Имя числительное
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта урока русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_imya_chislitelnoe.docx | 30.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока открытия новых знаний
Дата урока________________
ФИО учителя Рыбий Е.Е., класс 3 «А» УМК «Школа России» автор: В.П.Канакина
Тема урока: Имя числительное.
Цель урока: Познакомить учащихся с именем числительным как частью речи.
Задачи:
1.Образовательные: познакомить с новой часть речи - именем числительным; ввести понятие «количественные» и «порядковые числительные»; формировать, развивать умение находить в тексте и устной речи имена числительные;
2.Развивающие: развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение; развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи, формирование орфографического навыка; расширение кругозора обучающихся; развитие творческих способностей, исследовательских умений;
3.Воспитательные: воспитывать уважительного отношения к другим обучающимся при коллективном обсуждении проблем и работе в паре, группе, готовности оказывать взаимопомощь.
Планируемые результаты:
Предметные: Знать части речи: существительное, прилагательное, глагол. Знать, какие группы слов относятся к именам числительным, что они обозначают и на какие вопросы отвечают. Уметь отличать имена числительные от других слов. Уметь правильно писать имена числительные.
Метапредметные: Развивать: УУД учащихся; психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь; умение работать в паре, группе, индивидуально.
Личностные: формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения, проявлять интерес к русскому языку, самоанализ, самоконтроль.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.1. Создание мотивационной основы учебной деятельности (актуализация знаний, постановка проблемного вопроса, создание ситуации затруднения, постановка учебной задачи, решение ситуативной задачи, выявление индивидуальных затруднений, выявление отсутствующих знаний и др.) | Организует проговаривание правил поведения на уроке, Начинается урок. Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Ручка, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать только лишь оценку “5”! проверяет их готовность к уроку. Включает в деловой ритм. -Настройтесь на хорошую работу и дайте себе установку. Я буду внимательным,старательным, трудолюбивым,доброжелательным, активным и успешным. -Сегодня на уроке нас ждёт удивительное открытие. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся к нему по ступеням знаний. Наблюдаю-замечаю-размышляю-делаю выводы. Напоминает правила посадки при письме. Правила положения тетради. Даёт задание обучающимся, организует. -Откройте тетради, приготовьтесь писать. Проверьте правильность посадки и положение тетради. -Запишите сегодняшнее число. Классная работа. -На карточках записаны слова. Прочитайте. Подумайте, на какие группы можно разделить данные слова. Класс, хороший, работает, весна, добрая, старается, дети, умные, думают, восемь. -Какие группы получились? (имена сущ, имена прил., глагол) По какому признаку делили эти слова? (по вопросу, по значению.) Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. В какой группе получилось только одно слово? (восемь) Почему? (не относится ни к одной группе, ни по значению, отвечает на другой вопрос). Подводит обучающихся к формированию цели урока. -Какие слова можно дополнить к этой группе? - Что означают эти слова? (числа при счете) | Повторяют правила поведения на уроке. Подготовка к восприятию нового материала, подготовка к уроку. Следят за осанкой, за положением тетради при письме. Записываю число. Делают вывод. Вспоминают правило. Ставят цели, формируют тему урока. |
1.2. Целевая основа учебной деятельности (формулирование цели учебной деятельности, выдвижение гипотез, предположений) | Тема нашего урока связана с этой группой слов. Вводит понятие «имя числительное». - Что мы будем изучать сегодня на уроке? (слова, которые обозначают число) Кто сформулирует тему нашего урока? (Знакомство с новой частью речи. Имя числительное.) -Давайте проведем исследование и откроем еще одну тайну русского языка. Если эти слова мы не смогли уверенно отнести ни к одной из изученных частей речи, значит, они чем-то существенно отличаются, уточните поставленную вами цель. Цель: Выявить тайны (особенности) этой части речи. Какие же тайны мы должны узнать? - На какие вопросы отвечает, что обозначает имя числительное? На что, прежде всего, обращаем внимание при изучении новой части речи? Один (сколько?), двенадцатый (какой?), восемь (сколько?), одиннадцатый (какой?) 2 проблема: -Какие бывают числительные? -Обратите внимание на записанные числительные. Можно ли их поделить на группы? (да) - В чем разница между числом и цифрой? /Уточним по словарю С.Ожегова/ | |
2. Поисковый Планирование предстоящей учебной деятельности (поиск способа выхода из затруднения, коллективное составление плана решения учебной задачи, совместное планирование деятельности в группах и др., фиксация плана в устной или письменной форме) Физминутка | Организует работу по плану урока над понятием «Имя числительное». Организует поисковую работу. Совместно с обучающимися формулирует правило, что такое имя числительное. -Сколько детей у вас в классе? (13) - Что мы узнали? (Количество детей) Как можно назвать числительные, которые называют количество предметов? (Количественные числительные) - В одну шеренгу становись! По порядку номеров рассчитайсь! _-Какой ты был по счёту? А ты? Что в этот раз мы узнавали? (Порядок при счёте) Как называются числительные, которые называют порядок предметов при счёте? (Порядковые числительные) слайд 3 Закончи предложения: Имя числительное – это ... (часть речи, которая называет количество предметов или порядок предметов при счете) Числительные бывают… Количественные числительные отвечают на вопрос ... Порядковые числительные отвечают на вопрос ... Организует проведение физминутки. Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, | Работают по плану урока над завершением предложений. Работают над понятием «имя числительное». Совместно с учителем делают вывод. Участвуют в физминутке. |
3. Практический Реализация намеченного плана: -открытие нового знания, освоение учащимися новой информации, конструирование нового способа действия, решение практической задачи, самостоятельная работа с самопроверкой и/или взаимопроверкой по эталону; - включение нового способа действий в систему сложившихся знаний умений, применение знаний, умений для решения учебно-практических, учебно-познавательных задач, выполнение творческих заданий; - внесение необходимых корректив, создание алгоритма действий, проверка возможности его использования. | Организует работу с тренажёром, работу над проблемным вопросом, работу над предложениями. Первичное обобщение. - Какая новая часть речи встретилась в физминутке ? (имя числительное) (слайд 4) (один – первый, два – второй, три – третий, четыре – четвертый, пять – пятый, шесть – шестой, семь-седьмой, двенадцать-двенадцатый, четырнадцать – четырнадцатый, шестнадцать-шестнадцатый, двадцать-двадцатый) Выполним эту работу письменно. -А знаете ли вы как пишутся остальные числительные? -В каких числительных пишем в середине ь? (слайд 5) -Мягкий знак пишется в середине числительных от 50 до 80 и от 500 до 900. -В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать мягкий знак не пишется.
Деятельность по приобретению знаний. -А сейчас вам предстоит поработать в парах. На каждый стол я раздала карточки с числами и положила правило. Пользуясь правилом, вы должны правильно записать числа словами. 50, 15, 18, 80, 30, 5, 70, 17, 500, 670, 985 Пятьдесят, пятнадцать, восемнадцать, восемьдесят, тридцать, пять, семьдесят, семнадцать, пятьсот, шестьсот семьдесят, девятьсот восемьдесят пять. Алгоритм
-Взаимопроверка по эталону. Подчеркните Ь. Оцените свою работу. Работа со словарными словами. Отгадайте загадки: То ли цифра, то ли вилка, То ли двух дорог развилка. В ученической тетради Знаю точно - все ей рады. (четыре) Эта циферка с секретом. И зимой, и жарким летом Различу едва-едва, Где в ней ноги, голова. Лишь когда на бок ложится, В бесконечность превратится. И в очках она видна. Эта цифра нам нужна. (восемь) -Откройте учебники на стр.59 Слайд 6 -Что скажем про слова отгадки? (словарные слова) -Запишем в тетради. -Составим предложения с этими слова. -Какие еще словарные слова-числительные вы знаете? (одиннадцать, шестнадцать) | Сообщения учащихся. Работают с тренажёром, вспоминают изученное правило, записывают числительные в тетрадь. Решают типовые задания с проговариваем алгоритма вслух. Работают в парах, используя алгоритм. Осуществляют самопроверку, пошаговое сравнение с эталоном. |
4. Рефлексивный Осознание учащимися результатов своей учебной деятельности, способов достижения результатов, оценка результатов с точки зрения достижения цели, осознание необходимости коррекции своей деятельности и перспектив дальнейшего обучения, эмоциональная рефлексия. | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. (слайд 7) Ноль и нуль. Есть две формы: ноль и нуль. В терминологическом значении (особенно в косвенных падежах) обычно используется вторая: температура держится на нуле. В устойчивых выражениях встречаются обе формы: ноль внимания, абсолютный нуль, круглый нуль. Производное прилагательное обычно образуется от формы нуль, например: нулевой меридиан, нулевой пробег. Игра «Собери пословицы» (слайд 8) 1. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. 2.Ум хорошо, а два лучше. 3.Семь бед – один ответ. 4.У семи нянек дитя без глазу. 5.Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. -Читаем по одной пословице и называет числительное. -Показываем своё настроение. -Кто показывает красный кружок – ставит в дневнике 5. -Кто показывает желтый - ставит 4. Итак, наше занятие заканчивается. - Давайте вспомним, на какие вопросы нам предстояло ответить в начале урока? -Получилось ли у вас выполнить задания, которые вы наметили выполнить в начале урока? Закончи предложение: -Я работал с ….удовольствием? -Я работал с…настроением? -Что ты узнал на уроке? -Чему научился? -За что себя можешь похвалить? -Над чем еще надо поработать? -Какие задания тебе понравились? -Какие задания оказались трудными? -Достиг ли ты поставленную в начале урока цель? -Поднимите руки, кто считает, что активно потрудился на уроке? - Оцените себя. -Домашнее задание Спасибо за работу. | Рассказывают, что узнали, знают, смогли. Выполняют самооценку. - Я на уроке узнал новую часть речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имя числительное. Обшее значение.
Познакомить с именем числительным как частью речи....
Простые и составные числительные
Ввести понятия « простое», «сложное», «составное числительное»....
Слитное и раздельное написание числительных
Познакомить с правописанием сложных, простых и составных числительных....
Правописание мягкого знака в числительных
Познакомить с написанием мягкого знака в именах числительных в середине или на конце слов....
Проверочная работа по теме "Имя числительное" 3 класс. Л.В.Занков
Проверочная работа по теме "Имя числительное".3 класс по системе Л.В. Занкова. Цель: проверить навык записи количественных и порядковых имен числительных; знание правил по данной теме....
Презентация, конспект урока английского языка в 3 классе по теме "Порядковые числительные"
На данном уроке учащиеся знакомятся с порядковыми числительными, развивают умения и навыки устной речи. Красочная презентация способствует запоминанию новых слов....
Урок русского языка в 4 классе "Имя числительное. Порядковые и количественные числительные".
Урок русского языка в 4 классе по Программе «Начальная школа ХХI века» (Учебник С. В. Иванова «Русский язык»). Во время урока ребята знакомятся с именем числительным, с обычаями празднован...