,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Раз-два, раз-два,

По камешкам, по камешкам,      

прыгают на двух ногах,

По камешкам, по камешкам...

В яму — бух!        

приседают на корточки

Учитель: Придумайте со словом фонарь предложения. Побудительное. Вопросительное. Восклицательное.

Дети: Зажгите фонарь, пожалуйста. Фонарь горит уже? Какой яркий фонарь!

III. Подготовка к изучению нового материала.

( Надпись на доске: “Фонарь светит”)

Учитель: Что написано на доске? (ответ: предложение)

Может предложение состоять из двух слов? Почему вы так считаете? (Оно выражает законченную мысль, служит для сообщения, состоит из связанных по смыслу и грамматически слов, начинается с большой буквы, в конце стоит точка.)

Запишите предложение в тетради.

Какое предложение по цели высказывания? (Повествовательное.)

По интонации? (Невосклицательное.)

О ком или о чём говорится в предложении? (О фонаре.)

На какой вопрос отвечает слово фонарь? (Что?)

Какой частью речи является? (Именем существительным.)

Что именно говориться о фонаре? (Светит.)

На какой вопрос отвечает слово “светит”? (Что делает?)

Какой частью речи является это слово ? ( Глаголом?)

На доске запись:

Что? Что делает?

    сущ.      гл.

Фонарь светит. (Повеств., невоскл.)

Добавьте в предложение другие слова, подходящие по смыслу. Добавляем каждый раз только по одному слову (Учитель дописывает по одному названному слову.)

Фонарь светит.

Яркий фонарь светит.

Яркий фонарь светит ночь.

Яркий фонарь светит ночь на улице.

Яркий фонарь светит ночь на дальней улице.

Учитель: Получилось вот такое предложение.

Запись на доске:

Приветливо яркий фонарь светит ночь на дальней улице.

Сколько слов в предложении?

Есть ли среди них главные, то есть без которых нельзя обойтись?

Попробуйте прочитать предложение без первого слова, второго, третьего...

Какой вывод можно сделать?

Его главные члены предложения: фонарь светит. Без них нет смысла в предложении.

IV. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем учится отличать главные члены предложения от второстепенных - то есть не главных, поясняющих главные и друг друга.

V.  Изучение нового материала.

Учитель: Что в фонаре главное? (Свет, огонь.) Недаром говорят: “Неучёная голова - что фонарь без огня.”. (Пословица.)

Во всём можно найти главное - основу.

(Выставка рисунков.)

Вы пытались сделать это в своих домашних рисунках: Мотор у автомобиля, фундамент у дома, король в королевстве, Солнцу во Вселенной, сердце у человека, вожак в стае птиц, корень в основе слова.

Выделенные слова фонарь светит называются грамматической основой предложения. (Учитель открывает первое предложение в названии темы на доске.)

Как вы думаете, почему именно основой?

Главные члены неслучайно называют грамматической основой предложения: К ним присоединяются все второстепенные члены. На подлежащем и сказуемом, как на опорах, держится всё  в предложении.

Сколько слов входит в основу предложения?

Что они обозначают и на какие вопросы отвечают?

Называются они: подлежащее и сказуемое. (Учитель открывает второе предложение в названии темы урока.)

Члены предложения

Главные члены - подлежащее и сказуемое

Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое

Они составляют основу предложения.

Подлежащее чаще всего выражено именем существительным.

Сказуемое чаще всего выражено глаголом.

Второстепенные члены

Учитель: Термины подлежащее и сказуемое были введены М.В. Ломоносовым. (показать портрет.

Михаил Васильевич Ломоносов (8 (19) ноября 1711 — 4 (15) апреля 1765, Петербург) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики, основоположник молекулярно-кинетической теории.

Термины «подлежащее» и «сказуемое» (запоминающиеся и понимаемые почему-то с трудом) для обозначения главных членов предложения были введены М. В. Ломоносовым. Подлежащее — значит «лежащее в основе предложения». Сказуемое называют так потому, что оно содержит в себе всякого рода информацию о подлежащем, т. е. то, что «сказано о подлежащем». (Ведь сказуемое — это не только действие, как иногда считают.) Знание истинного смысла этого термина поможет вам легче разбирать предложения с простыми и составными неглагольными сказуемыми.

Ребята, мы уже знакомы с двумя пунктами плана синтаксического разбора предложения. Сегодня мы добавим еще 1 пункт - №3, а на следующих уроках продолжим дальнейшее изучение синтаксического разбора предложения.

Синтаксический разбор предложения

1. Опраедилить цель высказывания предложения (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Определить интонацию предложения (восклицательное, невосклицательное).

3. Найти главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).

4. Определи вид предложения (распространенное и нераспространенное) по наличию второстепенных членов.

5. Укажи, есть ли однородные члены предложения.

Работа над правилом (стр. 27 учебника)

(Чтение правила учащимися.)

VI. Закрепление нового материала

Учитель: Сейчас я предлагаю вам закрепить свои теоретические знания о подлежащем и сказуемом. Для этого вы будете работать в парах.  Сначало вы прочитаете определение подлежащего и сказуемого каждый самостоятельно. Затем каждый получит экспресс-тест: вы ответите на вопросы по вариантам ( 1 вариант - о подлежащем, 2 вариант - о сказуемом, проверите себя). Затем поменяетесь работами и проверите друг друга. Таким образом, у вас будет понятие и подлежащего, и сказуемого.

        Можно пользоваться информацией из правила. Но старайтесь обойтись без подсказки.

Экспресс-тесты

1 вариант

1. Слова в предложениях называются                                                                    

2. Грамматическая основа предложения - это                         и

По другому они называются                                                            предложения.

3. Подлежащее называет, о            или о                 говориться в преджолении,

и обычно отвечает на вопросы “        ? “ или “      ?”.

2 вариант

1. Члены предложения - это роль слов в

2. Подлежащее и сказуемое - это                                              предложения

или                                        предложения.

 3. Сказуемое называет, что                          в предложении, и обычно отвечает на

вопросы “                          ?” или “                       ?”.

 

Ответы:

1 вариант

1. Слова в предложениях называются членами предложения.

2. Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое. По-другому они называются главными членами предложения.

3. Подлежащее называет, о ком или о чём говорится в предложении, и обычно отвечает на вопросы “кто?” или “что?”.

2 вариант

1. Члены предложения - это роль слов в предложении.

2. Подлежащее и сказуемое - это главные члены предложения или грамматическая основа предложения.

3. Сказуемое называет, что говориться о подлежащем в предложении и обычно отвечает на вопросы “что делает?” или “что сделает?”.

Физминутка

        Встать, попрыгать, посмеяться,

        Покружиться, покачаться,

        Поклониться, распрямиться

        И начать трудиться.

Работа по учебнику

Учитель: Будем упражняться в нахождении грамматической основы предложения. (Упражнение №37, стр. 26. Чтение и выполнение учащимися задания. Использовать алгоритм нахождения грамматической основы предложения.)

Алгоритм нахождения главных членов предложения (на доске):

1. О ком или о чём говориться в предложении?

кто? что?

подлежащие

существительное

2. Что говориться о подлежащем?

что делает?

сказуемое

глагол

Учитель: Мы прежде обращаем внимание на вещи, предметы. Потом уже определяем их свойства, признаки и их действия. Отсюда вытекает, что самый главный член предложения - это обязательно подлежащие.

 Проверка.

Игра “Поймай основу”

Учитель: Записать нужно только основу предложения. (Текст на доске.)

Совы.

Совы живут повсюду, за исключением Антарктиды. Гнёзда они строят в старых дуплах. Их глаза отлично видят в темноте. Глаза смотрят у сов вперед, как у человека. Совы охотятся ночью. Мелкие сычи едят насекомых и небольших млекопитающих. Крупные филины ловят грызунов.

Проверка

Совы живут повсюду, за исключением Антарктиды. Гнёзда они строят в старых дуплах. Их глаза отлично видят в темноте. Глаза смотрят у сов  вперед, как у человека. Совы охотятся ночью. Мелкие сычи едят насекомых и небольших млекопитающих. Крупные филины ловят грызунов.

(Учитель показывает иллюстрацию совы.)

VII.  Итог урока

Учитель: За хорошую работу на уроке я дарю вам, ребята, фонарь. (Сделан из картона.) Это не просто фонарь, а птица - символ мудрости и знаний - сова. Пусть она принесёт вам удачу и много знаний.

Домашнее задание

стр. 27 Упр. №39

Итоговая беседа

Учитель: Какова была тема урока?

Что мы делали? Что узнали?

Отметки за работу.

Рефлексия (ученики и гости урока отмечают свои впечатления об уроке.)

(Учитель раздает вырезанные из бумаги фонарики.)

        Здание: подобрать к подлежащему “урок” сказуемое.

Урок... понравился, не понравился, не заинтересовал, удивил, разочаровал.

Учитель: Спасибо за урок, я желаю всем, чтобы в любой жизненой ситуации для вас всегда находился путеводный фонарик - хотя бы улыбка друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения»."

Повторить виды предложений; развивать устную и письменную речь учащихся, составляя и распространяя предложения; учить правильному выбору языковых средств, составляя тексты; формировать умения и навыки...

Проект урока по русскому языку в 4 классе на тему " Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения."

Проект урока по русскому  языку  на тему "Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения." (составлен  в соответствии с рабочей программой  УМК "Школа России"( 1 - ...

Урок русского языка во 2 классе по системе Л.В.Занковва Тема::«Распространенные и нераспространенные предложения. Главные и второстепенные члены предложения»

При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников, реальные возможности учеников 2  класса, все учащиеся которого имеют положительную мотивацию ...

Грамматическая основа предложения Главные и второстепенные члены предложения.

Наша планета находится на грани экологического  кризиса. Сколько нам осталось времени, чтобы одуматься, понять, что человек не  царь природы, а ее неотъемлемая часть. Что делать? Как спасти ...

"Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения." 4 класс презентация

Презентация к уроку русского языка. 4 класс. Повторение и закрепление изученного материала в 3 классе....

Тема: Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложений по членам.

Дата: 18.09.2018                                                    ...

Проверочная работа для 4 класса "Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения"

Проверочная работа по русскому языку на повторение падежей имени существительного и закрепление темы «Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения» в 4 классеЦе...