Рабочая программа по русскому языку 3 класс "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Даннаяя программа составлена с учетом требований ФГОС НОО. Рассчитана на 175 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_russkiy_yazyk_3_klass.docx | 70.02 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО ________ / / Протокол № _____ от « » августа 2019 года | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________ / Протокол № ____ МС от« » августа 2019 года | «Утверждаю» Директор _________ / Приказ № _____ от « » августа 2019 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По «РУССКОМУ ЯЗЫКУ»,
базовый уровень
3г класс, базовый уровень
Костяшина М.А., учителя начальных классов
первой квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
« » августа 2019 года
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку ориентирована на учащихся 1-4 классов и разработана на основе следующих документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373);
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
3. Программа по русскому языку для 1-4 классов В.Г.Горецкого, В.П.Канакиной. Предметная линия учебников под редакцией В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М.: Просвещение, 2015
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемых Минобрнауки РФ к использованию (приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253 с изменениями от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 № 1529, от26.01.2016 № 38, 21.04.2016 № 459, от 29.12.2016 № 1677, от 08.06.2017 № 535, от 20.06.2017 № 581, от 05.07.2017 № 329, приказ Минпросвещения России №354 от 28.12.2018):
Русский язык 3 класс. Учебник в 2 частях под редакцией В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М.: Просвещение, 2017
Учебный предмет «Русский язык» относится к гуманитарной области учебного плана. Русский язык в начальной школе изучается с 1 по 4 класс. Программой отводится на изучение русского языка 657 часов, которые распределены по классам следующим образом:
Класс | Кол-во часов по учебному плану | Итого в год | Уровень изучения |
1 | 4 | 132 | базовый |
2 | 5 | 175 | базовый |
3 | 5 | 175 | базовый |
4 | 5 | 175 | базовый |
итого | 657 |
В результате изучения курса русского языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.
Планируемые результаты изучения
учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования
(базовый уровень)
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование
ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и
чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувства других людей и сопереживания им.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с за-
дачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,пстроения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в со-вместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные:
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
Фонетики и графика | |
| проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов. |
Орфоэпия | |
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала); | находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям. |
«Состав слова (морфемика)» | |
| разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу. |
«Лексика» | |
|
|
«Морфология» | |
|
|
«Синтаксис» | |
|
|
«Орфография и пунктуация» | |
|
|
«Развитие речи» | |
|
|
Содержание изучения
учебного предмета «Русский язык»
на уровне начального общего образования (базовый уровень)
Виды речевой деятельности
Слушание.
Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение.
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение.
Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте – 92 часа
Фонетика.
Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика.
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение.
Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов.чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо.
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение.
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография.
Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча–ща, чу – щу, жи– ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи.
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс – 565 часов
Фонетика и орфоэпия – 44 часа
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика – 42 часа
Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхъи ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика[1] - 72часа
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика) – 66 часов
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология – 179 часов
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис – 48 часов
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация – 68 часов
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щув положении под ударением;
сочетания чк – чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные окончания имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи – 36 часов
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.
Тематическое планирование курса русский язык, 1-4 класс
Название разделов курса | Количество часов | Итого | |||
1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл | ||
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ | 92 | - | - | - | 92 |
Фонетика | - | - | - | ||
Графика | - | - | - | ||
Чтение | - | - | - | ||
Письмо | - | - | - | ||
Слово и предложение | - | - | - | ||
Орфография | - | - | - | ||
Развитие речи. | - | - | - | ||
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС | 40 | 175 | 175 | 175 | 565 |
Фонетика и орфоэпия | 8 | 17 | 9 | 10 | 44 |
Графика | 10 | 15 | 9 | 8 | 42 |
Лексика | 8 | 22 | 17 | 25 | 72 |
Состав слова (морфемика) | - | 19 | 22 | 25 | 66 |
Морфология | 3 | 35 | 72 | 69 | 179 |
Синтаксис | 4 | 15 | 14 | 15 | 48 |
Орфография и пунктуация. | 4 | 37 | 18 | 9 | 68 |
Развитие речи | 3 | 15 | 14 | 14 | 46 |
Итого | 132 | 175 | 175 | 175 | 657 |
Тематическое планирование, 3 класс
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | |
Развитие речи (Язык и речь)-4 ч | ||
Диалогическая форма речи. Речевой этикет. Монолог. Текст. Жанры письма и поздравления. | Использовать диалогической формой речи. Выражать собственное мнение, его аргументировать. Овладеть основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладеть нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Практически овладеть устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля. Овладеть жанрами письма и поздравления. Создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; Использовать в текстах синонимы и антонимы. | |
Синтаксис (Текст. Предложение. Словосочетание) -14 ч | ||
Предложения, словосочетания, слова. Главные и второстепенные члены предложения. Простые и сложные предложения. | Различать предложения, словосочетания, слова (осознавать их сходства и различия). Различать предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Находить главные членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различать главные и второстепенные члены предложения. Устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. | |
Лексика (Слово в языке и речи) -17 ч | ||
Слово как единство звучания и значения. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы и антонимы. | Представлять ( прогнозировать) необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова. Наблюдать за использованием в тексте синонимов. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова. Корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать ( из ряда предложенных) слова для успешного решения коммуникативной задачи. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Определять значения слова по тексту или уточнять значение с помощью толкового словаря. Иметь представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдать за использованием в речи синонимов и антонимов. | |
Морфемика (Состав слова) -22 ч | ||
Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Слова с омонимичными корнями. Изменяемые и неизменяемые слова. Окончание, корень, приставка, суффикс.Разбор слова по составу. | Различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренных слова и слова с омонимичными корнями. Выделять в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. Различать изменяемые и неизменяемые слова. Определить значение суффиксов и приставок. Образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов и приставок. Разбирать слова по составу. | |
Орфография (Правописание частей слова)-18 ч | ||
Орфографическая зоркость. Орфографический словарь. Правила правописания. | Формировать орфографическую зоркость. Использовать разные способы выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использовать орфографический словарь. Применять правила правописания: сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением; сочетания чк – чн, чт, щн; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроизносимые согласные; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; разделительные ъ и ь; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь); безударные окончания имен прилагательных; раздельное написание предлогов с личными местоимениями; не с глаголами; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь); раздельное написание предлогов с другими словами; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; | |
Морфология (Имя существительное, имя прилагательное, имя прилагательное, местоимение, глагол) -72 ч | ||
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Глагол. Предлог. Отличие предлогов от приставок. Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не. | Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог). Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе. Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных. Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик — большой умница.Эта девочка — большая умница.) Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных. Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имён прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. к именам прилагательным — имена существительные. Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имен существительных. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. Определять начальную форму имени прилагательного. Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определенный вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя). Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме. Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту. Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глаголов. Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не. Работать с памяткой «Порядок разбора». Пользуясь памяткой. Познакомиться с наиболее употребительными предлогами. Узнавать функцию предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличать предлоги от приставок. Знать союзы и, а, но, их роль в речи, частицуне, ее значение. | |
Фонетика и графика- 18 ч | ||
Гласные и согласные звуки. Характеристика звука. Деление слов на слоги. Ударение. Фонетический разбор слова. Различение звуков и букв. Разделительные ъ и ь. Небуквенные графические средства .Алфавит. | Различать гласные и согласные звуки. Находить в слове ударные и безударные гласные звуки. Различать мягкие и твердые согласные звуки, определять парные и непарные по твердости – мягкости согласных звуков. Различать звонкие и глухие звуки, определять парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуков. Определять качественную характеристику звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Делить слов на слоги. Определять ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Проводить фонетический разбор слова. Различать звуки и буквы. Обозначать на письме твердые и мягкие согласные звуки. Использовать на письме разделительных ъ и ь. Устанавливать соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использовать небуквенные графические средства: пробел между словами, знаки переноса, абзац. Знать алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Использовать алфавит при работе со словарями, справочниками, каталогами. | |
Итого | 175 |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Основные формы контроля и оценки - это письменные работы: диктанты, грамматические задания, контрольное списывание, изложение, тестовые задания.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
• нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
• неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
• отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
• наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
• существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажаю-щие смысл произведения;
• отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в ав-торском тексте;
• употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
• отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
• неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило;
• незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Оценка письменных работ по русскому языку.
Диктант
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Примечание:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.
Грамматическое задание
• «5» – без ошибок.
• «4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.
• «3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
• «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание
• «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
• «4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.
• «3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.
• «2» – за работу, в которой допущены > 4 ошибки.
Словарный диктант
• «5» – без ошибок.
• «4» – 1 ошибка и 1 исправление.
• «3» – 2 ошибки и 1 исправление.
• «2» – 3 – 5 ошибок.
Тест
• «5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
• «4» – верно выполнено 3/4 заданий.
• «3» – верно выполнено 1/2 заданий.
• «2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
Приложение 1
Учебно – тематический план учебного предмета «Русский язык»,
3 класс, 5 часов в неделю, базовый уровень
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | В том числе контрольных, практических работ |
1 | Язык и речь | 4 | - |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание | 14 | 1 |
3 | Слово в языке и речи. | 22 | 2 |
4 | Состав слова . | 18 | 3 |
5 | Правописание частей слова . | 31 | 3 |
6 | Имя существительное | 31 | 7 |
7 | Имя прилагательное | 17 | 3 |
8 | Местоимения | 6 | 1 |
9 | Глагол | 20 | 2 |
10 | Повторение | 12 | 2 |
Итого | 175 | 24 |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Русский язык»
на уровне основного общего образования (базовый уровень),
3 класс, 5 часов в неделю
п/п кол-во часов | Тема урока | Дата проведения/ Примечание |
Язык и речь | план - 4 ч факт - | |
1-2 | Наша речь Виды речи. Диалогическая форма речи. Речевой этикет. Монолог. | |
3-4 | Наш язык. Текст. Жанры письма и поздравления. | |
Текст. Предложение. Словосочетание. | план - 14 ч факт - | |
5-6 | Текст. Типы текстов. | |
7 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания. | |
8 | Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные. | |
9 | Предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с обращением. | |
10 | Главные и второстепенные члены предложения. Связь (при помощи смысловых вопросов) между словами в предложении. | |
11 | Главные и второстепенные члены предложения. Связь (при помощи смысловых вопросов) между словами в предложении. | |
12 | Простое и сложное предложения. Схемы предложений. | |
13 | Простое и сложное предложения. Схемы предложений. | |
14-15 | Словосочетание. Связь (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. | |
16-17 | Словосочетание. Связь (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. | |
18 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | |
Слово в языке и речи | план - 22 ч факт - | |
19 | Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Слово как единство звучания и значения. Толковый словарь. | |
20 | Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. | |
21-22 | Синонимы и антонимы. Работа со словарями. | |
23 | Омонимы. Работа со словарями. | |
24 | Слово и словосочетание. Отличие. | |
25 | Фразеологизмы. Работа со словарями. | |
26 | Обучающее изложение | |
27 | Работа над ошибками. Части речи. | |
28-29 | Имя существительное. Классификация частей речи. Признаки имени существительного. | |
30 | Имя прилагательное. Классификация частей речи. Признаки имени прилагательного. | |
31 | Глагол. Классификация частей речи. Признаки глагола. | |
32 | Что такое имя числительное? Признаки числительных. | |
33 | Однокоренные слова. Определение. | |
34 | Звуки и буквы. Гласные звуки. | |
35 | Звуки и буквы. Согласные звуки. | |
36 | Звонкие и глухие согласные звуки. | |
37-38 | Разделительный мягкий знак. | |
39 | Обучающее изложение. | |
40 | Работа над ошибками. Проект «Рассказ о слове» | |
Состав слова | план - 18 ч факт - | |
41 | Что такое корень слова? Однокоренные слова и формы одного и того же слова. | |
42 | Как найти в слове корень? Слова с омонимичными корнями. | |
43 | Сложные слова. Изменяемые и неизменяемые слова. | |
44 | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | |
45 | Окончание слова. Алгоритм выделения окончания. | |
46 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | |
47 | Значения приставок на подборе группы однокоренных слов. | |
48-49 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | |
50 | Значения суффиксов. Окончание, корень, приставка, суффикс. Разбор слова по составу. | |
51 | Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе» | |
52 | Работа над ошибками. Что такое основа слова? | |
53 | Основа слова. Закрепление. | |
54 | Контрольный диктант по теме «Части слова» | |
55 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о составе слова | |
56 | Обобщение знаний о составе слова | |
57 | Обучающее изложение. | |
58 | Работа над ошибками. Проект «Семья слов» | |
Правописание частей слова | план - 31 ч факт - | |
59 | В каких значимых частях слова есть орфограммы? Гласные и согласные звуки. Характеристика звука. Деление слов на слоги. Ударение. Фонетический разбор слова. Различение звуков и букв. | |
60 | Правописание слов с безударными гласными в корне. Орфографическая зоркость. | |
61-62 | Правописание слов с безударными гласными в корне. Орфографический словарь. | |
63-64 | Правописание слов с безударными гласными в корне. Правила правописания. | |
65 | Правописание слов с глухими звонкими согласными в корне. Орфографическая зоркость. Орфографический словарь. | |
66-67 | Правописание слов с глухими звонкими согласными в корне. Правила правописания. | |
68 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Орфографическая зоркость. | |
69 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Орфографический словарь. | |
70-71 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правила правописания. | |
72 | Правописание слов с удвоенными согласными. Орфографическая зоркость. Орфографический словарь. | |
73 | Правописание слов с удвоенными согласными. Правила правописания. | |
74 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» | |
75 | Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок. | |
76 | Правописание суффиксов и приставок. Орфографическая зоркость. | |
77 | Правописание суффиксов и приставок. Орфографический словарь. | |
78 | Правописание суффиксов и приставок. Правила правописания. | |
79 | Правописание приставок и предлогов. Орфографическая зоркость. Орфографический словарь. | |
80 | Правописание приставок и предлогов. Сочинение «Снегурочка» | |
81 | Правописание приставок и предлогов. Правила правописания. | |
82-83 | Правописание слов с разделительным твердым знаком. | |
84 | Разделительные твердый и мягкий знаки. Орфографическая зоркость. Орфографический словарь. Правила правописания. | |
85-86 | Разделительные твердый и мягкий знаки. Небуквенные графические средства .Алфавит. | |
87 | Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» | |
88 | Обучающее изложение. | |
89 | Работа над ошибками. Проект «Составляем орфографический словарь» | |
Части речи | план - 74 ч факт - | |
90 | Части речи. | |
Имя существительное | план - 31 ч факт - | |
91 | Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. | |
92 | Имя существительное. | |
93 | Начальная форма имен существительных. | |
94 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | |
95 | Обучающее изложение «Мал, да удал» | |
96 | Собственные и нарицательные имена существительные | |
97 | Число имен существительных | |
98-99 | Число имен существительных | |
100 | Род имен существительных | |
101 | Род имен существительных | |
102-103 | Род имен существительных | |
104-105 | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. | |
106 | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. | |
107 | Обучающее изложение. | |
108 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | |
109 | Работа над ошибками. Обучающее сочинение | |
110 | Падеж имен существительных. | |
111 | Падеж имен существительных. | |
112 | Именительный падеж. | |
113 | Родительный падеж. | |
114 | Дательный падеж. | |
115 | Винительный падеж. | |
116 | Творительный падеж. | |
117 | Предложный падеж | |
118 | Падежи. Обобщение. | |
119 | Обучающее изложение. | |
120 | Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | |
121 | Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных» | |
Имя прилагательное | план - 17 ч факт - | |
122 | Работа над ошибками. Значение и употребление имен прилагательных в речи. | |
123 | Значение и употребление имен прилагательных в речи. | |
124 | Текст описание. Отзыв по картине М. А.. Врубеля «Царевна Лебедь» | |
125-126 | Роль прилагательных в тексте. | |
127 | Род имен прилагательных | |
128 | Изменение имен прилагательных по родам. | |
129 | Изменение имен прилагательных по родам. | |
130 | Изменение имен прилагательных по числам | |
131 | Изменение имен прилагательных по числам | |
132 | Изменение имен прилагательных по падежам. | |
133-134 | Изменение имен прилагательных по падежам. | |
135 | Отзыв по картине А. А.Серова «Девочка с персиками» | |
136 | Проект «Имена прилагательные в загадках» | |
137 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | |
138 | Работа над ошибками. Обобщение изученного по теме «Имя прилагательное». | |
Местоимение | план - 6 ч факт - | |
139-140 | Личные местоимения. | |
141 | Изменение личных местоимений по родам | |
142 | Местоимение. Упражнения на закрепление. | |
143 | Контрольное списывание. | |
Глагол | план -20 ч факт - | |
144 | Работа над ошибками. Значение и употребление глаголов в речи. | |
145 | Значение и употребление глаголов в речи. | |
146 | Неопределенная форма глагола. | |
147 | Неопределенная форма глагола. | |
148-149 | Изменение глаголов по числам. | |
150 | Времена глаголов: прошедшее, настоящее, будущее. | |
151 | Времена глаголов: прошедшее, настоящее, будущее. | |
152 | Изменение глаголов по лицам. | |
153-154 | Изменение глаголов по временам. | |
155-156 | Изменение глаголов по временам. | |
157 | Обучающее изложение. | |
158 | Работа над ошибками. Род глаголов в прошедшем времени. | |
159-160 | Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не. Правописание частицы не с глаголами. | |
161 | Обобщение изученного по теме «Глагол» | |
162 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | |
163 | Работа над ошибками. Обобщение изученного по теме «Глагол». Предлог. Отличие предлогов от приставок. | |
Повторение | план - 12ч факт - | |
164 | Работа над ошибками. Части речи. | |
165 | Обобщение изученного по теме «Слово» | |
166 | Обобщение изученного по теме «Предложение» | |
167-168 | Обобщение изученного по теме «Части речи» | |
169 | Правописание окончаний имен прилагательных. | |
170 | Правописание приставок и предлогов. | |
171-172 | Правописание безударных гласных. | |
173 | Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации. | |
174 | Работа над ошибками. Сочинение «Почему я жду летних каникул» | |
175 | КВН «Знатоки русского языка» |
Приложение 2
Материалы для итоговой работы
в рамках промежуточной аттестации по русскому языку, 3-йкласс
- Тренировочные и проверочные работы по русскому языку для 1, 2, 3, 4 класса С. Ю. Михайловой, УМК «Перспектива»,изд-во «Просвещение», Москва.
Сборник диктантов и творческих работ. Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. 3-4 классы.( УМК «Школа Росии»), из-во «Просвещение»,М.
- Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Проверочные работы.( УМК "Школа России") ФГОС, из-во «Просвещение»,М.
[1] Изучается во всех разделах курса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку "Школа России"
данная авторская программаразработана на основе программы по ПРЕДМЕТУ«РУССКИЙ ЯЗЫК» УЧЕБНИК «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1, 2 ЧАСТЬ, 3 КЛАССАВТОРЫ: В.П.КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ ...
Рабочая программа по русскому языку "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Школа России"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
Рабочая программа по русскомуязыку.Школа России.4 класс.Автор:Канакина.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....
Рабочая программа по русскому языку (Школа России) 3 кл
Программа составлена по учебнику Т.Г.Рамзаевой....
Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 4 класс
Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 5 учебных часов в неделю....
Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 2 класс
Программа автора Канакиной,расчитанна на 136часов,т.е.4 часа внеделю...
Рабочая программа по русскому языку (Школа России) для учащихся 1 класса
Рабочая программа дана в полном объеме с пояснительной запиской и поурочной характеристикой деятельности учащихся в соответствии с ФГОС...