Орфоэпический словарь начальной школы
статья по русскому языку

Капустина Ольга Ивановна

Выпускник  начальной школы должен иметь начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научиться  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов Работа со словарями сегодня рассматривается в контексте формирования информационной культуры, которая представляет собой имеющихся знаний и умение применять их на практике для постановки и решения содержательных задач. В "Программе формирования универсальных учебных действий", разработанной в соответствии с требованиями ФГОС НОО, в группе познавательных универсальных учебных действий названы умения работать с информацией, которые соотносятся с этапами этой работы. На этапе принятия учебной задачи — умение осознать информационный вопрос и выбрать источник информации; на этапе поиска информации — умение работать с доступными источниками (в процессе наблюдений, в познавательном общении с людьми, в ходе работы с книгой, компьютером); на этапе обработки информации — умение отделять главную информацию от второстепенной; на этапе хранения информации — умение использовать память при выборе способа кодирования информации и др. Регулярная работа со словарём на уроках русского языка будет способствовать не только лучшему усвоению орфоэпических норм, но и повысит речевую культуру учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfoepicheskiy_slovar.docx35.09 КБ

Предварительный просмотр:

Орфоэпический словарь для начальной школы

Вернейший способ узнать человека - его умственное                                                                         развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит

 (Д.С. Лихачев).

        Выпускник  начальной школы должен иметь начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научиться  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов.  В разделе «Орфоэпия» НОО ООО озвучены требования  к выпускнику, окончившему начальную школу:

 Выпускник получит возможность научиться:

-соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

-находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

              Орфоэпия тесно связана с фонетикой: правила произношения охватывают фонетическую систему языка, то есть состав фонем, которые различаются в данном языке, их качество, изменения в различных фонетических условиях. Предметом орфоэпии является скорость произношения. Орфоэпический стандарт является единственным возможным или предпочтительным языковым вариантом, который соответствует системе произношения и основным законам развития языка.

           Содержание орфоэпической работы определяется целью обучения школьников по орфоэпии, которое заключается  в практическом усвоении детьми норм русского литературного произношения.

                 Принимая во внимание ошибки произношения у учащихся начальной школы, можно определить следующие правила литературного произношения, которые должны быть в центре внимания при обучении орфоэпии в начальной школе:

1) Произношение и правописание сочетания «чт» в местоимении «что» и его производных.

2) Произношение и написание сочетания «чн» в отдельных словах: конечно, нарочно, скворечник, скучный, в отчествах на – ична.

3) Произношение и написание сочетания «щн» в существительном «помощник» и в словах с соответствием произношения и написания (хищный).

4) Произношение и написание слова «сегодня» и его окончания.

5) Произношение и написание сочетаний гк, гч.

6) Произношение и написание заимствованных слов с фонемным сочетанием «йо» в позиции начала слова или после гласного: йод, район, майор.

7) Произношение и написание слов иноязычного происхождения на «он» в положении после согласного: батальон, почтальон.

8) Произношение твердых и мягких согласных перед «е» в заимствованных словах: шоссе, музей и др.

9) Произношение мягких губных согласных на конце числительных семь, восемь и в глагольных формах типа составь, составьте.

          Основные уровни работы над литературным произношением, определяющие фонетической системой русского языка, называется фонетической и выполняется во время обучения грамоте и развития навыков грамотности среди младших школьников. Сознательная работа учащихся по звуковому оформлению их речи требует четкого различия между правильным и неправильным произношением. Поскольку младшие ученики не всегда могут самостоятельно определить, какое произношение является правильным, литературным, а какое ‒ неправильным, а не литературным, здесь требуется квалифицированный совет учителя.

      Учащиеся начальной школы уже освоили законы начального и обязательного произношения, продиктованные фонетической системой на их родном русском языке. Отклонения от фонетических норм, возникающие в процессе чтения у младших школьников, являются временным явлением, которое преодолевается по мере развития у детей навыков чтения.

           Ведущая роль принадлежит чтению: орфоэпические навыки, полученные во время чтения, переносятся в естественную устную речь детей, превращая их в сильные навыки.

Постоянное использование словаря на уроках русского языка, регулярное использование его для помощи и советов поможет развить способность работать с книгой, которая жизненно важна для всех людей. Культура словаря должна быть введена, начиная с возраста начальной школы. Пусть ребенок станет зависимым от общения со словарем, как со своим верным другом.

      Анализ русского словаря, орфоэпического минимума, разработанного А.А. Бондаренко и М.Л. Каленчук, и, наблюдая за речью учеников начальной школы, позволил составить минимальное произношение, состоящее из нескольких частей.

1. Общеупотребительные слова с трудным ударением:

- библиотека;

- водопровод;

- гусеница;

- дециметр;

- диалог;

- договор;

- документ;

- звонить;

- каталог;

- квартал;

- километр;

2. Произносится твёрдо:

- антенна;

- бутерброд;

- компьютер;

- свитер;

- тире;

- термос;

- шоссе.

3. Произносится мягко:

- музей;

- паштет;

- рельс;

- фанера;

- шинель.

3. Слова с трудным звукосочетанием:

- балерина;

- бульон;

- велосипед;

- директор;

- женщина;

- йод;

- комбайн;

- конечно;

- коридор;

- мужчина;

- помощник;

- радио;

- район;

- скворечник;

- скучно;

- трамвай;

- что.

4. Имена существительные с неподвижным ударением.

– на основе (во всех формах):

-кран – кранов;

- торт – тортов;

- флаг – флагов;

- бант – бантов;

- стержень – стержней;

- шофёр – шофёров;

- туфля – туфель;

- шарф – шарфом.

– на окончании (за исключением формы именительного падежа единственного числа) «а»:

- бинт – бинта;

- блин – блина;

- герб – герба;

- гриб – гриба;

- пруд – пруда;

- серп – серпа;

- столяр – столяра.

5. Имена существительные с подвижным ударением.

– ударение с основы в единственном числе перемещается на окончание во множественном числе:

- директор – директора;

- доктор – доктора;

- слесарь – слесаря;

- шкаф – шкафы;

- суп – супы.

– ударение с основы в единственном числе перемещается на окончание в косвенных падежах множественного числа:

- гусь – гусей;

- лось – лосей;

- волк – волков;

- вор – воров;

- корень – корней;

- новость – новостей;

– ударение с окончания в единственном числе перемещается на основу в винительном падеже, множественное число не даёт схемы движения ударения:

- голова – голову;

- головы – голов – головам – головами – о головах;

- доска – доску;

- доски – досок – доскам – досками- о досках;

- стена – стену;

- стены – стен – стенам – стенами – о стенах;

- щека – щёку;

- щёки – щёк – щекам – щеками – о щеках.

6. Форма родительного падежа множественного числа.

- полотенец;

- помидоров;

- килограммов;

- мандаринов;

- апельсинов;

- шалашей;

- фонарей;

- носков.

баловать

баловаться

баловать

балуешься

балуется

брала

брали

взяла

взяли

взглянуть

взглянешь

взглянут

включить

включим

включишь

включит

включат

дала

дали

догнать

догнала

ждала

ждали

занят

занята

заняты

занято

занял

заняла

заняли

запер

заперла

заперли

звонить

звоним

звонишь

звонит

звонят

кашлянуть

кашлянешь

кашлянет

кашлянул

клеит

клеишь

клею

начать

начал

начала

начали

начался

облегчить

облегчит

облегчил

повторить

повторим

повторит

повторят

позвонить

позвоню

позвоним

позвонишь

позвоните

позвонит

позвонят

положить

положу

положим

положит

положил

положи

понял

поняла

поняли

попил

попила

принять

принял

приняли

приняла

спала

спали

углубить

углубишь

углубим

хотеть

хотим

хочет

хотят

адрес

адреса

алфавит

апостроф

банты

ворота

газопровод

гербы

грушевый

дефис

джемпер

диалог

директор

директора

доверху

договор

договоры

досуг

документ

документы

жаворонки

жаворонок

жалюзи

завидно

запломбированный

запломбировать

избаловать

звала

издавна

изредка

инженер

инженеры

инструмент

инструменты

искра

искры

каталог

квартал

кварталы

километр

километры

клала

кладовая

компас

кондуктор

кондукторы

конфетти

красивее

красивей

краны

кухонный

магазин

магазины

месяцы

монолог

ожил

отдала

партер

петли

петля

плыла

позвала

туфля

портфели

портфель

премировать

простыни

простыня

процент

сантиметр

сантиметры

свёкла

сирота

сироты

сливовый

средства

средство

статуя

столяр

столяры

тахта

творог творог

торты

тортов

трубопровод

фарфор

фольга

форзац

хаос, хаос

хвоя

ходатайство

ходатайствовать

хозяева

хребет

цемент

центнер

цепочка

шарфы

швеи

швея

шофёры

щавель

яичница

 Работа со словарями сегодня рассматривается в контексте формирования информационной культуры, которая представляет собой имеющихся знаний и умение применять их на практике для постановки и решения содержательных задач. В "Программе формирования универсальных учебных действий", разработанной в соответствии с требованиями ФГОС НОО, в группе познавательных универсальных учебных действий названы умения работать с информацией, которые соотносятся с этапами этой работы. На этапе принятия учебной задачи — умение осознать информационный вопрос и выбрать источник информации; на этапе поиска информации — умение работать с доступными источниками (в процессе наблюдений, в познавательном общении с людьми, в ходе работы с книгой, компьютером); на этапе обработки информации — умение отделять главную информацию от второстепенной; на этапе хранения информации — умение использовать память при выборе способа кодирования информации и др. Регулярная работа со словарём на уроках русского языка будет способствовать не только лучшему усвоению орфоэпических норм, но и повысит речевую культуру учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орфографический словарь начальной школы

Программа: Школа РосииКласс: 3Предмет: Русский языкДанная презентация может быть полезна учителю начальных классов на уроках русского языка при работе со словарными словами на буквы Л, М, Н....

Подготовка к ВПР. Орфоэпический словарь (памятка).

Памятка позволит учащимся запомнить трудные случаи ударения в словах, поможет подготовиться к ВПР по русскому языку.....

Орфоэпический словарь (4 класс)

  Памятка позволит учащимся 4 класса запомнить трудные случаи ударения в словах, поможет подготовиться к ВПР по русскому языку....

Орфоэпический словарь для начальной школы.

Орфоэпический словарь для начальной школы - демонстрационный материал, раздаточный материал, проверка знаний....

Презентация по русскому языку "Говори правильно (орфоэпический словарь)" 1 класс

В презентации представлены слова из орфоэпического словаря для 1 класса....

Презентация "Говори правильно (орфоэпический словарь)" 2 класс

В презентации представлены слова из орфоэпического словаря 2 класса....

Орфоэпический словарь 1- 4 класс

Учим словарные слова...