Азбука буква ы
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Халхаева Зоя Михайловна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbka1_klass_bukva_y.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Буква ы

урок чтения на тему: «Гласный звук [ы], буква ы»

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [ы], буквой ы.

Оборудование урока: учебник В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина Азбука.1 класс, часть первая, записи на доске, магнитные карточки с буквами


Задачи:

  1. Учить отличать гласные звуки от согласных
  2. Учить давать качественную характеристику гласного звука (гласный, ударный или безударный)
  3. Проанализировать особенности произнесения звука [ы]
  4. Учить различать букву ы как знак звука [ы]
  5. Учить определять место звука ы в словах (в середине или конце слова)
  6. Учить сравнивать слова по произношению и написанию (слова со звуками/буквами[ы], [и])
  7. Развивать умение наблюдать за изменением формы слова (единственное и множественное число)


Ход урока

Развёрнутый план урока

I.Организационный момент

Звенит звонок:

Начинаем наш урок!

– Проверим готовность к уроку. У вас на столах должна быть азбука, пенал, зелёные тетради. Молодцы. Садитесь.


II.Проверка домашнего задания.

На доске записана пословица «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»

– Как вы понимаете смысл пословицы: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

(Если ты чего- то не знаешь, то не надо стесняться, необходимо спросить об этом у старших)

– Правильно, вы только учитесь, поэтому не бойтесь переспрашивать, если что - то не поняли. Каждый день в школе вы узнаёте что-то интересное, открываете для себя что-то новое. Думаю, что и этот урок чтения не станет исключением. Но сначала мы с вами вспомним буквы, которые мы уже изучили.

И И а А о О

– Скажите, на доске изображены буквы или звуки? (буквы)

– Докажите своё мнение (буквы мы пишем, видим и читаем, а звуки слышим и произносим).

– Верно, сейчас я буду указывать на букву, ваша задача произнести хором звук, который она обозначает.

–Молодцы, вы справились с этим заданием. Эти три буквы уже живут в городе Букваринске на улице гласных. А вы заметили, что на доске осталась неперевёрнутая карточка? (да)

– Сегодня мы познакомимся с новым жителем города Букваринска.

III.Знакомство с новым звуком

– Скажите, что я держу в руке (шар)

– Правильно, произнесите последний звук в слове шар, как вы думаете это гласный или согласный звук? (согласный)

– Докажите (воздух встречает на своём пути преграду: язык и зубы)

– А теперь, у меня в руке не шар, а …? (шары)

– Правильно, произнесём хором последний звук в слове шары (ыыы), произнесём ещё раз (ыыы)

– Слышен ли голос во время произнесения этого звука? (да)

–Встречает ли воздух на своём пути преграду при произнесении этого звука? (нет)

– Так как вы думаете это гласный или согласный звук? (гласный)

– Правильно. Произнесите звук ы. Что происходит с губами, языком, когда мы произносим этот звук?

(язык чуть приподнят, находится у нижних зубов, губы растянуты)

– Сейчас, я буду называть слова, если в этих словах есть звук ы, то покажите солнышко, а если нет – тучку:

рыбка, шар, сыр, крыша, лиса, мышка.

–А теперь мы познакомимся с печатной буквой ы, которая обозначает звук ы

Учитель переворачивает карточку.

– Мы сказали, что звук ы гласный, поэтому в городе Букваринске этот звук поселился на улице гласных

Демонстрация плаката с городом Букваринском. Плакат вывешивается на доску.

– Ученики приготовили для вас стихотворения о букве ы, послушайте.

Мы услыхали от совы,

Что нету слов на букву

(Е.Благинина)

Бывает эта буква

В конце капусты, брюквы

И в середине дыни.

(Е.Григорьева, И.Гамазкова)

– Что вы узнали о букве ы? (нет слов на букву ы, она находится в середине или в конце слова)

– Эти стихи живут и на страницах нашей азбуки. Откройте азбуку на с. 32.

– Кто хочет прочитать первое стихотворение?

– Какая буква выделена? (буква ы)

– В каких словах выделена буква ы? (Мы, услыхали, совы, ы,

– Кто хочет прочитать второе стихотворение?

– А в этом стихотворении, какая буква выделена? (буква ы)

– В каких словах выделена буква ы? (бывает, капусты, брюквы, дыни).


  1. Упражнение на формирование навыка выразительного чтения

– Послушайте стихотворение В. Берестова (с. 33)

Выпускаем цветные шары.

Пусть летят они выше горы,

Выше крыши и выше луны

И вернуться назад с вышины.

– Вам понравилось это стихотворение?

– Кто сможет выразительно прочитать это стихотворение?

Читает подготовленный ученик.

– До этого мы работали со стихотворениями, в которых буква ы была выделена, а теперь попробуйте сами найти её в этом стихотворении.

– Возьмите в руки карандаши и аккуратно зачеркните букву ы.

– В каких словах вам встретилась буква ы? (Выпускаем, цветные, шары, выше, горы, выше, крыши, выше, луны, вышины)


2.Работа с рисунком, упражнение на развитие речи (учебник, с. 32)

– Вы заметили интересный рисунок на предыдущей странице?

– Рассмотрите его. Расскажите, что вы видите на этом рисунке.

– На рисунке изображены различные предметы. А есть ли среди них такие предметы, в названиях которых есть звук ы? Назовите слова, в которых есть звук ы (крынка - глиняный сосуд для молока, мыши, часы, сыр, дырки, пагоны)

VI.Физкультминутка

  1. Упражнение в изменении формы слова (единственное и множественное число)

– Переверните страницу. Вверху рисунок. Рассмотрите его.

– Я произнесу слово, а вы покажите пальцем на тот рисунок, о котором я говорю

– Кукла (указывают на левый рисунок)

– Куклы (указывают на правый рисунок)

–Какие куклы изображены справа? (петрушка, Мальвина, клоун)

– Почему в первом случае вы сказали слово кукла, а во втором куклы? (потому что на первом рисунке одна кукла, а на другом несколько)

На доске появляются карточки Кукла - Куклы

– Мы продолжим придумывать пары к словам

– Машина – (Машины)

– Машина, а какую именно машину вы представили?

– корзина – (корзины)

– игра – (игры)

– А какие игры вы знаете, в какие вы играете?


2.Упражнение в сопоставление слов, различающихся одним звуком

– Посмотрите на доску (на доске картинка с игрушечным мишкой и карточка мишка) Прочитайте слово про себя

– Закройте глаза (на доске карточка мышка)

– Что изменилось в записи? (вместо буквы и стала буква ы) появляется и старая карточка)

– Изменилось только начертание слова? А смысл остался тот же или нет? (нет)

– А вы видели игрушечную мышку? (появляется картинка мышки)

3.Работа с серией картинок

– Посмотрите на следующую страницу азбуки. Вы узнали сказку по картинкам?

– А как вам это удалось?

– Я буду читать вам отрывки из сказки, ваша задача сказать, к какой картинке подходит отрывок:

Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет (4)

Снесла курочка яичко, да не простое - золотое.(2)

Жили-были дед да баба. И была у них курочка ряба. (1)

Дед бил, бил - не разбил.
Баба била, била - не разбила. (3)

– А сейчас я расскажу вам эту сказку целиком.

Жили-были дед да баба. И была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, да не простое - золотое.
Дед бил, бил - не разбил.
Баба била, била - не разбила.
А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
– Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое – простое!

– Дома покажите родителям эти картинки и постарайтесь сами рассказать им эту сказку.

V. Итог урока

– С каким звуком мы познакомились на уроке? (ы)

– Какой это звук? (гласный)

– А есть ли слова на букву ы? (нет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Весёлая азбука. Буква Ю".

Проект "Весёлая азбука" - это совместное творчество родителей и детей. Материалы проекта дают возможность сделать урок интереснее. Проект - одна из форм системно-деятельностного подхода....

Проект: "Весёлая азбука. Буква Б".

Проект - одна из форм системно-деятельностного подхода. Проект "Весёлая азбука" - совместный проект учеников и родителей. Тематика проекта даёт возможность включить первоклассников в проектную деятель...

Проект: "Весёлая азбука. Буква П".

Проект - одна из форм системно - деятельностного подхода. Проект "Весёлая азбука" - совместный проект родителей и учщихся....

Проект: "Весёлая азбука. Буква Л".

Проект - одна из форм системно-деятельностноо подхода. Проект: "Весёлая азбука" - совместный проект родителей и учеников". Он помогает сделать уроки обучения грамоте более интересными и интенсивными....

Проект: "Весёлая азбука. Буква А".

Проект "Весёлая азбука" даёт возможность сделать уроки обучения грамоте более интересными и эффективными. Ведь ученики выступают в роли учителя. Проект - совместное творчество родителей и детей....

Проект: "Весёлая азбука. Буква Ш".

Проект- одна из форм системно-деятельностного подхода. Проект: "Весёлая азбука" даёт возможность сделать уроки обучения грамоте интереснее и продуктивнее. Проект- совместное творчество родителей и дет...

Проект: "Весёлая азбука. Буква Щ".

Проект - одна из форм системно - деятельностного подхода. Проект: "Весёлый счёт" позволяет сделать уроки обучения грамоте более интересными и продуктивными. Проект - совместное творчество родителей и ...