"Сочетания жи-ши", 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация  урока по русскому языку"Сочетания жи-ши", 1 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochetaniya_zhi-shi.docx30.49 КБ
Файл 1_v.pptx422.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в форме технологической карты на тему: «Сочетание жи -ши», проведенного в 1 «В» классе

Класс: 1 «В»

Тема: «Сочетания жи -ши»

Цель: научить правильно писать сочетания жи - ши

Задачи:        

  1. Учить правильному написанию сочетаний жи - ши
  2. Развивать умения рассуждать и аргументировать свои действия.
  3. Способствовать воспитанию интереса к предмету, внимательности и трудолюбия.

Личностные УУД:

•         ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

•        воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки;

•        повышение уровня мотивации учебной деятельности;

Регулятивные УУД:

•        вырабатывать способность различать способ и результат действия;

•        в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

•         создавать условия психологической комфортности адекватную самооценку собственной деятельности.

•        уметь формулировать отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать;

•         формировать у обучающихся способность к рефлексии;

•        отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.

Познавательные УУД:

•        создать  условия для расширения представлений обучающихся о словах синонимах, омонимах, антонимах

•        систематизировать знания о лексике: синонимах, антонимах, омонимах.

•        учить наблюдать, делать выводы, обобщать;

•        развивать наблюдательность и умения рассуждать;

Коммуникативные УУД:

•        адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;

•        адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организация класса

Регулятивные: Организация рабочего места под руководством учителя.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

-Здравствуйте, ребята, сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Татьяна Романовна

-Тихо сядут девочки. Ещё тише сядут мальчики.

-Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

-Если у вас чего-то нет на парте, то поднимите руку.

Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу на уроке, создание психологического климата.

II. Минутка чистописания

Познавательные:отвечают на простые и сложные вопросы учи-теля.

Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и записи на доске.

Регулятивные:используют в своей деятельности простейшие приборы: линейку и простой карандаш.

-Наш урок я бы хотела начать с загадки.

-То я в клетку,

То в линейку.

Написать по ним

Сумей-ка!

Можешь и нарисовать...

Что такое я?.. (Тетрадь).

-Откройте тетрадь и запишите:

                                                        6 апреля.

Классная работа.

- Итак, покажите мне посадкой, что вы готовы все меня слушать.

- Посмотрите на доску, перед вами буквосочетания. Прочитайте их про себя.

- Вслух читает ……

жи  ши  ми  ни

- Назовите виды соединений?  

-Расположите тетрадь под наклоном, сядьте правильно, так, чтобы между вами и партой проходил кулачок.

- Пропишите буквосочетания до конца строчки, чередуя.

- Покажите посадкой, что вы готовы меня слушать.

-Кто справился с заданием, возьмите в руки простой карандаш и подчеркните 4 самых красивых  буквосочетания.

-Посмотрите ниже на доску, прочитайте предложение. Что это?

Слайд №2

Поспешишь – людей насмешишь.

-Как вы её понимаете? О чём она?

- Смысл этой пословицы состоит в том, что говорится совет действовать не торопясь, чтоб не допустить ошибки, промаха и не вызвать насмешек.

- Назовите орфограммы, которые в ней встречаются

-Запишите пословицу с красной строки с большой буквы и подчеркните орфограммы.

Отгадывают загадку

жи (верхнее)

ши (верхнее)

ми(верхнее)

но(нижнее)

пословица

Заглавная буква в начале предложения. Спешишь можно написать букву и, проверочное слово пеший. В слове насмешишь можно написать букву и проверочное слово смех.

III.Словарная работа

- Хорошо

-Запишите с новой строки слово словарь, я буду загадывать загадки, а отгадками будут являться слова, которые вы будете записывать в словарь.

1.Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

ерёза)

Слайд №3

-Запишите после двоеточия слово береза с маленькой буквы,  поставьте ударение и подчеркните орфограммы.

2.Под карнизом слышен крик:

«Чик- чирик да чик- чирик!»

Это песенкам детей

Учит серый..

оробей)

-Запишите после запятой слово воробей поставьте ударение и подчеркните орфограммы

3.Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко

Любит морковку

(заяц)

- Запишите после запятой слово заяц, поставьте ударение и подчеркните орфограммы

4. Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?

(карандаш)

- Запишите после запятой слово карандаш, поставьте ударение и подчеркните орфограммы

5.Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней?

(машина)

- Запишите после запятой слово машина, поставьте ударение и подчеркните орфограммы поставьте точку.

-Хорошо, вы все молодцы, справились с заданием.

IV.Сообщение темы и цели урока

V.Изучение нового материала

VI.Работа по учебнику

VII.Итог урока

Предметные:

- распознавать синонимы, антонимы, омонимы;

- разграничивать эти понятия.

Метапредметные (УУД)

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Регулятивные:

- высказывать свое предположение;

Коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли

Предметные:

- правильно работать со словарем;

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выполнять классификацию;

-  обосновывать основание для классификации;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию учебника

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные

(УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-Отложите тетради в сторону и внимательно послушайте меня

Тема нашего сегодняшнего урока «сочетания жи– ши»

-Посмотрите на слайд (задание № 1)

-Прочитайте про себя предложения

-Вслух прочитает..

В тишине лесной глуши

Жили мыши и ежи

-Назови слоги с шипящими согласными звуками.( жи, ши)

-Обрати внимание на написание этих слогов.

-Что ты заметил?(слышится буква Ы, а пишется и)

-Посмотрите на слайд(задание № 2)

-Прочитаем задание вслух.

Жизнь у белки полна забот. Она грибы и ягоды сушит, шишки шелушит.

-Назови слова с сочетаниями жи- ши. (жизнь, сушит, шишки, шелушит)

-Какой гласный звук слышится в этих сочетаниях?( звук ы)

-А какой пишется?( звук и )

Откройте свои учебники на стр 4 и 8

-Прочитаем в розовой рамке правило

Жи –ши пиши с буквой и: лыжи, житель, вершина, камыши.

-Хорошо

-Посмотрите на задание 3

-Прочитаем задание к этому упражнению

-Назови слова по образцу Стриж- стрижи

Нож- ножи

Ухо- уши

Шалаш- шалаши

Груша- груши

Малыш- малыши

Лужа- лужи

-Хорошо молодцы

-Встаньте все из- за своих парт

Физминутка

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись  давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, 2, 3!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

-Тихо присаживайтесь за парты.

-Посмотрите на задание 4

-Прочитаем задание

-Спиши, вставляя пропущенные слоги (жи или ши)

-Откройте свои тетради выполним письменно задание

-Во второй строчке будет слог? (ши)

-В третьей строчке? (жи)

-В четвертой?( ши)

-Хорошо

-Посмотрите на задание 5

-Прочитаем задание

-Спиши, вставляя пропущенные буквы (ы или и)

-Подчеркни буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

У Вани машина. У Никиты чижик. У роз шипы. У Славы лыжи. У Саши ежик.

-Посмотрите на задание 6

-Вам необходимо составить слова с сочетаниями ши и жи в начале слова ,а твой друг пусть составит слова с сочетаниями ши и жи в конце слова. Проверим что у вас получилось

Уши, шипы, мыши, крыши, шина, шило.

Жираф, стрижи, живот, лужи, моржи, житель.

-Посмотрите на задание 7

-Прочитаем задание

-Восстанови слова с помощью сочетаний жи –ши.(уши, пушинка, пружинка, кружить, шили, жили)

-Выпишите слова ,в которых могут быть использованы оба сочетания.(жили, шили)

-Запишите в тетрадь

-Запиши два варианта слов.

-Запишите в тетрадь

-Посмотрите на задание 8

-Решите ребусы. Запишите слова – отгадки.

1Тишина

2 Ужин

-Запишите эти слова к себе в тетрадь

-Ниже записаны слова прочитаем их вслух

(машина , машинист, машинистка )

-Запомните в этих словах всегда пишется буква и

-Молодцы

Наш урок подошел к концу.

-Вспомним тему нашего сегодняшнего урока.

-Что нового вы сегодня узнали на уроке?

-Чему вы сегодня научились?

-Какие правила вы запомнили?

-Какие задания вам показались трудными на уроке?

-Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.

- До свидания !

О словах

Повторение старого и изучение нового.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

П осп еши шь – людей насм еши шь .

Слайд 3

б е рёза

Слайд 4

в о р о бей

Слайд 5

заяц

Слайд 6

к а р а ндаш

Слайд 7

ма ши на

Слайд 8

В ти ши не лесной глу ши Жи ли мы ши и е жи .

Слайд 9

Жи знь у белки полна забот. Она грибы и ягоды су ши т, ши шки шелу ши т.

Слайд 10

c триж - стри жи н ож - но жи у хо - у ши ш алаш - шала ши г руша - гру ши м алыш - малы ши л ужа - лу жи

Слайд 11

У Вани ма ши на. У Никиты чи жи к. У роз ши пы. У Славы лы жи . У Са ши ё жи к .

Слайд 12

У ши , ши пы, мы ши , кры ши , ши на, ши ло. Жи раф , стри жи , жи вот, лу жи , мор жи , жи тель.

Слайд 13

У ши , пу ши нка, пру жи нка, кру жи ть, ши ли, жи ли .

Слайд 14

Жи ли , ши ли.

Слайд 15

Ти ши на, у жи н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Устойчивые сочетания слов" 3 класс

Презентация по русскому языку...

Слова с сочетаниями ци, це; слова-исключения с сочетанием цы

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе с прописанными УУД, формируемыми на каждом этапе урока. УМК "Перспективная начальная школа"....

Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу Задания на проверку знаний по написанию сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щуЗадания на проверку знаний по написанию сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу....

Презентация к уроку русского языка "Устойчивые сочетания слов" 2 класс УМК "Перспектива"

Цель: дать представление о фразеологическом обороте как устойчивом сочетании слов; показать выразительные возможности фразеологических оборотов. Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять рас...