Дидактический материал
консультация по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Быкова Екатерина Сергеевна

Материалы по предмету "Русский язык" для учителей начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

 •ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

•формирование   коммуникативной   компетенции   учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

 •развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

 •формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

•формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

•воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

•пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Изучение русского языка способствует пониманию того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.        

 В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется:

  • позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку;
  • чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
  • осознание эстетической ценности родного языка;
  • пробуждение познавательного интереса к языку;
  • стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи.

.

        В разделе «Тематическое планирование» программы по русскому языку представлена таблица. Она разделена на такие части, как «темы, входящие в разделы примерной программы», «характеристика видов деятельности учащихся» для обучения чтению, «характеристика видов деятельности учащихся» для обучения письму. Для подготовки конспектов во время предстоящей практики данная таблица поможет, так как расписаны темы уроков, часы, краткое содержание каждого урока. Это поспособствует лучшей подготовке к написанию конспектов.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Структура урока ОНЗ по технологии ПДО

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

III. Создание проблемной ситуации. Постановка темы и задачи урока

IV. Открытие нового знания – ОНЗ

V. Воспроизведение нового знания

  • на данном этапе необходимо обязательно вернуться к проблемной ситуации, поставленной в начале урока
  • от каждого школьника требуется выразить новое знание (можно использовать схемы, таблицы, алгоритмы, правила с «пропусками»)

VI. Промежуточная рефлексия (переход от «теории» к «практике»)

  • Чем мы только что занимались? / Что узнали?
  • Зачем нам это нужно?
  • Как вы думаете, что мы будем делать дальше?

VII. Закрепление нового знания (выполнение упражнений)

VIII. Рефлексия, подведение итогов урока

Структура урока закрепления знаний

Цель: закрепить теоретические сведения, отработать их применение на основе системы упражнений.

I. Организационный момент

II. Актуализация (воспроизведение) знаний по теории

III. Постановка цели и задач урока

IV. Закрепление знаний (упражнения)

V. Применение знаний в новой ситуации (проблемные задания)

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

VII. Подведение итогов урока, рефлексия.

Структура урока повторения

Цель: восполнить пробелы в языковых знаниях учащихся.

Структура такая же, как в уроке закрепления

Различие в том, что материал рассматривается не полностью, а только плохо усвоенные темы.

Структура урока обобщения

Цель: обобщить и привести в систему знания по родственным темам.

I. Организационный момент

II. Актуализация (воспроизведение) знаний по теории

III. Постановка цели и задач урока

IV. Обобщение и систематизация знаний: рассказ по плану, схема, таблица, опорный конспект, выведение обобщенного правила.

V. Применение знаний и умений (упражнения; самостоятельная работа или творческая работа малого объема)

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

VII. Подведение итогов урока, рефлексия.

Структура контрольного урока

Цель: проверить знания по изученным темам, выявить проблемы в усвоении темы.

I. Организационный момент

II. Постановка цели и задач урока

III. Знакомство с содержанием работы и требованиями к ней

IV. Самостоятельная работа учащихся

V. Подведение итогов урока, рефлексия.

Структура урока работы над ошибками

Цель: проанализировать ошибки контрольной работы, отработать неусвоенные правила.

I. Организационный момент

II. Постановка цели и задач урока

III. Итоги контроля знаний (общая характеристика)

IV. Актуализация теоретических знаний (по типичным ошибкам)

V. Определение путей устранения типичных ошибок и совершенствования знаний и умений (упражнения).

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

VII. Подведение итогов урока, рефлексия.



Предварительный просмотр:

 Единственное и множественное число имён прилагательных

 (2 класс, 2 часть, с. 92).

Текст упражнения

Способ выполнения

Форма проверки

1

Упр. 158.Рассмотрите рисунки. Прочитайте.

  • В каком числе употреблены имена существительные и имена прилагательные в каждом столбике?
  • На какой вопрос отвечают имена прилагательные в единственном числе? Во множественном числе?
  • Какая часть слова указывает на то, что число имени прилагательного изменилось?
  • Спишите словосочетания. Укажите над именами прилагательными и именами существительными их число.

Письменный, в тетрадях, индивидуальные

по образцу, в ходе совместного обсуждения

2

Упр.161. Прочитайте.

  • Поставьте вопрос от имени существительного к имени прилагательному. В каком числе стоит каждое имя прилагательное?
  • Спишите. Устно составьте предложения с любым словосочетанием.

Устный, на карточках, парный.

Фронтальная проверка

3

Упр. 160. Прочитайте.

  • Спишите. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией. Определите их число.
  • Составьте рассказ о своей маме (бабушке, сестре, тёте).

Письменный, в тетрадях, индивидуальные

Индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занимательные примеры по математике" (дидактический материал для 1 класса)

"Занимательные примеры по математике" (дидактический материал для 1 класса)...

Дидактический материал по развитию речи. Тема: "Предложение. Текст."

Работа над связной речью в начальной школе требует отдельного внимания. Важную роль в этом процессе играют тренировочные упражнения. Цель представленных заданий: формирование умения отличать текст от ...

Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе

Дидактический матерал к урокам русского языка....

Дидактический материал по истории г Санкт-Петербурга

Интересные загадки и репродукции картин помогут изучить наш город....

Математическая игра от 1 до 10 "Цифра - слово - количество" (раздаточный дидактический материал для детей от 4 до 9 лет). Авторская разработка. Иллюстративный материал из архива автора.

Данная игра поможет в игровой форме запомнить числовой ряд от 1 до 10 и обратно, учит детей соотносить цифру и количество предметов, соотносить цифру с её написанием, способствует развитию навыков счё...

Геометрическая игра "Чтение целыми словами и счёт фигур от 1 до 10" (раздаточный дидактический материал для детей от 5 до 11 лет). Авторская разработка. Иллюстративный материал из архива автора.

С помощью игры дети учатся распознавать геометрические формы и сопоставлять их. Расширяются знания об образах и свойствах фигур. Разнообразное расположение фигур на плоскости способствует ориентации в...