"Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ознакомление с обобщённым лексическим значением имён существительных (являются названием людей, вещей, событий и пр.), отработка грамматического понятия «имя существительное», развитие орфографической зоркости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_sushchestvitelnoe_1.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: 

Тип урока:   урок формирования новых знаний.

Цели:       ознакомление с обобщённым лексическим значением имён существительных (являются названием людей, вещей, событий и пр.), отработка грамматического понятия «имя существительное», развитие орфографической зоркости.

Задачи: Предметные:

  • Познакомить с признаками имени существительного.
  • Развивать орфографическую зоркость.

                               Метапредметные:

  • Формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.
  • Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Расширять словарный запас.

                              Личностные:

  • Воспитывать понимание важности изучения русского языка.

Оборудование:    портрет О.Н.Трубачева, схема «Имя

                                             существительное», учебник «Русский

                                              язык».

                                                               


Ход урока

I. Организационный момент.

– Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство.    Я желаю вам хорошего настроения и внимательного отношения друг к другу.

II. Введение в новую тему.

– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране  Речь. Вы будете не туристами, а учёными-исследователями. Кто такой исследователь? (Человек, который что-то исследует, узнаёт новое). Исследователь – это тот, кто занимается научными исследованиями, добывает новые знания, очень ценные, необходимые в жизни.

– Вам сейчас предстоит определить тему урока.   

III .   Орфографическая минутка. 

На доске запись: к м а ь о в р о з е л я н и а х о д г с б

– Эта запись – бессмысленный набор букв. Какие виды заданий вы предложите для данного набора букв? (Вычеркнуть буквы гласных, вычеркнуть буквы согласных, составить из букв слова и т. д.)

– Давайте соберём из букв слова, запишем их, объясним орфограммы.  А какие изученные орфограммы не встретились?

IV. Работа по теме урока.

1. Слова, обозначающие предмет.

– Что обозначают записанные вами  слова?  (Предметы)

– Права ли я буду, если скажу, что в русском языке есть слова, которые обозначают предметы? (Да. Мы в этом только убедились)

На доске появляется: ПРЕДМЕТ.

– Какое открытие мы сделали? (В русском языке есть слова, обозначающие предметы.)

– Придумайте слова, обозначающие предметы. (Ответы детей.)

2. Упражнения на группировку слов.

– Распределите слова в две группы.

Сладкий, кошка, умный, ученик.

– На какие группы распределили? (Слова, обозначающие предметы и слова, обозначающие признак предмета.)

– А кошка – это тоже предмет? (Да.)

– Если это предмет, то какой? (Живой.)

– Значит, какое открытие можно сделать? (В русском языке есть слова, обозначающие живые предметы.)

– Если есть слова, обозначающие живые предметы, значит, есть и те, которые… (Обозначают неживые предметы.)

– Что у меня в руках? (Мяч.) Какой вопрос я задам? (Что?)

– Кто сделает следующее открытие? (Слова, обозначающие неживой предмет, отвечают на вопрос Что?)

На доске появляется: ЧТО?

– Задайте вопрос к слову «ученик». (Кто?)

– Какой вывод сделали? (Слова, обозначающие живой предмет, отвечают на вопрос Кто?)

На доске появляется: КТО?

– Как же называются в русском языке слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы, и отвечающие на вопросы кто? что? (Имена существительные.)

V . Сообщение темы и целей урока.

–  Значит,  сегодня на уроке вы познакомитесь с обобщенным лексическим значением имён существительных, будете отрабатывать грамматическое понятие «имя существительное».  

VI. Физкультминутка.

VII. Продолжение работы по теме урока.

1. Игра в слова.

– Поиграем в слова. Назовите слова, отвечающие на вопрос что? и обозначающие предмет мебели, транспорт, посуду, явления природы и т.д. (Ответы учащихся.)

– Назовите слова, обозначающие профессии людей. Какой вопрос поставим к этим словам? (Кто?)

– Можем ли мы сказать, что названные предметы существуют? (Да.)

– Придумайте название всем этим существующим словам, обозначающим предметы. (Существительное.) 

– Да, в русском языке эти слова называют именами существительными. Это слова, которыми люди обозначают всё, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем.

– Вот мы и познакомились с  жителем страны  Речь. Как его зовут? (Имя существительное)

На доске появляется: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

2. Обобщение.

– Пользуясь схемой, расскажите, что узнали об имени существительном. (Учащиеся составляют ответ.)

VIII . Закрепление.

1. Имена собственные и нарицательные.

– Я предлагаю поиграть в игру «Я знаю ...» (5 имён девочек, 5 имён мальчиков, 5 кличек животных, 5 названий городов) 

– Какое ещё открытие сделали? (Имена существительные могут называть имена мальчиков, девочек, клички животных и т. д.)

– Как называются такие имена существительные? (Имена собственные)  

2. Изменение имён существительных по числам.

– Как изменяются имена существительные? (По числам. Могут быть единственного и множественного числа)

– Поиграем в слова: я называю слово в единственном числе, вы должны его назвать во множественном числе.

3. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.

– Откройте учебник на странице 20. Выполним упражнение 45.

– Прочитайте текст. О чём говорится в тексте? Озаглавьте его. (Ответы учащихся.)

– Прочитайте текст без имён существительных. Можно ли без них понять текст? (Нет.)  

- Какова же роль имен существительных в речи?

IX. Итог урока. Оценки. Рефлексия.

– Куда отправились в начале урока? Кем были? Какое открытие сделали?  Наше путешествие в страну Речь подошло к концу. Мне очень понравилось, как вы работали.