Чк, чн, щн
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Моу Школа с.Аксарка
Конспект урока русского языка 2 класс (УМК «Перспектива» )
Учитель: Казарова Екатерина Викторовна, соответствие занимаемой должности
Тема урока: Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЩН
Тип урока: открытие новых заний
Цели, направленные для достижения результатов деятельности:
Предметные :
- учить определять новую орфограмму в слове ( учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЩН; обосновывать написание слова с этой орфограммой);
- формировать орфографическую зоркость ( различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки);
Метапредметные :
Личностные :
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося.
Регулятивные:
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих действий, адекватно воспринимать оценки своей работы учителем, товарищами;
Познавательные:
- сравнивать изучаемые объекты по заданным учителем критериям, пытаться самостоятельно находить основания для сравнения;
- осуществлять синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные:
- работать в парах и группах, формировать своё мнение.
Оборудование урока: доска, проектор, презентация к уроку, карточки для работы в парах.
Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент. Настройка на работу | Организация рабочего места. Включение в деловой ритм. Учитель: Сейчас у нас урок русского языка. Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Пусть урок принесёт нам всем радость общения. - Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий. Вашими помощниками будут: внимание, находчивость, смекалка. - Прочитайте пословицу на доске «Знания собираются по капле» - Как вы понимаете её смысл? -Каждый день в школе и дома вы узнаёте что-то новое и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний. - Сегодня на уроке мы добавим еще одну капельку в ваше море знаний. | Настраивает на работу Включение учащихся в деятельность | Демонстрируют правильную посадку Хором читают пословицу Предлагают свои варианты ответов | Личностные УУД: мотивационная основа учебной деятельности; эмоциональный настрой на работу. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Повторение пройденного: 1.Проверка знаний словарных слов. (РАБОТА В ПАРАХ) Учитель: Два ученика пойдут работать по карточкам. Списать, вставляя пропущенные буквы в словарных словах. Сверить, согласовать работу друг друга. 1 карточка: с..бака, ..днажды, …гурец, М..сква. 2 карточка: к..рова, с..нтябрь, уч..ник, п..нал. 2.Повторение алфавита. Учитель: Задание остальным ребятам: повторим алфавит. ( тренировка памяти; развитие дикции, умения говорить хором в одном темпе, не забегая вперед и не отставая). 3.Проверка домашнего задания. (РАБОТА В ПАРАХ) Учитель: Проверить работу соседа по парте, при необходимости, согласуйте мнение, оцените работу друг друга. 4.Проверка знаний правил правописания сочетаний: ЧУ, ЩУ, ЧА, ЩА. Учитель: На карточках слова. Вставить пропущенную букву. При ответах начинать свои высказывания со слов записанных на доске: - Мне кажется… - Я считаю… - Я думаю… - Я уверен… Учитель: Выслушаем результат работы по карточкам. Вспомним правило. 5.Работа в тетрадях: а) Записать без пропуска, объяснить: Кла (?) н я р(а, о) бота. б) Чистописание: ( вывешивается таблица с элементами строчных букв Ч, Н, К, Щ ) Учитель: Рассмотрите таблицу: - Что можно сказать? Дети: - Буквы рассыпались, поломались. Учитель: Поможем буквам и составим их из элементов. ( РАБОТА В ПАРАХ) Учитель: Что особенного вы знаете про буквы Ч и Щ? Дети: Обозначают всегда мягкие согласные звуки Учитель: Посмотрите, как пишется буква; запишите несколько букв. Найдите лучшие в своей записи. Напишите еще такие же красивые буквы! Если нужна помощь - дай сигнал! | Организует письменную работу учащихся Организует дифференцированную работу учащихся. Организует взаимопроверку работ учащихся Заинтересовывает детей, предлагает задание на развитие внимания, мышления. Заинтересовывает детей, предлагает задание на развитие внимания, мышления. | Работают по карточкам, сверяют результаты работы, согласовывают мнение. Учащиеся хором произносят алфавит. Работают в парах: обмен тетрадями, проверка работы одноклассника. 2-3 ученика рассказывают правило, остальные показывают знак «согласен (+)» или «не согласен(-)», затем высказывают свое мнение. Записывают, аргументируют свой выбор. Называют буквы, которые можно составить. Самостоятельная работа: записывают буквы по образцу, данному учителем. | Познавательные УУД: использование знаково-символического средства Коммуникативные УУД: контролировать действия партнера. Пр. УУД: Знание очередности и правильного названия букв алфавита Коммуникативные УУД: контролировать действия партнера. РУУД: умение работать с информацией. Пр. УУД: различать мягкие согласные и способы написания гласных букв после шипящих. РУУД: умение работать с информацией. КУУД: умение учитывать позицию партнера, организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками. |
3.Постановка учебной задачи | На доске два столбика слов: 1.Птичка, внучка, козочка, синичка, прочный, очкур, опричник. 2.Птичька, внучька, козочька, синичька, прочьный, очькур, опричьник. Учитель: Как вы думаете, в каком столбике слова написаны правильно и почему? Постарайтесь высказываться понятно, говорите сначала про себя, потом вслух. Учитель: Можно ли из наших предположений сделать правильный вывод? Как быть? Дети: Проверим по словарю, по учебнику, спросим у взрослых и т.д. Учитель: Предлагаю поработать в группах. Выявите правильные слова. Попробуйте сами сформулировать правило о том, как надо писать сочетания ЧК, ЧН. ( РАБОТА В ГРУППАХ) Дети: Мягкий знак после буквы Ч не пишется, так как Ч обозначает мягкий согласный звук. Учитель: Откройте учебник на странице 68 и прочитайте правило, сравните с тем что вы сформулировали. Дети: Люди договорились, в сочетаниях ЧК, ЧН мягкий знак не писать. Учитель: Какая тема нашего урока? - Что мы сегодня будем делать на уроке? -Ребята, значение всех слов вам было понятно? -В русском языке кроме орфографического словаря есть «Иллюстрированный словарь забытых и трудных слов», а также «Большой толковый словарь русского языка». -Предлагаю поработать в группах с этими словарями и найти значение новых для вас слов. (РАБОТА В ГРУППАХ) | Организует обще-классную дискуссию. Предлагает подборку слов. Организует исследовательскую работу в парах. Отслеживает степень выполнения учащимися норм сотрудничества. Организует исследовательскую работу в группах. Отслеживает степень выполнения учащимися норм сотрудничества. | Учащиеся сравнивают слова, анализируют, высказывают свои предположения. Работают в группах с учебником, со словарем. Ведут дискуссию, высказываются, согласовывают высказывания, приходят к выводу, формулируют правило. Читают правило, находят различие со своим вариантом. Работают в группах со словарем, выясняя значение новых слов. | ПР.УУД: различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак. РУУД: умение работать с информацией. Различать способ и результат действия. КУУД: умение учитывать позицию партнера. РУУД: умение работать с информацией. КУУД: умение учитывать позицию партнера. |
4.Физкультминутка. | Учитель: Физкультминутку мы проведем с пользой, закрепляя полученные знания. Я буду называть слова, если в словах есть сочетания ЧК, ЧН ,ЩН, то вы присядьте, если нет, то просто стоя хлопните в ладоши. ДАЧА, ТУЧКА, РУЧКА, ПЕСНЯ,НОЧЬ, НОЧНОЙ, ИГРУШЕЧНЫЙ,БОЛЬШОЙ, УДАЧНЫЙ, КОЧКА, СТРОЧКА, ДЕНЬ, ХИЩНЫЙ,ДОЧКА, ПАПОЧКА, СЫНОЧЕК, МАМОЧКА, МОЩНЫЙ. | Проговаривает слова | Учащиеся приседают, если в словах есть сочетания ЧК, ЧН ,ЩН или стоя хлопают в ладоши, если нет.
| Личностные УУД: установка здоровый образ жизни. ПР.УУД: различать мягкие согласные, после которых не пишется мягкий знак. |
5.Закрепление изученного материала на уроке | Самостоятельная работа: 1.РАБОТА В ПАРАХ Учитель: Спишите и исправьте ошибки: река – речка, туча – тучка, внук – внучка, ночь – ночька рука – ручка, дочь – дочька Учитель: Согласуем при списывание слов, с использованием нового правила. 2.Игра «Аукцион слов» (самостоятельная работа) Учитель: Найдите и выпишите слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН. ручка, пеленка, печка точный, сказочный, коньки овощи, мощность, хищник, Олечка, день, ночь, внучка, ласточка. Учитель: Закончили работу, поменяйтесь тетрадями и проверьте работу партнёра по образцу. 3.Работа в группах Учитель: Найдите и выпишите слова. 1 группа - с сочетанием ЧК, 2 группа - ЧН. Подчеркните их. Ёлочка и белочка, Шуточка, минуточка. Срочный, уличный, ночной, Мощный, шуточный, речной. Знаем мы наверняка, Где ЧН, а где ЧК. Мягкий знак не пишется, Даже если слышится! | Наблюдает за самостоятельной работой детей. Наблюдает за самостоятельной работой детей. Организует групповую работу. Контролирует работу групп. | Работа в парах: согласование при списывании слов, с использованием нового правила. Записывают слова в тетрадь. Взаимопроверка в парах. Сверяют готовые варианты с образцом. Записывают слова в тетрадь. Сверка работы: один ученик из группы читает написанное вслух. Сверяют готовые варианты с образцом. | РУУД: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. ПУУД: развитие орфографической зоркости. КУУД: умение учитывать позицию партнера, организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками. |
6.Домашнее задание. | Выучить правило стр. Стр. упр | Комментирует выполнение задания | Учащиеся задают уточняющие вопросы. | |
7.Итог урока. Рефлексия. | Учитель: Кто уверен, что новое правило понимает, устно дополните предложение: Сочетания ЧК, ЧН пишутся….., потому что… Учитель: Почему сегодня много работали коллективно? Кому хочется сказать «спасибо», за что? Учитель: Сядьте удобно, закройте глаза. Отдохнём одну минуту, Восстановим зоркость глаз, И почувствуем всем телом, Как тепло согрело нас. Как уютно в нашем классе, Ни печали, ни тревог, Потрудились славно дети, Завершается урок! - Открываем глазки. Учитель: У вас на парте лежат капельки вашего нового знания, если вам на уроке было легко, интересно и вы во всем разобрались- возьмите каплю синего цвета. Зеленую -если иногда вы испытывали трудности и сомнения, но на уроке вам было интересно и вы во всем разобрались. Жёлтую –вам было не очень интересно на уроке и вы не очень разобрались в новой теме. Урок закончен. Всем большое спасибо. | Фиксирует эффективность работы над новым понятием. Создает ситуацию успеха. | Учащиеся участвуют в диалоге. Рефлексируют. | Личностные УУД: ориентация на содержательные моменты школьной деятельности. |