"Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Ознакомление с обобщённым лексическим значением имён существительных (являются названием людей, вещей, событий и пр.), отработка грамматического понятия «имя существительное», развитие орфографической зоркости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_sushchestvitelnoe_1.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цели: ознакомление с обобщённым лексическим значением имён существительных (являются названием людей, вещей, событий и пр.), отработка грамматического понятия «имя существительное», развитие орфографической зоркости.
Задачи: Предметные:
- Познакомить с признаками имени существительного.
- Развивать орфографическую зоркость.
Метапредметные:
- Формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.
- Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Расширять словарный запас.
Личностные:
- Воспитывать понимание важности изучения русского языка.
Оборудование: портрет О.Н.Трубачева, схема «Имя
существительное», учебник «Русский
язык».
Ход урока
I. Организационный момент.
– Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Я желаю вам хорошего настроения и внимательного отношения друг к другу.
II. Введение в новую тему.
– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Речь. Вы будете не туристами, а учёными-исследователями. Кто такой исследователь? (Человек, который что-то исследует, узнаёт новое). Исследователь – это тот, кто занимается научными исследованиями, добывает новые знания, очень ценные, необходимые в жизни.
– Вам сейчас предстоит определить тему урока.
III . Орфографическая минутка.
На доске запись: к м а ь о в р о з е л я н и а х о д г с б
– Эта запись – бессмысленный набор букв. Какие виды заданий вы предложите для данного набора букв? (Вычеркнуть буквы гласных, вычеркнуть буквы согласных, составить из букв слова и т. д.)
– Давайте соберём из букв слова, запишем их, объясним орфограммы. А какие изученные орфограммы не встретились?
IV. Работа по теме урока.
1. Слова, обозначающие предмет.
– Что обозначают записанные вами слова? (Предметы)
– Права ли я буду, если скажу, что в русском языке есть слова, которые обозначают предметы? (Да. Мы в этом только убедились)
На доске появляется: ПРЕДМЕТ.
– Какое открытие мы сделали? (В русском языке есть слова, обозначающие предметы.)
– Придумайте слова, обозначающие предметы. (Ответы детей.)
2. Упражнения на группировку слов.
– Распределите слова в две группы.
Сладкий, кошка, умный, ученик.
– На какие группы распределили? (Слова, обозначающие предметы и слова, обозначающие признак предмета.)
– А кошка – это тоже предмет? (Да.)
– Если это предмет, то какой? (Живой.)
– Значит, какое открытие можно сделать? (В русском языке есть слова, обозначающие живые предметы.)
– Если есть слова, обозначающие живые предметы, значит, есть и те, которые… (Обозначают неживые предметы.)
– Что у меня в руках? (Мяч.) Какой вопрос я задам? (Что?)
– Кто сделает следующее открытие? (Слова, обозначающие неживой предмет, отвечают на вопрос Что?)
На доске появляется: ЧТО?
– Задайте вопрос к слову «ученик». (Кто?)
– Какой вывод сделали? (Слова, обозначающие живой предмет, отвечают на вопрос Кто?)
На доске появляется: КТО?
– Как же называются в русском языке слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы, и отвечающие на вопросы кто? что? (Имена существительные.)
V . Сообщение темы и целей урока.
– Значит, сегодня на уроке вы познакомитесь с обобщенным лексическим значением имён существительных, будете отрабатывать грамматическое понятие «имя существительное».
VI. Физкультминутка.
VII. Продолжение работы по теме урока.
1. Игра в слова.
– Поиграем в слова. Назовите слова, отвечающие на вопрос что? и обозначающие предмет мебели, транспорт, посуду, явления природы и т.д. (Ответы учащихся.)
– Назовите слова, обозначающие профессии людей. Какой вопрос поставим к этим словам? (Кто?)
– Можем ли мы сказать, что названные предметы существуют? (Да.)
– Придумайте название всем этим существующим словам, обозначающим предметы. (Существительное.)
– Да, в русском языке эти слова называют именами существительными. Это слова, которыми люди обозначают всё, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем.
– Вот мы и познакомились с жителем страны Речь. Как его зовут? (Имя существительное)
На доске появляется: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
2. Обобщение.
– Пользуясь схемой, расскажите, что узнали об имени существительном. (Учащиеся составляют ответ.)
VIII . Закрепление.
1. Имена собственные и нарицательные.
– Я предлагаю поиграть в игру «Я знаю ...» (5 имён девочек, 5 имён мальчиков, 5 кличек животных, 5 названий городов)
– Какое ещё открытие сделали? (Имена существительные могут называть имена мальчиков, девочек, клички животных и т. д.)
– Как называются такие имена существительные? (Имена собственные)
2. Изменение имён существительных по числам.
– Как изменяются имена существительные? (По числам. Могут быть единственного и множественного числа)
– Поиграем в слова: я называю слово в единственном числе, вы должны его назвать во множественном числе.
3. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.
– Откройте учебник на странице 20. Выполним упражнение 45.
– Прочитайте текст. О чём говорится в тексте? Озаглавьте его. (Ответы учащихся.)
– Прочитайте текст без имён существительных. Можно ли без них понять текст? (Нет.)
- Какова же роль имен существительных в речи?
IX. Итог урока. Оценки. Рефлексия.
– Куда отправились в начале урока? Кем были? Какое открытие сделали? Наше путешествие в страну Речь подошло к концу. Мне очень понравилось, как вы работали.