Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
г. о. Саранск Республика Мордовия
Технологическая карта урока
Тема урока:
Правописание кличек животных, название улиц, сёл, городов и рек.
Предмет: русский язык
Класс: 1
Используемый УМК: «Школа России», «Просвещение»
Автор учебника: Полякова А.В.
Составила: учитель начальных классов
Волкова Екатерина Юрьевна
2021г. Саранск
Технологическая карта урока
Класс: 1 класс
УМК " Школа России"
Предмет: русский язык
Учебник: «Русский язык» 1 класс, А.В. Полякова «Просвещение»
Тема урока: «Правописание кличек животных названий улиц, сел, деревень, городов и рек»
Цели:
1) обобщить и систематизировать знания учащихся об употреблении в письменной речи заглавной буквы в именах собственных;
2) продолжить словарную работу: познакомить с новым словом из словаря и ввести его в активный словарь учащихся;
3) развивать внимание, логическое мышление и интеллектуальное развитие учащихся.
4) формировать навыки сотрудничества;
5) прививать любовь к родной стране.
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией;
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
- развитие умения использовать различные способы поиска информации;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);
- формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения;
- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разно уровневых карточек) (коммуникативные УУД).
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- закреплять написание с заглавной буквы имён, отчеств, фамилий;
.- познакомить с правописанием кличек животных, названий улиц, сёл, деревень, городов и рек.
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)
- Учебник: «Русский язык» 1 класс, А.В. Полякова «Просвещение»;
- Проектор, экран.
План урока:
Этапы урока | Время, отводимое на каждый этап урока |
1. Организационный момент.
| 1 мин. |
2. Актуализация знаний.
| 5 мин. |
3. Выход на тему урока
| 4 мин. |
4. Гимнастика для пальчиков
| 1 мин. |
5. Работа над темой | 5мин. |
6. Первичное закрепление нового материала
| 5мин. |
7.Психологическая тренировка | 1 мин. |
8.Физкультминутка | 2 мин. |
9.Самопроверка | 2 мин. |
10.Подвидение итогов | 2 мин |
11. Заключительный этап и рефлексия
| 2 мин. |
Этап урока
| Время, мин | Цель
| Содержание взаимодействия с учащимися
| Методы и приемы работы
| ФОУД* | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организацион- ный
| 1 | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | – Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверь дружок, Готов ли ты начать урок? Все на месте, все в порядке Книжка, ручка и тетрадки! На уроке будь старательным, Будь спокойным и ….. (внимательным) Все пиши, не отставая, Слушай …. (не перебивая) Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё (понятно) Если хочешь отвечать, Надо руку…. (поднимать)!
Открыли тетради, запишем число, классная работа | – | Ф | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
Актуализация знаний
Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» Минутка чистописания | 7 | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | Минута чистописания. С, О, Э, Ю, Х, Ж -Прочитайте буквы. Что заметили? -Когда слова пишутся с заглавной буквы? -Запишите эти буквы к себе в тетрадь в алфавитном порядке. Проверка. | Наблюдение. | Ф | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока | Пишем в тетради. | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.
Словарно-орфографическая работа. Упражнение в написании заглавной буквы в кличках животных | 7 | Выход на тему урока | - Познакомимся с новым словом из словаря. Постарайтесь найти отгадку среди букв рассыпанных, отгадка спрятана там.
Заворчал живой замок, Лёг у двери поперёк. Две медали на груди. Лучше в дом не заходи! (Собака). Собака - домашнее животное семейства псовых, используемое человеком для охраны, на охоте, в упряжках (на Севере) словарь Ожегова -Ребята давайте разделим слово собака на слоги. Сколько слогов? - Найдите слог с безударной гласной.
Со-ба-ка - 3 слога, 6 звуков, 6 букв. - Прочитайте написанные предложения. Вставьте в них пропущенное слово собака. - Объясните данные выражения. Спишите. … на сене (о человеке, который сам не пользуется чем либо и другим не даёт). … съесть (быть знатоком в чём-либо, иметь большой навык, опыт в чём-либо). Как кошка с … живут (о постоянно ссорящихся людях). -Давайте не будем жить как кошка с собакой, а дружно будем жить. - Такие выражения называются крылатыми. - Прочитайте два предложения, раскрывая скобки и вставляя нужные буквы. Спишите предложения только с именами собственными. - Какую ещё орфограмму увидели? - Почему два слова: шарик и Шарик, звучат одинаково, а написаны по-разному? Лопнул красный (ш,Ш)арик. Бежит собака (ш,Ш)арик. Вывод! -Когда пишется заглавная буква? -Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с именами собственными. | Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока | Ф | Указывает объект наблюдения | Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания | Регулятивные: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; |
Гимнастика для пальцев | 2 | Снятие усталости |
| Работа класса | Ф | Организует выполнение гимнастики | Выполняют гимнастику по упражнениям |
|
Работа над темой. | 11 | Подведение детей к самостоятельному выводу |
- Отгадайте загадку. Летом бродит без дороги Между сосен и берез А зимой он спит в берлоге От мороза прячет нос. (Медведь) - Докажите, что в загадке говорится о медведе? (Медведь зимой спит в берлоге) |
- Медведь очень часто является персонажем русских сказок. Кто из вас помнит сказки, в которых героями были медведи? («Три медведя» и др.) - Как звали маму-медведицу из сказки «Три медведя»? (Настасья Петровна) - Как звали папу-медведя? (Михаил Иванович) - Как звали маленького медвежонка? (Мишутка) - С какой буквы нужно написать эти слова? (С заглавной) -Почему? (Имена, отчества - это имена собственные - пишем с заглавной буквы) - Когда знакомятся, называют свои собственные имена. Собственные имена есть не только у людей, но и у животных. - Как называются имена у животных? (Они называются кличками) - С какой буквы будем писать клички животных? (Клички животных пишем с заглавной буквы) - Проверим, правильно ли вы выполнили задание. | Наблюдение, работа с текстом
| Ф, П | Организует подводящий диалог, уточняет правило | Записывают имена собственные, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило и добавляют свои слова. | Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Проверка понимания способа действия. | Коллективное выполнение упражнения. №48, стр.39 -Читаем правило на стр.39
| Доказательство | Ф | Дает образец короткого доказательства | Объясняют написания слов, делают выводы. | Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Регулятивные: - составление плана и последовательности действий. |
Первичное закрепление нового материала | 7 | Развитие умения распознавать в тексте заглавную букву | -Самостоятельно выполняем упражнение №49, стр.40 | Самостоя-тельная работа, рефлексия, контроль, | Г, П, И | Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями | По очереди находят имена собственные, доказывая. Один человек объясняет написание слов у доски. Производят взаимопроверку. | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Выявление имен собственных | - Продолжить предложения. Моя страна…… Я живу в городе…… В моём городе течёт река…… Моя школа находится на улице…… - Запишем в тетрадь. -Слова на доске. Страна Россия, город Саранск, река Саранска, улица Марина Расковой.
| Работа класса | Ф | Помещает слова на доску | Читают хором | Регулятивные: - умение адекватно воспринимать оценки; Познавательные: - построение логической цепи рассуждений; Личностные: - формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия; Коммуникативные: - управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий); - владение монологической и диалогической формами речи родного языка. |
Психофизическая тренировка
| 1 | Релаксация | -Ребята повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше. | Работа в парах | П | Организация психофизической тренировки | Выполняют упражнение для релаксации | Коммуникативные: - умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. |
Физкультминутка | 1 | Снятие усталости | Смотрим и повторяем. | Работа класса | Ф | Организует выполнение гимнастики | Выполняют гимнастику по упражнениям |
|
Самопроверка | 3 |
| -Рабочая тетрадь №23,стр.17 | Допиши предложения | И, Г, | Записывают пропущенные слова | Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями на доске, ставят констатирующую оценку | Коммуникативные: - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
Подведение итогов | 2 | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | -Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши над головой.
Кошка Пушинка, Собака Смешинка, Петух Крикун, Козёл Бодун, Воробей Тишка Поросёнок Гришка, Красивые Синички. Как напишешь клички?
Сегодня на уроке Мы с вами узнали….. Мы с вами научились…
| | Ф,П, Г | Задает вопросы о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки | Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения | Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования; Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников. |
Заключительный этап и рефлексия.
| 1 | Обеспечение позитивного настроя на получение знаний | Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились!
«Солнышко» На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
| Рефлексия. | Ф | Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроки русского языка | Получают позитивный настрой от урока | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая
Список используемой литературы:
- «Русский язык», учебник для 1 класса, А.В. Полякова Просвещение, 2014
- «Русский язык», рабочая тетрадь для 1 класса, Н.А. Песняева, С.В. Анащенкова М.:Просвещение, 2014
- «Русский язык», методическое пособие к комплекту «Русский язык» для класса, А.в. Полякова, Н.А. Песняева М.:Просвещение, 2014
- «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа», Е.С. Савина, М.: Просвещения, 2014, Стандарты второго поколения
- «Планируемые результаты начального общего образования», Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова, М.: Просвещение, 2014, Стандарты второго поколения
- «Толковый словарь русского языка», С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, М.: Просвещение, 2007