План работы кружка "Город грамотеев" 1 - 4 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Курс внеурочной деятельности«Город грамотеев» адресована обучающимся 1- 4 классов МАОУ СОШ №25. Курс внеурочной деятельности (кружка) общеинтеллектуального направления разработан на основе авторской программы факультатива «Удивительный мир слов» для внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) Н.Ф. Виноградовой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана - Граф, 2011. – 192 с. – (Начальная школа XXI века).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 92.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная запискакурса внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности«Город грамотеев» адресована обучающимся 1- 4 классов МАОУ СОШ №25. Курс внеурочной деятельности (кружка) общеинтеллектуального направления разработан на основе авторской программы факультатива «Удивительный мир слов» для внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) Н.Ф. Виноградовой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана - Граф, 2011. – 192 с. – (Начальная школа XXI века).
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
У выпускника будут сформированы:
1) эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
2) эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
3) чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
4) любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
5) интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
6) интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
7) осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
1) самостоятельно формулировать тему и цели урока;
2) составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
3) работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
4) в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
5) перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
6) пользоваться словарями, справочниками;
7) осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
8) адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Предметные результаты:
- распознавать отличительные признаки основных языковых единиц;
морфологией, орфографией;
-отличать слова, словосочетания, предложения, тексты;
-знать основные орфографические и пунктуационные правила; некоторые нормы русского языка: произносительных, словоупотребительных.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Содержание | Формы организации и виды деятельности |
1 класс | |
Путешествие в странузвуков и букв В мире безмолвия и неведомых звуков. В Страну Слов. Первые встречи. К тайнам волшебных слов. Выбор друзей в Стране Слов. К несметным сокровищам Страны Слов. Чудесные превращения слов.
| Разыгрывание немых сцен. Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова». Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов. |
Сказочное царство от А до Я. В гости к Алфавиту. К тайнам звуков и букв. Встреча с Радугой. В Страну Говорящих Скал. В глубь веков на Машине времени.. В Королевстве Ошибок. В Страну Слогов.Неожиданная остановка в пути. | Чтение отрывка из книг.Знакомство с орфографическим словарём. Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы». Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника». Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова».Сочинение сказки. |
Такие разные слова. В удивительном городе Неслове. Чудеса в Стране Слов. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. На карнавале слов. В театре близнецов. Конкурс знающих. Новое представление. Необычный урок.Следопыты развлекают детей. В Клубе весёлых человечков.К словам – родственникам. Почему их так назвали? Экскурсия в прошлое. Полёт в будущее. Итоговое занятие. | Работа со словарём. Слова – синонимы. Слова – омонимы. Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Шутки – каламбуры. «Узелки на память» (повторение правил). Подбор синонимов и антонимов. Рассказ учителя о родственных словах. Тавтология. Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). Разгадывание ребусов, загадок, шарад. |
2 класс | |
История письменности. Как обходились без письма? Древние письмена.Как возникла наша письменность? | Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Рисуночное письмо. Иероглифы - «священные знаки.Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? |
Меня зовут Фонема. Для всех ли фонем есть буквы? «Ошибкоопасные» места. Тайны онемы. Опасные согласные. На сцене гласные. «Фонемы повелевают буквами». Ваши старые знакомые. Практическое занятие. Правила о непроизносимых согласных. Волшебное средство – «самоинструкция». Память и грамотность. | Звуки-смыслоразличители. Звонкие и глухие «двойняшки». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры. Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения. Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Гласные без хлопот! Добро пожаловать, ь! Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.Знакомство с термином «самоинструкция». Виды памяти. |
Меня зовут Морфема. Строительная работа морфем. Где же хранятся слова? Поговорим обо всех приставках сразу. Слова –родственники». «Пересаженные» корни. | «Строительные блоки» для морфем. Как найти слово в словаре? Игры с приставками. Правила написания приставок. Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Корень и главное правило. Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Тренировочные упражнения |
Повторение Итоговое занятие. Олимпиада | Олимпиада. |
3 класс | |
Сказочное царство слов. Путешествие в страну слов.. Чудесные превращения слов.В гостях у слов родственников. Добрые слова Экскурсия в прошлое Новые слова в русском языке. Встреча с зарубежными друзьями. Синонимы в русском языке. Слова- антонимы Слова- омонимы Крылатые слова | Знакомство с тематическими группами слов. Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Откуда приходят новые слова. Знакомство с заимствованными словами. Знакомство со словами- синонимами. Знакомство со словами – антонимами Омонимы в русском языке и их роль . |
В королевстве ошибок. «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? | Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». |
В стране Сочинителей. Искусство красноречия.. Праздник творчества и игры. Трудные слова. | Беседа о рифмах. Знакомство с понятием «красноречие». Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. |
Головоломки. Анаграммы и метаграммы. Шарады и логогрифы | Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. |
Откуда пришли наши имена Занимательное словообразование . КВН по русскому языку. | Знакомство с происхождением имен. Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады. |
4 класс | |
Что такое орфоэпия? Что такое фонография или звукозапись? Звуки не буквы! Звучащая строка. Банты и шарфы. «Пигмалион» учит орфоэпии. | Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы. |
В царстве смыслов много дорог. Звукоподражаниях. Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических. Как и почему появляются новые слова? Многозначность слова. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. Об одном и том же- разными словами. Как возникают названия. Слова – антиподы. Фразеологические обороты. Словари «чужих» слов. Капитан и капуста. | Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. |
Словарь языка Пушкина. Мы говорим его стихами. Слова, придуманные писателями. Слова уходящие и слова – новички. Смуглая Чернавка. | Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь. Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами |
Паронимы, или «ошибкоопасные» слова Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». Какой словарь поможет избежать ошибок? Словарь- грамотей. | Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. |
Научная этимология. Какие бывают имена? Древнерусские имена. Отчество и фамилия. Надо ли останавливаться перед зеброй? | Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Знакомство с наукой «ономастика». Знакомство с историей образования древнерусских имен.Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. |
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 класс (33 часа) | ||
1 | Путешествие в странузвуков и букв В мире безмолвия и неведомых звуков. В Страну Слов. Первые встречи. К тайнам волшебных слов. Выбор друзей в Стране Слов. К несметным сокровищам Страны Слов. Чудесные превращения слов.
| 8 |
2 | Сказочное царство от А до Я. В гости к Алфавиту. К тайнам звуков и букв. Встреча с Радугой. В Страну Говорящих Скал. В глубь веков на Машине времени.. В Королевстве Ошибок. В Страну Слогов. Неожиданная остановка в пути. | 8 |
3 | Такие разные слова. В удивительном городе Неслове. Чудеса в Стране Слов. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. На карнавале слов. В театре близнецов. Конкурс знающих. Новое представление. Необычный урок.Следопыты развлекают детей. В Клубе весёлых человечков. К словам – родственникам. Почему их так назвали? Экскурсия в прошлое. Полёт в будущее. Итоговое занятие. | 17 |
2 класс (34 часа) | ||
1 | История письменности. Как обходились без письма? Древние письмена.Как возникла наша письменность? | 4 |
2 | Меня зовут Фонема. Для всех ли фонем есть буквы? «Ошибкоопасные» места. Тайны онемы. Опасные согласные. На сцене гласные. «Фонемы повелевают буквами». Ваши старые знакомые. Практическое занятие. Правила о непроизносимых согласных. Волшебное средство – «самоинструкция». Память и грамотность. | 17 |
3 | Меня зовут Морфема. Строительная работа морфем. Где же хранятся слова?Поговорим обо всех приставках сразу. Слова – «родственники». «Пересаженные» корни.(1ч.) | 11 |
4 | Повторение 1 час. Итоговое занятие. Олимпиада | 2 |
3 класс (34 часа) | ||
1 | Сказочное царство слов.18 часов Путешествие в страну слов. . Чудесные превращения слов.В гостях у слов родственников. Добрые слова Экскурсия в прошлое Новые слова в русском языке. Встреча с зарубежными друзьями. Синонимы в русском языке. Слова- антонимы Слова- омонимы Крылатые слова | 18 |
2 | В королевстве ошибок. «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? | 2 |
3 | В стране Сочинителей. Искусство красноречия.. Праздник творчества и игры. Трудные слова. | 7 |
4 | Головоломки. Анаграммы и метаграммы. Шарады и логогрифы | 4 |
5 | Откуда пришли наши имена. Занимательное словообразование . КВН по русскому языку. | 3 |
4 класс (34 часа) | ||
1 | Что такое орфоэпия? Что такое фонография или звукозапись? Звуки не буквы! Звучащая строка. Банты и шарфы. «Пигмалион» учит орфоэпии. | 6 |
2 | В царстве смыслов много дорог. Звукоподражаниях. Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических. Как и почему появляются новые слова? Многозначность слова. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. Об одном и том же- разными словами. Как возникают названия. Слова – антиподы. Фразеологические обороты. Словари «чужих» слов. Капитан и капуста. | 13 |
3 | Словарь языка Пушкина. Мы говорим его стихами. Слова, придуманные писателями. Слова уходящие и слова – новички. Смуглая Чернавка. | 6 |
4 | Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». Какой словарь поможет избежать ошибок? Словарь- грамотей. | 4 |
5 | Научная этимология. Какие бывают имена? Древнерусские имена. Отчество и фамилия. Надо ли останавливаться перед зеброй? | 5 |
27 | Трудные слова. | 1 | ||
28 | Анаграммы и метаграммы. | 1 | ||
29 | Анаграммы и метаграммы. | 1 | ||
30 | Шарады и логогрифы. | 1 | ||
31 | Шарады и логогрифы. | 1 | ||
32 | Откуда пришли наши имена. | 1 | ||
33 | Занимательное словообразование. | 1 | ||
34 | КВН по русскому языку. | 1 | ||
Итого: | 34 |
Список литературы
- Волина В.В. Веселая грамматика. М., 1995, с. 13-16
- Волина В.В. Игры с буквами и словами на уроках и дома. М., АСТ-ПРЕСС, 1997, с. 33-34
- Детские журналы «Веселые уроки», «Мурзилка», «Баир» и др.
- Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1985. с.9-13
- Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1985. с.20-23
- Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1985. с.52-57
- Научно-практический журнал «Завуч начальной школы». М., Центр «Педагогический поиск», №4 2001. с. 86-95
- Научно-методический журнал «Начальная школа». М., №5 2005. с.48-52
- Научно-методический журнал «Начальная школа». М., №5 2005. с.54-56
- Научно-методический журнал «Начальная школа». М., №5 2005. с.63-68
- Научно-методический журнал «Начальная школа». М., №9 2006. с.44-47
- Начальная школа. Развитие речи. Сценарии уроков. 1-4 классы. М., Издательство «Первое сентября», 2004. с.11-18
- Начальная школа. Развитие речи. Сценарии уроков. 1-4 классы. М., Издательство «Первое сентября», 2004. с.78-87
- Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. М., Просвещение, 1984. с.34-36
- Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. М., Просвещение, 1984. с.67-69
- Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. М., Просвещение, 1984. с.96-101
- Русский язык. Работа с текстом. 3 класс. СПб, Издательский Дом «Литера», 2006. с.34-35
- Русский язык. Работа с текстом. 3 класс. СПб, Издательский Дом «Литера», 2006. с.56-57
- Синцова А.А. Занятия по развитию речи. 3 класс. М., Чистые пруды, 2006. с.4-5
- Синцова А.А. Занятия по развитию речи. 3 класс. М., Чистые пруды, 2006.с.14-16
21. www.zavuch.info
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25»
г. Балаково Саратовской области
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №1 от « » августа 2020г. | Согласовано Заместитель руководителя по ВР МАОУ СОШ № 25 ______ / Шолохова О.В./ « » августа 2020г. | Утверждено Директор МАОУ СОШ № 25 __________ /Е.В. Теплова./ Приказ № от « » 2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Город грамотеев»
Возраст обучающихся: 6,5 -11 лет
Срок реализации программы: 4 года
Составитель программы:
Батуева С. А.,
учитель начальных классов
Рассмотрено
Руководитель ШМО
____________/………………/
протокол № 1
от « » августа 2020г.
г. Балаково
2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/13/picture-18931.jpg)
План работы ШМО начальных классов на 2011-2012 уч.год
Методическая тема объединения: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя начальных классов – залог успешного перехода на новые ФГОС».Цель: реализация современных технологи...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/19/picture-42850.jpg)
План работы МО начальных классов
В этом разделе можно увидеть методическое руководство, организацию педагогической деятельности, тематику самообразования учителей и др....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/14/picture-10381-1573753110.jpg)
План работы МО"Начальные классы" на 2011г/2012г.
Тема : «Пути повышения эффективности образовательного процесса через применение личностно-ориентированной технологии»Цель:обновление и совершенствование образовательного процесса через применени...
План работы МО начальных классов
Предоставлен полный план работы нашего МО...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/14/picture-10381-1573753110.jpg)
План работы МО "Начальные классы"на 2012-2013г.
Тема : «Пути повышения эффективности образовательного процесса через применение личностно-ориентированной технологии» Цель: обновление и совершенствование образовательного процесса че...
план работы МО начальных классов
План работы МО учителей начальных классов...
- Мне нравится (1)