Тема «Спряжение глаголов».
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Цель урока: познакомить учащихся со способами определения спряжения глаголов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0007b950-8ea1e116.docx | 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 4 классе
Тема «Спряжение глаголов».
(УМК «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой )
Цель урока: познакомить учащихся со способами определения спряжения глаголов
Оборудование: компьютер и проектор
Ход урока:
- Орг. Момент
- Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас. Сегодня прекрасный день, солнышко нам улыбается. Давайте и мы улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок!
2. Актуализация знаний учащихся:
Слайд 1.(на экране слова:
БЕРЁТ, ПИЩИТ, МЕТЁТ, ЛЕЖИТЕ Задание: Определите спряжение!
(дети выполняют задание)
- Сегодня мы продолжаем работу со спряжениями
- Что вы уже знаете о глаголе? Что нам пригодиться для работы над спряжением?
Ответ детей:- Вид глагола, начальная и личная форма глагола, личные окончаний, спряжение глаголов, лицо и число глаголов.)
2) Рубрика «Путешествие в прошлое» (Слайд 2)
- Итак, что же такое спряжение? Что означает это слово?-
Ребятам я дала задание, найти сведения о понятии «спряжение» в толковых словарях и в интернете. Вам интересно узнать ¸что означало слово «спряжение» в прошлом?
(Ученики дают понятие слова «спряжение»¸ пользуясь «Толковым словарём» Ожегова¸ Даля¸ информацией из сети Интернет)
Слайд 3
Спасибо, ребята, за интересную информацию! Действительно, слово «спрягать» исконно русское¸ устаревшее. Оно обозначало «соединять вместе¸ объединяться».
Например: спрягать лошадь с телегой¸ т. е. объединять их для работы.
Сейчас говорят «запрягать лошадь в телегу».
-А каково современное значение слова «спряжение»?
Слайд 4
Ответы детей: -Это изменение глагола по лицам и числам и система его личных окончаний.
Слайд 5
3)Повторяем личные окончания глаголов
-На прошлом уроке мы спрягали глаголы и познакомились с системой личных окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжения.(Ребята рассказывают о личных окончаниях)
4. Изучение нового материала
-Ребята, давайте понаблюдаем, можно ли соотнести окончания глаголов в ударном и безударном положении с таблицей системы личных окончаний и по ней определить спряжение глагола?
Слайд 6
Посмотрите на слайд:
говоришь¸ берут¸ живёт ¸ пищите
Рассуждаем так:- говоришь - оконч. ударное -ишь¸(ты) говоришь 2л.¸ед.ч..
Значит¸ глагол 2 спряжения.
( По образцу дети сопоставляют окончания глаголов с таблицей личных окончаний глаголов)
-Берут. Окончание ударное ¸ (они )берут - 3л.¸мн.ч..Это глагол 1 спряжения.
-Живёт. Окончание ударное ¸(он¸ она¸ оно) живёт - 3л.¸ед.ч..Глагол 1 спряжения.
-Пищите. Окончание ударное¸(вы) пищите - 2.¸мн.ч..Это глагол 2 спряжения.
Слайд 7.- Ребята, а теперь прочитайте эти глаголы .Что вы заметили?
реж[ и ]шь, се[ и ]т , кол[ и ]м, тян[ и ]те, мо[ и ]т, жале[ и ]те
Ответы детей:- У этих глаголов безударное окончание
-Правильно.
А теперь попробуйте применить образец рассуждения к глаголам с безударным личным окончанием.
Реж[ и ]шь ¸ окончание безударное¸(ты) реж[ и ]шь) - 2л¸мн.ч..
Можем определить спряжение? –
Дети:- Определить спряжение нельзя.
Се[ и ]т¸ окончание безударное¸(он¸ она¸ оно) се[ и ]т - 3л. ед.ч..
Определить спряжение нельзя.
Кол[ и ]м¸ окончание безударное¸(мы) кол[ и ]м - 1л.¸мн.ч..
Определить спряжение нельзя.
Тян[ и ]те¸ окончание безударное¸(вы) тян[ и ]те - 2л.¸мн.ч..
Определить спряжение нельзя.
Мо[ и ]т¸ окончание безударное¸(он¸ она¸ оно) мо[ и ]т - 3л. ед.ч.. Определить спряжение нельзя.
Жале[ и ]те, ¸ окончание безударное¸(вы) жале[ и ]те - 2л.¸мн.ч..
Определить спряжение нельзя.
Две ученицы Даша и Таня расспорились.
-Ребята, давайте рассудим, кто из них прав? В чём ошибка?
Даша:
- Я думаю, что спряжение можно определить только тогда, когда глагол имеет форму лица, так как спряжение - это изменение глагола по лицам и числам, вот например: покупают - глагол 1-го спряжения, так как окончание -ют - это окончание глагола 1 - го спряжения.
Таня:
- Нет, ты не права! Спряжение глаголов можно определить по начальной форме: пить - окончание -ить. Значит, глагол 2 -го спряжения.
Учитель: Давайте проверим высказывание Даши. Какую личную форму глагола предлагает использовать ?
Ответы детей: -Форму 3лица, множественного числа)
Слайд 9
Поёшь сеет
Стучите клеишь
-Посмотрите на слайд ,что вы скажете об окончаниях глаголов поёшь¸ стучите?
- Они ударные
А об окончаниях глаголов сеет¸ клеишь?
- Окончания безударные
-Поставьте глаголы в форму 3 лица множественного числа.
поёшь - поют¸ окончание -ют. Это глагол 1 спряжения
стучите - стучат¸ окончание -ат. Это глагол 2 спряжения
- Сеет - сеют или сеят?
- Клеишь - клеют или клеят?
- Ребята, можем ли мы всегда для определения спряжения глагола использовать
способ¸ предложенный Дашей?
Ответы детей: -Даша не права¸ т. к. систему личных окончаний можно применить только в том случае¸ если у глагола в личной форме окончание можно услышать ясно.
- Таня тоже не права. Глагол в начальной форме образован при помощи суффикса --ть. Это не окончание. Глаголы в начальной форме могут оканчиваться на -ать¸--ять¸-оть¸- уть-¸-ыть¸-еть
Какой же вывод?
-Обе девочки не правы.
Работа с рубрикой «Давай подумаем»
-«Ключ к знаниям» поможет нам разобраться, как определить спряжение глагола.
(Чтение «птичьим базаром»)
-Ответьте только предложением рубрики.
-В каком случае спряжение глагола определяется по начальной форме?
(Если у глагола безударное личное окончание.)
-Какие глаголы относятся ко 2-му спряжению?
(Все глаголы ¸которые оканчиваются на - ить (кроме брить¸ стелить).
+11 глаголов -исключений¸ которые также относятся ко 2 спряжению.
(СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ и ОБИДЕТЬ,ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ и НЕНАВИДЕТЬ,и ЗАВИСЕТЬ , и ТЕРПЕТЬ, и СМОТРЕТЬ , ДЫШАТЬ, ВЕРТЕТЬ)
На следующих уроках мы будем спрягать эти глаголы и выясним почему эти одиннадцать глаголов относят ко 2 спряжению. Их называют глаголами - исключениями.
Их нужно запомнить!
-Сколько есть способов определения спряжения глаголов?
Ответы детей: -Два способа:
1)способ - личная форма 3 лица¸ множественного числа
2) способ - начальная форма глаголов)
Задание по вариантам:
1.вариант: Выполняют звукобуквенный разбор слова.
2.вариант: Выполняют синтаксический разбор предложения.
Отработка навыка использования алгоритма
с.110¸упражнение 2 (Работа в парах)
- Познакомьтесь с текстом задания.
- Что вы можете сказать о всех глаголах? Обратите внимание на образец рассуждения. Примените этот алгоритм в определении спряжения.
Образец: 3л.¸мн.ч. н.ф. 2л.¸ед.ч.
дарят дарить даришь
5. Итог урока: ( Слайд № 25)
-Ребята, чему вы научились сегодня на уроке?
Ответы детей:
Сегодня мы повторили грамматические признаки глагола¸ начальную и личную формы глагола¸ личные окончания глагола
- Узнали, что обозначает слово « спряжение»
- Создали алгоритм для определения спряжения глаголов
- Познакомились с глаголами-исключениями¸ разноспрягаемыми глаголами
Дом.задание: упражнение 3 и выучить алгоритм определения спряжений
6.Рефлексия
-У вас на столах смайлики разных цветов. Если вам было интересно и всё понятно на уроке, тогда возьмите зелёный смайлик.
Если было интересно, но требуется небольшая помощь в освоении материала , то возьмите голубой смайлик
- Если было скучно и не понравилось на уроке, то возьмите красный смайлик.Смайлики прикрепите на наш плакат.
Спасибо! Урок окончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе по теме "Спряжение глаголов
Это первый урок по теме «спряжение». Урок объяснения новых знаний.Последовательности каждого этапа урока взаимосвязаны.1.Организационный этап . Была сделана установка на эмоциональный...
Урок русского языка по теме "Спряжение глаголов". 4 класс.
Урок русского языка по теме "Спряжение глаголов". 4 класс. УМК "Школа России". Авторы учебника: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. К уроку прилагается презентация....
Презентация к уроку русского языка по теме "Спряжение глаголов". 4 класс.
Презентация содержит иллюстративный материал, задания для самостоятельной работы, домашнее задание, вопросы для подведения итогов урока....
Урок русского языка. Тема: Спряжение глаголов.Закрепление.
Данный урок составлен и проведен в соответствии с требованиями ФГОС по УМК «Школа России», учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык», 4 класс....
Презентация на тему:"Спряжение глагола"
Презентация на тему:"Спряжение глагола" предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе.Цель: научить отличать глаголы 1 и 2спряжения Задачи: - расширить знания о...
Тест по русскому языку 4 класс тема : Спряжения глаголов
Презентация на тему : Спряжения глаголов...
Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Спряжение глаголов. Безударные окончания глаголов"
На данном уроке, опираясь на полученные ранее знания, составляется схема-алгоритм определения спряжения глаголов....