Тема «Спряжение глаголов».
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Иркабаева Елена Александровна

Цель урока: познакомить учащихся со способами определения спряжения глаголов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0007b950-8ea1e116.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 4 классе

Тема «Спряжение глаголов».

(УМК «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой )

Цель урока: познакомить учащихся со способами определения спряжения глаголов

Оборудование: компьютер и проектор

Ход урока:

  1. Орг. Момент

- Здравствуйте,  ребята! Рада приветствовать вас. Сегодня прекрасный день, солнышко нам улыбается. Давайте и мы улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок!

2. Актуализация знаний учащихся:

Слайд 1.(на экране слова:

БЕРЁТ, ПИЩИТ, МЕТЁТ, ЛЕЖИТЕ Задание: Определите спряжение!

(дети выполняют задание)

- Сегодня мы продолжаем работу со спряжениями

- Что вы уже знаете о глаголе?  Что нам пригодиться для работы над спряжением?

Ответ детей:- Вид глагола, начальная и личная форма глагола, личные окончаний, спряжение глаголов, лицо и число глаголов.)

2) Рубрика «Путешествие в прошлое» (Слайд 2)

- Итак, что же такое спряжение? Что означает это слово?-

Ребятам я дала задание, найти сведения о понятии «спряжение» в толковых словарях и в интернете. Вам интересно узнать ¸что означало слово «спряжение» в прошлом?

(Ученики дают понятие слова «спряжение»¸ пользуясь «Толковым словарём» Ожегова¸ Даля¸ информацией из сети Интернет)

Слайд 3

Спасибо, ребята, за интересную информацию! Действительно, слово «спрягать» исконно русское¸ устаревшее. Оно обозначало «соединять вместе¸ объединяться».

Например: спрягать лошадь с телегой¸ т. е. объединять их для работы.

 Сейчас говорят «запрягать лошадь в телегу».

-А каково современное значение слова «спряжение»?

Слайд 4

Ответы детей: -Это изменение глагола по лицам и числам и система его личных окончаний.

Слайд 5

3)Повторяем личные окончания глаголов

-На прошлом уроке мы спрягали глаголы и познакомились с системой личных окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжения.(Ребята рассказывают о личных окончаниях)

4. Изучение нового материала

-Ребята, давайте понаблюдаем, можно ли соотнести окончания глаголов в ударном и безударном положении с таблицей системы личных окончаний и по ней определить спряжение глагола?

Слайд 6

Посмотрите на слайд:

говоришь¸ берут¸ живёт ¸ пищите

Рассуждаем так:- говоришь - оконч. ударное -ишь¸(ты) говоришь 2л.¸ед.ч..

Значит¸ глагол 2 спряжения.

( По образцу дети сопоставляют окончания глаголов с таблицей личных окончаний глаголов)

-Берут. Окончание ударное ¸ (они )берут - 3л.¸мн.ч..Это глагол 1 спряжения.

-Живёт. Окончание ударное ¸(он¸ она¸ оно) живёт - 3л.¸ед.ч..Глагол 1 спряжения.

-Пищите. Окончание ударное¸(вы) пищите - 2.¸мн.ч..Это глагол 2 спряжения.

Слайд 7.- Ребята, а теперь прочитайте эти глаголы .Что вы заметили?

реж[ и ]шь, се[ и ]т , кол[ и ]м,  тян[ и ]те, мо[ и ]т, жале[ и ]те

Ответы детей:- У этих глаголов безударное окончание

-Правильно.

А теперь попробуйте применить образец рассуждения к глаголам с безударным личным окончанием.

Реж[ и ]шь ¸ окончание безударное¸(ты) реж[ и ]шь) - 2л¸мн.ч..

Можем определить спряжение? –

Дети:-  Определить спряжение нельзя.

Се[ и ]т¸ окончание безударное¸(он¸ она¸ оно) се[ и ]т - 3л. ед.ч..

Определить спряжение нельзя.

Кол[ и ]м¸ окончание безударное¸(мы) кол[ и ]м - 1л.¸мн.ч..

Определить спряжение нельзя.

Тян[ и ]те¸ окончание безударное¸(вы) тян[ и ]те - 2л.¸мн.ч..

Определить спряжение нельзя.

Мо[ и ]т¸ окончание безударное¸(он¸ она¸ оно) мо[ и ]т - 3л. ед.ч.. Определить спряжение нельзя.

Жале[ и ]те, ¸ окончание безударное¸(вы) жале[ и ]те - 2л.¸мн.ч..

Определить спряжение нельзя.

Две ученицы Даша и Таня расспорились.

-Ребята, давайте рассудим, кто из них прав? В чём ошибка?

Даша:

- Я думаю, что спряжение можно определить только тогда, когда глагол имеет форму лица, так как спряжение - это изменение глагола по лицам и числам, вот например: покупают - глагол 1-го спряжения, так как окончание -ют - это окончание глагола 1 - го спряжения.

Таня:

- Нет, ты не права! Спряжение глаголов можно определить по начальной форме: пить - окончание -ить. Значит, глагол 2 -го спряжения.

Учитель: Давайте проверим высказывание Даши. Какую личную форму глагола предлагает использовать ?

Ответы детей: -Форму 3лица,  множественного числа)

Слайд 9

Поёшь                                 сеет

Стучите                           клеишь

-Посмотрите на слайд ,что вы скажете об окончаниях глаголов поёшь¸ стучите?

- Они ударные

А об окончаниях глаголов сеет¸ клеишь? 

- Окончания безударные

-Поставьте глаголы в форму 3 лица множественного числа.

поёшь - поют¸ окончание -ют. Это глагол 1 спряжения

стучите - стучат¸ окончание -ат. Это глагол 2 спряжения

- Сеет - сеют или сеят?

- Клеишь - клеют или клеят?

- Ребята, можем ли мы всегда для определения спряжения глагола использовать

способ¸ предложенный Дашей?

Ответы детей: -Даша не права¸ т. к. систему личных окончаний можно применить только в том случае¸ если у глагола в личной форме окончание можно услышать ясно.

- Таня тоже не права. Глагол в начальной форме образован при помощи суффикса --ть. Это не окончание. Глаголы в начальной форме могут оканчиваться на -ать¸--ять¸-оть¸- уть-¸-ыть¸-еть

Какой же вывод?

-Обе девочки не правы.

Работа с рубрикой «Давай подумаем»

-«Ключ к знаниям» поможет нам разобраться, как определить спряжение глагола.

(Чтение «птичьим базаром»)

-Ответьте только предложением рубрики.

-В каком случае спряжение глагола определяется по начальной форме?

(Если у глагола безударное личное окончание.)

-Какие глаголы относятся ко 2-му спряжению?

(Все глаголы ¸которые оканчиваются на - ить (кроме брить¸ стелить).

+11 глаголов -исключений¸ которые также относятся ко 2 спряжению.

(СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ и ОБИДЕТЬ,ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ и НЕНАВИДЕТЬ,и ЗАВИСЕТЬ , и ТЕРПЕТЬ, и СМОТРЕТЬ , ДЫШАТЬ, ВЕРТЕТЬ)

На следующих уроках мы будем спрягать эти глаголы и выясним почему эти одиннадцать глаголов относят ко 2 спряжению. Их называют глаголами - исключениями.

Их нужно запомнить!

-Сколько есть способов определения спряжения глаголов?

Ответы детей: -Два способа:

1)способ - личная форма 3 лица¸ множественного числа

2) способ - начальная форма глаголов)

Задание по вариантам:

1.вариант:  Выполняют звукобуквенный разбор слова.

2.вариант:  Выполняют синтаксический разбор предложения.

Отработка навыка использования алгоритма

с.110¸упражнение 2 (Работа в парах)

- Познакомьтесь с текстом задания.

- Что вы можете сказать о всех глаголах? Обратите внимание на образец рассуждения. Примените этот алгоритм в определении спряжения.

Образец: 3л.¸мн.ч. н.ф. 2л.¸ед.ч.

дарят дарить даришь

5. Итог урока: ( Слайд № 25)

-Ребята, чему вы научились сегодня на уроке?

Ответы детей:

Сегодня мы повторили грамматические признаки глагола¸  начальную и личную формы глагола¸ личные окончания глагола

- Узнали, что обозначает слово « спряжение»

- Создали алгоритм для определения спряжения глаголов

- Познакомились с глаголами-исключениями¸ разноспрягаемыми глаголами

Дом.задание: упражнение 3 и выучить алгоритм определения спряжений

6.Рефлексия

-У вас на столах смайлики разных цветов. Если вам было интересно и всё понятно на уроке, тогда возьмите зелёный смайлик.

Если было интересно, но требуется небольшая помощь в освоении материала , то возьмите голубой смайлик

- Если было скучно и не понравилось на уроке, то возьмите красный смайлик.Смайлики прикрепите на наш плакат.

Спасибо! Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме "Спряжение глаголов

Это первый урок по теме «спряжение». Урок объяснения новых знаний.Последовательности каждого этапа урока взаимосвязаны.1.Организационный этап . Была сделана установка на  эмоциональный...

Урок русского языка по теме "Спряжение глаголов". 4 класс.

Урок русского языка по теме "Спряжение глаголов". 4 класс. УМК "Школа России". Авторы учебника: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.  К уроку прилагается презентация....

Презентация к уроку русского языка по теме "Спряжение глаголов". 4 класс.

Презентация содержит иллюстративный материал, задания для самостоятельной работы, домашнее задание, вопросы для подведения итогов урока....

Урок русского языка. Тема: Спряжение глаголов.Закрепление.

Данный урок составлен и проведен в соответствии с требованиями ФГОС  по УМК «Школа России»,  учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык», 4 класс....

Презентация на тему:"Спряжение глагола"

Презентация на тему:"Спряжение глагола" предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе.Цель: научить отличать глаголы 1 и 2спряжения Задачи: - расширить знания о...

Тест по русскому языку 4 класс тема : Спряжения глаголов

Презентация на тему : Спряжения глаголов...

Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Спряжение глаголов. Безударные окончания глаголов"

На данном уроке, опираясь на полученные ранее знания, составляется схема-алгоритм определения спряжения глаголов....