«Основные виды обстоятельств»
план-конспект урока по русскому языку

Игнатьева Светлана Анатольевна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ignateva_s._a._tehnologicheskaya_karta_uroka.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

урока по теме: 8 класс   (в структуре ФГОС ООО)

Предмет:   русский язык

Класс:       8

Автор УМК:  Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская,  А. Д. Дейкина,  О. М. Александрова

Тема урока:   «Основные виды обстоятельств»

Тип урока:   усвоение новых знаний

Учитель: Игнатьева Светлана Анатольевна

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задание базового уровня

Задание повышенного уровня

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Личностная

Осуществ

ляемые действия

Форми

руемые способы деятель

ности

Осуществ

ляемые действия

Форми

руемые

способы

деятельности

Осуществляемые действия

Форми

руемые способы деятель

ности

Осуществ

ляемые действия

Форми

руемые способы деятель

ности

1.Самоопределение к деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.

Поиск формулирования темы урока.

Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса

Прослушивают

инструкцию

 

Постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.

Включаются

в урок во

взаимо

действии с учителем.

Сотрудничество с учителем

Пытаются решить проблему. Формулируют тему урока и записывают ее в рабочих тетрадях

Сопоставление известного  с тем, что еще не известно.

Слушают и высказыват свою точку зрения

Сотрудничают в совместном решении проблемы.

2. Актуализация знаний и затруднений в деятельности.

Цель: обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения, подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий.

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии по усвоению данной темы.

Актуализация знаний, повторение.

- Контроль и обсуждение: у кого все «+»? – ставят «5», сколько «-«?  Если 1 – «4».Что оказалось сложным?

Проверка.

- Организует ситуацию, которая способствует повторению и актуализации необходимых знаний.

Предложить слабым уч-ся этот кроссворд в качестве тренажера.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Актуализация знаний, полученных по теме урока. Фронтальный опрос.

Сверяют самостоятельно свои ответы на задания в практикуме № 3(из рабочей тетради. Русский язык. ФГОС. Тематический контроль. под ред. И. П. Цыбулько.

Заполняют таблицу после заданий: ставят «+», если ответ совпал с правильным, если нет, ставят « - «.

Заполняют лист самооценки(2)

Анализ  дополнительной информации

Планируют учебное сотрудничество с учителем и обучающимися

Осуществление совместной познавательной деятельности в группе

Преобразуют информацию

Умение преобразовать  информацию  

Слушают и понимают учителя

Участвуют в диалоге

3. Построение проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта

Цель: концентрация внимания на объекте изучения, активные действия учащихся с объектом изучения

максимальное использование самостоятельности в добывании знаний,  анализ учащимися возникшей ситуации. 

Построение учащимися нового способа действий.

Объявление темы, целей и задач урока. 

Какое слово-термин в кроссворде, называющий второстепенный член предложения ,не повторяли?

-Чем же сегодня будем заниматься? – мотивация темы и цели урока

-проверка индиви дуальной  работы учащихся

Коллективное разгадывание кроссворда, демонстрируют знания и умения.

1.Формулируют тему и цели урока.

2.Индивидуально и в парах заполняют первую колонку таблицы (дом заготовка):что  я знал об обстоятельстве…

3.Словарная работа (ассоциативное запоминание слова «бордо»).

( проставить балл в оценочный лист-1)

Работа и консультации в группах.

Осуществление совместной познавательной деятельности  в сотрудничестве с учителем.

Проводят самооценку своим действиям.

Умение работать со схематическими моделями, выполнять  разнообразные задания  с выделением существенных характеристик объекта в рабочих тетрадях, уметь преобразовать  информацию  из одного вида в другой

 

Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям.

Сотрудничают в решении проблемы. 

Проявляют интерес к работе с новым

4. Первичное закрепление

Цель: усвоение учащимися нового способа действия  и формирование умений его применять. 

Релаксация. 

Физминутка

1) Работа с предложениями, используя прием  «инсерт»( маркировка  в предложениях)Найти обстоятельства в предложениях, затем определить их значения

 1.Я побежал вперед.

2.Мы приехали вчера.

3.Мы пошли пешком.

4.От усталости у меня кружится голова.

5.Япришла мириться.

6.Он был очень внимателен.

7.Без звонка туда идти нельзя.

8.Несмотря на дождь, мы все же вышли из дома.

2) Извлечение информации из п. 178, заполнение материала во вторую часть таблицы( запись видов обстоятельств и вопросов к ним)

Физминутка: повторить корни с чередованием е//и .

От чего зависит их правописание?

Буква и-поднять руки и потянуться вверх, буква е-присесть, вытянув руки вперед: замирать, расстилать, подпереть, вытирать, зажигать, постелить, затереть, замереть, протереть, затирать, заберу, забирать. (слайд 18)

Находят обстоятельства в предложениях, затем определяют их значения.

Чтение и переработка материала  п. 178, заполнение второй части таблицы: «Что я узнал об обстоятельстве?»

Проставляют балл в лист самооценки-4.

Вспоминают правило правописания корней с чередованием и выполняют заданные упражнения.

Устанавливают связи между частным и общим, осуществляют синтез полученной информации.

Работа и консультация в группах.

Осуществление совместной познавательной деятельности

Проводят самооценку своим действиям.

Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям.

Умение высказывать свою точку зрения.

Сотрудничают в совместном решении проблемы. 

5. Самостоятельная работа и самопроверка.

Цель: коллективное достижение цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях, выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий.

овладения знаниями и способами действий,

обеспечение их коррекции.

Запишите текст под диктовку.  Задание: опираясь на таблицу-алгоритм, подчеркните обстоятельства, укажите их вид. Объясните постановку знаков препинания. Кто автор этого произведения и как оно называется? (слайд 20)

Задание: заменить наречия фразеологизмами. Какие виды обстоятельств получились?(слайд 23) Например:

Наши дома стоят рядом.

Работают самостоятельно, выполняют задание, проверяют работы в парах, оценивают их, исправляют ошибки.

Работают коллективно, заменяют наречия фразеологизмами.  Например: Наши дома стоят рядом. – Наши дома стоят бок о бок. Пользуясь таблицей-алгоритмом, называют виды обстоятельств.

Проставляют балл в лист самооценки-3.

Устанавливают связи между частным и общим, осуществляют синтез полученной информации.

Работа и консультация в группах.

Индивидуальная работа в тетрадях.

Сотрудничество учителя  и обучающихся;  освоение разных способов коммуникаций.

Умение  полно и точно выражать свои мысли.

Проводят самооценку своим действиям.

Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям.

6. Включение в систему знаний и повторения.

Цель: повторение и закрепление  изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания.

Чем могут быть выражены обстоятельства?

Вопросы:  Назовите виды обстоятельств?

На какие вопросы они отвечают?

Обучающиеся перечисляют виды обстоятельств, называют вопросы, на которые они отвечают и какими частями речи выражаются.

Воспроизведение и корректировка знаний, умение формулировать основные понятия.

Диалог с учителем и обучающимися

Сотрудничество учителя  и обучающихся;  освоение разных способов коммуникаций.

Умение  полно и точно выражать свои мысли.

Проводят самооценку  полученным знаниям и умениям.

Умение оценивать себя, свою работу  с использованием разработанных 

критериев.

Осознание уровня  качества сформированных знаний

7.Рефлексия

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

в) зад 6, 7, 8 (сам работа № 4)из раб тетради

Подводит учащихся к выводам по  итогам работы на уроке: что нового, интересного было для вас в изучаемом материале, чему вы научились, испытывали  ли вы трудности?

Параграф 178, письменное задание по выбору: а) описать свой режим дня, подчеркнуть обстоятельства времени; б) упр 175

( деловая игра);

Закрепление полученных знаний

Диалог с учителем и обучающимися

Понимают, в чем значение знаний для человека.

8. Домашнее задание Цель:подвести итоги коллективной и самостоятельной работы обучающихся, формировать личную ответственность за результаты деятельности через самооценку.

- Продолжите данные предложения, используя различные виды обстоятельств:

-На уроке я чувствовал себя…( комфортно, удобно, хорошо).

-Виды обстоятельств я запомнил…( быстро, крепко,  с трудом, плохо).

-Урок прошел…( быстро, весело, интересно).

Отвечают на вопросы , дают оценку своей деятельности на уроке, прогнозируют дальнейшую деятельность. ( Оценивают выполнение учебной задачи и выставляют отметку).Проставляют балл и сдают листы самооценки.

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления со способами выражения обособленных обстоятельств, правилами обособления обстоятельств; обучения распознаванию обособленных обстоятельств, их графическому выделению, объяснению условий обособления, практическому обнаружению определений и обстоятельств, нуждающихся в обособлении, выделению их запятыми, объяснению условий обособления графически. Способствовать развитию умений обнаруживать обособленные определения, приложения и обстоятельства в художественном тексте, объяснять их роль в раскрытии авторского замысла, согласовывать обстоятельство, выраженное деепричастием, со сказуемым, находить и исправлять грамматические недочеты в построении предложений с обособленными обстоятельствами

Образовательные: закрепить навык правописания производных предлогов, совершенствовать ЗУНы по теме, научить применять знания на практике. Совершенствовать навык правописания  производных  предлогов

Воспитательные:. вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка

Развивающие:. развитие языкового чутья, осознанное овладение нормами языка на основе теоретических знаний.

Методы и методические приемы: наглядный (иллюстрации), словесный (объяснение правил игры, выполнение практической работы, постановка вопроса проблемного содержания, создание проблемных ситуаций, работа в группах, самостоятельная работа в тетрадях, работа с дополнительными источниками информации.

Тип урока (в соответствии с ФГОС ООО): урок закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков.

 

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Метапредметные:

Познавательные – адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные – определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные – осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: предложения для повторения пройденного; предложения для устного комментирования

Оборудование для учителя:  ПК, мультимедийная презентация. мультимедийный проектор, презентация,

Оборудование для учащихся: раздаточный материал (карточки), сигнальные карточки

Технология обучения: технология оценивания учебных успехов игровая, исследовательская

Форма организации ПД: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ресурсный материал

Возвращаясь домой,…

а) мне стало грустно; б) уже совсем стемнело; в) я вспомнил о своем обещании позвонить; г) из моей сумки выпала книга.

Играя в шахматы,…

а) развиваются мыслительные способности; б) мне не было равных; в) вы учитесь логическому мышлению; г) необходимо внимание.

Пользуясь калькулятором,…

а) мне удалось получить точный результат; б) вы пренебрегаете устным счетом, тренирующим память; в) расчет производится быстро и легко; г) помощь родителей мне не понадобилась.

Тренируя память,…

а) облегчается подготовка к экзаменам; б) мне помогло специальное упражнение; в) я заучивал наизусть стихотворения; г) изменяется скорость усвоения информации.

Получив письмо,…

а) оно оставлено без ответа; б) меня охватила радость; в) я не торопился с ответом; г) изменились наши планы.

Нарушая правила безопасности,…

а) мне было сделано замечание;  б) вы рискуете своим  здоровьем;  в) возникает угроза жизни окружающих; г) поведение человека заслуживает порицания.

Литература для учителя:

1 Учебник русского языка  «Русский язык» 8 класс Л.А.Тростенцова,Т.А.Ладыженская,А.Д.Дейкина,О.М.Александрова,М, !Просвещение»,2017

Литература для учащихся:1 Учебник русского языка  «Русский язык» 8 класс Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская,А.Д.Дейкина, О.М. Александрова,М, Просвещение», 2018

Электронные издания:

1.. .Единая коллекция ЦОР.

Интернет-ресурсы:  www.bio.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Обучение чтению как основному виду речевой деятельности"

Статья посвящена проблемам и способам обучения английскому языку в начальной школе...

Формирование основных видов речевой деятельности

Раскрытие вопроса представлено в виде презентации. Возможно дополнение своими примерами...

Формирование основных видов речевой деятельности

Раскрытие вопроса представлено в виде презентации. Возможно дополнение своими примерами...

Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальной школе

В данном материале ракрываютс особенности проведения в начальной школе основных орфографических упражнений таких, как списывание, диктант, орфографический разбор, изложение, сочинение....

Основные виды травм и первая помощь.

методическая разработка внеклассного мероприятия....

Открытый урок. Русский язык 4 класс. тема "Обстоятельство. Предложения с разными видами обстоятельств

УМК Полякова А.В. 12.02.2019Открытый урок. Русский язык 4 класс. тема "Обстоятельство. Предложения с разными видами обстоятельств...