Азбука буква ы
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Буква ы
урок чтения на тему: «Гласный звук [ы], буква ы»
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [ы], буквой ы.
Оборудование урока: учебник В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина Азбука.1 класс, часть первая, записи на доске, магнитные карточки с буквами
Задачи:
- Учить отличать гласные звуки от согласных
- Учить давать качественную характеристику гласного звука (гласный, ударный или безударный)
- Проанализировать особенности произнесения звука [ы]
- Учить различать букву ы как знак звука [ы]
- Учить определять место звука ы в словах (в середине или конце слова)
- Учить сравнивать слова по произношению и написанию (слова со звуками/буквами[ы], [и])
- Развивать умение наблюдать за изменением формы слова (единственное и множественное число)
Ход урока
Развёрнутый план урока
I.Организационный момент
Звенит звонок:
Начинаем наш урок!
– Проверим готовность к уроку. У вас на столах должна быть азбука, пенал, зелёные тетради. Молодцы. Садитесь.
II.Проверка домашнего задания.
На доске записана пословица «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»
– Как вы понимаете смысл пословицы: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
(Если ты чего- то не знаешь, то не надо стесняться, необходимо спросить об этом у старших)
– Правильно, вы только учитесь, поэтому не бойтесь переспрашивать, если что - то не поняли. Каждый день в школе вы узнаёте что-то интересное, открываете для себя что-то новое. Думаю, что и этот урок чтения не станет исключением. Но сначала мы с вами вспомним буквы, которые мы уже изучили.
И И а А о О
– Скажите, на доске изображены буквы или звуки? (буквы)
– Докажите своё мнение (буквы мы пишем, видим и читаем, а звуки слышим и произносим).
– Верно, сейчас я буду указывать на букву, ваша задача произнести хором звук, который она обозначает.
–Молодцы, вы справились с этим заданием. Эти три буквы уже живут в городе Букваринске на улице гласных. А вы заметили, что на доске осталась неперевёрнутая карточка? (да)
– Сегодня мы познакомимся с новым жителем города Букваринска.
III.Знакомство с новым звуком
– Скажите, что я держу в руке (шар)
– Правильно, произнесите последний звук в слове шар, как вы думаете это гласный или согласный звук? (согласный)
– Докажите (воздух встречает на своём пути преграду: язык и зубы)
– А теперь, у меня в руке не шар, а …? (шары)
– Правильно, произнесём хором последний звук в слове шары (ыыы), произнесём ещё раз (ыыы)
– Слышен ли голос во время произнесения этого звука? (да)
–Встречает ли воздух на своём пути преграду при произнесении этого звука? (нет)
– Так как вы думаете это гласный или согласный звук? (гласный)
– Правильно. Произнесите звук ы. Что происходит с губами, языком, когда мы произносим этот звук?
(язык чуть приподнят, находится у нижних зубов, губы растянуты)
– Сейчас, я буду называть слова, если в этих словах есть звук ы, то покажите солнышко, а если нет – тучку:
рыбка, шар, сыр, крыша, лиса, мышка.
–А теперь мы познакомимся с печатной буквой ы, которая обозначает звук ы
Учитель переворачивает карточку.
– Мы сказали, что звук ы гласный, поэтому в городе Букваринске этот звук поселился на улице гласных
Демонстрация плаката с городом Букваринском. Плакат вывешивается на доску.
– Ученики приготовили для вас стихотворения о букве ы, послушайте.
Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву
(Е.Благинина)
Бывает эта буква
В конце капусты, брюквы
И в середине дыни.
(Е.Григорьева, И.Гамазкова)
– Что вы узнали о букве ы? (нет слов на букву ы, она находится в середине или в конце слова)
– Эти стихи живут и на страницах нашей азбуки. Откройте азбуку на с. 32.
– Кто хочет прочитать первое стихотворение?
– Какая буква выделена? (буква ы)
– В каких словах выделена буква ы? (Мы, услыхали, совы, ы,
– Кто хочет прочитать второе стихотворение?
– А в этом стихотворении, какая буква выделена? (буква ы)
– В каких словах выделена буква ы? (бывает, капусты, брюквы, дыни).
- Упражнение на формирование навыка выразительного чтения
– Послушайте стихотворение В. Берестова (с. 33)
Выпускаем цветные шары.
Пусть летят они выше горы,
Выше крыши и выше луны
И вернуться назад с вышины.
– Вам понравилось это стихотворение?
– Кто сможет выразительно прочитать это стихотворение?
Читает подготовленный ученик.
– До этого мы работали со стихотворениями, в которых буква ы была выделена, а теперь попробуйте сами найти её в этом стихотворении.
– Возьмите в руки карандаши и аккуратно зачеркните букву ы.
– В каких словах вам встретилась буква ы? (Выпускаем, цветные, шары, выше, горы, выше, крыши, выше, луны, вышины)
2.Работа с рисунком, упражнение на развитие речи (учебник, с. 32)
– Вы заметили интересный рисунок на предыдущей странице?
– Рассмотрите его. Расскажите, что вы видите на этом рисунке.
– На рисунке изображены различные предметы. А есть ли среди них такие предметы, в названиях которых есть звук ы? Назовите слова, в которых есть звук ы (крынка - глиняный сосуд для молока, мыши, часы, сыр, дырки, пагоны)
VI.Физкультминутка
- Упражнение в изменении формы слова (единственное и множественное число)
– Переверните страницу. Вверху рисунок. Рассмотрите его.
– Я произнесу слово, а вы покажите пальцем на тот рисунок, о котором я говорю
– Кукла (указывают на левый рисунок)
– Куклы (указывают на правый рисунок)
–Какие куклы изображены справа? (петрушка, Мальвина, клоун)
– Почему в первом случае вы сказали слово кукла, а во втором куклы? (потому что на первом рисунке одна кукла, а на другом несколько)
На доске появляются карточки Кукла - Куклы
– Мы продолжим придумывать пары к словам
– Машина – (Машины)
– Машина, а какую именно машину вы представили?
– корзина – (корзины)
– игра – (игры)
– А какие игры вы знаете, в какие вы играете?
2.Упражнение в сопоставление слов, различающихся одним звуком
– Посмотрите на доску (на доске картинка с игрушечным мишкой и карточка мишка) Прочитайте слово про себя
– Закройте глаза (на доске карточка мышка)
– Что изменилось в записи? (вместо буквы и стала буква ы) появляется и старая карточка)
– Изменилось только начертание слова? А смысл остался тот же или нет? (нет)
– А вы видели игрушечную мышку? (появляется картинка мышки)
3.Работа с серией картинок
– Посмотрите на следующую страницу азбуки. Вы узнали сказку по картинкам?
– А как вам это удалось?
– Я буду читать вам отрывки из сказки, ваша задача сказать, к какой картинке подходит отрывок:
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет (4)
Снесла курочка яичко, да не простое - золотое.(2)
Жили-были дед да баба. И была у них курочка ряба. (1)
Дед бил, бил - не разбил.
Баба била, била - не разбила. (3)
– А сейчас я расскажу вам эту сказку целиком.
Жили-были дед да баба. И была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, да не простое - золотое.
Дед бил, бил - не разбил.
Баба била, била - не разбила.
А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
– Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое – простое!
– Дома покажите родителям эти картинки и постарайтесь сами рассказать им эту сказку.
V. Итог урока
– С каким звуком мы познакомились на уроке? (ы)
– Какой это звук? (гласный)
– А есть ли слова на букву ы? (нет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: "Весёлая азбука. Буква Ю".
Проект "Весёлая азбука" - это совместное творчество родителей и детей. Материалы проекта дают возможность сделать урок интереснее. Проект - одна из форм системно-деятельностного подхода....
Проект: "Весёлая азбука. Буква Б".
Проект - одна из форм системно-деятельностного подхода. Проект "Весёлая азбука" - совместный проект учеников и родителей. Тематика проекта даёт возможность включить первоклассников в проектную деятель...
Проект: "Весёлая азбука. Буква П".
Проект - одна из форм системно - деятельностного подхода. Проект "Весёлая азбука" - совместный проект родителей и учщихся....
Проект: "Весёлая азбука. Буква Л".
Проект - одна из форм системно-деятельностноо подхода. Проект: "Весёлая азбука" - совместный проект родителей и учеников". Он помогает сделать уроки обучения грамоте более интересными и интенсивными....
Проект: "Весёлая азбука. Буква А".
Проект "Весёлая азбука" даёт возможность сделать уроки обучения грамоте более интересными и эффективными. Ведь ученики выступают в роли учителя. Проект - совместное творчество родителей и детей....
Проект: "Весёлая азбука. Буква Ш".
Проект- одна из форм системно-деятельностного подхода. Проект: "Весёлая азбука" даёт возможность сделать уроки обучения грамоте интереснее и продуктивнее. Проект- совместное творчество родителей и дет...
Проект: "Весёлая азбука. Буква Щ".
Проект - одна из форм системно - деятельностного подхода. Проект: "Весёлый счёт" позволяет сделать уроки обучения грамоте более интересными и продуктивными. Проект - совместное творчество родителей и ...