Главные и второстепенные члены предложения
презентация к уроку по русскому языку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Главные члены предложения: Что обозначают в предложении подлежащее и сказуемое? Подлежащее обозначает , о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы: кто? или что? Маленький жук сидит на цветке . Он шевелит усиками. Предмет и его действие ! Подлежащее
Главные члены предложения: Сказуемое обозначает, что в предложении говорится о подлежащем. (Какое действие совершает подлежащее?). Маленький жук сидит на цветке . Он шевелит усиками. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают? что делал? что сделал? что сделали? и другие. Сказуемое
Какими частями речи могут быть выражены главные члены предложения? Подлежащее Сказуемое Части речи : Существительное Местоимение Врач осмотрел больного. Она назначила лекарство . Часть речи : Глагол глаг . глаг. сущ. мест . . Слова: Я, ТЫ, ОН, ОНА, МЫ, ВЫ -это МЕСТОИМЕНИЯ. Указанные местоимения в предложении могут быть подлежащими.
Второстепенные члены предложения (кого? чего? кому? чему? о ком? о чём? кем? чем? что?) Выражено частью речи -существительным… Дополнение Определение ( какой? какая? какое? какие?) Выражено частью речи -прилагательным
Второстепенные члены предложения где? куда? откуда? ( в каком месте ) Обстоятельство 1. обстоятельство места: 2.обстоятельство времени: когда? ( в какое время) 3.обстоятельство образа действия: (как? каким образом?)
Игра: Главные и второстепенные члены предложения! Старый ЁЖ в горах Кавказа как-то встретил дикобраза. Подлежащее- « Ёж » Сказуемое- « встретил » Ёж (какой?)- «старый» ( определение ) ( волнистой линией) встретил (кого?)- дикобраза ( дополнение ) (пунктиром) встретил (где? в каком месте?)- « в горах » - обстоятельство места- ( точка - тире) В горах чего? – « Кавказа » дополнение (пунктиром) Встретил (когда? в какое время?)- « как-то » обстоятельство времени ( точка- тире)
ЛАСТОЧКА СВИЛА гнездо. Подберем определения ( ласточка какая? гнездо какое?) Н А ДНЕ ОВРАГА ТЕЧЁТ РУЧЕЙ . Подберем определения (оврага какого? ручей какой?) Н А ПОЛЯНЕ ПЕСТРЕЛИ ЦВЕТЫ. Подберем определения ( на поляне какой? цветы какие?) Тренировка: второстепенный член предложения- ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ВСТАЁТ "ЗАРЯ ВО МГЛЕ БЕЛАЯ БЕРЁЗА ХОЛОДНОЙ; ПОД МОИМ ОКНОМ НА НИВАХ ШУМ РАБОТ ПРИНАКРЫЛАСЬ СНЕГОМ, УМОЛК; ТОЧНО СЕРЕБРОМ. С СВОЕЙ ВОЛЧИХОЮ НА ПУШИСТЫХ ВЕТКАХ ГОЛОДНОЙ СНЕЖНОЮ КАЙМОЙ ВЫХОДИТ НА ДОРОГУ РАСПУСТИЛИСЬ КИСТИ ВОЛК; БЕЛОЙ БАХРОМОЙ. ЕГО ПОЧУЯ, КОНЬ И СТОИТ БЕРЁЗА ДОРОЖНЫЙ В СОННОЙ ТИШИНЕ, ХРАПИТ -И ПУТНИК И ГОРЯТ СНЕЖИНКИ ОСТОРОЖНЫЙ В ЗОЛОТОМ ОГНЕ. НЕСЁТСЯ В ГОРУ ВО ВЕСЬ (С. Есенин) ДУХ; НА УТРЕННЕЙ ЗАРЕ ПАСТУХ НЕ ГОНИТ УЖ КОРОВ ИЗ ХЛЕВА, И В ЧАС ПОЛУДЕННЫЙ В КРУЖОК ИХ НЕ ЗОВЁТ ЕГО РОЖОК. . . (А. Пушкин) Нужно выписать из стихотворения определения, выраженные прилагательными, вместе с существительными, к которым они относятся. Тренировка: второстепенный член предложения- ОПРЕДЕЛЕНИЕ
На доске записаны пословицы с пропущенными дополнениями: 1. Б ЕЗ______ НЕ ВЫЛОВИШЬ И_____ ИЗ ПРУДА. 2. Н Е КРАСНА ИЗБА _____А КРАСНА______. 3. Н Е СПЕШИ______, ТОРОПИСЬ_______. Вписать дополнения в предложения. А. Л. Барто: Тренировка: второстепенный член предложения- ДОПОЛНЕНИЕ без чего? что? чем? чем? чем? чем?
МЫ НЕ ЗАМЕТИЛИ ЖУКА И РАМЫ ЗИМНИЕ ЗАКРЫЛИ А ОН ЖИВОЙ, ОН ЖИВ ПОКА, ЖУЖЖИТ В ОКНЕ, РАСПРАВИВ КРЫЛЬЯ! И Я ЗОВУ НА ПОМОЩЬ МАМУ: — ТАМ ЖУК ЖИВОЙ! РАСКРОЕМ РАМУ! Нужно подчеркнуть дополнения в тексте. Примечание: Слова в окне и без промаху — обстоятельства: в окне — обстоятельство места (где?), без промаху — обстоятельство образа действия (как?). Тренировка: второстепенный член предложения- ДОПОЛНЕНИЕ
1 __ . __.__ сказка сказывается, да не __.__.__ дело делается. 2 Наша Таня __.__.__ плачет – уронила в __.__.__ мячик. 3. Слушай учителя __.__.__, пиши __.__.__ . Тренировка: второстепенный член предложения- обстоятельство КАК? Каким образом? КАК? Каким образом? КАК? Каким образом? Куда? В какое место? КАК? Каким образом? КАК? Каким образом? Вставим подходящие по смыслу обстоятельства.
ПРОМЕЛЬКНУЛО БЫСТРО ЛЕТО, УЛЕТЕЛО, СКРЫЛОСЬ ГДЕ-ТО. ХМУРО СМОТРЯТ НЕБЕСА, ВДРУГ ПОМЕРКЛА ИХ КРАСА ПОБЛЕДНЕЛО ВСЕ КРУГОМ, МОКНУТ ТРАВЫ ПОД ДОЖДЕМ. МОКНЕТ ПОЛЕ, МОКНЕТ ЛУГ СЕРЫМ СТАЛО ВСЕ ВОКРУГ (С. Маршак ) Тренировка: второстепенный член предложения- обстоятельство БЫСТРО ГДЕ-ТО. ХМУРО ВДРУГ КРУГОМ ПОД ДОЖДЕМ ВОКРУГ Нужно подчеркнуть обстоятельства, устно поставить к ним вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения»."
Повторить виды предложений; развивать устную и письменную речь учащихся, составляя и распространяя предложения; учить правильному выбору языковых средств, составляя тексты; формировать умения и навыки...
Проект урока по русскому языку в 4 классе на тему " Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения."
Проект урока по русскому языку на тему "Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения." (составлен в соответствии с рабочей программой УМК "Школа России"( 1 - ...
Урок русского языка во 2 классе по системе Л.В.Занковва Тема::«Распространенные и нераспространенные предложения. Главные и второстепенные члены предложения»
При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников, реальные возможности учеников 2 класса, все учащиеся которого имеют положительную мотивацию ...
Грамматическая основа предложения Главные и второстепенные члены предложения.
Наша планета находится на грани экологического кризиса. Сколько нам осталось времени, чтобы одуматься, понять, что человек не царь природы, а ее неотъемлемая часть. Что делать? Как спасти ...
"Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения." 4 класс презентация
Презентация к уроку русского языка. 4 класс. Повторение и закрепление изученного материала в 3 классе....
Тема: Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложений по членам.
Дата: 18.09.2018 ...
Проверочная работа для 4 класса "Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения"
Проверочная работа по русскому языку на повторение падежей имени существительного и закрепление темы «Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения» в 4 классеЦе...