Формирование графического и каллиграфического навыка
статья по русскому языку (1 класс)

Обучение письму - очень сложный процесс. При обучении письму необходимо рассмотривать лве стороны: графическую и каллиграфическую. Ребенок должен : 1) Правильно перевести фонетику в графику 2) Записать букву в соответствии  с требованиями каллиграфии. Решить эти задачи одновременно для ребенка очень трудно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Формирование графического и каллиграфического навыка.  

   Обучение письму – очень сложный процесс. При обучении письму необходимо рассматривать две стороны: графическую и каллиграфическую. Ребёнок должен:

  1. правильно перевести фонему в графику;
  2. записать букву в соответствии с требованиями каллиграфии.

    Решить эти задачи одновременно для ребёнка очень трудно.

    Обобщив практический и теоретический опыт коллег, мы пришли к выводу, что штрихование должно занимать ведущее место в обучении детей письму в безбуквенный период. Подобная работа должна иметь продолжение в последующие периоды приобретения графических и каллиграфических навыков.

    С подготовительных уроков обучения первоначальному письму первоклассников работа ведётся на нелинованных листах и в тетрадях в широкую линейку с возможным использованием трафарета наклона. На этапе безбуквенного обучения грамоте дети знакомятся с основными структурными единицами графической системы, упражняются в начертании восьми элементов. У детей формируется важное умение воспроизводить элементы в заданной последовательности. В процессе воспроизведения узора-бордюра и графического росчерка, состоящих из необычного сочетания элементов букв, используется приём копирования.

    Узоры-бордюры составлены так, что ученику необходимо не только обвести заданный рисунок, но и самостоятельно дорисовать, а затем заштриховать недостающие детали, т.е. достроить модель рисунка. Эти упражнения подготавливают ребёнка к овладению приёмами конструирования букв и моделирования слогов и предложений. На каждом уроке даются упражнения в штриховке изображённых на листе предметов, что позволяет выработать уверенный штрих, наклон, усвоить понятия, необходимые в написании элементов, отработать написание всех элементов букв.

    Подготовительный период даёт возможность провести 40 занятий, на которых   дети готовятся к каллиграфически правильному письму, а также заложить основу формирования графического навыка. Уроки чтения и письма в 1 классе проводятся интегрированно. Тема уроков чтения и сюжетное оформление уроков письма взаимосвязаны.

     С 1-го по 6-й уроки дети знакомятся с различными видами штриховки, работая на нелинованной бумаге. На этом этапе штрихование предметов ведётся простым карандашом, что обеспечивает успех детей в работе. На этих же урока дети параллельно работают и в тетрадях, используя шариковые ручки с цветными пастами.

    Важно отметить, что всякий навык формируется  закрепляется в процессе упражнений. Они должны быть организованы так, чтобы каждое новое упражнение отрабатывало и закрепляло навык письма. Поэтому упражнения только тогда будут совершенствовать навык письма, когда они будут осуществляться осознанно. Учитель предъявляя  учащимся требования к письму, разъясняет, почему они должны писать наклонно, безнажимно, безотрывно.

     Работа над формированием правильного наклона очень важна, В тетрадях учащихся нет наклонных линий. Лучше использовать трафарет с частыми наклонными линиями, расположенными на расстоянии элемента буквы.

     С 6- по 40-й уроки на листах появляются узоры-бордюры, выполняемые карандашами, в которых используются элементы букв. В тетрадях вводятся росчерки, образцы которых даются учителем,  с последующими вспомогательными точечными линиями, а затем самостоятельным воспроизведением росчерка.

    До окончания безбуквенного периода обучения грамоте дети должны научиться писать все структурные элементы букв русского алфавита, а также отдельные буквы.

     Уроки письма основного периода обучения грамоте должны включать в себя следующие структурные компоненты:

  1. повторение изученного звука и соответствующей ему печатной буквы;
  2. анализ, конструирование и переконструирование письменной буквы;
  3. упражнение в начертании двигательных элементов и буквы в целом;
  4. вписывание букв в графическую модель заданного слова;
  5. отработка соединений букв при написании слогов, слов и предложений;
  6. выполнение логических упражнений на группировку, сравнение и обобщение буквенных знаков;
  7. рисование узоров-бордюров;
  8. штрихование.

    После упражнений с повторением изученного звука и печатной буквы учитель формирует у детей зрительный образ соответствующей письменной буквы путём её поэлементного  анализа, конструирования форм зрительных элементов.

    При изучении новой буквы с 39-го урока изменяется оформление работы на нелинованном листе бумаги. Лист делится пополам. Левая половина используется для формирования зрительного образа письменной буквы, работа ведётся совместно учителем и учениками на доске и листе (выясняется, на что похожа буква или во что её можно вписать, из какой другой буквы её можно получить). На этом этапе работы первично сформированный зрительный образ изучаемой буквы следует закрепить в системе соответствующих движений руки. С этой целью используются двигательные и зрительные элементы. Правая сторона листа оставляется для самостоятельной творческой работы учащихся по формированию образов изучаемых письменных букв. На этих же уроках продолжается работа с узорами-бордюрами, а в тетрадях – с росчерками.

    В тетради даны логические упражнения по выполнению анализа, сравнения, обобщения ряда букв на основе выделения в них общих и отличительных признаков.

    (Записать буквы, имеющие в своём составе данный элемент).

  м,  я,  н,  у  (Выделить общий элемент).

Такие задания способствуют повторению, закреплению и систематизации изученного графического материала, но главное – они выполняют развивающую функцию. У первоклассников формируются ведущие мыслительные приёмы, которые они используют в дальнейшем и на другом учебном материале. В период обобщающего повторения со 104-го урока прекращается работа на нелинованных листах. Они оформляются в единый альбом, который и является результатом их творческого труда и первым учебным пособием по письму. В дальнейшем главной задачей становится отработка каллиграфического навыка, т.е. чёткого, разборчивого написания буквы и её соединений в соответствии с утверждёнными образцами. Данная работа ведётся на основе графических росчерков с использованием трафаретов наклона.

     Уроки письма не вызывают у детей отрицательных эмоций. Они работают творчески, проявляя интерес на каждом этапе урока. На уроках дети не просто копируют образец учителя, а сами создают букву, что способствует развитию творческого воображения, мышления, пространственных представлений, моторики рук. К окончанию 1 класса дети достаточно успешно и уверенно овладевают навыками графического и каллиграфического письма. Возможные варианты работы прилагаются.

Тема: Слова, обозначающие признаки предметов.

    Закрепление видов штриховки.

Цели: продолжение исследования звучащей речи, выделение из неё слов, обозначающих признаки предметов, закрепление видов штриховки.

                                              Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного.

а)  – Из чего состоит наша речь? (Из слов).

  Расшифровать схему:

                                           

   

       

                       кто?                                 что делает?  

                       что?    

б)  - Что мы знаем о                             ?    

   

              кто?                             что?      

         одушевл.                     неодушевл.

в)      Работа с альбомным листом.

-  Что вы видите на альбомном листе? (Контуры животных).

-  Произнесите слова, обозначающие то, что изображено на листе. (Собака, заяц, рыба, белка, медведь, поросёнок).

-  Что общего во всех словах? (Они отвечают на вопрос кто?, т.е. одушевл.)

г) -  Составьте устно предложение, которое подходит к схеме.

      (Предложения составляются с использованием рис. Альбомного листа).

Например:

         

                                     Собака лает.

                                     Заяц прыгает.

-  Как люди общаются между собой? (С помощью звучащей речи, жестов, рисунков).

д)  Обведение контуров животных в альбоме.

  1. Новый материал.

(Куклы одинаковые, по-разному одетые).

-  Какие слова понадобились? (Слова, обозначающие цвет волос, размер и т.д.)

Например:                            какие?

                                    волосы  рыжие

                                                                 какое?

                                     платье  белое      

   Это слова, обозначающие признаки предметов. Приведите примеры.

   Как можно обозначить?

                 

               

       

                     кто?   что?         что делает?       какой?

                    одуш.   неодуш.                                какая?    

  1. Закрепление.

а)  Составление предложений по моделям на основе рисунков в альбоме.

     Например:

                         Плывёт                золотая               рыбка

               

 

б)  Работа в альбоме.

-  На какие две группы можно разделить нарисованных животных? (Домашние и дикие + «ловушка».)

Заштриховать

                                      домашних животных

                                      диких животных  

  1. Работа по букварю. Чтение.
  2.  Работа в тетради.
  3. Итог урока.

Тема:   Согласные звуки мягкие / твёрдые, звонкие / глухие.

Цель: закрепить знания детей о согласных звуках.

                                                             

                                               Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. 1) – На какие отряды делятся звуковички в стране Словари? (на гласные / согласные)

 В отряде согласных есть свои отделения. Какие? (Звонкие/глухие, твёрдые/мягкие).   

                                                                           

                                                                            ,                                      ,

2)  - Тим и Том придумали игру «Дразнилки»: учитель  -   ученик; ученик  -   ученик (с использованием фишек-моделек).

   Например:   д   -   д          с   -    с    

3)  - Тим и Том идут в поход. В чём понесёт свои вещи каждый из них? Почему? (Рисунки рюкзака и ранца).

4)    Путешествие началось. Тим и Том в лесу. Вокруг много ягод, грибов, цветов. Какой гриб нашёл Тим? А Том? Почему? (Парная работа с предметными картинками.)

5)  Работа с моделями: составление звуковой схемы слов мухомор/лисички, деление на слоги, постановка ударения (работа организуется в парах).

6)   - Вдруг Тим и Том услышали в кустах шорох. Кто там?

Мохнатенький, усатенький

Молочко пьёт, песенки поёт.

Мягкие лапки,

А в лапках царапки.   (Кот).

   Откроем альбом и проверим, действительно ли кота встретили наши путешественники.

7)    Работа в альбоме. Обведение контура.

8)    Составление модели слова кот.

- Назовите это животное ласково. (Котик)

- Составим модель этого слова.

9) Штрихование.

10) – Тим и том отправились ловить рыбу для кота. Кого поймал Тим? А Том? (Том поймал рака, Тим – сельдь).

   Для слова рак работа по букварю.

   Для слова сельдь исправить ошибку в схеме:

                      ,                    ,

   

  1. - Кот рассказал Тиму и Тому сказку из своей волшебной книги.

- На что похож узор в полосе? (на книгу, тетрадь).

- Какие загадки о книгах и тетрадях вы знаете?

(Для домашнего задания).  Работа в полосе.

12. – Тиму и Тому нужно перебраться на другой берег реки. Помогите им укрепить плоты. (Дополнить модели слов).

                                 Тим

                                 Том

13.– У Тима и Тома привал.

Работа с учебником.

14. – Тим и Том решили размяться…

Работа в тетради.

  1. – Что будут есть на обед Тим и Том?
  1. Итог урока.

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников.

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников....

формирование каллиграфических навыков у младших школьников

Материал для выработки каллиграфических навыков при помощи росчерков. Весь материал разбит по классам, рисунки-росчерки авторские. При помощи таких работ у учащихся формируется красивый почерк, а урок...

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.

В этой статье я делюсь опытом своей работы по совершенствованию каллиграфических навыков у детей с ОВЗ....

Формирование графических навыков и развитие каллиграфического письма у первоклассников

Процесс обучения первоначальному письму младших школьников на протяжении десятилетий вызывает определенные трудности, как у большинства педагогов, так и у самих обучающихся....

Формирование у детей каллиграфических навыков на уроках письма в коррекционной школе

  Данная   статья содержит обобщение опыта работы учителя начальной школы  МКОУ КШ №8  по использованию эффективных методических приемов по формированию правильного пис...

Консультация для родителей: "Формирование каллиграфических навыков у младших школьников с помощью игровых графических упражнений"

Для того, чтобы научиться красиво писать, ребёнок должен овладеть элементарными графическими действиями. Лучшим средством в данном случае являются задания, представленные в игровой форме и основанные ...

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников с помощью игровых графических упражнений.

Для того, чтобы научиться красиво писать, ребёнок должен овладеть элементарными графическими действиями. Лучшим средством в данном случае являются задания, представленные в игровой форме и основанные ...