Проект "Широкая масленица!"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Именно поэтому возникает потребность в такой системе образования, которая сможет воспитать высоконравственную личность . Важно повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица). Старые люди сказывали: «Человек, незнающий и непонимающий своего языка, словно одинокая птица, собравшаяся в дальний путь»
Актуальность проекта
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей.
Цель проекта: Формировать представление о народных традициях путем погружения в атмосферу праздника Масленица, приобщать детей к традициям и обычаям русского народа, способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края; создание условие для совместной творческой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- формировать представление детей о традиционной русской культуре, знакомить с историей и традициями русского народа на примере праздника Масленица;
- познакомить с русским народным фольклором, связанным с празднованием Масленицы (песни, заклички, частушки, сказки, игры);
- познакомить с традиционным русским укладом, традиционной национальной одеждой, изделиями народного промысла;
- познакомить с блюдами традиционной русской кухни, историей появления блинов.
Коррекционно-развивающие:
- способствовать развитию интереса к истории родной страны, обычаям и традициям в жизни людей, к обрядовым русским праздникам;
- развивать интерес к русскому народному фольклору и желание принимать активное участие в проведении тематических развлечений, досугов;
- развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом;
- формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.
Воспитательные:
- воспитывать нравственно-патриотические качества, основанные на знании русских традиций, гордость за свой народ;
- воспитывать уважение к прошлому и культурно-историческим ценностям русского народа;
- воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, толерантность к особенностям национальной культуры каждого ребенка;
- ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к своей национальной культуре в семье, на воспитание у детей уважения и интереса к культурно-историческим ценностям родной страны и к культурным особенностям других наций.
Состав участников: дети младшего школьного
Тип проекта: познавательно - творческий, информационный, практический.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Срок реализации: февраль – март 2019г.
Ожидаемые результаты:
- Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
- Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
- Дети знают и с удовольствием поют народные песни, частушки, узнают народные мелодии, рассказывают потешки, сказки.
- Дети умеют играть в подвижные народные игры, с удовольствием участвуют в тематических развлечениях, используют полученные знания в самостоятельной и совместной деятельности.
- Дети имеют представление о народном быте, традиционной одежде, народной кухне.
Продукт проекта:
- Выставка поделок «Масленичная кукла»
- Выставка рисунков
- Праздник «Масленица».
Формы организации работы детьми.
1. Беседа, общение.
2. Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
3. Слушание и разучивание фольклорных произведений.
4. Развлечение.
5. Просмотр презентаций и мультфильмов, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, предметов народного быта и декоративно-прикладного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Визитная карточка проекта | 16.88 КБ |
Направляющие вопросы проекта | 23.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Визитная карточка проекта
Автор проекта | Серебрякова Ирина Александровна Мельникова Оксана Федоровна |
Должность | Педагог дополнительного образования Учитель начальных классов |
Образовательное учреждение | Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 6 Красногвардейского района Санкт-Петербурга |
Название проекта | «Широкая масленица!» |
Тип проекта | Информационный, творческий. Коллективный |
Адресация | Учащиеся с ОВЗ (ЗПР) 2 класса |
Участники проекта | Руководитель и учащиеся творческого объединения «Читаем, учимся, творим», классный руководитель, воспитатель. |
Предметные области | Литература, чтение, технология, информатика, история. |
Продолжительность проекта | Краткосрочный проект рассчитан на две недели |
Цель проекта | Содействие повышению интереса учащихся к истории России, фольклору. |
Задачи проекта |
|
План реализации проекта | Подготовительный этап. Педагог подбирает и адаптирует материалы по теме, проводит анкетирование. Основные этапы реализации проекта.
Завершение проекта.
|
Описание итогов проекта | В ходе выполнения проекта учащиеся с ЗПР проявили самостоятельность в приобретении знаний, получении опыта познавательной и учебной деятельности, в создании творческого продукта. Работа над проектом захватила учащихся, произошёл эмоциональный подъём. Ребята делились с педагогом предложениями по теме следующего проекта. |
Предварительный просмотр:
Направляющие вопросы проекта «Широкая масленица!»
Основополагающий вопрос Что такое масленица? | |
Проблемный вопрос №1 Какова история масленицы? | Проблемный вопрос №2 Что собой представляет празднование масленицы на Руси? |
Учебные вопросы | Учебные вопросы |
Когда начали праздновать масленицу? | В какое время года празднуют масленицу? |
Каковы символы масленицы? | Как связан этот праздник с православной верой? |
Какие народы отмечают этот праздник? | Как изобразил масленицу художник Б. М.Кустодиев? |
Каким должно быть место и условия празднования масленицы? | Какие поговорки, пословицы, стихи о масленице ты узнал? |
Какие масленичные игры ты знаешь? | |
Как готовится основное блюдо (блины) праздника? | |
Чем заканчивается праздник? |
Деятельность педагога и учащихся в ходе работы над проектом
Направляющие вопросы | Задания | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Итог | ||
Проблемный вопрос №1. Какова история Зимних Олимпийских игр? | ||||||
Учебные вопросы | ||||||
Каковы символы Зимних Олимпийских игр? | Создание слайдов для презентации | Поиск и подбор литературы, фото и видеоматериалов Создание слайдов для вводной презентации | Просмотр и отбор материалов, анализ и обсуждение Создание слайдов для презентации | Показ презентации в группе. Участие в конкурсе презентаций | ||
Какие виды спорта раньше входили в программу Зимних Олимпийских игр? | Создание слайдов для презентации | |||||
Каким должно быть место и условия проведения Зимних Олимпийских игр? | Создание слайдов для презентации | |||||
Проблемный вопрос №2. Что собой представляют Зимние Олимпийские игры в Сочи? | ||||||
Учебные вопросы | ||||||
Каковы талисманы Зимних Олимпийских игр в Сочи? | Создание слайдов для презентации | Поиск и подбор литературы, фото и видеоматериалов Создание слайдов для вводной презентации | Просмотр и отбор материалов, анализ и обсуждение. Создание слайдов для презентации | Показ презентации в группе. Участие в конкурсе презентаций. | ||
Изготовление талисманов в технике бумажной пластики | Поиск и подбор литературы, фото и видеоматериалов Разработка и изготовление образцов талисманов | Просмотр и отбор материалов, анализ и обсуждение. Выбор талисмана для поделки Изготовление талисмана в технике бумажной пластики | Представление талисманов на районной выставке | |||
Какие виды спорта входят в программу Зимних Олимпийских игр в Сочи? | Создание слайдов для презентации | Поиск и подбор литературы, фото и видеоматериалов Создание слайдов для вводной презентации | Просмотр и отбор материалов, анализ и обсуждение. Создание слайдов для презентации | Показ презентации в группе. Участие в конкурсе презентаций | ||
Изготовление коллажа | Поиск и подбор литературы, фото и видеоматериалов Разработка и изготовление образца коллажа | Просмотр и отбор материалов, анализ и обсуждение. Выбор вида спорта для коллажа Изготовление коллажа | Представление коллажа на районной выставке | |||
Направляющие вопросы | Задания | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Итог | ||
Какие виды спорта входят в программу Зимних Олимпийских игр в Сочи? | Изготовление закладок для книг | Поиск и подбор литературы, фото и видеоматериалов Разработка и изготовление образцов закладок | Просмотр и отбор материалов, анализ и обсуждение. Выбор вида спорта для закладки Изготовление закладки для книг | Представление закладок на районной выставке | ||
Какие олимпийские объекты были построены для игр в Сочи? | Создание слайдов для презентации | Поиск и подбор литературы, фото и видеоматериалов Создание слайдов для вводной презентации | Просмотр и отбор материалов, анализ и обсуждение. Создание слайдов для презентации | Показ презентации в группе. Участие в конкурсе презентаций | ||
Кто помогал организовать и провести Зимние Олимпийские игры в Сочи? | Создание слайдов для презентации | |||||
Кто стал победителями и призёрами Зимних Олимпийских игр в Сочи? | Создание слайдов для презентации | |||||
Как готовятся спортсмены к выступлению на соревнованиях по зимним видам спорта? | Составление перечня вопросов для интервьюирования тренеров | Поиск и подбор литературы, фото и видеоматериалов Организация экскурсии. Создание примерного перечня вопросов. | Просмотр и отбор материалов, анализ и обсуждение. Создание перечня вопросов | Экскурсии в ГУ Среднего профессионального образования «Училище олимпийского резерва № 2» и ДЮСШ Красногвардейского района. Интервью с тренерами | ||
Какие есть стихотворения о зимних видах спорта? | Выбор и разучивание стихотворения | Поиск и подбор литературы Рекомендации по выбору стихотворения. Организация школьного конкурса чтецов | Просмотр и отбор материалов, анализ и обсуждение. Выбор и разучивание стихотворения | Выступление на конкурсе чтецов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общешкольное мероприятие "Масленица"
Сценарий проведения русского народного праздника "Масленица" для начальной школы....
Праздник масленицы
Сценарий праздника масленицы...
Автор Смородинова Елена Эдуардовна Сценарий праздника "Масленица" 1 класс
Коллективный праздник детей и родителей с гулянием и чаем на широком школьном дворе с куклой Масленицей. использование народного фольклораюпесен, народных конкурсов....
Прощай масленица. Проводы Масленицы.
Цель: Познакомить с традициями праздника «Масленица».Задачи: * Познакомить с праздником «масленица», дать представление учащимся о народных традициях, обрядах, верованиях, выявить связь жизни русского...
Презентация "Масленица". Стихи и песни- заклички к Масленице
Цель : наглядно познакомить учащихся с праздником Масленица....
Сценарий к празднику "Масленица" для обучающихся в начальной школе. "Емелина Масленица"
Сценарий написан для театральной студии начальной школы. Рекомендован к показу для обучающихся начальной школы на масленичной неделе....
Методическая разработка проведения праздника Масленицы "Русская Масленица"
В помощь педагогам для проведения праздника...