Внеклассное занятие по русскому языку
план-конспект занятия по русскому языку (3, 4 класс)

Власенкова Любовь Николаевна

Игровой материал для проведения внеклассного занятия по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ гимназия №5

муниципального образования г. Новороссийск

Внеклассное занятие по русскому языку

для учащихся 3-4 классов

                            Составитель: Власенкова Л.Н.

                              учитель начальных классов

                            МАОУ гимназия №5

Цели:

  • Развивать речь учащихся, способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи, развивать чувство прекрасного, формировать читательскую культуру, стремиться быть вдумчивым

  • Воспитывать самостоятельность, творческую активность, любовь к родному слову.

На доске слова:

Среди великолепных качеств нашего языка есть одно совершенно удивительное и малозаметное. Оно состоит в том, что по своему звучанию он настолько разнообразен, что заключает в себе звучание почти всех языков мира.

                                                                                       К.Г. Паустовский

Учите русский-

           Годы к ряду,

С душой.

       С усердием,

                   С умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом.

                       Сабир Абдулла

Команды приветствуют жюри

Вам и слава, и почет!

Все мы любим точный счет!

Разминка

1 команда

  • Из чего состоит наша речь?
  • Сколько букв в русском алфавите 7
  • Какое предложение называют повествовательным?
  • Как определить,  сколько в слове слогов?
  • Что обозначают слова,  отвечающие  на  вопросы какой? какая?
  • Какая орфограмма в словах объезд, въехал?

2 команда

  • Как называют имена  существительные, которые пишутся с большой буквы?
  • Переносится ли слово юность?
  • Какие буквы не обозначают звука.
  • Из чего состоит предложение?
  •  Сколько звуков в слове поют?
  • С какой частью речи связано имя прилагательное?

3 команда

  • Дополните высказывание. По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и …..
  • Какого рода слово рожь?
  • Что бывает разделительным?
  • На какие вопросы отвечает определение?
  • Что общего в словах поезд, подарок?
  • Как переносятся слова?

Внимание! Экипажам приготовиться в путешествие по загадочному и непростому русскому языку. Капитаны готовы?

Экипажи к старту готовы?

Конкурс 1.

Запиши, в каком слове семь одинаковых гласных. (семья)

Сорок одинаковых гласных (сорока)

В каком слове 100 раз повторяется слово «лица»

Конкурс 2.

Переходим на ручное управление. Штурвал можно крутить в обе стороны. Выиграет та команда, которая составит больше слов. Местами буквы не переставлять.

.

     С      к               сок. сокол, колесо, око, кол, лес, лесок. сел,   село,  осел,  ел

О               0

е   л

Пока команды составляют слова, игра с болельщиками. Отгадай загадки

  • Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретет. ( школа)
  • Белый Тихон

С неба спихан.

Где пробегает-

Ковром устилает (снег)

  • С одного бока - лес,

А с другого  -  поле (шуба)

Конкурс 3.

Объясни названия

1 команде. Ноготки, гвоздика, чернила.

2 команде. Медведь, волнушки, подорожник.

3 команде. Рябчик, линейка,  подсолнух.

Учитель:

Любит с эхом подразниться,

В барабане схорониться.

Если где услышим стук,

Значит, к нам добрался …звук.

Вот как говорил Николай Васильевич Гоголь о нашем языке: «Дивиться драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок, все зернисто, как сам жемчуг…»

Конкурс 4.

Фонетические загадки.

ШАРАДЫ

Со звуком с я невкусна,

Но в пище каждому нужна.

С м берегись меня, не то

Я съем и платье и пальто.

С м приятен, золотист,

Очень сладок и душист.

С буквой л зимой бывает,

а весною исчезает.

С т я людям помогаю

Даже в самый сильный зной.

С л всегда и всем мешаю,

Не дружите вы со мной.

Переменка.

Читает стихотворение ученик.

Пришел из школы Лев Кузьмич,

Стал проверять тетрадки,

И целый вечер Лев Кузьмич

Отгадывал загадки.

Он долго думал, например,

Раскрыв тетрадку Тани,

Что значит: «Музыкант

Играет на баране?»

Ах, неужели гвозди

Вбивают… молоком?!

(Написано у Кости

О чуде о таком.)

А кто-то тяпкой вытер стол!

(Ах, неужели тяпкой?)

А кто-то красит каской пол!

(Напрасно, лучше - шапкой.)

А кто-то пишет: «Наш каток-

Такой хороший, гадкий…»

- Ай-ай, - промолвил педагог

И отложил тетрадки…

                               А. Шибаев

5.Конкурс капитанов. Задание: определить часть речи.

1.Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

2.Снежное покрывало все поле покрывало.

3.Ведро дало течь, и вода стала течь.

Конкурс 6. Учимся писать стихотворение.

Каждой команде даются рифмы

_____________________щенка

______________________пока

______________________помогите

______________________найдите

Пока команды думают, игра для болельщиков.

Раскрыть смысл выражений, которые называют « крылатыми»:

  • Рукой подать
  • Через час по чайной ложке
  • Морочить голову
  • Во весь дух
  • Склонять по падежам
  • Засучив рукава
  • Положить зубы на полку
  • Прикусить язык

Конкурс 7. 

В две команды становись!

Командам раздаются карточки со словами:  водник, водитель, громоотвод, водокачка, наводчик, завод, водоворот, заводной, вводный, водолаз, водитель, водопад, довод, водоросли, водомер.

Все слова надо разбить на 2 группы. Родственные к слову «вода» и к слову «водить».

Игра со зрителями.

Найди слово с удвоенной согласной

В каком дне недели    -----------бб-------------

В какой игре               ------------кк-------------

Какая болезнь              -----------пп

В каком языке            ------------сс-------------

Какой сосуд                ------------нн------------

Учитель: Следующий конкурс посвящен разделу русского языка  -лингвистике. Лингвистика – это наука, изучающая законы языка. И сегодня мы еще раз убедимся, как велик и богат наш русский язык.

Конкурс 8. 

Собери текст.

.Из данных предложений собери текст.

1.И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

2.Голова сказала: «Разойдемся!»

3.Но только он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

4.Голова сказала: « Ты не можешь ходить вперед, у тебя нет глаз и ушей».

5.Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить вперед.

6.Хвост сказал: « А зато во мне сила, я тебя двигаю: если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься

Ответ:(5, 4, 6, 2, 1. 3)

Конкурс 9.

Итог нашего конкурса – диктант.

Можем мы диктант писать на «4» и на «5».

Каждый участник команды пишет по 2 слова и передает листок другому участнику.

Диктант.

Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка.

Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка.

Торжественно произносим мы слова: Родина, мир, труд, свобода.

Русский язык поможет нам дружить.

Подведение итогов.

Учитель: Родной язык – язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, веселых и грустных, добрых и злых…

Вспомним, как говорил Л.Н.Толстой: « Слово- дело великое». Развивай речь, формируй читательскую культуру, стремись быть вдумчивым, проницательным читателем. Наблюдай, как живет слово в сказке, в маленьком рассказе, повести, стихотворении, как может ранить, обидеть человека или, наоборот, сделать его счастливым. Русский язык очень мелодичен.  Его изучают во многих странах мира.

Хочется еще раз вспомнить слова А. Куприна: « Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью»

Литература :

  • Журналы « Начальная школа».
  • «Календарные, фольклорные , тематические праздники» 2006г
  • Старинные русские загадки. 2005 г.
  • «Русский – с увлечением» 2012г.
  • «Гимнастика для ума»  2018 г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку по теме "В мире русского языка"

занятие способствует закреплению полученных знаний, расширяет кругозор учащихся, развивает память, внимание, стремлние узнавать новое....

Внеклассное занятие по русскому языку с использованием проектной деятельности в 4 классе по теме: «Русский язык – это увлекательно и интересно».

Занятие по русскому языку мы проведем в форме проекта: « Русский язык – это увлекательно и интересно». В ходе, которого мы попробуем доказать следующую гипотезу:...

Внеклассное занятие по русскому языку (4 класс) « Турнир знатоков русского языка»

В игровой форме дети закрепляют изученный материал по русскому языку. Нестандартные задания позволяют лучше усвоить некоторые темы по русскому языку....

Конспект внеклассного занятия по русскому языку "Знатоки русского языка"

Материал содержит разработку занятия интеллектуальной игры для учащихся 4-5 классов "Знатоки русского языка"...

Внеклассное занятие по русскому языку, 3 класс, "Знатоки русского языка"

Внеклассное занятие по русскому языку "Знатоки русского языка" позволяет повторить изученное в 1 и 2 классах.В занятия включенны следующие темы: «Разбор слова по составу», «Антонимы», «Синон...