Конспект урока "Текст-рассуждение" 2 класс "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Камаева Анастасия Андреевна

Цели деятельности учителя: формирование понятия об отличительных признаках текста-рассуждения; развитие речи, коммуникативных навыков, орфографическую зоркость; воспитание аккуратность в работе.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать: отличительные признаки текста рассуждения;

- уметь: определять текст-рассуждение; составлять текст-рассуждение.

Личностные:

- ориентироваться  в нравственном содержании и смысле поступков – своих и других людей;

- высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;

- понимать  причины  успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:24.04.2020                                                                                                       ФИО учителя Давыдова Н.В.

Школа: МКОУ СОШ №2                                                                                             ФИ студента Камаева Анастасия, 46 гр

Класс: 2 «А»                                                                                                 ФИО методиста Галиуллина Н.К.

Кабинет:1

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Текст-рассуждение»

Цели деятельности учителя: формирование понятия об отличительных признаках текста-рассуждения; развитие речи, коммуникативных навыков, орфографическую зоркость; воспитание аккуратность в работе.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать: отличительные признаки текста рассуждения;

- уметь: определять текст-рассуждение; составлять текст-рассуждение.

Личностные: 

- ориентироваться  в нравственном содержании и смысле поступков – своих и других людей;

- высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; 

- понимать  причины  успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, 2 часть (УМК «ШР»); рабочая тетрадь по русскому языку 2 класс 2 часть (УМК «ШР»); учебная презентация; раздаточный материал.

Челябинск,2020

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1-2 мин

- Здравствуйте, ребята!

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

        

Языковой анализ: формулирование определения

Словес: ответы на вопросы, анализ

Практический: пересказ, списывание

Словес.: подводящий диалог

4-5мин

Повторение изученного

Работа в парах

- Запишите дату, классная работа.

- Спишите слова ,вставьте пропущенные буквы.

Т..тра..ь , еж.., к..р..ндаш.. ,сне.., т…релка

- По первым буквам составьте слово. 

- давайте проверим ваши знания о том, что такое текст. Я буду читать предложения о тексте, если верно, хлопаете в ладоши, если не верно, поднимаете руки.

1.Текст состоит из одного предложения

2. Текст состоит из нескольких любых  предложений

3. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу

4. Текс обязательно имеет заголовок

5. Текс не всегда имеет заголовок

6. Текс – обязательно всегда должен быть большим по объёму

7. Текст может быть не большим по объёму

      9. Текст всегда состоит из одной части

- Ребята, а с какими текстами вы уже знакомы?

- Что такое текст-описание?

- Текст-повествование?

 

- Прочитайте текст на доске.

- Попробуйте определить, что это за текст?

- Это текст-рассуждение, с которым мы сегодня познакомимся.

- Тетрадь, ежик, карандаш, снег, тарелка

- Текст

  1. +
  2. +
  3. +
  4. +

- С тестом-описанием и текстом-повествованием

- Это текст (часть текста) в котором дается описание или явление предмета. К тексту-описанию можно поставить вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

- Это текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим. К таким текстам можно поставить вопросы Что случилось? Что произошло?

- А имя у птицы немного странное – зяблик. Почему его так назвали? Возможно потому, что перед дождем его песня смолкает. Он хохлится, будто зябнет.

Происходит затруднение в выявлением типа текста.

П: осмысление читаемого  текста

П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

III. Постановка учебной задачи

Практический: анализ текстов, сравнение

Словесн.: Сравнение  на уровне содержания и уровне орфографии

Частично-поисковый

Языковой анализ: ответы на вопросы

Словес.: анализ, ответы на вопросы.

4-5м

Фронтальная работа

- Определите тему урока.

- Какие цели мы можем поставить?

- Давайте составим план на урок.

- «Текст-рассуждение»

- Цели: познакомимся с текстом-рассуждением, научимся его отличать от других и писать

- План:

  1. Познакомимся с новой темой
  2. Составим алгоритм выполнения заданий
  3. Выполним задания

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

П: подведение под поняти

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Практич: проговаривание.

Практич:  анализ

Совесн.: беседа.

Языковой анализ: формулирование определения

Словес: ответы на вопросы, анализ

Практический: пересказ, составление текста

4 м

Фронтальная форма работа

 - Откройте страницу 105.Прочитайте текст в № 180.

- Прочитайте рассказ О. Карлович о птице.

- О чем этот текст? В каком предложении выражена главная мысль текста?

- Откройте толковый словарь и найдите слово УНИКАЛЬНЫЙ.

- Прочитайте слова, которые подтверждают то, что сова уникальна.

- Прочитайте предложение, где автор дает свою оценку птице?

- Какой вопрос можно задать к такому тексту?

- Итак, ребята, вы прочитали текст-рассуждение. В тексте-рассуждении можно вывести 3 части:

- В первой часть высказывается мысль, которая требует объяснений, доказательств;

- во второй части – это само объяснение, доказательство;

- и в 3 части – это вывод. И вы верно заметили, к тексту-рассуждению можно поставить вопрос Почему?

- О сове, в 1 предложении

- Уникальный – это единственный в своем роде, неповторимый.

- Оба глаза «на лице», она может легко повернуть голову на 180 градусов, летает бесшумно, видит хорошо и днем и ночью.

- «В общем, не птица, а чудо!»

- Почему?  

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

V. Первичное закрепление

Практич: выполнение упражнений

Языковой анализ: формулирование определения

Словес: ответы на вопросы, анализ

5  м

Индивидуальная, фронтальная формы работы

Работа с упражнениями

- Посмотрите на упражнение 181. Прочитайте его.

- С какого слова начинается каждый вопрос?

- Давайте ответим на все эти вопросы.

- Молодцы! Вот так и составляется текст-рассуждение.

- Выберите один из вопросов и составьте с ним текст-рассуждение, просто ответив на вопрос, вопрос тоже нужно писать.

- Со слова «Почему»

  1. Потому что это имена собственные
  2. Потому что растет рядом с дорогой
  3. Он – это местоимение, а пенал – это существительное
  4. Потому что его можно проверить – морозы

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признако

Физминутка

Физминутка

Видеофрагмент.

Повторяют движения за учителем.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

 

Практ.: сам.раб. 

Языковой анализ: формулирование определения

Словес: ответы на вопросы, анализ

7-8мин

Самостоятельная работа

Тест, взятый с сайта.

1.Какие типы текстов существуют в русском языке?

  • Описание, рассуждение
  •  Повествование, размышление, описание
  •  Рассуждение, повествование, описание
  •  Размышление, описание

2. Что заключено в тексте-рассуждении?

  •  Последовательно изложенные мысли
  •  Последовательность действий
  •  Описание явлений
  •  Рассказ о событиях

3. Какие вопросы можно задать к тексту-рассуждению?

  •  Как? Каким образом?
  •  Что произошло?
  •  Какой?
  •  Почему? Что из этого следует?1

Сколько частей обычно содержит текст-рассуждение?

  •  1
  •  2
  •  3
  •  4

Что из себя представляет основная часть текста-рассуждения?

  •  Постановка вопроса
  •  Утверждение или отрицание тезиса, ответ на поставленный вопрос
  •  Вывод рассуждений
  •  Описание произошедших действий

 

        

Проходят тест, получают результат.

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

К: планирование учебного сотрудничества;

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

Р: оценка результатов;

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействовать в группе, вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться

К: планирование учебного сотрудничества;

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

Р: оценка результатов;

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействовать в группе, вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться

VII. Включение в систему знаний, повторение.

Практ.:  вып.упр. на зарепление.

Языковой анализ: формулирование определения

4-6мин

Фронтальная и индивидуальная работа

 - Откройте рабочие тетради на странице 51.

- Выполните упражнения 110, 111. Сдайте тетради на проверку.

- Какие бывают тексты?

- Что такое текст-описание?

- Что такое текст-повествование?

- Что вы знаете о тексте-рассуждении?

 Выполняют задания по рабочей тетради.

С тестом-описанием и текстом-повествованием

- Это текст (часть текста) в котором дается описание или явление предмета. К тексту-описанию можно поставить вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

- Это текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим. К таким текстам можно поставить вопросы Что случилось? Что произошло?

- В тексте-рассуждении можно вывести 3 части:

- В первой часть высказывается мысль, которая требует объяснений, доказательств;

- во второй части – это само объяснение, доказательство;

- и в 3 части – это вывод. И вы верно заметили, к тексту-рассуждению можно поставить вопрос Почему?

К: планирование учебного сотрудничества;

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

Р: оценка результатов;

VIII. Рефлексия деятельност

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений.

2-4мин

- Как звучала наша сегодняшняя тема?

- Какие цели мы поставили?

- Как вы думаете, мы реализовали то, что хотели?

- Поднимите руку те, кому понравился рок.

- Поднимите руки те, кому не понравился урок.

- Что вы сегодня поняли, а что не поняли.

- Спасибо за урок! Всего вам доброго!

-Текст-рассуждение.

-Изучить, что такое рассуждение.

-Да/нет.

Выполняют самоанализ деятельности.

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

П: построение рассуждения

П: построение рассуждения.

Р: осуществление итогового контроля.

Задания для дистанционного обучения:

  1. Посмотреть видео-урок по ссылке https://interneturok.ru/lesson/russian/2-klass/nasha-rech/chto-takoe-tekst-rassuzhdenie
  2. Выполнить упражнения 180 (устно), 181, 182. Выполнить задания в РТ 110,111.
  3. Пройти тест по ссылке https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/tekst-rassuzhdenie.html  , отправить результаты

Системный анализ урока русского языка мира

Дата 24.04.2020

Тема «Текст-рассуждение»

1. Анализ целей урока

  • Цели урока были правильно и обосновано поставлены с учетом уровня знаний и умений учащихся, программных требований, содержания материала, возможностей самого учителя.
  • Для формулировки цели, поставлена проблемная ситуация, предполагалось задание, на которое они не могли ответить, потому что еще не знаком с таким типом текста.
  • Учащиеся самостоятельно поставили цели урока.  
  • Поставленные цели стали для учеников личностно значимыми.
  • Степень достижения поставленной цели высокая.

2. Анализ структуры и организации урока

  • Урок соответствует его цели и типу «открытие» нового знания.
  • Урок логически построен и этапы урока взаимосвязаны.
  • Распределения времени по этапам урока целесообразны.
  • Начало урока по конспекту было организовано: эмоциональный настрой, проверка знаний по прошлой теме, подводящий диалог, постановка темы и цели, составление плана на урок. Начало урока в дистанционном режиме: проверка знаний, постановка цели, опираясь на тему.
  • После выполнения задания были подведены итоги выполненных заданий, для рефлексии детям было предложено самостоятельно оценить свою деятельность по десятибалльной шкале.
  • Урок был проведен в дистанционном режиме, для его подготовки были необходимы: интернет, тетрадь, учебник.

3. Анализ содержания урока

  • Данный урок соответствует требованиям программы «Школа России».
  • Уровень научности изложения материала урока - средний. Содержание урока имело связь с интересами учеников.  
  • Главная идея темы: знакомство с новым типом текста, его отличительными признаками, научиться различать типы текста.
  • Содержание урока имело связь с интересами учеников.  
  • Работа с понятиями была проведена. Понятия были самостоятельно выведены из видео-урока.

4. Анализ деятельности учителя

  • Методы, приемы и средства обучения были подобраны целесообразно с учетом темы, цели урока, возможностей класса, учебно-материальной базы.
  • Использованы, практические, частично-поисковые и наглядные методы и приемы, применяемые на дистанционном уроке.
  • Актуализация опорных знаний была проведена в виде опроса-игрыо знаниях детей о том, что такое текст.
  • Была проведена самостоятельная работа в виде тестирования, самостоятельная работа была внеаудиторная, так как урок проходил в дистанционном режиме, степень сложности – средний, урок не был вариативным, был проведен инструктаж по выполнению заданий (приложен к тесту).
  • Для ознакомления с темой урока детям был отправлен видео-урок и алгоритм выполнения заданий с пояснением.

5. Анализ деятельности учащихся

  • По причине карантина невозможно оценить деятельность учащихся на уроке. При оценивании самостоятельных работ учителем ни один из учащихся не имел возражений.

6. Анализ оценочно-результативного аспекта урока

  • Предметом оценочных суждений учителя стало правильность выполнения заданий, его оригинальность, рациональность способов выполнения задания.
  • Ребятам удалось достичь цели урока на разных уровнях.
  • Рефлексия была проведена в дистанционном режиме. Дети самостоятельно выставили себе балл за работу по десятибалльной шкале.

Проведенный мной урок русского языка я оцениваю на «4» баллов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по математике 3 классШкола России

Контроль знаний по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток"...

Аннотации к рабочим программам 2 классШкола России.

Данные аннотации написаны с учетом ФГОС,в каждой аннотации по предмету расписаны УУД....

Конспект урока «Золотое кольцо России» по предмету Окружающий мир в 3 классе. Программа "Школа России"

Цели урока: развивать познавательный интерес, творческую активность;познакомить детей с городами Золотого Кольца России, в частности,  Ростовом Великим и Ярославлем с их достопримечательностями;У...

Конспект урока "Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский" (3 класс, УМК "Школа России")

Цель деятельности учителя: ознакомление с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого кольца Ро...

Конспект урока "Золотое кольцо России. Ростов, Кострома, Иваново" (3 класс, УМК "Школа России")

Цель деятельности учителя: ознакомление с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого кольца Ро...

Конспект урока "Золотое кольцо России. Суздаль, Владимир" (3 класс, УМК "Школа России")

Цель деятельности учителя: ознакомление с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золотого кольца Ро...