Конспект урока и презентация "Несклоняемые имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект и презентация урока в 4 классе "Несклоняемые имена существительные"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.doc | 54.5 КБ |
nesklonyaemye_imena_sushchestvitelnye.ppt | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Несклоняемые имена существительные»
Цели:
-познакомить с понятием «несклоняемые» имена, существительные,
- учить правильно их писать и использовать в речи,
-повторить пройденный материал об имени существительном;
- развивать речь, память, орфографическую зоркость;
-воспитывать интерес к родному языку
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Стадия вызова (игра, «тонкие – толстые» вопросы, «мозговой штурм») - Ребята, я рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы зарядиться хорошим настроением. Чистописание. Слайд №2 - Урок мы начнем с чистописания. Внимательно посмотрите на иллюстрацию. Найдите на ней элементы для чистописания.
Работа со словами. Слайд №3 - А сейчас сравните эти иллюстрации, найдите 8 отличий, а название соответствующих предметов запишите в тетрадь. - Проверим. Кто не согласен? Почему? - Что общего в словах? - Обозначьте орфограмму. Актуализация опорных знаний - Что еще объединяет данные слова? - Мы уже много знаем об этой части речи. Чтобы вспомнить, сформулируем друг другу вопросы о существительном и ответим на них. Слайд №4 - Определите склонение записанных имен сущ., запишите. Если у кого-то появятся сомнения, поставьте около этого слова вопросительный знак. -Проверяем. Постановка учебной проблемы. - Какой у вас возник вопрос? - Какие у вас предположения? - Какую же цель мы поставим себе на этот урок? - Сегодня на уроке выясним, какие еще бывают имена существительные, в чем их особенность. 2. Стадия осмысления («тонкие – толстые» вопросы, «мозговой штурм», работа в парах, «лови ошибку») - Как сравнить слово «кенгуру» с сущ. 1-го, 2-го или 3-го склонения? - Просклоняем и понаблюдаем за тем, как они изменяются. Выберем для этого из записанных слов существительные каждого склонения и возьмем слово «кенгуру». Слайд №5 -Что заметили? - Замечали ли вы такое при склонении имен сущ. 1-го, 2-го или 3-го склонения? - Какой сделаем вывод? - Такие существительные так и называются - «несклоняемые». А изменяются ли они по числам? -Докажите. - Много ли таких слов в русском языке? - Таких слов очень много, попробуйте привести свои примеры. - Как они могли появиться в русском языке? - Многие из них заимствованы из других языков. Физминутка. -Послушайте стихотворение: Как-то рано поутру с другом сели мы в метру. - Почему вам стало смешно? -Какие несклоняемые существительные были названы в стихотворении? Слайд №6 - Значение каких слов непонятно? - Запишем слова в тетрадь. - Какая часть слова обычно меняется при изменении формы сущ.? - Как мы видим, несклоняемые существительные не изменяются по падежам и по числам, окончаний у них нет. Все слово является основой и корнем. Разберем слова по составу. - Составьте предложения, используя данные слова. - Вспомните скороговорку с одним из этих слов - Запишем. - Выполните разбор предложения, составьте схему. Проверим. Слайд №7 - Возьмите карточки №1. Работая в парах, исправьте ошибки. - Проверим. - Возьмите карточки №2 и выпишите в тетрадь только несклоняемые имена сущ. Слайд №8 - Как определили, что эти существительные несклоняемые? - Используя их, составьте и запишите одно предложение. Проверка. - Какой частью речи могут быть несклоняемые существительные в предложении? 3. Рефлексия (таксономия вопросов, кластер) - Достигли мы цели урока? - Что выяснили? -Что интересного запомнили о несклоняемых существительных? Слайд №9 не изменяются по падежам нет окончаний несклон. им. сущ.
всё слово основа и корень -Оцените свою работу, используя цвет: желтый - я молодец, зеленый – иногда было трудно, но я справился, красный – было очень трудно. -Домашняя работа. Составить и записать небольшой текст, используя несклоняемые имена существительные. Слайд №10 | Задание на внимательность: дети находят буквы и элементы на иллюстрации и прописывают их в тетради Запись в тетрадь: облако, петух, корзина, лестница, яблоко, корова, кенгуру, сирень. -Слова с непроверяемыми орфограммами. Один ученик выполняет у доски и объясняет правописание. -Это имена существительные. Формулировка вопросов детьми и ответы на них : Что такое имя сущ.? Как изменяются ИС? Как определить род ИС? Какие сущ. относятся к 1-му скл., ко2-му, к 3-му? Что значит «просклонять ИС»? Как определить склонение ИС? Определение склонений существительных, запись в тетрадь -Трудности со словом «кенгуру». Предположения детей. -Изменить их по падежам, просклонять. Работа в тетрадях, четыре ученика работают у доски. -Слово «кенгуру» не менялось. -Нет. Формулировка вывода: это слово не относится к сущ. 1-го, 2-го, 3-го склонения, оно не склоняется. -Нет Устно пробуем изменить по числам несколько несклоняемых сущ. Предположения детей. Приводят примеры. Предположения детей Активный отдых Восприятие на слух -Метро, домино, кенгуру, пальто, кашне, кино, шоссе, шимпанзе, какаду. Работа в тетради. Один ученик у доски. -Окончание Работа в тетради, объяснения устно по цепочке. Упражнение в употреблении несклоняемых сущ. в речи. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Работа в тетради. Один ученик у доски. Работа в парах. Поиск и исправление ошибок. У пальта оторвалась пуговица. Мы спустились в глубокое метре. Лена играла для нас на пианине. Миша обжегся горячим какаом Самостоятельная работа в тетради. Радио, окно, какао, кофе, ведро, пюре, молоко, такси, яблоко, кафе Они не изменяются по падежам и по числам. Упражнение в употреблении несклоняемых сущ. в речи. Работа в тетради. - Подлежащее, дополнение, обстоятельство. Анализ проведенной работы Кроме сущ. 1-го, 2-го,3-го скл. есть несклоняемые существительные. По ответам детей на доске составляем кластер: не изменяются по числам
многие из других языков Оценка детьми своей работы на уроке. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чистописание
Работа со словами
Имя существительное облако, петух, корзина, лестница, яблоко, корова, кенгуру, сирень 2 скл. 2 скл. 2 скл. 1 скл. 1 скл. 1 скл. 3 скл. ?
Несклоняемые имена существительные И.п. (кто?) кенгуру Р.п. (кого?) кенгуру Д.п. (кому?) кенгуру В.п. (кого?) кенгуру Т.п. (кем?) кенгуру П.п. (о ком?) о кенгуру
Метро, домино, кенгуру, пальто, кашне, кино, шоссе, шимпанзе, какаду.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку. х х где? что? где? что? и
Радио, какао, ведро, молоко, яблоко, окно, кофе, пюре, такси, кафе.
не изменяются по падежам не изменяются по числам несклоняемые им. сущ. нет окончаний многие из других языков всё слово основа и корень
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме " Имена существительные в форме множественного числа. Правописание окончаний."
Проблемный урок по русскому языку проводится в 4 классе. На уроке применяется интерактивная форма организации учебного...
конспект урока по теме:"Имена существительные" 2 класс
конспект урока по теме: "Имена существительные" 2 класс...
Приложения к уроку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"
Приложения содержит презентацию, задание в программе ПервоЛого и задания для учащихся....
Конспект урока Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.
Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные.Цели урока: развить умения определять падеж имён существительных, распознават...
Открытый урок "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"
Цель: обобщение знаний обучающихся по теме: “Сложные слова”;Задачи: развивать умение самостоятельно составлять сложные слова, наблюдать над лексическим значением сложных слов, выбирать пр...
Презентация к открытому уроку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"
Презентация к открытому уроку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"...
Конспект логопедического занятия "Собственные имена существительные"
Собственные имена существительные. (Имена и фамилии людей; клички животных; названия городов, сёл, улиц). Мой край. Обучающиеся закрепят правописание имён собственных (имён и фамилий людей; кличек жив...