РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1 КЛАСС УМК "ШКОЛА РОССИИ"
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями, составленной на основании примерной программы по учебным предметам «Начальная школа» и на основе авторской программы В. П. Канакиной «Русский язык». (Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._pr._russkiy_1_klass.docx | 33.14 КБ |
ktp_pismo_i_russkiy_1_klass.docx | 27.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями МБОУ Игримской СОШ №1, составленной на основании примерной программы по учебным предметам «Начальная школа» и на основе авторской программы В. П. Канакиной «Русский язык». (Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011).
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения курса «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения курса:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика курса
Ведущая идея настоящего курса – изучение родного русского языка с позиции его духовной, культурно-исторической ценности. Программа направлена на решение познавательной и социокультурной целей.
Познавательная цель предполагает:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
- открытие детям родного русского языка как предмета изучения;
- формирование представления о русском языке как целостной системе, о единицах, её составляющих, - звуках речи, слове, предложении.
Социокультурная цель ориентирована на:
- формирование эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию, сохранение чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробуждение интереса и стремления к его изучению;
- развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Достижение поставленных целей изучения русского языка обеспечивается решением следующих практических задач:
- формирование знаково-символического восприятия языка учащимися;
- развитие речи, мышления, воображения;
- формирование коммуникативных компетенций учащихся, их готовности к общению на предмет получения, передачи информации, обмена информацией, обсуждения информации, аргументации высказанной точки зрения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
- формирование развёрнутой структуры учебной деятельности, основу которой составляют универсальные учебные действия.
В настоящей программе формирование универсальных учебных действий предполагает развитие интеллектуальных, познавательных и организационных общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
- осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной учебной задачи для её успешного решения, способность сохранять учебную цель, умение ставить новые учебные цели и работать над их достижением; потребность в творческом самовыражении;
- формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, словарями и т.д.), организовывать сотрудничество;
- развитие способности соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания (по памятке, учебнику, тетради, справочному материалу и т.д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания.
Данный курс ориентирован на формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему. В ходе освоения курса формируются связанные с информационной культурой умения читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Содержание курса включает систему понятий, сведений, правил, способов действий (познавательных), относящихся:
- к предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении, словосочетание как распространённое слово, виды предложений по цели высказывания и интонации, распространённые и нераспространённые предложения, простые и сложные предложения);
- к слову (прямое и переносное значение, синонимы и антонимы, морфемный состав слова, части речи, лексико-грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, личного местоимения, глагола, наречия);
- к фонетике (звуки, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего слова, звуки и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.);
- к графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками и буквами);
- к орфографии и пунктуации (совокупность правил, определяющих написание слов и расстановку знаков препинания).
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство с различными принципами русского правописания (без введения терминологии). Основной единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка. В каждой теме выделяются те грамматические знания и познавательный опыт, которые служат основой для усвоения орфографических и пунктуационных правил.
Содержание программы представлено такими содержательными линиями, как: основы лингвистических знаний (фонетика и орфография, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис)); орфография и пунктуация; развитие речи.
Языковой материал призван сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учётом возрастных особенностей, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка. Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества. В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности», обеспечивающий ориентацию детей в целях, задачах, средствах и в осознании значения различных видов речевой деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
В 1 классе — 99 ч (3 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 86 ч отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 13 ч — урокам русского языка.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам
Планируемые результаты изучения предмета
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
положительного отношения к урокам русского языка;
уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
интереса к языковой и речевой деятельности;
представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;
мотивов к творческой проектной деятельности.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;
преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге;
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
принимать участие в работе парами и группами;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы:
представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;
представление о значимости языка и речи в жизни людей;
представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
практические умения работать с языковыми единицами;
представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
представление о правилах речевого этикета;
адаптация к языковой и речевой деятельности.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Обучающийся научится:
первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
составлять текст из набора предложений;
выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
определять тему и главную мысль текста;
соотносить заголовок и содержание текста;
составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
составлять текст по его началу и по его концу;
составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится: различать звуки речи;
понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
обозначать ударение в слове;
правильно называть буквы в алфавитном порядке;
различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;
определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
Обучающийся получит возможность научиться:
наблюдать над образованием звуков речи;
определять функцию букв е, ё , ю, я в слове;
обозначать на письме звук [й’];
располагать заданные слова в алфавитном порядке;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день, жить и др.);
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён «Орфоэпическим словарём» в учебнике).
Лексика
Обучающийся научится:
различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);
различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;
определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения);
определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать слово как единство звучания и значения;
определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника;
на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;
подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач;
на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.
Морфология
Обучающийся получит возможность научиться:
различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
выделять предложения из речи;
соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему «Весна»);
писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
устанавливать связь слов в предложении;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч ,щ (в положении под ударением); отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения ( . ? !);
безошибочно списывать текст с доски и учебника;
писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
писать двусложные слова с безударным гласным звуком в двусложных словах (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);
писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);
применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
пользоваться «Орфографическим словарём» в учебнике как средством самоконтроля.
Содержание учебного предмета
Обучение письму – 86 часов
Русский язык – 13 часов
Наша речь
Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.
Текст, предложение, диалог
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Слова, слова, слова…
Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.
Слово и слог. Ударение.
Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление).
Звуки и буквы .
Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Заглавная буква в словах.
Повторение .
Тематическое планирование уроков русского языка в 1 классе
Планируемые результаты | Деятельность учащихся | ||
Общеучебные | Метапредметные | Личностные | |
Добукварный период. 19 час | |||
Обучающийся будет уметь: - вырабатывать правильную осанку; - правильно (наклонно) располагать тетрадь на парте; - рисовать и раскрашивать узоры и бордюры непрерывным движением руки; - держать ручку и карандаш при письме и рисовании. Иметь: представления о штриховке фигур. знать: - обозначение на письме речи, предложения, слов, слогов, звуков. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность познакомиться: -с упражнениями для развития кисти руки и мелких мышц пальцев; - с обводкой и штриховкой контуров; - научиться обобщать и классифицировать предметы. | Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, рубрики, содержание). 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Регулятивные УУД: 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Коммуникативные УУД: 1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 2.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | 1. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». 2. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. 3. Выполнять правила безопасного поведения в школе. 4. Адекватно воспринимать оценку учителя. | Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать ручку и карандаш при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. |
Букварный период. 67 часов | |||
Обучающийся будет уметь: - писать заглавные и строчные буквы алфавита; - правильно соединять буквы; - обозначать звуки буквами рукописного шрифта; - правильно располагать буквы и слова на рабочей строке; - списывать слова и предложения с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста); - писать слова под диктовку, написание которых не расходится с произношением; - правильно оформлять начало и конец предложения. Иметь: представления о гигиенических правилах письма. | Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, рубрики, содержание). 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Регулятивные УУД: 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Коммуникативные УУД: 1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 2.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | 1. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». 2. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. 3. Выполнять правила безопасного поведения в школе. 4. Адекватно воспринимать оценку учителя. | Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать ручку и карандаш при письме и рисовании. Знакомство с начертанием всех заглавных и строчных букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после их предварительного звукослогового анализа. Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка, восклицательный и вопросительный знак в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением. Знакомство с правилами гигиены письма. |
Послебукварный период. 13 часов (Русский язык) | |||
Обучающийся будет уметь: - применять правила правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн-щн; - писать заглавную букву в именах людей и кличках животных, в названиях городов, сёл, деревень, улиц, рек; - писать под диктовку предложения; - списывать слова и предложения с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста); - правильно переносить слова, разделять слова для переноса. знать: - написание имён собственных. | Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, рубрики, содержание). 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Регулятивные УУД: 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Коммуникативные УУД: 1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 2.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | 1. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». 2. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. 3. Выполнять правила безопасного поведения в школе. 4. Адекватно воспринимать оценку учителя. | Практическое применение правил о правописании жи-ши, ча-ща, чу-щу, о большой букве в именах людей и кличках животных, в названиях городов, сёл, деревень, улиц, рек, о написании предложений, о переносе слов с буквой в середине слова, с ь в середине слова, о постановке ударения. Речь и её значение в жизни человека. Знакомство с текстом и его значение. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений, состоящих из таких слов. Наблюдение за словами, написание которых расходится с произношением. Упражнения в связности, ритмичности написания букв, слогов, слов и небольших предложений. Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д. Выполнение заданий к упражнениям, которые даны в учебнике «Русский язык». Упражнения в звуко-слоговом и звуко-буквенном анализе слов, в составлении слов и предложений по слоговой таблице (шифрование, расшифровывание), упражнения в преобразовании слов, их чтение. |
Материально-техническое обеспечение
Учебно-методический комплект «Русский язык» (1 класс) представлен учебником, прописями, пособием «Рабочая тетрадь», методическим пособием, электронным приложением и «Рабочими программами».
Литература для учащихся:
1. Азбука. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. Г. Горецкий [и др.]. – М.: Просвещение, 2012. (с приложением на электронном носителе)
2. Горецкий, В. Г. Прописи: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений: в 4 ч. / В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2015
Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В. П. Канакина, В.Г.Горецкий. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Прописи (в 4 частях) Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 2-е издание. – М.: Просвещение, 2015.
Рабочая тетрадь по русскому языку. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 2-е издание. – М.: Просвещение, 2015.
- Дополнительная:
- Пасынок Ю. Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами: 1 – 4 классы. М.: Первое сентября, 2008
- Пиши без ошибок: Орфографический словарик школьника / Сост. М. В. Славная. – СПб: Литера, 2011
- Правила русского языка: Орфограммы для учащихся 1 – 6 классов / Сост. М. В. Славная. – СПб: Литера, 2012
- Ракитина М. Г. Русский язык. 3 класс: Тесты. Дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс, 2008
- Узорова О. В., Нефедова Е. А. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 3 класс. – М.: Астрель, 2012
- Узорова О. В., Нефедова Е. А. 3000 примеров по русскому языку: 3 класс. – М.: Астрель, 2012
- Ушакова О. Д. Толковый словарик школьника. – СПб: Литера, 2010
- Ушакова О. Д. Этимологический словарик школьника. – СПб: Литера, 2010
- Ушакова О. Д. Словарик иностранных слов. – СПб: Литера, 2010
Пособия для учителя:
- Голубь В. Т. Уроки обучения русскому языку в 1 классе. – Воронеж: ТЦ «Учитель»
- Дмитриева О. Д. и др. Поурочные разработки по русскому языку: 1 класс. – М.: ВАКО; 2013
- Максимук Н. Н. Сборник изложений по русскому языку: 1 – 4 классы. – М.: Дом педагогики, 2009
Наглядные пособия:
1. Комплект демонстрационных таблиц к «Русской азбуке» В. Г. Горецкого и др. (авторы Т. В. Игнатьева, Л. Е. Тарасова); лента букв.
2. Портреты детских писателей: XIX век: комплект наглядных пособий. – М.: Гном и Д, 2009.
3. Портреты детских писателей: XX век: комплект наглядных пособий. – М.: Гном и Д, 2009.
4. образцы написания письменных букв (комплект).
Материально-технические средства:
Компьютерная техника, видеопроектор, интерактивная доска
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте (письма) и русского языка
Количество часов в год – 165 часов
Письмо –89 часов,
Русский язык – 76 часов
Количество триместров | 1 триместр | 2 триместр | 3 триместр |
Количество учебных недель | 12 недель | 10 недель | 11 недель |
Количество часов в триместр | 60 ч | 50 ч | 55 ч |
Количество тестов | - | 1 | 1 |
Количество проверочных работ | - | 1 | 1 |
Количество контрольных работ | - | - | 3 |
№ п/п | Темы уроков обучения письму | Дата | ||||||
По плану | Фактич. | |||||||
1 триместр | ||||||||
Добукварный период 21 ч. | ||||||||
Наши пальчики играют. | 01.09 | |||||||
Наш друг - карандаш. | 02.09 | |||||||
Любимые игрушки. | 03.09 | |||||||
Мы лепим, лепим, лепим. | 04.09 | |||||||
Путешествие в страну Знаний. | 07.09 | |||||||
Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. | 08.09 | |||||||
Письмо овалов и полуовалов. | 09.09 | |||||||
Рисование бордюров. | 10.09 | |||||||
Письмо длинных прямых наклонных линий. | 11.09 | |||||||
Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо наклонной короткой линии с закруглением внизу (вправо). | 14.09 | |||||||
Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением вверху (вправо). | 15.09 | |||||||
Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. | 16.09 | |||||||
Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо. | 17.09 | |||||||
Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. | 18.09 | |||||||
Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. | 21.09 | |||||||
Заглавная и строчная буквы А, а. | 22.09 | |||||||
Заглавная и строчная буквы О,о. | 23.09 | |||||||
Строчная буква и.Заглавная буква И. | 24.09 | |||||||
Закрепление изученных букв | 25.09 | |||||||
Строчная буква ы. | 28.09 | |||||||
Заглавная и строчная буквы У, у. | 29.09 | |||||||
Букварный период – 68 ч. | ||||||||
Заглавная и строчная буквы Н, н. | 30.09 | |||||||
Заглавная и строчная буквыС, с. | 01.10 | |||||||
Письмо изученных букв | 02.10 | |||||||
Заглавная и строчная буквы К, к. | 05.10 | |||||||
Заглавная и строчные буквы Т, т. | 06.10 | |||||||
Заглавная и строчные буквы Т, т. | 07.10 | |||||||
Заглавная и строчная буквы Л, л. | 08.10 | |||||||
Заглавная и строчная буквы Л, л. | 09.10 | |||||||
Повторение и закрепление изученного. | 12.10 | |||||||
Заглавная и строчная буквы Р, р. | 13.10 | |||||||
Заглавная и строчная буквы В, в. | 14.10 | |||||||
Заглавная и строчная буквы Е, е. | 15.10 | |||||||
Повторение и закрепление изученного. | 16.10 | |||||||
Повторение и закрепление изученного. | 19.10 | |||||||
Заглавная и строчная буквы П, п. | 20.10 | |||||||
Повторение и закрепление изученного. | 21.10 | |||||||
Заглавная и строчная буквы М, м. | 22.10 | |||||||
Заглавная и строчная буквы М, м. | 23.10 | |||||||
Повторение и закрепление изученного. | 26.10 | |||||||
Строчная буква з.Заглавная буква З. | 27.10 | |||||||
Заглавная и строчная буквы З, з. | 28.10 | |||||||
Строчная буква б. | 29.10 | |||||||
Заглавная буква Б. | 30.10 | |||||||
Заглавная и строчная буквы Б, б. | 09.11 | |||||||
Заглавная и строчная буквы Д, д. | 10.11 | |||||||
Заглавная и строчная буквы Д, д. | 11.11 | |||||||
Строчная буква я. | 12.11 | |||||||
Заглавная букваЯ. | 13.11 | |||||||
Заглавная и строчная буквы Я, я. | 16.11 | |||||||
Заглавная и строчная буквы Я, я, Е,е. | 17.11 | |||||||
Заглавная и строчная буквы Г, г. | 18.11 | |||||||
Заглавная и строчная буквы Г, г. | 19.11 | |||||||
Повторение и закрепление изученного | 20.11 | |||||||
Строчная буква ч. | 23.11 | |||||||
Заглавная буква Ч. | 24.11 | |||||||
Буква ь. | 25.11 | |||||||
Буква ь. | 26.11 | |||||||
Письмо слогов и слов с изученными буквами. | 27.11 | |||||||
Строчная буква ш. | 30.11 | |||||||
2 триместр | ||||||||
Заглавная и строчная буквы Ш, ш. | 01.12 | |||||||
Заглавная и строчная буквы Ж, ж. | 02.12 | |||||||
Заглавная и строчная буквы Ж, ж. | 03.12 | |||||||
Письмо слогов и слов с изученными буквами. | 04.12 | |||||||
Письмо слогов и слов с изученными буквами. | 07.12 | |||||||
Строчная буква ё. | 08.12 | |||||||
Заглавная буква Ё. | 09.12 | |||||||
Заглавная и строчная буквы Й, й. | 10.12 | |||||||
Заглавная и строчная буквы Й, й. | 11.12 | |||||||
Письмо изученных букв, слогов. | 14.12 | |||||||
Строчная буква х. | 15.12 | |||||||
Строчная и заглавная буквы Х, х. | 16.12 | |||||||
Строчная и заглавная буквы Х, х. | 17.12 | |||||||
Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. | 18.12 | |||||||
Строчная буква ю. | 21.12 | |||||||
Заглавная буква Ю. | 22.12 | |||||||
Строчная буква ц. | 23.12 | |||||||
Заглавная буква Ц. | 24.12 | |||||||
Письмо слов и слогов с изученными буквами. | 25.12 | |||||||
Строчная буква э. | 11.01 | |||||||
Заглавная буква Э. | 12.01 | |||||||
Строчная буква щ. | 13.01 | |||||||
Заглавная буква Щ. | 14.01 | |||||||
Письмо слогов и слов с буквами Э, э и другими изученными буквами. | 15.01 | |||||||
Заглавная и строчная буквы Ф, ф. | 18.01 | |||||||
Заглавная и строчная буквы Ф, ф. | 19.01 | |||||||
Строчные буквы ь, ъ. | 20.01 | |||||||
Правописание слов с мягким и твердым разделительными знаками. | 21.01 | |||||||
Разделительные знаки | 22.01 | |||||||
Послебукварный период – 76 ч. | ||||||||
Наша речь. (Начиная с этого урока используется рабочая тетрадь в узкую линейку). | 25.01 | |||||||
Какой бывает речь? | 26.01 | |||||||
Текст и предложение. | 27.01 | |||||||
Предложение. | 28.01 | |||||||
Предложение. | 29.01 | |||||||
Диалог. | 01.02 | |||||||
Роль слова в речи. | 02.02 | |||||||
Тест № 1 по теме «Предложение». | 03.02 | |||||||
Слова-названия, признаки и действия предметов. | 04.02 | |||||||
Слова-названия, признаки и действия предметов. | 05.02 | |||||||
Слова-названия, признаки и действия предметов. | 15.02 | |||||||
Вежливые слова. | 16.02 | |||||||
Однозначные м многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова. | 17.02 | |||||||
Однозначные м многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова. | 18.02 | |||||||
Слог как минимальная произносительная единица. | 19.02 | |||||||
Деление слов на слоги. | 24.02 | |||||||
Деление слов на слоги. | 25.02 | |||||||
Перенос слов. | 26.02 | |||||||
Проверочная работа № 1 по теме «Слово». | 27.02 | |||||||
Перенос слов. | 29.02 | |||||||
3 триместр | ||||||||
Перенос слов. | 01.03 | |||||||
Ударение. | 02.03 | |||||||
Ударение. | 03.03 | |||||||
Ударные и безударные слоги. | 04.03 | |||||||
Звуки и буквы. | 05.03 | |||||||
Звуки и буквы. | 09.03 | |||||||
Что такое алфавит? | 10.03 | |||||||
Что такое алфавит? | 11.03 | |||||||
Гласные звуки и буквы. | 14.03 | |||||||
Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах. | 15.03 | |||||||
Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах. | 16.03 | |||||||
Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э. | 17.03 | |||||||
Обозначение ударного гласного буквой на письме. | 18.03 | |||||||
Тест № 2 по теме «Звуки и буквы» | 30.03 | |||||||
Произношение безударного гласного в слове и обозначение его буквой на письме. | 31.03 | |||||||
Правописание гласных в ударных и безударных слогах. | 01.04 | |||||||
Правописание гласных в ударных и безударных слогах. | 04.04 | |||||||
Способы проверки буквы, обозначающей безударный гласный звук. | 05.04 | |||||||
Способы проверки буквы, обозначающей безударный гласный звук. | 06.04 | |||||||
Диктант по теме «Звуки и буквы». | 07.04 | |||||||
Работа над ошибками. | 08.04 | |||||||
Согласные звуки и буквы. | 11.04 | |||||||
Согласные звуки и буквы. | 12.04 | |||||||
Слова с удвоенными согласными. | 13.04 | |||||||
Слова с буквами И, Й. | 14.04 | |||||||
Твёрдые и мягкие согласные звуки. | 15.04 | |||||||
Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки. | 18.04 | |||||||
Мягкий знак. Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. | 19.04 | |||||||
Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком. | 20.04 | |||||||
Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком. | 21.04 | |||||||
Глухие и звонкие согласные звуки. | 22.04 | |||||||
Глухие и звонкие согласные звуки. | 25.04 | |||||||
Парные глухие и звонкие согласные звуки. | 26.04 | |||||||
Парные глухие и звонкие согласные звуки на конце слова. | 27.04 | |||||||
Шипящие согласные звуки. | 28.04 | |||||||
Шипящие согласные звуки. | 29.04 | |||||||
Списывание. | 03.05 | |||||||
Проект «Скороговорки». | 04.05 | |||||||
Буквосочетания чк, чн, чт. | 04.05 | |||||||
Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 05.05 | |||||||
Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 06.05 | |||||||
Правописание гласных после шипящих. | 10.05 | |||||||
Правописание гласных после шипящих. | 11.05 | |||||||
Правописание гласных после шипящих. | 11.05 | |||||||
Заглавная буква в словах. | 12.05 | |||||||
Заглавная буква в словах. | 13.05 | |||||||
Диктант по теме «Правописание гласных после шипящих». | 16.05 | |||||||
Работа над ошибками. | 17.05 | |||||||
Проект «Сказочная страничка». | 18.05 | |||||||
Повторение пройденного за год. | 18.05 | |||||||
Итоговый диктант за год. | 19.05 | |||||||
Работа над ошибками. | 20.05 | |||||||
Алфавит. Повторение. | 23.05 | |||||||
Гласные звуки и буквы. Повторение. | 24.05 | |||||||
Согласные звуки и буквы. Повторение. | 25.05 | |||||||
Предложение. Слово. Слог. Повторение. | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку "Школа России"
данная авторская программаразработана на основе программы по ПРЕДМЕТУ«РУССКИЙ ЯЗЫК» УЧЕБНИК «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1, 2 ЧАСТЬ, 3 КЛАССАВТОРЫ: В.П.КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ ...
Рабочая программа по русскому языку "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Школа России"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
Рабочая программа по русскомуязыку.Школа России.4 класс.Автор:Канакина.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....
Рабочая программа по русскому языку (Школа России) 3 кл
Программа составлена по учебнику Т.Г.Рамзаевой....
Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 4 класс
Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 5 учебных часов в неделю....
Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 2 класс
Программа автора Канакиной,расчитанна на 136часов,т.е.4 часа внеделю...
Рабочая программа по русскому языку (Школа России) для учащихся 1 класса
Рабочая программа дана в полном объеме с пояснительной запиской и поурочной характеристикой деятельности учащихся в соответствии с ФГОС...