Олимпиада по русскому языку 4 класс
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс)

Савостьянова Надежда Владимировна

Школьная олимпиада по русскому языку 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnaya_olimpiada_dlya_4_klassa_po_russkomu_yazyku.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

       Ф.И.__________________________________________________________Класс____                              

                                                Олимпиада по русскому языку

  1. Расставьте ударение в словах.

Банты,  документ, щавель, форзац, балуешься, звонит, торты,  красивее, шофер, кухонный, повторишь, завидно, положил, свекла.

  1. Выполните транскрипцию индийской пословицы.  

Большой ум лучше силы буйвола.

___________________________________________________________________________

  1. Составьте по два словосочетания так, чтобы можно было различить слова, имеющие одинаковые звуки.

          Пру[т], лу[к], об[и]жать, м[и]чи, ро[т].

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какое из данных слов отличается от других по своему составу? Обоснуйте.

Дочка, бочка, штучка, печка.

  1. Определите лишнее слово среди приведённых и разберите его по составу.

Соринка, сорняк, сорвал, насорил, сор.

________________________________________________________________________

  1. Закончите цепочку. Какая цепочка  не поддаётся решению?

печка → печник = лес → ?

песок → песочный = известь→ ?

красный → красноватый = деревянный → ?

вязать → вязальный = гладить → ?

баян → баянист = балалайка → ?

7. Подберите к устаревшим словам современные синонимы:

чело –                                                                      ланиты--

очи –                                                                        длань-

персты –                                                                  ныне-

уста -                                                                       отрада-

8.Определите, какими языковыми средствами являются выделенные слова в предложениях. НЕОБХОДИМЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ВЫДЕЛЕНЫ ЖИРНЫМ ШРИФТОМ!

Белые и чёрные кролики дружно жевали траву.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна …

То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

9.Определите, какой частью речи могут быть данные слова. Составьте предложения с ними, выступающими в роли разных частей речи.

Пила,стекло, три, печь.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.  Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Прим…рить враго…, прож…вать пищу, сп…ртивные дост… жения, не сп…ши отвечать, зап..вать л…карство, а(к, кк)уратная надпись, чу…ствуешь радость, зап…вать в хоре, об…едини(т,ть)ся в гру(п,пп)у, ус…ная речь, гиган…ские шаги, играю в те(н,нн)ис, ч...десный день.

11.Расставьте знаки препинания в следующих предложениях:

А) Маша воскликнула Ребята сюда!

Б) Мы знали что скоро наступит ночь.

В) Лес зеленый дом для многих его обитателей.

Г) В огороде у бабушки были посажены разные овощи свёкла морковь капуста и картофель.

Д) Солнце играет светом  льет теплые лучи на землю.

12.Анограмма –перестановка букв в слове ( или нескольких словах ) в любом порядке, в результате которой образуется новое слово, например: арка – кара.

       Из букв слов САРАЙ, КЛОУН, СТУК, МУКА, РОПОТ, ШПАЛА составьте слова-анограммы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________

13.Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.

чулки - _____________________ туфли - ___________________

носки - _____________________ помидоры - _______________

цыгане - ____________________ ботинки - _________________

14.Раскройте смысл выражений:

рукой подать, через час по чайной ложке, во весь дух, морочить голову, работать засучив рукава, работать спустя рукава.

 Придумайте короткий рассказ с одним устойчивым выражением.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                     

 Ответы

ПРИ НАЛИЧИИ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК СНИМАЕТСЯ 0,5 баллов за каждую

1.Расставьте ударение в словах.

БАнты,  докумЕнт, щавЕль, фОрзац, балУешься, звонИт, тОрты, красИвее, шофЕр, кУхонный, повторИшь, завИдно, положИл, свЁкла.

( За каждый правильный ответ – 0,5 баллов ) Всего – 7 баллов

       2.Выполните транскрипцию данной фразы.  

Большой ум лучше силы буйвола.

[ бал`шОй`  Ум  лУч`шэ  с`Илы  бУй`вала ].

( За правильно составленную танскрипцию – 5 баллов )

      3.Составьте по два словосочетания так, чтобы можно было различить слова, имеющие одинаковые звуки.

          Пру[т], лу[к], об[и]жать, м[и]чи, ро[т].

( За каждое правильно составленное словосочетание – 0,5 балл ) Всего – 5 баллов

     4.Какое из данных слов отличается от других по своему составу? Обоснуйте.

Дочка, бочка, штучка, печка.

Лишнее слово – бочка, т.к. все остальные слова состоят из корня, суффикса -к-  и окончания: доч-к-а, штуч-к-а,печ-к-а.

( За правильный ответ – 1 балл. За обоснование – 3 балла ) Всего – 4 балла

     5.Определите лишнее слово среди приведённых и разберите его по составу.

Соринка, сорняк, со-рв-а-л, насорил, сор.

( За правильно указанное слово – 1 балл, за разбор по составу – 2 балла ) Всего – 3 балла

     6.Закончите цепочку. Какая цепочка  не поддаётся решению?

печка → печник =  лес → ?

песок → песочный = известь → ?

красный → красноватый = деревянный → ?

вязать → вязальный = гладить → ?

баян → баянист = балалайка → ?

( За каждый правильно решённый пример – 1 балл ) Всего – 5 баллов.

Ответ: 1) лесник, 2) известковый, 3) не имеет решения, 4) гладильный, 5) балалаечник.

   7. Подберите к устаревшим словам современные синонимы:

чело –лоб ,

очи-глаза,

персты-пальцы,

уста – губы,

ныне – сегодня,

отрада – радость,

ланиты- щеки,

длань-ладонь.

( За каждое правильно указанное слово – 1 балл) Всего – 8 баллов.

8.Определите, какими языковыми средствами являются выделенные слова в предложениях. НЕОБХОДИМЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ВЫДЕЛЕНЫ ЖИРНЫМ ШРИФТОМ!

Белые и чёрные кролики дружно жевали траву.

Антонимы

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

Синонимы

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна …

Олицетворение

То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя

Сравнение

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Метафора

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

Омонимы

( За каждое правильно определённое языковое средство – 2 балла ) Всего – 12 баллов

   9.Определите, какой частью речи могут данные слова. Составьте предложения с ними, выступающими в роли разных частей речи.

Ожёг, стекло, три, печь.

Ожёг – существительное, глагол

Стекло – существительное, глагол

Три – глагол, числительное

Печь – существительное, глагол

( За каждое правильное указание части речи – 0,5 баллов, за правильно составленное предложение – 1 балл ) Всего – 12 баллов

    10.   Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Прим…рить враго…, прож…вать пищу, сп…ртивные дост… жения, не сп…ши отвечать, зап..вать л…карство, а(к, кк)уратная надпись, чу…ствуешь радость, зап…вать в хоре, об…едини(т,ть)ся в гру(п,пп)у, ус…ная речь, гиган…ские шаги, играю в те(н,нн)ис, ч...десный день.

( За каждую   правильно вставленную букву – 0,5 баллов ) Всего – 9 баллов )

    11.Расставьте знаки препинания в следующих предложениях:

     А) Маша воскликнула: «Ребята, сюда!»

     Б) Мы знали, что скоро наступит ночь.

     В) Лес - зеленый дом для многих его обитателей.

     Г) В огороде у бабушки были посажены разные овощи: свёкла, морковь, капуста и        

             картофель.

     Д) Солнце играет светом, льет теплые лучи на землю.

 ( За каждый правильно поставленный знак – 0,5 баллов ) Всего – 4 балла

    12. Анограмма –перестановка букв в слове ( или нескольких словах ) в любом порядке, в результате которой образуется новое слово, например: арка – кара.

Из букв слов САРАЙ, КЛОУН, СТУК, МУКА, РОПОТ, ШПАЛА составьте слова  - анограммы.

САЙРА, УКЛОН, КУСТ, КУМА, ТОПОР, ЛАПША.

        

( За правильный ответ – 1 балл ) Всего – 6 баллов

   13.Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.

чулки - _____________________ туфли - ___________________

носки - _____________________ помидоры - _______________

цыгане - ____________________ ботинки - _________________ 

чулки - чулок туфли - туфель

носки - носков помидоры - помидоров

цыгане - цыган ботинки - ботинок

( За каждый правильный ответ – 1 балл).  Всего- 6 баллов.

     14.Раскройте смысл выражений: рукой подать, через час по чайной ложке, во весь дух, морочить голову, работать засучив рукава, работать спустя рукава. Придумайте короткий рассказ с одним устойчивым выражением.

       ( За каждое правильно расшифрованное выражение – 1 балл. За рассказ – 8 баллов ) Всего – 14 баллов

ВСЕГО – 100 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Районная олимпиада по русскому языку 4 класс

Районная олимпиада по русскому языку 4 класс...

Олимпиада по русскому языку 2 класс (отборочный тур внутри класса)

Олимпиада соответствует возросту учеников 2 класса и позволяет выявить одарённых детей по предмету....

Благодарственное письмо. Проведение Олимпиады "Русский с Пушкиным" (III международная онлайн-олимпиада по русскому языку образовательной платформы Учи.ру), 2017

Благодарственное письмо. Проведение Олимпиады "Русский с Пушкиным" (III международная онлайн-олимпиада по русскому языку образовательной платформы Учи.ру), 2017...

Диплом победителя I онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным", 2016

Диплом победителя I онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным", 2016...

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным", 2017

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным", 2017...

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным" 1, 2017

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным" 1, 2017...

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным" 2, 2017

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным" 2, 2017...