Звук "ы" после "ц"
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (3 класс)
Обозначение звука "ы" после ц буквами и или ы ,13.11. 2018г.,ЧОУ СОШ "Исток"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_y_posle_ts.rar | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 3В классе.
Дата:
Тема урока:
Учитель: Виноградова О.А.
Учитель –логопед: Блащук М.В.
Тип урока: Урок сообщения новых знаний.
Цели урока:
Обучающие:
- познакомить учащихся с правописанием букв “ы-и” после “ц”;
- научить правильно обозначать орфограмму в различных частях слова;
- расширить лексический запас учащихся.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать;
- развивать орфографическую зоркость и умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей.
Воспитывающие:
- поддержать интерес к урокам русского языка;
- воспитывать чувство коллективизма при групповой работе.
Оборудование урока: тетради, учебники, толковые словари, компьютер, м/медийная презентация, интер. доска.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. | Здравствуйте! Я рада вас видеть. Сегодня необычный урок русского языка. Поприветствуйте гостей. Не стесняйтесь, отвечайте. Я желаю вам успехов в изучении нового материала. Надеюсь на ваше понимание и сотрудничество. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу успеха. |
|
Начинаем урок русского языка с чистописания. Какой звук обозначает буква ц ? ( Дайте его характеристику) | Согл., тв непар.,гл .непар | |
Учитель-логопед Учитель 2. Изучение нового материала. Постановка учебной проблемы. Планирование УД. Решение учебной проблемы. Работа с грамматическим материалом. Выведение правила. Работа с правилом. Учитель –логопед. Учитель Физминутка Актуализация знаний. Тест. Итог урока. |
-Что вы видите на слайде ? -Главное место в цирке-это арена. На ней выступают цирковые артисты. Каких артистов цирка вы знаете? -Еще артиста называют циркач, а артистку-циркачка. Слайд 2 Как можно назвать все эти слова ? Какой общий корень? У всех этих слов общее в значении. Слайд 3 Что общее в значении у слов цирк и циркуль? Арена цирка какая ? Так же как и здание самого цирка. А циркуль? Циркуль тоже имеет отношение к кругу. Он чертит окружность. -Прочитайте надпись.. Слайд 4 -В современном русском языке не являются однокоренными, хотя есть общее в значении. Что же роднит циркуль и цирк? -А еще в словах общая орфограмма. Давайте с ней познакомимся. Слайд 5 -Прочитайте слова шепотом и послушаем гласный звук после ц? Что заметили? Какой слышим гласный звук после ц? А какой буквой записывается? Сделайте вывод,что наблюдаем. Чему же мы будем учиться на уроке? Обозначать ы после ц Прочитайте тему урока в учебнике стр. 121. Слайд 6 Тема урока Наша цель: сформулировать правило как писать звук ы после ц и учиться применять это правило. Составим план изучения новой темы: расставьте карточки по порядку : На карточках: Узнать правило обозначения звука ы после ц; Научиться применять правило; Проверить себя; Оценить свою работу на уроке Итак, первый этап нашей работы… Слайд 7 -В какой части слова звук ы? Какой буквой обозначается? – Что заметили? Сделайте вывод Обозначим на модели. Слайд 8 -В какой части слова звук ы? Какой буквой обозначается? – Что заметили? Сделайте вывод Обозначим на модели. Слайд 9 Что заметили? На что оканчиваются эти слова? – Звук [ы] какой буквой обозначается? – Посоветуйтесь с соседом и попытайтесь сделать вывод, в каком случае пишется после ц – ы, а в каком – и? Кто попробует сформулировать все правило. Слайд 10 – Посоветуйтесь с соседом и попытайтесь сделать вывод, в каком случае пишется после ц – ы, а в каком – и? -– Давайте в учебнике на с. 102 прочтем правило, правильно ли мы его сформулировали, не пропустили ли чего? – Да, действительно во многих правилах русского языка есть исключения. Слайд 11 Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул “цыц”! -Давайте прочитаем медленно хором . Обратите внимание предложение состоит только из слов –исключений . Во всех словах звук ы после ц в корне обозначен буквой ы. – Значение слов Цыц , на Цыпочках … - Какое слово есть у меня в чистоговорке ,а у Вас в правиле его нет?
Слайд 12 Цы́кать (разг.) – прикрикивать на кого-л., что-л. (обычно при приказании прекратить что-л. или при выражении какой-л. угрозы). -Запишите слова-исключения в модель правила. Слайд 13 – А сейчас мы с вами отдохнем. Мы ребята – молодцы! -А кто заметил, почему физминутка подходит к нашему уроку? О.А Разрешите проверить Вас друзья… Доскажите словечко в моем стихотворении. В существительных на –ция Мы всегда напишем … И под корнем посмотри тоже пишем букву… А в конце у слов, где цы Пишем только букву … -Теперь следующий этап. Какой? -Работаем по учебнику с 122.упр 2 Какие слова надо выписать? Как будем оформлять орфограмму. - Следующий этап… Слайд 14 Уважаемые знатоки новой орфограммы, прочитайте стихотворение Цыпленок в цирке выступал, О каком цирковом артисте идет речь? Что он умеет делать ? Спишите ,вставляя буквы .Как будете оформлять орфограмму ? Проверить себя каждый может, выполнив тест. Обведите правильный ответ. Поменяйтесь работами. – Поднимите руки те, у кот. нет ошибок ? Слайд 15 2) Проверить себя каждый может, выполнив маленький тест -Поменяйтесь работами. -Поднимите руки те, у которых нет ошибок -Кому нужно еще потренироваться?
Всю ли работу мы выполнили? | Цирк Акробаты, фокусники, жонглеры… Родственные (однокоренные ) Цирк
Круглая Эти слова произошли от одного латинского слова циркулюс Круг Ы после ц обозначается буквой и или ы. Есть выбор букв. Это опасное место. Значит , звук ы после ц –орфограмма. На доске обозначить последовательность нашей работы, используя карточки. Узнать правило обозначения звука ы после ц; В корне слова. (Обозначает один человек на доске, остальные на своих карточках) – В корне после ц пишется буква и. (Прикрепляет схему ци.) – В окончании слова. – В окончании после ц пишется буква ы. (Обозначает один человек на доске, остальные на своих карточках. (Прикрепляет схему цы.) – Все слова оканчиваются на ция. – Буквой и. Чтение правила в учебнике, нахождение неохваченного материала.
Цыкнул Ия И ы Научиться применять правило. Работают по цепочке с объяснением. Проверить себя. Выполняют, проверяют в паре. Оценить свою работу на уроке |