Проект "Широкая масленица!"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Серебрякова Ирина Александровна

В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Именно поэтому возникает потребность в такой системе образования, которая сможет воспитать высоконравственную личность . Важно повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица). Старые люди сказывали: «Человек, незнающий и непонимающий своего языка, словно одинокая птица, собравшаяся в дальний путь»
Актуальность проекта

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей.

Цель проекта: Формировать представление о народных традициях путем погружения в атмосферу праздника Масленица, приобщать детей к традициям и обычаям русского народа, способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края; создание условие для совместной творческой деятельности.

Задачи:

Обучающие:
- формировать представление детей о традиционной русской культуре, знакомить с историей и традициями русского народа на примере праздника Масленица;
- познакомить с русским народным фольклором, связанным с празднованием Масленицы (песни, заклички, частушки, сказки, игры); 
- познакомить с традиционным русским укладом, традиционной национальной одеждой, изделиями народного промысла;
- познакомить с блюдами традиционной русской кухни, историей появления блинов.

Коррекционно-развивающие: 
- способствовать развитию интереса к истории родной страны, обычаям и традициям в жизни людей, к обрядовым русским праздникам; 
- развивать интерес к русскому народному фольклору и желание принимать активное участие в проведении тематических развлечений, досугов;
- развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом;
- формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.
Воспитательные:
- воспитывать нравственно-патриотические качества, основанные на знании русских традиций, гордость за свой народ;
- воспитывать уважение к прошлому и культурно-историческим ценностям русского народа;
- воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, толерантность к особенностям национальной культуры каждого ребенка;
- ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к своей национальной культуре в семье, на воспитание у детей уважения и интереса к культурно-историческим ценностям родной страны и к культурным особенностям других наций. 

 

Состав участников: дети младшего школьного

Тип проекта: познавательно - творческий, информационный, практический.

Продолжительность проекта:  краткосрочный.

 

Срок реализации: февраль – март 2019г.

 

Ожидаемые результаты:

- Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

- Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

Дети знают и с удовольствием поют народные песни, частушки, узнают народные мелодии, рассказывают потешки, сказки.

- Дети умеют играть в подвижные народные игры, с удовольствием участвуют в тематических развлечениях, используют полученные знания в самостоятельной и совместной деятельности.

- Дети имеют представление о народном быте, традиционной одежде, народной кухне.

 

Продукт проекта:

- Выставка поделок «Масленичная кукла»  

 - Выставка рисунков

- Праздник «Масленица».

 

 

Формы организации работы детьми.

1. Беседа, общение.

2. Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.

3. Слушание и разучивание фольклорных произведений.

4. Развлечение.

5. Просмотр презентаций и мультфильмов, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, предметов народного быта и декоративно-прикладного искусства.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Визитная карточка проекта

Автор проекта

Серебрякова Ирина Александровна

Мельникова Оксана Федоровна

Должность

Педагог дополнительного образования

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 6 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Название проекта

«Широкая масленица!»

Тип проекта

Информационный, творческий.

Коллективный

Адресация

Учащиеся с ОВЗ (ЗПР) 2 класса

Участники проекта

Руководитель и учащиеся творческого объединения «Читаем, учимся, творим», классный руководитель, воспитатель.

Предметные области

Литература, чтение, технология, информатика, история.

Продолжительность проекта

Краткосрочный проект рассчитан на две недели

Цель проекта

Содействие повышению интереса учащихся к истории России, фольклору.

Задачи проекта

  • Популяризация русских народных праздников.
  • Включение учащихся в активную познавательную и творческую деятельность.
  • Развитие у детей интереса к чтению литературы об истории русского народа, фольклоре.
  • Развитие умения искать, анализировать и систематизировать информацию.

План реализации проекта

Подготовительный этап.

Педагог подбирает и адаптирует материалы по теме, проводит анкетирование.

Основные этапы реализации проекта.

  • Знакомство учащихся с материалами, подготовленными педагогом. Коллективное обсуждение и выбор тем для творческих работ. Беседа о требованиях, предъявляемых к выполнению конкретных заданий по теме
  • Самостоятельная работа учащихся по выполнению заданий проекта.
  • Работа педагога по консультированию, стимулированию, поддержке и координации деятельности детей.

Завершение проекта.

  • Публичное выступление детей с чтением стихов, частушек.
  • Участие в школьной выставке рисунков «Масленица»
  • Презентация творческих работ (кукла Масленка, лепка на тему поговорки «Не все коту масленица»)
  • Учащиеся высказывают пожелания, заполняют итоговую анкету.

Описание итогов проекта

В ходе выполнения проекта учащиеся с ЗПР проявили самостоятельность в приобретении знаний, получении опыта познавательной и учебной деятельности, в создании творческого продукта.

Работа над проектом захватила учащихся, произошёл эмоциональный подъём.

Ребята делились с педагогом предложениями по теме следующего проекта.



Предварительный просмотр:

Направляющие вопросы проекта «Широкая масленица!»

Основополагающий вопрос

Что такое масленица?

Проблемный вопрос №1

Какова история масленицы?

Проблемный вопрос №2

Что собой представляет празднование масленицы на Руси?

Учебные вопросы

Учебные вопросы

Когда начали праздновать масленицу?

В какое время года празднуют масленицу?

Каковы символы масленицы?

Как связан этот праздник с православной верой?

Какие народы отмечают этот праздник?

Как изобразил масленицу художник

 Б. М.Кустодиев?

Каким должно быть место и условия празднования масленицы?

Какие поговорки, пословицы, стихи о масленице ты узнал?

Какие масленичные игры ты знаешь?

Как готовится основное блюдо (блины) праздника?

Чем заканчивается праздник?

Деятельность педагога и учащихся в ходе работы над проектом

Направляющие вопросы

Задания

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Итог

Проблемный вопрос №1. Какова история Зимних Олимпийских игр?

Учебные вопросы

Каковы символы Зимних Олимпийских игр?

Создание слайдов для презентации

Поиск и подбор литературы, фото и видеоматериалов

Создание слайдов для вводной презентации

Просмотр и отбор материалов, анализ и обсуждение

Создание слайдов для презентации

Показ презентации в группе. Участие в конкурсе презентаций

Какие виды спорта раньше входили в программу Зимних Олимпийских игр?

Создание слайдов для презентации

Каким должно быть место и условия проведения Зимних Олимпийских игр?

Создание слайдов для презентации

Проблемный вопрос №2.

Что собой представляют Зимние Олимпийские игры в Сочи?

Учебные вопросы

Каковы талисманы Зимних Олимпийских игр в Сочи?

Создание слайдов для презентации

Поиск и подбор литературы, фото и видеоматериалов

Создание слайдов для вводной презентации

Просмотр и отбор материалов, анализ и обсуждение. Создание слайдов для презентации

Показ презентации в группе. Участие в конкурсе презентаций.

Изготовление талисманов в технике бумажной пластики

Поиск и подбор литературы, фото и видеоматериалов

Разработка и изготовление образцов талисманов

Просмотр и отбор материалов, анализ и обсуждение. Выбор талисмана для поделки

Изготовление талисмана в технике бумажной пластики

Представление талисманов на районной выставке

Какие виды спорта входят в программу Зимних Олимпийских игр в Сочи?

Создание слайдов для презентации

Поиск и подбор литературы, фото и видеоматериалов

Создание слайдов для вводной презентации

Просмотр и отбор материалов, анализ и обсуждение. Создание слайдов для презентации

Показ презентации в группе. Участие в конкурсе презентаций

Изготовление коллажа

Поиск и подбор литературы, фото и видеоматериалов

Разработка и изготовление образца коллажа

Просмотр и отбор материалов, анализ и обсуждение. Выбор вида спорта для коллажа

Изготовление коллажа

Представление коллажа на районной выставке

Направляющие вопросы

Задания

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Итог

Какие виды спорта входят в программу Зимних Олимпийских игр в Сочи?

Изготовление закладок для книг

Поиск и подбор литературы, фото и видеоматериалов

Разработка и изготовление образцов закладок

Просмотр и отбор материалов, анализ и обсуждение. Выбор вида спорта для закладки

Изготовление закладки для книг

Представление закладок на районной выставке

Какие олимпийские объекты были построены для игр в Сочи?

Создание слайдов для презентации

Поиск и подбор литературы, фото и видеоматериалов

Создание слайдов для вводной презентации

Просмотр и отбор материалов, анализ и обсуждение. Создание слайдов для презентации

Показ презентации в группе. Участие в конкурсе презентаций

Кто помогал организовать и провести Зимние Олимпийские игры в Сочи?

Создание слайдов для презентации

Кто стал победителями и призёрами Зимних Олимпийских игр в Сочи?

Создание слайдов для презентации

Как готовятся спортсмены к выступлению на соревнованиях по зимним видам спорта?

Составление перечня вопросов для интервьюирования тренеров

Поиск и подбор литературы, фото и видеоматериалов

Организация экскурсии.

Создание примерного перечня вопросов.

Просмотр и отбор материалов, анализ и обсуждение. Создание перечня вопросов

Экскурсии в ГУ Среднего профессионального образования «Училище олимпийского резерва № 2» и ДЮСШ Красногвардейского района.

Интервью с тренерами

Какие есть стихотворения о зимних видах спорта?

Выбор и разучивание стихотворения

Поиск и подбор литературы

Рекомендации по выбору стихотворения.

Организация школьного конкурса чтецов

Просмотр и отбор материалов, анализ и обсуждение. Выбор и разучивание стихотворения

Выступление на конкурсе чтецов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общешкольное мероприятие "Масленица"

Сценарий проведения русского народного праздника "Масленица" для начальной школы....

Праздник масленицы

Сценарий праздника масленицы...

Автор Смородинова Елена Эдуардовна Сценарий праздника "Масленица" 1 класс

 Коллективный праздник детей  и родителей с гулянием  и чаем на широком школьном дворе с куклой Масленицей. использование народного фольклораюпесен, народных конкурсов....

Прощай масленица. Проводы Масленицы.

Цель: Познакомить с традициями праздника «Масленица».Задачи: * Познакомить с праздником «масленица», дать представление учащимся о народных традициях, обрядах, верованиях, выявить связь жизни русского...

Презентация "Масленица". Стихи и песни- заклички к Масленице

Цель : наглядно познакомить учащихся с праздником Масленица....

Сценарий к празднику "Масленица" для обучающихся в начальной школе. "Емелина Масленица"

Сценарий написан для театральной студии начальной школы. Рекомендован к показу для обучающихся начальной школы на масленичной неделе....