словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Зайцева Ольга Владимировна
Работе над словом в школе, в особенности в ее начальном звене, всегда придавалось исключительное значение. Целенаправленное обогащение словарного запаса школьников c интеллектуальной недостаточностью — его накопление, уточнение и обобщение — одно из важнейших направлений коррекции их речевого и психического раз¬вития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnaya_rabota_na_urokah_russkogo_yazyka.docx95.59 КБ

Предварительный просмотр:

Словарная работа

 на уроках русского языка в начальных классах

Работу над трудными словами следует проводить систематически, слова распределяются по темам уроков, связываются с изучением определенных правил, пишутся словарные диктанты.

            Методика запоминания словарных слов.

 

Дети младшего школьного возраста делают ошибки при написании словарных слов. Одим из методов с помощью которого возможно научить детей правильно писать словарные слова является метод ярких ассоциаций.

  Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

  1. Записать словарное слово и поставить ударение.

Берёза

  1. Выделить (подчеркнуть) слог, который вызывает трудности (сомнения) при написании.

   Бе – рё - за

  3) Выписать отдельно слог, вызывающий сомнения, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.

        бЕрёза

  1. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.

        Требование к ассоциативному образу.

        а) ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким – то общим признаком.

         Модель:       словарное слово        ассоциативный образ

                                                             признак

        ассоциативная связь может быть по:

   -цвету

  -форме        -месту расположения

   -действию        -звучанию

   -материалу        -вкусу

   -количеству        -назначению и т.д.

 

б)ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнения букву, которая является сомнительной в словарном слове.

     Например: словарное слово                           ассоциативный образ

        Берёза-по цвету        бЕлая

        Берёза-кудрявая           нужен гребень, чтобы расчесать,

                           как буква Е

        Результат :бЕрёза - бЕлая

        Гребень ( Е)

        

5)изобразить словарное слово, объединённое с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).

                                                                б

                       берёза00

                         л

                          а

                           я

  1. Прочитать словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связующую их сомнительную орфограмму.

                   

    гАзета – бумАга          

                                                                                                           з

    зАвод – трубА        капуста

   инЕй – бЕлый снЕг              я

   кАпуста – зАяц                                                                            ц

   кОрабль – вОлны, мОре

   сОбака - хвОст        

  Эйдетика на уроках русского языка для запоминания соварных слов.

        «Эйдос» по –гречески –образ.

  Учитывая психологию детей в начальной школе (преобладание образной памяти), можно использовать образы для запоминания словарных слов.

   Эйдитизм является разновидностью образной памяти, выраженной в сохранении ярких, наглядных образов предметов на длительное время.

  1. Метод графических ассоциаций.

Яг E:\Мои документы\Мои рисунки\Рисунок4.jpgда        ябл   Рисунок6 ко

        Эта картина хорошо запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Со временем навык сокращается и нужное слово всплывает в памяти без промежуточной картинки.

  1.   Метод звуковых (фонетических) ассоциаций используется при удачном созвучии фразы и словарного слова:

        На завтрак рак.

       Дед в деревне.

        Машина у Маши.

  В этом случае слова называем не проверочными, а словами – подсказками, одновременно придумываем маленькую сказку, например как грязный пенал мыли пеной, левочка Маша любила играть машинкой и др.

  А сколько проблем бывает со словом собака!

        Жила – была собака, она любила спать, её прозвали Соня.

Собака – Соня.

        Костя в костюме, а Павел в пальто.

        Дети ошибок в таких словах не делают, у них есть на что опитаться.

Волшебный секрет №1.

Очень эффективно обучать правописанию трудных слов с помощью эмоционально окрашенных образов.

                   Слово трудное попалось-

                   Это, братцы не беда.

         Нарисуем в слове букву,

                    не забудем никогда.

        Трудную букву в словарном слове мы рисуем в виде какого- нибудь предмета, т.е. создаем художественный образ буквы. Рисунок связан со смыслом слова.

        J:\Tanya\Интернет 19 октября\Нетрадиционные приемы работы со словами с непроверяемым…  Фестиваль «Открытый урок»_files\img1.jpg

        

 Активно работает и образная и эмоциональная память.

        

        Волшебный секрет №2

 

состоит в том, что задействует не только зрительную образную, но и память тела (кинестетическую). трудную букву дети изображают «на себе». все увлеченно «вырисовывают», «прописывают» буквы, пуская в дело руки и ноги, голову и туловище.

          чтоб ошибок нам не делать,

        поработает пусть тело,

        ручки, ножки изогнем,…

        правильно писать начнем.

        Волшебный секрет №3

 чтобы запомнить правописание слова, очень полезно его ощупать, ощутить пальцами, особенно трудные буквы (тактильная память). для этого приема дети сами изготавливают буквы из проволоки, пластилина и кладут их в мешочки. когда проводим устный диктант, дети находят на ощупь в мешочке самодельную букву и показывают ее.

        Волшебный секрет №4

 детям предлагается выбрать те трудные в орфографическом смысле слова, изучаемые по программе. которые могут стать вывесками на улицах города. например, магазин «Подарки», кинотеатр «Победа», кафе «Ягодка», фабрика «Свобода», аптека, библиотека, вокзал, метро.

Ребята закрывают глаза и представляют себе, что они идут по вечернему городу, залитому огнями и читают вывески, которые сияют неоновым светом.

Так словарные слова воспринимаются очень живо и прочно запечатлеваются в сознании.

Учусь правильно писать-

Иду по городу гулять.

Я по городу пошел,

Слова трудные нашел.

Вот они: горя огнем,

ночью видно их, как днем.

Магазин, кафе, аптека,

Здесь- театр оперетты,

Там редакция газеты.

Как прогулку завершу,

Диктант на «5» я напишу.

        Волшебный секрет №5

 

Есть такие «коварные» слова, которые и для вывески не подойдут, и трудные буквы в них «на себе» не покажешь, и рисунки – образы к ним не подберешь, а выход и здесь находим. Мы берем в руки … лупу.

 Наводим лупу на эти «неподдающиеся» слова. Трудные буквы сразу становятся большими, выпуклыми. И после такой игры правописание слов запоминается легко.

        Чтоб в словах не ошибиться,

        Надо с лупой подружиться.

        Нам волшебное стекло

        Их запомнить помогло.

 Запоминание графического облика должно быть осмысленным, а не механическим. Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе понимания учеником значения изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в нем трудности, установления связи данного слова с ранее изученными словами.

                             Этимологический анализ.

Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальное значение, помогает «выяснить» исторический состав слова. Нередко, обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.

Малина- в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящий из малых частей. Слово малина образовано от слова малый- «маленький».

 Малина – малый – состоящий из маленьких частей.

 Этимологическую справку следует сообщить детям на уроке знакомства с новым словом.

Работа при этом строится в следующем порядке:

  1.Постановка цели. Предъявление слова, чтение, уточнение его значения, частичный звукобуквенный анализ с целью выделения орфограммы.

        2.Орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в записанном слове.

   3. сообщение учащимся этимологической справки, краткая схематичная запись ее на доске, в словариках.

  4.подбор однокоренных слов.

   5. Составление словосочетаний или предложений с изученным словом.

  Фрагмент урока: Знакомство со словом медведь.

  - Сегодня мы познакомимся с новым словом.

  Угадайте о ком идет речь:

  « Летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос».

 (вывешивается картинка с изображением медведя, карточка со словом)

медведь                                         

 медведь

        -что вы знаете о медведе?

     - где он живет?

       -чем питается?

      - почему медведя считают лакомкой?

  - нам нужно запомнить правописание слова «медведь».

 Прочитайте его по слогам.

 -сколько слогов в этом слове?  Назовите1 слог,2 слог.

 Произнесите слово с ударением.

На какой слог падает ударение?

 Назовите безударную гласную в слове.

-запомните: слово «медведь» пишется с безударной гласное Е  в 1 слоге.

(слово орфографически проговаривается и записывается).

- как вы думаете, почему медведь так назван?

(сообщается этимологическая справка).

 Медведь- крупное хищное животное с большим грузным, покрытым шерстью телом и короткими ногами.

Медведя так назвали потому, что он знает (ведает) где найти в лесу мед.  

        Медведь – мед ведающий = «знающий где есть мед»

  - теперь вам понятно почему слово медведь пишется с гласной Е в 1 слоге.

  Начиная со 2 класса все слова, предусмотренные программой, группируются по примерным темам: «животные», «птицы». «орудия труда и машины», «дом, сад, огород» и др. Тематически учащиеся лучше запоминают слова, составляя с ними предложения. Небольшие связные тексты.

                                

                                Картинный диктант.

 

Учитель показывает картинки, учащиеся записывают слова в тетради, ставят ударение, находят безударные гласные.

                        Загадки .

  1.Сладкая, душистая,

     Выросла в саду тенистом,

     Состою из долек малых,

      Очень сочных, вкусных, алых.       Малина.

   

 2. Там морковка, там капуста,

        Там клубникой пахнет вкусно.

        И козла туда друзья,

        Ну совсем пускать нельзя.            Огород.

   

3.Не ботинки, не сапожки,

        Но их тоже носят ножки.

        В них мы бегаем зимой:

        Утром – в школу,

         Днем- домой.        Валенки.

                        

              Закончите стихотворение.

  1. О чем мы только не мечтали!

Какой не велся спор!

 До ночи на привале

 Потрескивал….         Костер.

  1. Зима в подарок нам дает

Румяные деньки.

Скорей на снег, скорей на лед,

На лыжи и ….    Коньки.

  1. Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно с ней.

Носит обувь из резины,

И зовут ее… .     машина.

        Где начало слова?

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки.

От слов начало откусили,

Из  книжки в норку утащили.

… вод        …роз

…род        …шина

…фель        …нал

        Какие гласные выпали из слов?

М . Ш . Н  .

Л . С . Ц .

Д . Р . Г .

        Собери слова из слогов.

     

     Бе, за, ре

     Де, ный ,жур

     Воч, ка, де

     Ки, ва, лен

        Угадай слово

 Учитель показывает карточку с первым  слогом слова.

   Мо…     пе…     СА…

 

    - перечислить названия птиц ( животных и др.)

    -кто больше напишет сов на тему « поле, сад, огород»

   - написать слова, отвечающие на вопрос кто? На вопрос что?

   

                        Ответы на вопросы.

 

 -кто следит за чистотой в классе?

  - что дает нам корова?

  - куда идут рабочие?

  - кто верный друг человека?

       

                        Замена словосочетаний одним словом.

  1. Жители страны. (Народ).
  2. Крупный населенный пункт. (город)
  3. Главный город нашей страны. (Москва)
  4. Ведущие вверх ступеньки.   (лестница)

                 Дописать предложение.

  1. Весело чирикает …  (воробей).
  2. В конуре живет…  (собака).
  3. Дети катаются на …  (коньках).
  4. Столица нашей родины…  (Москва).
  5. С севера подул холодный …  (ветер).

Такой вид работы проводится по – разному:

  1. На доске записываются 3-4 предложения, а дети вместо точек дописывают  словарные слова.
  2. Слова для справок пишутся учителем на доске. Учитель диктует предложения, дети выбирают нужные по смыслу слова и дописывают предложения.
  3. Учащиеся дописывают только пропущенные при диктовке учителя слова.

Выборочный диктант.

Исходный  этап в работе над словами с непроверяемым написанием – обучение учащихся умению находить слова в тексте. Наиболее эффективный прием – выборочный диктант.

  1. Сорока, ворона, воробей – птицы.
  2. Рабочие идут на завод.
  3. Под осиной сидел заяц.
  4. Учитель вошел в класс.
  5. Москва – большой, красивый город.
  6. Дежурный собирает тетради.
  7. Пенал, карандаш и тетрадь – учебные вещи.

                  Под каждой буквой столбик слов.

Учитель записывает на доске несколько букв и предлагает учащимся под каждой буквой написать 3-4 словарных слова. Начинающихся с этих букв. Учащиеся каждого ряда пишут свои слова, изученные за этот и предыдущие  годы.например:

В        к        м

 Ветер        картина         малина

Ворона        класс        машина

Восток        космос        молоко

воробей        квартира        магазин

Откуда эти шары?

Помоги возвратить шары на свои места.

                             п        .        н        а        л

                е

              м        .        ш        и        н        а        а

 

             

 Четвертый лишний.

 

 Это волшебная яблоня. На ней выросли не только обыкновенные  яблоки, но и яблоки с буквами. Сорвать яблоки с буквой может только тот, кто правильно подберет для него подходящее слово.

        Л . сица

м . роз

р . бята                                       

м . шина

за . ц
                 
Рисунок6NA00635_

               Овощи.

        

Вывешивается картина на которой нарисован стол. В крышке сделаны прорези, в них вставляю нарисованные капусту, картофель, огурцы, морковь, горох, кастрюлю, тарелку.

 -как назвать одним словом то, что находится на слоле?   (овощи)

  - назовите слова с безударной а.

  - с безударной о и т.д.

                Допишите подходящие по смыслу слова из словарика.

   

Душистая ________                 Спелая _________

    Зимний _________        

     Теплое _________

 

                    Заполните таблицу.

     

Напишите названия животных.  (корова, лисица, собака, медведь)

        

        

          Составить рассказ по опорным словам.

   1)Зима, мороз, коньки, каток.

   2)Ученик, карандаш, пенал, тетрадь, класс.

   3)Завод, рабочие, работа, машина, хорошо.

           

                       Тесты.

Найдите слова, которые нужно писать с буквой а.

  1. Автом_биль
  2.  К_рандаш
  3. В_сток
  4. КВ_ртира
  5. К_ньки    и т.д.

Скажите одним словом.

  1. Помещение для торговли.                  Магазин.
  2. Водитель автомобиля.                         Шофер.
  3. Отрезок, который равен 10 мм.         Сантиметр.

Устно составить с любым словом предложение.

Кто первый достигнет вершины.

За_ц

Т_пор

Меб_ль

М_г_зин

М_шина

Работе над словом в школе, в особенности в ее начальном звене, всегда придавалось исключительное значение.

        Целенаправленное обогащение словарного запаса  школьников  c  интеллектуальной недостаточностью  — его накопление, уточнение и обобщение — одно из важнейших направлений коррекции их речевого и психического развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе»

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка...

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

Доклад "Использование мультимедийных пособий в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе"

Доклад "Использование мультимедйных пособий в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе"...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...

Статья "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе с учетом внедрения ФГОС."

В статье изложен опыт работы со словарными словами в начальной школе....

Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Доклад на районном Мо учителей начальных классов (из опыта работы)...

Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе

Работа со словарными словами в начальной школе                                           ...