Внеклассное мероприятие "Справочная служба русского язык"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 4 класса «СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА РУССКОГО ЯЗЫКА».
Учитель: Синякова Е.А.
Тип. Интеллектуальная игра.
Форма. Состязание.
Цель: прививать любовь к родному языку через игру.
Задачи:
1) развивать творческое воображение детей, вырабатывать свободную и выразительную речь; прививать любовь к родному языку.
2) показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты, формировать подлинные познавательные интересы; поддерживать желание учиться и получать удовольствие от преодоления познавательных трудностей;
3)развивать пытливость, любознательность каждого ученика, творческие способности учащихся, расширить кругозор и словарный запас.
4) воспитывать стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь; воспитывать чувство товарищества, умения работать в коллективе.
Оборудование: чистые листы для решений, карточки, ручки, листы с заданиями, компьютер, проектор.
Ход занятия:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя
Учитель: (2 слайд).
О красоте и богатстве русского языка высказывались многие писатели. Поэт Вяземский сказал:
Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной…
Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На уроках русского языка и литературы мы учимся понимать красоту и силу русского слова. К слову нужно относиться бережно. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», — писал поэт В.Шефнер.
Великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев писал: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным оружием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите чистоту языка, как святыню!”
Несколько интересных фактов о русском языке(Видео)
Чтобы увидеть, насколько красив и богат наш язык, надо его хорошо знать.
Сегодня у нас необычное занятие – занятие-«Справочная служба русского языка», на котором мы постараемся расширить свои знания в области русского языка.
Итак, начинаем наше занятие.
- Что такое «Справочная»?
Это служба, в которую мы обращаемся за некоторыми сведениями, мы можем позвонить и получить ответ на интересующий нас вопрос.
В течение 40 минут к нам в класс тоже будут поступать звонки. Они нам будут задавать различные вопросы, а мы им будем отвечать. Выбор капитана команды.
Учитель: Работу команд будут оценивать ...
За каждый правильный ответ жюри будет начислять вам баллы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов (жетонов), является победителем и знатоком русского языка.
Вы готовы поработать в «Справочной службе»? Если вы готовы, то в добрый путь! Желаю успехов!
А вот и первый звонок.
Первый звонок «Что за наука фонетика?»
-Что изучает фонетика?
По транскрипции отгадать слово(экран)
-В каком слове количество звуков и букв совпадает? (кто первый)
Второй звонок «Знаешь ли ты пословицы?»
(по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Учитель: Как богат наш язык! Многие из нас говорят стандартно, тускло, невыразительно, забывая, что есть живая, красивая речь!
Пословицы – одно из свидетельств выразительности нашей устной речи
Вот ваше следующее задание: закончите пословицу по ее началу. Участники команд по очереди читают начало пословицы и заканчивают её по памяти.
Не сиди сложа руки… (не будет скуки).
Один за всех - … (все – за одного).
Скучен день до вечера… (коли делать нечего).
Ума палата, да ......(ключ потерян)
Язык мой – враг мой...( прежде ума рыщет, беды ищет.)
Что написано пером..(не вырубишь топором)
Скажешь, не воротишь...( напишешь, не сотрешь)
Отгадай пословицу по двум словам (слайд -по одному баллу)
Учитель: Мы очень часто употребляем их, чтобы точнее выразить свою мысль. Поговоркой можно подшутить над человеком или высмеять его недостатки.
Сейчас вы получите карточки с ситуациями, к которым надо подобрать пословицы. За каждую правильно подобранную пословицу жюри начисляет 1 балл.
На карточках
1. Пожаловался однажды сын отцу, что хорошо было бы построить возле дома спортивную площадку, да ребята не знают, как это сделать.
- А вы обращались к кому-нибудь по этому вопросу? – спросил отец.
- Нет, не обращались.
- Надо ходить, добиваться, настаивать, а не сидеть сложа руки.- сказал отец и вспомнил пословицу. Какую? (Под лежачий камень вода не течет.)
2. Подружки выбирали кофточки в магазине. Вера решила купить ярко – синюю, а Наташа выбрала скромную, бледно – сиреневую. «Не нравится мне этот цвет»,- поморщилась Вера. Что ответила на это Наташа? (На вкус и цвет товарища нет.)
3. Удил Коля рыбу двумя удочками. Клюнуло на одной, он подсек, тащит, вдруг видит – на другой клюет. Бросил он первую удочку - и к другой. На другой сорвалось, а пока подбежал к первой, рыба с крючка ушла. Какую пословицу вспомнил огорченный мальчик? (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.)
4. Весь вечер ломали ребята голову над схемой самодельного автомобиля: все как будто в порядке, а автомобиль не работает. Так до ночи и провозились. Наконец один из них встал и говорит: «Давайте-ка по домам, спать». И произнес одну пословицу. Какую? (Утро вечера мудренее.)
- Света села готовить уроки, но увидела в окно подруг и попросила у мамы разрешения погулять, а уроки пообещала сделать потом. Какую пословицу напомнила мама Свете? (Сделал дело – гуляй смело. Делу время, потехе час.)
Звонок "Ребусы" (королева,ярмарка,февраль)
Третий звонок «Фразеологический »
Учитель: Фразеологизмы делают нашу речь более яркой, образной и выразительной.
Фразеологические обороты поражают удивительной образностью. Вслушайтесь в эти интересные словосочетания: чесать язык, сквозь землю провалиться, собаку съесть, зарубить на носу, сесть в галошу, без году неделя, делать из мухи слона, ума не приложу, висеть на волоске, медведь на ухо наступил, развесил уши...
Напишите, что означают эти фразеологические обороты.( Слайд)
Четвертый звонок " Акцентология"
Поставь ударение в словах(экран)
алфавИт, звонЯт, красИвее ,щавЕль, каталОг ,кУхонный
Звонок "Орфография"
Найди ошибки(карточки)
Пятый звонок " Синонимы"
Назови одним словом, придумайте синонимы с удвоенными согласными.
скорый поезд - экспресс
помещение в школе – класс
обучение животных - дрессура
день недели - суббота
змеиный дом - террариум
вид плавания - брасс
дачная пристройка - терраса
игра на льду - хоккей
Пятый звонок «Потерялись»
Слова разбежались, их надо собрать. Из слов составить новые слова.
(по 1 баллу за каждый правильный ответ).
ГОРИ ДУХ ГОРИЗОНТ
ГАЗ ОСЫ МАК ГАЗЕЛЬ
ТОЧКА МАКУШКА
ВОЛ ЗОНТ ВОЛОСЫ
ВЕС ЕЛЬ ВЕСТОЧКА
ВОЗ УШКА ВОЗДУХ
Звонок " Антонимы"
Восьмой звонок «Имена собственные» (12 слайд)
Из набора букв составьте имена девочек. (по 1 баллу за каждый правильный ответ).
ИЯЮЛ (Юлия) ВАРЕ (Вера)
ЬАГОЛ (Ольга) РИНАИ (Ирина)
ЕЕАЛН (Елена) АРМЯИ (Мария)
АТЕЛСАНВ (Светлана) ЖДАДНЕА (Надежда)
ТИААРЕКЕН (Екатерина) ЕВТАИНЛАН (ВАЛЕНТИНА)
Девятый звонок «Заимствованные слова»
Одним словом объясните значения заимствованных слов.
Антракт(перерыв), дегустация(оценивание), лозунг(призыв), финал(конец).
Следующий звонок «Слово - змейка».
(по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Участники каждой команды на листочках по очереди записывают слова. Необходимо записать цепочку слов за 30 секунд, где последняя буква первого слова, является первой буквой следующего.
Подведение итогов.
Учитель: Ребята, сегодня вы молодцы! На столько вопросов ответили! Всем героям помогли! Вы показали свои знания о русском языке, свою любовь к изучению этого предмета, проявили смекалку. А главное – вы узнали много интересного материала и ещё больше полюбили русский язык. Мы вручаем всем участникам турнира памятные медали и грамоты, призы. Успехов вам в дальнейшем изучении русского языка!
Если равное кол-во баллов «Вопрос - ответ».
Каждой команде поочерёдно предлагается вопрос, на который она должна дать ответ без обдумывания. Количество очков, заработанных в этом конкурсе, будет определяться количеством правильных ответов на прозвучавшие вопросы
- Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
- Какую часть слова можно в земле найти? (корень)
- Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)
- В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)
- В начале слова буква ё обозначает? (два звука)
- Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла, Анна)
- Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?( гость)
- Гласных букв 10, а гласных звуков (6)
- Сколько слогов в слове да? (1)
- Как называется знак, которым рисуется на письме звук? (Буква.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по русскому языку по теме "В мире русского языка"
занятие способствует закреплению полученных знаний, расширяет кругозор учащихся, развивает память, внимание, стремлние узнавать новое....
Внеклассное занятие по русскому языку Тема: «Богатство русского языка».
Внеклассное занятие по русскому языку...
Внеклассное мероприятие по предмету (русский язык) "Справочная служба русского языка"
Тип мероприятия: Интеллектуальная играФорма: СостязаниеЦель: прививать любовь к родному языку через игру...
Внеклассное мероприятие " Справочная служба русского языка"
Внеклассное мероприятие " Справочная служба русского языка"...
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 4 класса «СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА РУССКОГО ЯЗЫКА».
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 4 класса «СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА РУССКОГО ЯЗЫКА»....
Справочная служба русского языка
Внеклассное мероприятие в 4 классе в рамках недели русского языка. Интеллектуальная игра...
Справочная служба русского языка
презентация к внеклассному занятию в рамках недели русского языка...