Урок русского языка по теме: Род имен существительных, 3 класс УМК "Школа России"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Козлова  Кристина Васильевна

Урок русского языка 3 класс "Род имен существительных " УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Род имён существительных

Цель: учить определять род имён существительных.

Формируемые УУД

Предметные:

- определять грамматический признак имени существительных - род;

- находить имена существительные;

-видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания.

Личностные:

- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

-проводить самооценку на основе критерия успешности;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок.

Метапредметные:

Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий для решения задачи;

-определять и формулировать тему и цель урока;

- разрабатывать алгоритм действий и работать по заданному плану;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно, оценивать правильность выполнения своих и чужих действий.

Познавательные:

- классифицировать слова по определённым признакам;

- делать выводы на основе обобщения;

- подтверждать аргументы фактами;

-разрешать проблемную ситуацию;

- ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;

-строить рассуждения в форме простых суждений;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения

-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

—  Прочитайте пары слов.

- Назовите пропущенные буквы и объясните их написание.

III. Актуализация знаний

(Запись под диктовку.)

Река Волга, Киев, озеро Байкал, Пётр Первый, улица Пушкинская, Алексей Толстой, село Михайловское.

—  Назовите орфограммы в этих словах.

IV. Самоопределение к деятельности

(Учитель берёт пенал у ученика.)

—  Чей пенал? Запишите. (Пенал мой.)

—  Подчеркните слово мой.

—  Какой он? Запишите. (Он красивый.)

—  Подчеркните слово он.

—  Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова он, Мой.

Это имена существительные мужского рода. (Аналогичная работа проводится с именами существительными женского и среднего рода.)

Род мужской, конечно, мой:

Мой сад, мой брат, стул мой.

Женский род, помню я,

То, про что скажу, — моя:

Моя ручка, моя тучка

И тетрадь моя.

Средний род — оно моё:

Моё окно, село моё.

—  Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 39 (с. 25).

—  Прочитайте слова. Разделите их на три группы.

—  Прочитайте слова, которые можно заменить местоимением он. Назовите род этих имён существительных.

—  Прочитайте слова, которые можно заменить местоимением она. Назовите род этих имён существительных.

—  Прочитайте слова, которые можно заменить местоимением оно. Назовите род этих имён существительных.

—  Прочитайте ниже сведения о языке.

—  Каким словом можно заменить слова мужского рода?

—  Каким словом можно заменить слова женского рода?

—  Каким словом можно заменить слова среднего рода?

—  Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.

Упр. 40 (с. 26).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

—  Прочитайте, какие окончания имеют имена существительные разного рода.

Упр. 41 (с. 26).

—  Прочитайте пары слов.

—  Сравните слова. Чем они похожи? Чем отличаются?

—  Выполните задания.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают имена существительные и называют их род.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику

Упр. 42 (с. 26).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают имена существительные и называют их род.)

Упр. 43 (с. 27).

—  Прочитайте слова. Составьте из данных слов словосочетания.

—  Выполните задания.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания и называют род имён существительных.)

2. Работа со словом из словаря

—  Отгадайте загадку.

Днём спит на ней подушка,

А по ночам — Андрюшка. (Кровать.)

—  Найдите слово кровать в орфографическом словаре.

—  Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

—  Составьте предложение со словом кровать, запишите.

—  Запомните написание этого слова.

3. Упражнение в определении рода имён существительных

—  Как узнать род имени существительного? Приведите примеры.

—  Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Укажите род имён существительных.

1)  Бер..г, б..седа, г..р..зонт, оз..ро, к.хтёр, св..бода, шо(с, сс)е, ..кскурс.я, а(л, лл)ея, завтр..к, з..мл..ника, ябл..ко, десница, пом..дор, рад..о, т..варищ.., р..шение.

2) (Без)т..рпен..я - нет умен..я. (Без)труда не выт..щишь и ры..ку (из)пруда. (Без)х..зяина дом — сирота. Учен..е лучше богатства. Счаст..е и тру., рядом ж..вут.

VIII. Рефлексия

Картинный диктант

(Учитель показывает предметную картинку. Учащиеся называют имя существительное, записывают его, определяют род.)

—  Какого рода бывают имена существительные?

—  Каким словом можно заменить слова мужского рода?

—  Каким словом можно заменить слова женского рода?

—  Каким словом можно заменить слова среднего рода?

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—  Как определить род имени существительного?

Домашнее задание

Упр. 44 (с. 27).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация урока русского языка по теме "Число имен существительных" 3 класс

урок ОНЗ с использованием технологии деятельностного метода по Петерсон Л.Г. (групповые технологии), ИКТ технологии, игровой технологии, здоровье сберегающей технологии. Использование электронной доск...

Конспект урока русского языка по теме "Число имени существительного" 3 класс

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Число имени существительного" 3 класс УМК "Перспектива"...

Презентация к уроку русского языка на тему: "Повторение имени существительного" 4 класс

В этой презентации дано много разных видов работ по теме...

Конспект урока русского языка на тему «Падежи имен существительных» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя:создание условий для формирования умения определять у существительного падеж по вопросу и слову-помощнику;обобщение и систематизация знаний и умений определять падежи имен су...

Технологическая карта урока русского языка "2-е склонение имен существительных" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование умений определять имена существительные 2-ого склонения.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся спризнаками имен сущ...