Орфоэпический словарь начальной школы
статья по русскому языку
Выпускник начальной школы должен иметь начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научиться ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов Работа со словарями сегодня рассматривается в контексте формирования информационной культуры, которая представляет собой имеющихся знаний и умение применять их на практике для постановки и решения содержательных задач. В "Программе формирования универсальных учебных действий", разработанной в соответствии с требованиями ФГОС НОО, в группе познавательных универсальных учебных действий названы умения работать с информацией, которые соотносятся с этапами этой работы. На этапе принятия учебной задачи — умение осознать информационный вопрос и выбрать источник информации; на этапе поиска информации — умение работать с доступными источниками (в процессе наблюдений, в познавательном общении с людьми, в ходе работы с книгой, компьютером); на этапе обработки информации — умение отделять главную информацию от второстепенной; на этапе хранения информации — умение использовать память при выборе способа кодирования информации и др. Регулярная работа со словарём на уроках русского языка будет способствовать не только лучшему усвоению орфоэпических норм, но и повысит речевую культуру учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orfoepicheskiy_slovar.docx | 35.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Орфоэпический словарь для начальной школы
Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит
(Д.С. Лихачев).
Выпускник начальной школы должен иметь начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научиться ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. В разделе «Орфоэпия» НОО ООО озвучены требования к выпускнику, окончившему начальную школу:
Выпускник получит возможность научиться:
-соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
-находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Орфоэпия тесно связана с фонетикой: правила произношения охватывают фонетическую систему языка, то есть состав фонем, которые различаются в данном языке, их качество, изменения в различных фонетических условиях. Предметом орфоэпии является скорость произношения. Орфоэпический стандарт является единственным возможным или предпочтительным языковым вариантом, который соответствует системе произношения и основным законам развития языка.
Содержание орфоэпической работы определяется целью обучения школьников по орфоэпии, которое заключается в практическом усвоении детьми норм русского литературного произношения.
Принимая во внимание ошибки произношения у учащихся начальной школы, можно определить следующие правила литературного произношения, которые должны быть в центре внимания при обучении орфоэпии в начальной школе:
1) Произношение и правописание сочетания «чт» в местоимении «что» и его производных.
2) Произношение и написание сочетания «чн» в отдельных словах: конечно, нарочно, скворечник, скучный, в отчествах на – ична.
3) Произношение и написание сочетания «щн» в существительном «помощник» и в словах с соответствием произношения и написания (хищный).
4) Произношение и написание слова «сегодня» и его окончания.
5) Произношение и написание сочетаний гк, гч.
6) Произношение и написание заимствованных слов с фонемным сочетанием «йо» в позиции начала слова или после гласного: йод, район, майор.
7) Произношение и написание слов иноязычного происхождения на «он» в положении после согласного: батальон, почтальон.
8) Произношение твердых и мягких согласных перед «е» в заимствованных словах: шоссе, музей и др.
9) Произношение мягких губных согласных на конце числительных семь, восемь и в глагольных формах типа составь, составьте.
Основные уровни работы над литературным произношением, определяющие фонетической системой русского языка, называется фонетической и выполняется во время обучения грамоте и развития навыков грамотности среди младших школьников. Сознательная работа учащихся по звуковому оформлению их речи требует четкого различия между правильным и неправильным произношением. Поскольку младшие ученики не всегда могут самостоятельно определить, какое произношение является правильным, литературным, а какое ‒ неправильным, а не литературным, здесь требуется квалифицированный совет учителя.
Учащиеся начальной школы уже освоили законы начального и обязательного произношения, продиктованные фонетической системой на их родном русском языке. Отклонения от фонетических норм, возникающие в процессе чтения у младших школьников, являются временным явлением, которое преодолевается по мере развития у детей навыков чтения.
Ведущая роль принадлежит чтению: орфоэпические навыки, полученные во время чтения, переносятся в естественную устную речь детей, превращая их в сильные навыки.
Постоянное использование словаря на уроках русского языка, регулярное использование его для помощи и советов поможет развить способность работать с книгой, которая жизненно важна для всех людей. Культура словаря должна быть введена, начиная с возраста начальной школы. Пусть ребенок станет зависимым от общения со словарем, как со своим верным другом.
Анализ русского словаря, орфоэпического минимума, разработанного А.А. Бондаренко и М.Л. Каленчук, и, наблюдая за речью учеников начальной школы, позволил составить минимальное произношение, состоящее из нескольких частей.
1. Общеупотребительные слова с трудным ударением:
- библиотека;
- водопровод;
- гусеница;
- дециметр;
- диалог;
- договор;
- документ;
- звонить;
- каталог;
- квартал;
- километр;
2. Произносится твёрдо:
- антенна;
- бутерброд;
- компьютер;
- свитер;
- тире;
- термос;
- шоссе.
3. Произносится мягко:
- музей;
- паштет;
- рельс;
- фанера;
- шинель.
3. Слова с трудным звукосочетанием:
- балерина;
- бульон;
- велосипед;
- директор;
- женщина;
- йод;
- комбайн;
- конечно;
- коридор;
- мужчина;
- помощник;
- радио;
- район;
- скворечник;
- скучно;
- трамвай;
- что.
4. Имена существительные с неподвижным ударением.
– на основе (во всех формах):
-кран – кранов;
- торт – тортов;
- флаг – флагов;
- бант – бантов;
- стержень – стержней;
- шофёр – шофёров;
- туфля – туфель;
- шарф – шарфом.
– на окончании (за исключением формы именительного падежа единственного числа) «а»:
- бинт – бинта;
- блин – блина;
- герб – герба;
- гриб – гриба;
- пруд – пруда;
- серп – серпа;
- столяр – столяра.
5. Имена существительные с подвижным ударением.
– ударение с основы в единственном числе перемещается на окончание во множественном числе:
- директор – директора;
- доктор – доктора;
- слесарь – слесаря;
- шкаф – шкафы;
- суп – супы.
– ударение с основы в единственном числе перемещается на окончание в косвенных падежах множественного числа:
- гусь – гусей;
- лось – лосей;
- волк – волков;
- вор – воров;
- корень – корней;
- новость – новостей;
– ударение с окончания в единственном числе перемещается на основу в винительном падеже, множественное число не даёт схемы движения ударения:
- голова – голову;
- головы – голов – головам – головами – о головах;
- доска – доску;
- доски – досок – доскам – досками- о досках;
- стена – стену;
- стены – стен – стенам – стенами – о стенах;
- щека – щёку;
- щёки – щёк – щекам – щеками – о щеках.
6. Форма родительного падежа множественного числа.
- полотенец;
- помидоров;
- килограммов;
- мандаринов;
- апельсинов;
- шалашей;
- фонарей;
- носков.
баловать баловаться баловать балуешься балуется | брала брали взяла взяли | взглянуть взглянешь взглянут | включить включим включишь включит включат | дала дали догнать догнала ждала ждали |
занят занята заняты занято | занял заняла заняли | запер заперла заперли | звонить звоним звонишь звонит звонят | кашлянуть кашлянешь кашлянет кашлянул |
клеит клеишь клею | начать начал начала начали начался | облегчить облегчит облегчил | повторить повторим повторит повторят | позвонить позвоню позвоним позвонишь позвоните позвонит позвонят |
положить положу положим положит положил положи | понял поняла поняли попил попила | принять принял приняли приняла спала спали | углубить углубишь углубим | хотеть хотим хочет хотят |
адрес адреса алфавит апостроф банты ворота | газопровод гербы грушевый дефис джемпер диалог | директор директора доверху договор договоры досуг | документ документы жаворонки жаворонок жалюзи завидно | запломбированный запломбировать избаловать звала издавна изредка |
инженер инженеры инструмент инструменты искра искры | каталог квартал кварталы километр километры клала кладовая | компас кондуктор кондукторы конфетти красивее красивей краны | кухонный магазин магазины месяцы монолог ожил отдала | партер петли петля плыла позвала туфля |
портфели портфель премировать простыни простыня процент | сантиметр сантиметры свёкла сирота сироты сливовый | средства средство статуя столяр столяры тахта | творог творог торты тортов трубопровод | фарфор фольга форзац хаос, хаос хвоя |
ходатайство ходатайствовать хозяева | хребет цемент центнер цепочка | шарфы швеи швея | шофёры щавель яичница |
Работа со словарями сегодня рассматривается в контексте формирования информационной культуры, которая представляет собой имеющихся знаний и умение применять их на практике для постановки и решения содержательных задач. В "Программе формирования универсальных учебных действий", разработанной в соответствии с требованиями ФГОС НОО, в группе познавательных универсальных учебных действий названы умения работать с информацией, которые соотносятся с этапами этой работы. На этапе принятия учебной задачи — умение осознать информационный вопрос и выбрать источник информации; на этапе поиска информации — умение работать с доступными источниками (в процессе наблюдений, в познавательном общении с людьми, в ходе работы с книгой, компьютером); на этапе обработки информации — умение отделять главную информацию от второстепенной; на этапе хранения информации — умение использовать память при выборе способа кодирования информации и др. Регулярная работа со словарём на уроках русского языка будет способствовать не только лучшему усвоению орфоэпических норм, но и повысит речевую культуру учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Орфографический словарь начальной школы
Программа: Школа РосииКласс: 3Предмет: Русский языкДанная презентация может быть полезна учителю начальных классов на уроках русского языка при работе со словарными словами на буквы Л, М, Н....
Подготовка к ВПР. Орфоэпический словарь (памятка).
Памятка позволит учащимся запомнить трудные случаи ударения в словах, поможет подготовиться к ВПР по русскому языку.....
Орфоэпический словарь (4 класс)
Памятка позволит учащимся 4 класса запомнить трудные случаи ударения в словах, поможет подготовиться к ВПР по русскому языку....
Орфоэпический словарь для начальной школы.
Орфоэпический словарь для начальной школы - демонстрационный материал, раздаточный материал, проверка знаний....
Презентация по русскому языку "Говори правильно (орфоэпический словарь)" 1 класс
В презентации представлены слова из орфоэпического словаря для 1 класса....
Презентация "Говори правильно (орфоэпический словарь)" 2 класс
В презентации представлены слова из орфоэпического словаря 2 класса....
Орфоэпический словарь 1- 4 класс
Учим словарные слова...