План работы кружка "Город грамотеев" 1 - 4 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Курс внеурочной деятельности«Город грамотеев» адресована обучающимся 1- 4 классов МАОУ СОШ №25. Курс внеурочной деятельности (кружка) общеинтеллектуального направления разработан на основе авторской программы факультатива «Удивительный мир слов» для внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) Н.Ф. Виноградовой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана - Граф, 2011. – 192 с. – (Начальная школа XXI века).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_kruzhka_gorod_gramoteev_1_-_4_kl.docx | 92.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная запискакурса внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности«Город грамотеев» адресована обучающимся 1- 4 классов МАОУ СОШ №25. Курс внеурочной деятельности (кружка) общеинтеллектуального направления разработан на основе авторской программы факультатива «Удивительный мир слов» для внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) Н.Ф. Виноградовой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана - Граф, 2011. – 192 с. – (Начальная школа XXI века).
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
У выпускника будут сформированы:
1) эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
2) эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
3) чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
4) любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
5) интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
6) интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
7) осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
1) самостоятельно формулировать тему и цели урока;
2) составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
3) работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
4) в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
5) перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
6) пользоваться словарями, справочниками;
7) осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
8) адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Предметные результаты:
- распознавать отличительные признаки основных языковых единиц;
морфологией, орфографией;
-отличать слова, словосочетания, предложения, тексты;
-знать основные орфографические и пунктуационные правила; некоторые нормы русского языка: произносительных, словоупотребительных.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Содержание | Формы организации и виды деятельности |
1 класс | |
Путешествие в странузвуков и букв В мире безмолвия и неведомых звуков. В Страну Слов. Первые встречи. К тайнам волшебных слов. Выбор друзей в Стране Слов. К несметным сокровищам Страны Слов. Чудесные превращения слов.
| Разыгрывание немых сцен. Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова». Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов. |
Сказочное царство от А до Я. В гости к Алфавиту. К тайнам звуков и букв. Встреча с Радугой. В Страну Говорящих Скал. В глубь веков на Машине времени.. В Королевстве Ошибок. В Страну Слогов.Неожиданная остановка в пути. | Чтение отрывка из книг.Знакомство с орфографическим словарём. Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы». Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника». Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова».Сочинение сказки. |
Такие разные слова. В удивительном городе Неслове. Чудеса в Стране Слов. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. На карнавале слов. В театре близнецов. Конкурс знающих. Новое представление. Необычный урок.Следопыты развлекают детей. В Клубе весёлых человечков.К словам – родственникам. Почему их так назвали? Экскурсия в прошлое. Полёт в будущее. Итоговое занятие. | Работа со словарём. Слова – синонимы. Слова – омонимы. Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Шутки – каламбуры. «Узелки на память» (повторение правил). Подбор синонимов и антонимов. Рассказ учителя о родственных словах. Тавтология. Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). Разгадывание ребусов, загадок, шарад. |
2 класс | |
История письменности. Как обходились без письма? Древние письмена.Как возникла наша письменность? | Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Рисуночное письмо. Иероглифы - «священные знаки.Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? |
Меня зовут Фонема. Для всех ли фонем есть буквы? «Ошибкоопасные» места. Тайны онемы. Опасные согласные. На сцене гласные. «Фонемы повелевают буквами». Ваши старые знакомые. Практическое занятие. Правила о непроизносимых согласных. Волшебное средство – «самоинструкция». Память и грамотность. | Звуки-смыслоразличители. Звонкие и глухие «двойняшки». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры. Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения. Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Гласные без хлопот! Добро пожаловать, ь! Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.Знакомство с термином «самоинструкция». Виды памяти. |
Меня зовут Морфема. Строительная работа морфем. Где же хранятся слова? Поговорим обо всех приставках сразу. Слова –родственники». «Пересаженные» корни. | «Строительные блоки» для морфем. Как найти слово в словаре? Игры с приставками. Правила написания приставок. Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Корень и главное правило. Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Тренировочные упражнения |
Повторение Итоговое занятие. Олимпиада | Олимпиада. |
3 класс | |
Сказочное царство слов. Путешествие в страну слов.. Чудесные превращения слов.В гостях у слов родственников. Добрые слова Экскурсия в прошлое Новые слова в русском языке. Встреча с зарубежными друзьями. Синонимы в русском языке. Слова- антонимы Слова- омонимы Крылатые слова | Знакомство с тематическими группами слов. Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Откуда приходят новые слова. Знакомство с заимствованными словами. Знакомство со словами- синонимами. Знакомство со словами – антонимами Омонимы в русском языке и их роль . |
В королевстве ошибок. «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? | Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». |
В стране Сочинителей. Искусство красноречия.. Праздник творчества и игры. Трудные слова. | Беседа о рифмах. Знакомство с понятием «красноречие». Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. |
Головоломки. Анаграммы и метаграммы. Шарады и логогрифы | Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. |
Откуда пришли наши имена Занимательное словообразование . КВН по русскому языку. | Знакомство с происхождением имен. Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады. |
4 класс | |
Что такое орфоэпия? Что такое фонография или звукозапись? Звуки не буквы! Звучащая строка. Банты и шарфы. «Пигмалион» учит орфоэпии. | Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы. |
В царстве смыслов много дорог. Звукоподражаниях. Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических. Как и почему появляются новые слова? Многозначность слова. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. Об одном и том же- разными словами. Как возникают названия. Слова – антиподы. Фразеологические обороты. Словари «чужих» слов. Капитан и капуста. | Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. |
Словарь языка Пушкина. Мы говорим его стихами. Слова, придуманные писателями. Слова уходящие и слова – новички. Смуглая Чернавка. | Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь. Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами |
Паронимы, или «ошибкоопасные» слова Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». Какой словарь поможет избежать ошибок? Словарь- грамотей. | Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. |
Научная этимология. Какие бывают имена? Древнерусские имена. Отчество и фамилия. Надо ли останавливаться перед зеброй? | Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Знакомство с наукой «ономастика». Знакомство с историей образования древнерусских имен.Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. |
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 класс (33 часа) | ||
1 | Путешествие в странузвуков и букв В мире безмолвия и неведомых звуков. В Страну Слов. Первые встречи. К тайнам волшебных слов. Выбор друзей в Стране Слов. К несметным сокровищам Страны Слов. Чудесные превращения слов.
| 8 |
2 | Сказочное царство от А до Я. В гости к Алфавиту. К тайнам звуков и букв. Встреча с Радугой. В Страну Говорящих Скал. В глубь веков на Машине времени.. В Королевстве Ошибок. В Страну Слогов. Неожиданная остановка в пути. | 8 |
3 | Такие разные слова. В удивительном городе Неслове. Чудеса в Стране Слов. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. На карнавале слов. В театре близнецов. Конкурс знающих. Новое представление. Необычный урок.Следопыты развлекают детей. В Клубе весёлых человечков. К словам – родственникам. Почему их так назвали? Экскурсия в прошлое. Полёт в будущее. Итоговое занятие. | 17 |
2 класс (34 часа) | ||
1 | История письменности. Как обходились без письма? Древние письмена.Как возникла наша письменность? | 4 |
2 | Меня зовут Фонема. Для всех ли фонем есть буквы? «Ошибкоопасные» места. Тайны онемы. Опасные согласные. На сцене гласные. «Фонемы повелевают буквами». Ваши старые знакомые. Практическое занятие. Правила о непроизносимых согласных. Волшебное средство – «самоинструкция». Память и грамотность. | 17 |
3 | Меня зовут Морфема. Строительная работа морфем. Где же хранятся слова?Поговорим обо всех приставках сразу. Слова – «родственники». «Пересаженные» корни.(1ч.) | 11 |
4 | Повторение 1 час. Итоговое занятие. Олимпиада | 2 |
3 класс (34 часа) | ||
1 | Сказочное царство слов.18 часов Путешествие в страну слов. . Чудесные превращения слов.В гостях у слов родственников. Добрые слова Экскурсия в прошлое Новые слова в русском языке. Встреча с зарубежными друзьями. Синонимы в русском языке. Слова- антонимы Слова- омонимы Крылатые слова | 18 |
2 | В королевстве ошибок. «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? | 2 |
3 | В стране Сочинителей. Искусство красноречия.. Праздник творчества и игры. Трудные слова. | 7 |
4 | Головоломки. Анаграммы и метаграммы. Шарады и логогрифы | 4 |
5 | Откуда пришли наши имена. Занимательное словообразование . КВН по русскому языку. | 3 |
4 класс (34 часа) | ||
1 | Что такое орфоэпия? Что такое фонография или звукозапись? Звуки не буквы! Звучащая строка. Банты и шарфы. «Пигмалион» учит орфоэпии. | 6 |
2 | В царстве смыслов много дорог. Звукоподражаниях. Имена вещей. О словарях энциклопедических и лингвистических. Как и почему появляются новые слова? Многозначность слова. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. Об одном и том же- разными словами. Как возникают названия. Слова – антиподы. Фразеологические обороты. Словари «чужих» слов. Капитан и капуста. | 13 |
3 | Словарь языка Пушкина. Мы говорим его стихами. Слова, придуманные писателями. Слова уходящие и слова – новички. Смуглая Чернавка. | 6 |
4 | Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». Какой словарь поможет избежать ошибок? Словарь- грамотей. | 4 |
5 | Научная этимология. Какие бывают имена? Древнерусские имена. Отчество и фамилия. Надо ли останавливаться перед зеброй? | 5 |
27 | Трудные слова. | 1 | ||
28 | Анаграммы и метаграммы. | 1 | ||
29 | Анаграммы и метаграммы. | 1 | ||
30 | Шарады и логогрифы. | 1 | ||
31 | Шарады и логогрифы. | 1 | ||
32 | Откуда пришли наши имена. | 1 | ||
33 | Занимательное словообразование. | 1 | ||
34 | КВН по русскому языку. | 1 | ||
Итого: | 34 |
Список литературы
- Волина В.В. Веселая грамматика. М., 1995, с. 13-16
- Волина В.В. Игры с буквами и словами на уроках и дома. М., АСТ-ПРЕСС, 1997, с. 33-34
- Детские журналы «Веселые уроки», «Мурзилка», «Баир» и др.
- Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1985. с.9-13
- Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1985. с.20-23
- Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1985. с.52-57
- Научно-практический журнал «Завуч начальной школы». М., Центр «Педагогический поиск», №4 2001. с. 86-95
- Научно-методический журнал «Начальная школа». М., №5 2005. с.48-52
- Научно-методический журнал «Начальная школа». М., №5 2005. с.54-56
- Научно-методический журнал «Начальная школа». М., №5 2005. с.63-68
- Научно-методический журнал «Начальная школа». М., №9 2006. с.44-47
- Начальная школа. Развитие речи. Сценарии уроков. 1-4 классы. М., Издательство «Первое сентября», 2004. с.11-18
- Начальная школа. Развитие речи. Сценарии уроков. 1-4 классы. М., Издательство «Первое сентября», 2004. с.78-87
- Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. М., Просвещение, 1984. с.34-36
- Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. М., Просвещение, 1984. с.67-69
- Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. М., Просвещение, 1984. с.96-101
- Русский язык. Работа с текстом. 3 класс. СПб, Издательский Дом «Литера», 2006. с.34-35
- Русский язык. Работа с текстом. 3 класс. СПб, Издательский Дом «Литера», 2006. с.56-57
- Синцова А.А. Занятия по развитию речи. 3 класс. М., Чистые пруды, 2006. с.4-5
- Синцова А.А. Занятия по развитию речи. 3 класс. М., Чистые пруды, 2006.с.14-16
21. www.zavuch.info
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25»
г. Балаково Саратовской области
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №1 от « » августа 2020г. | Согласовано Заместитель руководителя по ВР МАОУ СОШ № 25 ______ / Шолохова О.В./ « » августа 2020г. | Утверждено Директор МАОУ СОШ № 25 __________ /Е.В. Теплова./ Приказ № от « » 2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Город грамотеев»
Возраст обучающихся: 6,5 -11 лет
Срок реализации программы: 4 года
Составитель программы:
Батуева С. А.,
учитель начальных классов
Рассмотрено
Руководитель ШМО
____________/………………/
протокол № 1
от « » августа 2020г.
г. Балаково
2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы ШМО начальных классов на 2011-2012 уч.год
Методическая тема объединения: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя начальных классов – залог успешного перехода на новые ФГОС».Цель: реализация современных технологи...
План работы МО начальных классов
В этом разделе можно увидеть методическое руководство, организацию педагогической деятельности, тематику самообразования учителей и др....
План работы МО"Начальные классы" на 2011г/2012г.
Тема : «Пути повышения эффективности образовательного процесса через применение личностно-ориентированной технологии»Цель:обновление и совершенствование образовательного процесса через применени...
План работы МО начальных классов
Предоставлен полный план работы нашего МО...
План работы ШМО начальных классов
план работы ШМО начальных классов...
План работы МО "Начальные классы"на 2012-2013г.
Тема : «Пути повышения эффективности образовательного процесса через применение личностно-ориентированной технологии» Цель: обновление и совершенствование образовательного процесса че...
план работы МО начальных классов
План работы МО учителей начальных классов...
- Мне нравится (1)