РП по внеурочке "Живое слово" 4 кл
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа для об-ся 4кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhiv_slovo_4v_onova_yu._a._2019-20_g.docx | 34.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 564 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
«ПРИНЯТА» | «УТВЕРЖДАЮ» | |
Педагогическим советом ГБОУ СОШ № 564 Адмиралтейского района СПб | Приказ по школе от «30 » августа 2019 № 50.1-0 | |
Протокол от _30.08_2019 №_1___ | Директор ГБОУ СОШ № 564 Адмиралтейского района СПб: _______________________ / Корсакова Н.Л./ |
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
срок реализации 1 год 2019 - 2020 учебный год
Курс внеурочной деятельности «Живое слово /развитие речи/»
(название учебного предмета)
для учащихся ___4-в_ класса
Учитель: Онова Юлия александровна (ФИО полностью) _________________________________ (подпись) |
Санкт-Петербург
2019
Содержание Рабочей программы
№ п/п | Название раздела | Страницы |
1 | Пояснительная записка. - место учебного предмета в Учебном плане (количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа в соответствии с Учебным планом, календарным учебным графиком, обоснование увеличения количества учебных часов (при необходимости); -используемый учебно-методический комплект (в котором должны быть указаны выходные данные материалов, программ, учебных пособий и т.д.), включая электронные ресурс, а также дополнительно используемые информационные ресурсы; - планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; - формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (согласно локальному акту ГБОУ СОШ № 564) | 3 |
2 | Основное содержание учебного предмета | 9 |
3 | Тематическое планирование | 10 |
4 | Календарно-тематическое планирование. | 11 |
5 | ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Примерная программа по предмету | 15 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Лист корректировки | 16 |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по «Живое слово» предназначена для учащихся 4 в класса, осваивающих основную общеобразовательную программу начального общего образования на базовом уровне, составлена с учетом выбранного УМК на основе следующих нормативно-правовых документов:
Рабочая программа по курсу «Живое слово» разработана на основе авторской программы Т.А. Ладыженской «Риторика» // Образовательная система «Школа 2100. Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. / Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2015
. Структура данной Рабочей программы соответствует Положению о рабочей программе ГБОУ СОШ № 564 от 24 мая 2019 года.
Программа рассчитана на 34 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В связи с праздничными днями и каникулами в 2019-20 году будет проведено 34 занятия
Ведение курса «Живое слово» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цель курса - работая по программе «Риторика», научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.
Таблица тематического распределения часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |||||
Авторская программа | Рабочая программа | Рабочая программа по классам | |||||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4кл. | ||||
1 | Общение. | 68 | 67 | 16 | 17 | 17 | 17 |
2 | Текст. Речевые жанры. | 68 | 68 | 17 | 17 | 17 | 17 |
Итого | 136 | 135 | 33 | 34 | 34 | 34 |
Общая характеристика учебного курса
Курс «Живое слово» создает условия для знакомства младшего школьника с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознания важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Курс «Живое слово» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данного курса - формирование навыков общения и культуры поведения четвероклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Актуальность изучаемого курса складывается из потребности современного общества в высоко - культурном и образованном подрастающем поколении. В современном мире невозможно общаться, не используя правила этикета, вежливости нажитого веками.
Цели программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания,
обучение ребенка в традициях русской многонациональной культуры, привитие ему правил поведения в современном обществе.
Основные задачи программы:
способствовать формированию навыков поведения в обществе;
способствовать моральному развитию детей.
способствовать воспитанию чувств коллективизма
способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям; умение ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание по отношению к взрослым и к своим сверстникам. Особенности организации занятий
беседа;
игровой практикум;
беседа-рассуждение;
беседа-игра;
беседа-размышление;
Описание места учебного курса в учебном плане
Курс «Живое слово» рассчитан на 1 час в неделю, 33 часа для 1 класса и 34 часа для 2 - 4 классов, общий объём учебного времени составляет 135 часов. «Живое слово» даёт широкие возможности для участия детей в проведении школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся - письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.
Для реализации программного содержания используются учебные пособия:
- Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. - М. : Баласс;
- Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М. : Баласс;
- Учебные пособия «Детская риторика» для начальной школы // под руководством Т.А. Ладыженской).
- Технические средства обучения.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
Одним из результатов обучения курсу «Живое слово» является решение задач воспитания - осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека - осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества - признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности - обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Планируемые результаты:
В структуре курса Живое слово» можно выделить два смысловых блока:
Первый блок - «Общение» даёт представление о
- сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
- компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок - «Речевые жанры» - даёт сведения о
- тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
- типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
- речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике в рамках курса «Живое слово», безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи - основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач. Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений - школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
- на уровне личностных результатов - овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей и т.д.;
- на уровне метапредметных результатов - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- опираться на использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач и т.д.;
- на уровне результатов в предметной области «Филология» - овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и т.д.
4-й класс
Личностными результатами изучения курса «Живое слово» является формирование следующих умений:
- объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
- отличать истинную вежливость от показной;
- адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
- учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
- осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
- анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
- поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
- Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
- Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
- С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.
- Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика. Ученик научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям( определить группы пословиц по теме - о добре, трудолюбии, отношении к учёбе.)
Метапредметными результатами изучения курса «Живое слово» является формирование следующих универсальных учебных действий:
- формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
- оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
- анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
- осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
- анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
- классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
- реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
- признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
- различать описания разных стилей - делового и художественного;
- продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
- анализировать словарные статьи;
- реализовывать словарные статьи к новым словам;
- осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
- воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
- анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
- слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
- редактировать текст с недочётами.
Предметными результатами изучения курса «Живое слово» является формирование следующих умений:
- различать общение для контакта и для получения информации;
- учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
- уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
- определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
- называть основные признаки текста, приводить их примеры;
- называть изученные разновидности текстов - жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
- продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
- вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
- анализировать типичную структуру рассказа;
- рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
- знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
- продуцировать простые информационные жанры (типа что-где-когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
- объяснять значение фотографии в газетном тексте;
- реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
1.Ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.
2. Ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
3.Ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
4. Ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
2. Содержание учебного предмета
4 класс 34 часа
ОБЩЕНИЕ. - 12 часов
Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.
Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.
Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.
Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.
Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. - 22 часа
Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.
Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).
Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.
Типы текстов.
Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.
Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка.
Тематическое планирование
Темы | Кол-во часов по программе | Кол-во-во часов по плану | |
1. | ОБЩЕНИЕ | 12 часов | 12 часов |
2. | ТЕКСТ | 10 часов | 10 часов |
3. | Речевые жанры | 8 часов | 8 часов |
4. | Обобщение | 4 часа | 4 часа |
Итого: | 34 часа | 34 часа |
3. Календарно - тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
(34 часа)
Тема урока | Коли-чество часов Дата | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) - на необходимом уровне, (П) - на программном уровне | |
ОБЩЕНИЕ - 12 часов | |||
Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься. | 2 4.09 11.09 | Называть компоненты речевой ситуации (П). Объяснять, почему их нужно учитывать для того, чтобы общение было успешным (П). Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении (П). Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. (П). | |
Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения). | 2 18.09 25.09 | Объяснять значение улыбки как средства для установления и поддержания контакта, выражения доброжелательного и внимательного отношения к собеседнику (П). Демонстрировать уместное использование улыбки в разных ситуациях общения (П). | |
Особенности говорения. Речевые отрезки и паузы. | 2 2.10 9.10 | Называть словесные и несловесные средства устной речи (П). Объяснять роль пауз, логических ударений (П). Определять уместность употребления несловесных средств при устном общении (П). Демонстрировать уместное употребление несловесных средств (П). | |
Успокоить, утешить словом. Утешить - помочь, утешить - поддержать. | 2 16.10 23.10 | Называть этикетные формулы утешения (П). Реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации (П). Определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом (П). | |
Какой я слушатель. | 2 6.11 13.11 | Оценивать себя как слушателя (П). | |
Я - читатель. | 2 20.11 27.11 | Оценивать себя как читателя (П). | |
ТЕКСТ - 10 часов | |||
Типы текстов. Яркие признаки текста. Абзацные отступы, завершающий абзац.
| 2 4.12 11.12 | Моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных начальных и конечных предложений - абзацев (П). Называть признаки текста (П). Подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершённым текстам (П). | |
Запрет-предостережение, запрет - строгий и мягкий. | 2 18.12 25.12 | Анализировать жанр запрета, его соответствие речевой ситуации (П). Реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в зависимости от ситуации общения (П). | |
Знаки вокруг нас, дорожные знаки. Знаки-символы и знаки-копии. | 2 15.01 22.01 | Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни (П). Различать знаки-символы и знаки-копии (П). Называть языковые знаки (П). Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков (Н). Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное (Н). | |
Опорные конспекты. Составляем опорный конспект. | 2 29.01 5.02. | ||
Описание - деловое и художественное. Вежливая оценка. | 1 12.02 | Различать описания разных стилей (П). Анализировать оценочное высказывание с точки зрения его убедительности и вежливости (П). Вежливо и убедительно оценивать чужую работу, характер и т.д. (П). | |
Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение). Во-первых, во-вторых, в-третьих … Вступление и заключение. | 1 19.02 | Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть) в рассуждении (П).
| |
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ- 8 ч | |||
Скажи мне почему... | 2 26.02 4.03 | Основные части рассуждения Аргументы | |
Словарная статья. | 2 11.03 18.03 | Анализировать словарную статью (П). Реализовывать словарную статью к новым словам (Н). | |
Рассказ. Хочу рассказать. | 2 1.04 8.04 | Анализировать типичную структуру рассказа (П). Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни (П). | |
Служба новостей, что такое информация. Газетная информация, факты, события и отношение к ним. Информационные жанры: хроника, заметка. Подпись под фотографией. | 2 15.04 22.04 | Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию (П). | |
ОБОБЩЕНИЕ-4 ч | |||
Говорю, пишу, читаю, слушаю. Речевые жанры. Этикетные жанры и слова вежливости. Этикетные диалоги, речевые привычки. | 1 29.04 6.05 13.05 20.05 | Приводить примеры связи используемых людьми видов речевой деятельности (П). Называть изученные речевые жанры (П). Приводить примеры жанров и ситуаций, в которых они используются (П). Называть этикетные речевые жанры (П). Разыгрывать этикетные диалоги по всем изученным в 1-4-м классах жанрам (П). Оценивать свои речевые привычки (П). Формулировать правила эффективного общения (П). Объяснять роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач (П). |
4. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
1. "Уроки риторики. 4 класс. Методические рекомендации для учителя" Т. А. Ладыженская Москва. Баллас. Ювента.
Корректировка рабочей программы