Олимпиада по русскому языку 4 класс
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс)
Школьная олимпиада по русскому языку 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnaya_olimpiada_dlya_4_klassa_po_russkomu_yazyku.docx | 29.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.__________________________________________________________Класс____
Олимпиада по русскому языку
- Расставьте ударение в словах.
Банты, документ, щавель, форзац, балуешься, звонит, торты, красивее, шофер, кухонный, повторишь, завидно, положил, свекла.
- Выполните транскрипцию индийской пословицы.
Большой ум лучше силы буйвола.
___________________________________________________________________________
- Составьте по два словосочетания так, чтобы можно было различить слова, имеющие одинаковые звуки.
Пру[т], лу[к], об[и]жать, м[и]чи, ро[т].
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какое из данных слов отличается от других по своему составу? Обоснуйте.
Дочка, бочка, штучка, печка.
- Определите лишнее слово среди приведённых и разберите его по составу.
Соринка, сорняк, сорвал, насорил, сор.
________________________________________________________________________
- Закончите цепочку. Какая цепочка не поддаётся решению?
печка → печник = лес → ?
песок → песочный = известь→ ?
красный → красноватый = деревянный → ?
вязать → вязальный = гладить → ?
баян → баянист = балалайка → ?
7. Подберите к устаревшим словам современные синонимы:
чело – ланиты--
очи – длань-
персты – ныне-
уста - отрада-
8.Определите, какими языковыми средствами являются выделенные слова в предложениях. НЕОБХОДИМЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ВЫДЕЛЕНЫ ЖИРНЫМ ШРИФТОМ!
Белые и чёрные кролики дружно жевали траву. | |
Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном? | |
Сквозь волнистые туманы Пробирается луна … | |
То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя … | |
А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. | |
Норка вылезла из норки И пошла к знакомой норке. |
9.Определите, какой частью речи могут быть данные слова. Составьте предложения с ними, выступающими в роли разных частей речи.
Пила,стекло, три, печь.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Прим…рить враго…, прож…вать пищу, сп…ртивные дост… жения, не сп…ши отвечать, зап..вать л…карство, а(к, кк)уратная надпись, чу…ствуешь радость, зап…вать в хоре, об…едини(т,ть)ся в гру(п,пп)у, ус…ная речь, гиган…ские шаги, играю в те(н,нн)ис, ч...десный день.
11.Расставьте знаки препинания в следующих предложениях:
А) Маша воскликнула Ребята сюда!
Б) Мы знали что скоро наступит ночь.
В) Лес зеленый дом для многих его обитателей.
Г) В огороде у бабушки были посажены разные овощи свёкла морковь капуста и картофель.
Д) Солнце играет светом льет теплые лучи на землю.
12.Анограмма –перестановка букв в слове ( или нескольких словах ) в любом порядке, в результате которой образуется новое слово, например: арка – кара.
Из букв слов САРАЙ, КЛОУН, СТУК, МУКА, РОПОТ, ШПАЛА составьте слова-анограммы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________
13.Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.
чулки - _____________________ туфли - ___________________
носки - _____________________ помидоры - _______________
цыгане - ____________________ ботинки - _________________
14.Раскройте смысл выражений:
рукой подать, через час по чайной ложке, во весь дух, морочить голову, работать засучив рукава, работать спустя рукава.
Придумайте короткий рассказ с одним устойчивым выражением.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы
ПРИ НАЛИЧИИ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК СНИМАЕТСЯ 0,5 баллов за каждую
1.Расставьте ударение в словах.
БАнты, докумЕнт, щавЕль, фОрзац, балУешься, звонИт, тОрты, красИвее, шофЕр, кУхонный, повторИшь, завИдно, положИл, свЁкла.
( За каждый правильный ответ – 0,5 баллов ) Всего – 7 баллов
2.Выполните транскрипцию данной фразы.
Большой ум лучше силы буйвола.
[ бал`шОй` Ум лУч`шэ с`Илы бУй`вала ].
( За правильно составленную танскрипцию – 5 баллов )
3.Составьте по два словосочетания так, чтобы можно было различить слова, имеющие одинаковые звуки.
Пру[т], лу[к], об[и]жать, м[и]чи, ро[т].
( За каждое правильно составленное словосочетание – 0,5 балл ) Всего – 5 баллов
4.Какое из данных слов отличается от других по своему составу? Обоснуйте.
Дочка, бочка, штучка, печка.
Лишнее слово – бочка, т.к. все остальные слова состоят из корня, суффикса -к- и окончания: доч-к-а, штуч-к-а,печ-к-а.
( За правильный ответ – 1 балл. За обоснование – 3 балла ) Всего – 4 балла
5.Определите лишнее слово среди приведённых и разберите его по составу.
Соринка, сорняк, со-рв-а-л, насорил, сор.
( За правильно указанное слово – 1 балл, за разбор по составу – 2 балла ) Всего – 3 балла
6.Закончите цепочку. Какая цепочка не поддаётся решению?
печка → печник = лес → ?
песок → песочный = известь → ?
красный → красноватый = деревянный → ?
вязать → вязальный = гладить → ?
баян → баянист = балалайка → ?
( За каждый правильно решённый пример – 1 балл ) Всего – 5 баллов.
Ответ: 1) лесник, 2) известковый, 3) не имеет решения, 4) гладильный, 5) балалаечник.
7. Подберите к устаревшим словам современные синонимы:
чело –лоб ,
очи-глаза,
персты-пальцы,
уста – губы,
ныне – сегодня,
отрада – радость,
ланиты- щеки,
длань-ладонь.
( За каждое правильно указанное слово – 1 балл) Всего – 8 баллов.
8.Определите, какими языковыми средствами являются выделенные слова в предложениях. НЕОБХОДИМЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ВЫДЕЛЕНЫ ЖИРНЫМ ШРИФТОМ!
Белые и чёрные кролики дружно жевали траву. | Антонимы |
Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном? | Синонимы |
Сквозь волнистые туманы Пробирается луна … | Олицетворение |
То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя … | Сравнение |
А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. | Метафора |
Норка вылезла из норки И пошла к знакомой норке. | Омонимы |
( За каждое правильно определённое языковое средство – 2 балла ) Всего – 12 баллов
9.Определите, какой частью речи могут данные слова. Составьте предложения с ними, выступающими в роли разных частей речи.
Ожёг, стекло, три, печь.
Ожёг – существительное, глагол
Стекло – существительное, глагол
Три – глагол, числительное
Печь – существительное, глагол
( За каждое правильное указание части речи – 0,5 баллов, за правильно составленное предложение – 1 балл ) Всего – 12 баллов
10. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Прим…рить враго…, прож…вать пищу, сп…ртивные дост… жения, не сп…ши отвечать, зап..вать л…карство, а(к, кк)уратная надпись, чу…ствуешь радость, зап…вать в хоре, об…едини(т,ть)ся в гру(п,пп)у, ус…ная речь, гиган…ские шаги, играю в те(н,нн)ис, ч...десный день.
( За каждую правильно вставленную букву – 0,5 баллов ) Всего – 9 баллов )
11.Расставьте знаки препинания в следующих предложениях:
А) Маша воскликнула: «Ребята, сюда!»
Б) Мы знали, что скоро наступит ночь.
В) Лес - зеленый дом для многих его обитателей.
Г) В огороде у бабушки были посажены разные овощи: свёкла, морковь, капуста и
картофель.
Д) Солнце играет светом, льет теплые лучи на землю.
( За каждый правильно поставленный знак – 0,5 баллов ) Всего – 4 балла
12. Анограмма –перестановка букв в слове ( или нескольких словах ) в любом порядке, в результате которой образуется новое слово, например: арка – кара.
Из букв слов САРАЙ, КЛОУН, СТУК, МУКА, РОПОТ, ШПАЛА составьте слова - анограммы.
САЙРА, УКЛОН, КУСТ, КУМА, ТОПОР, ЛАПША.
( За правильный ответ – 1 балл ) Всего – 6 баллов
13.Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.
чулки - _____________________ туфли - ___________________
носки - _____________________ помидоры - _______________
цыгане - ____________________ ботинки - _________________
чулки - чулок туфли - туфель
носки - носков помидоры - помидоров
цыгане - цыган ботинки - ботинок
( За каждый правильный ответ – 1 балл). Всего- 6 баллов.
14.Раскройте смысл выражений: рукой подать, через час по чайной ложке, во весь дух, морочить голову, работать засучив рукава, работать спустя рукава. Придумайте короткий рассказ с одним устойчивым выражением.
( За каждое правильно расшифрованное выражение – 1 балл. За рассказ – 8 баллов ) Всего – 14 баллов
ВСЕГО – 100 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Районная олимпиада по русскому языку 4 класс
Районная олимпиада по русскому языку 4 класс...
Олимпиада по русскому языку 2 класс (отборочный тур внутри класса)
Олимпиада соответствует возросту учеников 2 класса и позволяет выявить одарённых детей по предмету....
Благодарственное письмо. Проведение Олимпиады "Русский с Пушкиным" (III международная онлайн-олимпиада по русскому языку образовательной платформы Учи.ру), 2017
Благодарственное письмо. Проведение Олимпиады "Русский с Пушкиным" (III международная онлайн-олимпиада по русскому языку образовательной платформы Учи.ру), 2017...
Диплом победителя I онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным", 2016
Диплом победителя I онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным", 2016...
Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным", 2017
Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным", 2017...
Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным" 1, 2017
Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным" 1, 2017...
Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным" 2, 2017
Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным" 2, 2017...