Изменение глагола по числам
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Мамедова Екатерина Александровна

Технологическая карта с презентацией по теме "Изменение глагола по числам"( по учебнику Бунеева Р.Н. 3 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekh_karta_uroka.docx21.06 КБ
Файл prezentatsia_k_uroku_k.pptx96.24 КБ

Предварительный просмотр:

        

Тема: Изменение глагола по числам

Цели деятельности педагога

Сформировать умение определять число и род глаголов;

Тип урока

Введение нового материала

Средства обучения

Учебник, презентация

Литература

1.Учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 3 класс 2 часть

2 Словарик школьника О.Д. Ушаков «Загадки, считалки и скороговорки»

План урока

Этап урока (с указанием продолжительности этапа)

Формируемые УУД (для каждого этапа)

Планируемые предметные результаты (для каждого этапа)

1. Орг. Момент и актуализация знаний

(5 мин)

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

Вспомнить пройденный материал

2. Введение нового материала (10 мин)

-корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

Формулировка правил об изменении числа и рода глагола

3. Первичное закрепление

(10 мин)

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,

Первичное закрепление полученных знаний

4. Подведение итогов

(5 мин)

осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперациональный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

Повторение правил об изменении числа и рода глагола

5. Самостоятельная работа (15 мин)

планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций

Закрепление знаний и выполнение самостоятельной работы

Этап урока  указанием продолжительности этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

1. Орг. Момент и актуализация знаний (5 мин)

Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Александровна. Сегодня я буду вести у вас урок русского языка.

Откройте тетради и запишите число. Сегодня 16 марта. Классная работа.

Начнем мы наш урок с небольшого кроссворда и повторим правописание словарных слов.. Я буду вписывать слова в кроссворд, а вы в тетрадь через запятую.

1. Крупный населенный пункт.

Что это?

Как напишем?

Запишите в тетради.

(Аналогично остальные слова)

2.Оно из шерсти иль из драпа,

   Из меха воротник богатый,

   А чтобы вы не заболели,

   Согреет вас от злой метели!

   Отгадайте, это что?

   Это зимнее...

3.Прыгун-трусишка:

   Хвост-коротышка,

   Глазки с косинкой,

  Ушки вдоль спинки,

  Одежка в два цвета –

  На зиму, на лето.  

4.Раскололся тесный домик

   На две половинки.

   И посыпались оттуда

   Бусинки-дробинки.

5. Птичка-невеличка

    Ножки имеет,

    А ходить не умеет.

    Хочет сделать шажок -

    Получается прыжок.

6. Она растёт в саду, в лесу,

    На вкус сладка и ароматна.

    Собрав её, спешу обратно -

    Домой в корзинке принесу.

    Когда закашляю, простыну,

    Мне мама в чай кладёт

Слайд 1-2

Город

Го-род

Пальто  

Заяц

Горох

Воробей

Малина

2. Введение нового материала (10 мин)

Кто заметил, какое слово спряталось в кроссворде?

Что такое глагол?

Как вы думаете, глагол может изменяться?

Давайте посмотрим, как же изменяются глаголы.

Кто изображен слева?

Что она делает?

А справа кто изображен?

А что они делают?

В каком числе стоит глагол в первом предложении?

В каком числе стоит глагол во втором предложении?

Что изменилось в глаголах?

Запишите эти примеры себе в тетрадь и выделите окончания. Подпишите число над глаголами так же, как и у меня на доске.

Глаголы и в будущем, и настоящем, и прошедшем времени изменяются по числам.

Прочитайте глаголы:

БЕГАЕТ -

ПРОЧИТАЕТ -

ГОВОРИЛ -

Определите время первого глагола и число

Поставьте глагол во множественное число

(Аналогично остальные глаголы)

Приведите свои примеры в разных временах. Сначала в ед. числе, а потом в мн. числе.

Посмотрите на слайд и ответьте на мои вопросы.

1. Как изменяются глаголы?

2. В каком числе могут быть глаголы?

3. Что обозначает глагол, стоящий в единственном числе?

4. На какие вопросы отвечают глаголы в единственном числе?

5. Что обозначает глагол, стоящий во множественном числе?

6. На какие вопросы отвечают глаголы во множественном числе?

Расскажите теперь сами, как изменяются глаголы.

Сегодня на уроке будем учиться изменять глаголы по числам.

Для закрепления, открываем учебники на странице 98. Упражнение 356.

Читаем задание.

По цепочке читаем и записываем к себе в тетрадь только второй столбик и выделяем окончание.

При проговаривании каждого словосочетания дети выделяют окончание у глаголов. Отвечаем на вопросы

Изменение глаголов прошедшего времени по числам, а в единственном числе по родам.

Запишите в столбик следующие слова:

Дуб

Липа

Дерево

Припишите ко всем этим словам глагол ЗЕЛЕНЕТЬ в прошедшем времени и выделите у глаголов окончание

В каком времени стоят глаголы во всех этих предложениях?

В каком числе?

Как вы думаете, а почему у глагола в прошедшем времени единственного числа во всех предложениях разные окончания?

Определите род глагола в первом предложении.

Как вы это определили?

Правильно. Род глагола прошедшего времени зависит от рода существительного. Подпишите над глаголом – м.р.

Определите род глаголов в следующих двух предложениях

Кто может сделать вывод, какие окончания пишутся у глаголов прошедшего времени в ед. числе?

Обобщим:

1. Как изменяются глаголы прошедшего времени в ед. числе?

2. От чего зависит род этих глаголов?

3. Какие окончания пишутся у глаголов прошедшего времени?

Найдите правило на стр. 98

Прочитаем его.

Расскажите, как изменяются глаголы?

Упражнение 358. Читаем задание

 

Глагол

Слайд 3

Это часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы что делать? Что сделать?

Да

Птица

Летит

2 птицы

Летят

Слева у нас в глагол в единственном числе, ведь действие выполняем одна птица.

А справа глагол стоит во множественном числе, т.к. действие выполняют две птицы.

Изменилось окончание ИТ- ЯТ

Слайд 4

Настоящее время, ед.число

Бегают

Приводят примеры

Глаголы изменяются по числам.

Они могут быть в единственном и множественном числе.

В единственном числе глагол обозначает действие одного предмета

Что делает? Что сделает? Что делал?

Во множественном числе глагол обозначает действие нескольких предметов

Что делают? Что сделают? Что делали?

Рассказывают 1-2 человека (учитель помогает)

Один из учеников читает задание

Костры горят

Ягоды алеют

Барабаны бьют

Дожди льют

Трамваи отъехали

Троллейбусы подъехали

Самолеты взлетели

1 ученик пишет на доске

Дуб

Липа

Дерево

Дуб зеленел_

Липа зеленела

Дерево зеленело

В прошедшем

В единственном

Дети высказывают свои предположения

Мужской

По существительному. Дуб – м.р., значит, и глагол зеленел м.р.

(ученик у доски)

Липа зеленела – ж.р.

Дерево зеленело – ср.р.

М.р. – нулевое    (Катя, это хорошо бы на слайд,

Ж.р. – А                 а остальное убери)

Ср. р. - О

По родам

От рода существительного

М.р. – нулевое

Ж.р. – А  

Ср. р. - О

ЧИТАЕТ 1 УЧЕНИК ВСЛУХ

Один из учеников читает задание

Белел - белели, белела, белело

Красил – красили, красила, красило

Краснел – краснели, краснела, краснело

Пробежит – пробежат

Засвистит – засвистят

Наденет – наденут

Разъезжал – разъезжали, разъезжала, разъезжало

Замечал – замечали, замечала, замечало

Осветил – осветили, осветила, осветило

4. Подведение итогов (5 мин)

Давайте повторим все, что вы узнали сегодня на уроке

Закрываем тетради. (Я выдаю маленькие тексты)

Прочитайте текст.

Вставьте пропущенные окончания, подпишите число, а в прош. времени ед.число – род.

Глаголы изменяются по числам. Они могут быть в единственном и множественном числе. В единственном числе глагол обозначает действие одного предмета и отвечает на вопрос что делает? Что делал?

Во множественном числе глагол обозначает действие нескольких предметов и отвечают на вопросы Что делают? Что делали?

Глагол в прошедшем времени в ед числе может изменяться по родам.

5. Самостоятельная работа (15 мин)

Итог урока.

Огромное облако закрыл…  солнце. Серая тень накрыл… деревья и кусты. Потемнел…  дорога.  Подул… прохладный ветерок. Ветви деревьев прикрыл… траву и цветы. Наступал… вечерние сумерки.

Что изучали?

Расскажите, как изменяются глаголы?

Домашнее задание -


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изменение глагола по числам Подготовила учитель начальных классов Мамедова Екатерина Александровна ГБОУ ОШ №220

Слайд 2

Г О Р О Д Ь Т О З А Я Г Ц Р О О В Х О Р О Б М Е Й А Л И Н А Л П А

Слайд 3

Г О Р О Д П А Л Ь Т О З А Я Ц Г О Р О Х В О Р О Б Е Й М А Л И Н А

Слайд 4

Глагол часть речи действие предмета Что делать? Что сделать? сказуемое

Слайд 5

Птица летит. Что делает? Птицы летят. Что делают? Ед. ч. Мн.ч.

Слайд 6

Ед.число БЕГАЕТ - ПРОЧИТАЕТ - ГОВОРИЛ - Мн. число БЕГАЮТ ПРОЧИТАЮТ ГОВОРИЛИ

Слайд 7

Глаголы изменяются по числам ЕД. Ч. действие одного предмета Что делает? МН.Ч. действие нескольких предметов Что делают?

Слайд 8

Открываем учебник на странице 98. Упражнение 356

Слайд 9

М.р. - нулевое окончание Ж.р. - А Ср.р. - О

Слайд 10

Упражнение 358


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнение в определении числа глагола и в изменении глаголов по числам.

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа Росии"  построен в соответствии с требованиями к организации инклюзивного образования в начальной школе.Цель: Развитие умения изменять гла...

Число глаголов. Изменение глаголов по числам

Открытый урок по русскому языку 3 класс...

Число глаголов. Изменение глаголов по числам.

Конспект урока с презентацией по программе "Школа России", ФГОС...

Конспект по русскому языку "Изменение глаголов по числам. Роль окончаний при изменении глаголов по числам"

Конспект по русскому языку "Изменение глаголов по числам. Роль окончаний при изменении глаголов по числам" для 3 класса по УМК "Перспектива"....

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Число глаголов. Изменение глаголов по числам" УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русский язык УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "Число глаголов. Изменение глаголов по числам"...

Урок русского языка по теме:"Число глагола. Изменение глагола по числам"

Конспект урока по русскому языку                                              У...