Технологическая карта "Правописание кличек животных, название улиц, сёл, городов и рек"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Екатерина Юрьевна Волкова-Топоркова

Правописание кличек животных, название улиц, сёл, городов и рек. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 8»

г. о. Саранск Республика Мордовия

Технологическая карта урока

Тема урока:

Правописание кличек животных, название улиц, сёл, городов и рек.

Предмет: русский язык

Класс: 1

Используемый УМК: «Школа России», «Просвещение»

Автор учебника: Полякова А.В.

Составила: учитель начальных классов  

Волкова Екатерина Юрьевна

2021г. Саранск

Технологическая карта урока

Класс: 1 класс

УМК " Школа России"

Предмет: русский язык

Учебник: «Русский язык» 1 класс, А.В. Полякова «Просвещение»

Тема урока: «Правописание кличек животных названий улиц, сел, деревень, городов и рек»

Цели:

1) обобщить и систематизировать знания учащихся об употреблении в письменной речи заглавной буквы в именах собственных;

2) продолжить словарную работу: познакомить с новым словом из словаря и ввести его в активный словарь учащихся;

3) развивать внимание, логическое мышление и интеллектуальное развитие учащихся.

4) формировать навыки сотрудничества;

5) прививать любовь к родной стране.

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

      - воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией;

- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

- развитие умения использовать различные способы поиска информации;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);

- формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения;

- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разно уровневых карточек) (коммуникативные УУД).

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- закреплять написание с заглавной буквы имён, отчеств, фамилий;

.- познакомить с правописанием  кличек животных, названий улиц, сёл, деревень, городов и рек.

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;

- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)

- Учебник: «Русский язык» 1 класс, А.В. Полякова «Просвещение»;

- Проектор, экран.

План урока:

Этапы урока

Время, отводимое на каждый этап урока

1. Организационный момент.

1 мин.

2. Актуализация знаний.

5 мин.

3. Выход на тему урока

4 мин.

4. Гимнастика для пальчиков

1 мин.

5. Работа над темой

5мин.

6. Первичное закрепление нового материала

5мин.

7.Психологическая тренировка

1 мин.

8.Физкультминутка

2 мин.

9.Самопроверка

2 мин.

10.Подвидение итогов

2 мин

11. Заключительный этап и рефлексия

2 мин.

Этап

урока

Время, мин

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы

ФОУД*

 Деятельность учителя
 

 Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организацион-

ный

 1
 

 Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
 

 –  Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Проверь дружок, Готов ли ты начать урок?

Все на месте, все в порядке

Книжка, ручка и тетрадки!

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и ….. (внимательным)

Все пиши, не отставая,

Слушай …. (не перебивая)

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё (понятно)

Если хочешь отвечать,

Надо руку…. (поднимать)!

Открыли тетради, запишем число, классная работа  

 –
 

 Ф
 

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Минутка чистописания

 7
 

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
 

Минута чистописания.

С, О, Э, Ю, Х, Ж

-Прочитайте буквы. Что заметили?

-Когда слова пишутся с заглавной буквы?

-Запишите эти буквы к себе в тетрадь в алфавитном порядке.

Проверка.

Наблюдение.

 Ф
 

 Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока
 

Пишем в тетради.

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.


 Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.

Словарно-орфографическая работа.
Упражнение в написании заглавной буквы в кличках животных

 7
 

Выход на тему урока

 - Познакомимся с новым словом из словаря. Постарайтесь найти отгадку среди букв рассыпанных, отгадка спрятана там.

Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
(Собака).

Собака - домашнее животное семейства псовых, используемое человеком для охраны, на охоте, в упряжках (на Севере) словарь Ожегова

-Ребята давайте разделим слово собака на слоги. Сколько слогов?

- Найдите слог с безударной гласной.

Со-ба-ка - 3 слога, 6 звуков, 6 букв.

- Прочитайте написанные предложения.  Вставьте в них пропущенное слово собака.

- Объясните данные выражения. Спишите.

… на сене (о человеке, который сам не пользуется чем либо и другим не даёт).

… съесть (быть знатоком в чём-либо, иметь большой навык, опыт в чём-либо).

Как кошка с … живут (о постоянно ссорящихся людях).

-Давайте не будем жить как кошка с собакой, а дружно будем жить.

- Такие выражения называются крылатыми.

 - Прочитайте два предложения, раскрывая скобки и вставляя нужные буквы. Спишите предложения только с именами собственными.

- Какую ещё орфограмму увидели?

- Почему два слова: шарик и Шарик,   звучат одинаково, а написаны по-разному?

Лопнул красный (ш,Ш)арик. 

Бежит собака (ш,Ш)арик.

Вывод!

-Когда пишется заглавная буква?

-Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с именами собственными.

 Наблюдение,
 проблемная ситуация. Работа по плану урока
 

 Ф
 

Указывает объект наблюдения
 

Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Гимнастика для пальцев

2

Снятие усталости

Работа класса

Ф

Организует выполнение гимнастики

Выполняют гимнастику по упражнениям

 Работа над темой.
 

 11
 

 Подведение детей к самостоятельному выводу 
 

- Отгадайте загадку.

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос. (Медведь)

- Докажите, что в загадке говорится о медведе? (Медведь зимой спит в берлоге)

- Медведь очень часто является персонажем русских сказок. Кто из вас помнит сказки, в которых героями были медведи? («Три медведя»  и др.)

   

- Как звали маму-медведицу из сказки «Три медведя»? (Настасья Петровна)

- Как звали папу-медведя? (Михаил Иванович)

- Как звали маленького медвежонка? (Мишутка)

- С какой буквы нужно написать эти слова? (С заглавной)

-Почему? (Имена, отчества - это имена собственные - пишем с заглавной буквы)

- Когда знакомятся, называют свои собственные имена. Собственные имена есть не только у людей, но и у животных.

- Как называются имена у животных? (Они называются кличками)

- С какой буквы будем писать клички животных? (Клички животных пишем с заглавной буквы)

- Проверим, правильно ли вы выполнили задание.

 Наблюдение, работа с текстом

 Ф, П
 

 Организует подводящий диалог, уточняет правило
 

Записывают имена собственные, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило и добавляют свои слова.

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Проверка понимания способа действия.
 

 Коллективное выполнение упражнения. №48, стр.39

-Читаем правило на стр.39

 Доказательство
 

 Ф
 

 Дает образец короткого доказательства
 

 Объясняют написания слов, делают выводы.
 

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий.

 Первичное закрепление нового материала
 

 7
 

 Развитие умения распознавать в тексте заглавную букву
 

-Самостоятельно выполняем упражнение №49, стр.40

Самостоя-тельная работа, рефлексия, контроль,
 

 Г, П, И
 

 Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями
 

По очереди находят имена собственные, доказывая. Один человек объясняет написание слов у доски. Производят взаимопроверку.

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Выявление имен собственных
 

- Продолжить предложения.

Моя страна……

Я живу в городе……

В моём городе течёт река……

Моя школа находится на улице……

- Запишем в тетрадь.

-Слова на доске.

Страна Россия, город Саранск, река Саранска, улица Марина Расковой.

 Работа класса

 Ф
 

 Помещает слова 
на доску
 

 Читают хором

Регулятивные:

 - умение адекватно воспринимать оценки;

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные:

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия;

Коммуникативные:

- управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);

- владение монологической и диалогической формами речи родного языка.

Психофизическая тренировка

1

Релаксация

-Ребята повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше.

Работа в парах

П

Организация психофизической тренировки

Выполняют упражнение для релаксации

Коммуникативные:

- умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Физкультминутка

1

Снятие усталости

Смотрим и повторяем.

Работа класса

Ф

Организует выполнение гимнастики

Выполняют гимнастику по упражнениям

 Самопроверка
 

 3
 

 

-Рабочая тетрадь №23,стр.17

  Допиши предложения
 

 И,
 Г,

 Записывают пропущенные слова
 

 Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями 
на доске, ставят констатирующую оценку

Коммуникативные:

 - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

 Подведение итогов
 

 2
 

 Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

 

-Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши над головой.

Кошка Пушинка,

Собака Смешинка,

Петух Крикун,

Козёл Бодун,

Воробей Тишка

Поросёнок Гришка,

Красивые Синички.

Как напишешь клички?

Сегодня на уроке

Мы с вами узнали…..

Мы с вами научились…

 

 Ф,П, Г
 

 Задает вопросы 
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется 
на следующие уроки
 

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения
 

Регулятивные:

 - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем, интегрироваться в группу сверстников.

Заключительный этап и рефлексия.

1

Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

«Солнышко»

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Рефлексия.

Ф

Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроки русского языка

Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Список используемой литературы:

  1. «Русский язык», учебник для 1 класса, А.В. Полякова Просвещение, 2014
  2. «Русский язык», рабочая тетрадь для 1 класса, Н.А. Песняева, С.В. Анащенкова М.:Просвещение, 2014
  3. «Русский язык», методическое пособие к комплекту «Русский язык» для  класса, А.в. Полякова, Н.А. Песняева М.:Просвещение, 2014
  4. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа», Е.С. Савина, М.: Просвещения, 2014, Стандарты второго поколения
  5. «Планируемые результаты начального общего образования», Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова, М.: Просвещение, 2014, Стандарты второго поколения
  6.  «Толковый словарь русского языка», С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, М.: Просвещение, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фамилии знаменитых людей в названиях улиц родного города

презентация к классному часу по теме...

Презентация по русскому языку 1 класс УМК "ПНШ" по теме "Большая буква в именах , отчествах, кличках животных , названиях городов и рек".

Презентация по русскому языкуУМК "ПНШ" по теме "Большая буква в именах , отчествах, кличках животных , названиях городов и рек"...

Конспект урока русского языка на тему "Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек"

Урок русского языка на тему "Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек" (ПНШ)....

Виртуальная экскурсия "Человек из легенды в названии улиц нашего города"

Рассказ о людях, именами которых названы улицы нашего родного города Велижа...

Правописание кличек животных, название улиц, сёл, городов и рек.

Правописание кличек животных, название улиц, сёл, городов и рек....