Правописание сочетаний чк, чн, щн, нщ в словах
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Знакомство с особенностями написания слов с сочетаниями чк, чн, щн, нщ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx678.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2 классе.

Автор: Кокорина Елена Валентиновна, учитель начальных классов МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 2», Архангельская область, Устьянский район, посёлок Октябрьский.

Тема урока: «Правописание сочетаний чк, чн, щн, нщ в словах».

Цель урока: Знакомство с особенностями написания слов с сочетаниями чк, чн, щн, нщ.

УМК: «Школа 21 века»

Планируемые результаты:

Предметные:

  • повторить, что согласные звуки ч и щ всегда мягкие
  • узнать, что в этих сочетаниях не пишется ъ.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировка темы и цели урока с помощью учителя, работа по предложенному плану, самооценка деятельности на уроке.

Познавательные: ориентация в своей системе знаний, умение отличать новое от уже известного, переработка и применение полученной информации

Коммуникативные: умение доносить свою позицию до других, слушать и понимать речь других, уметь вступать в коллективное сотрудничество.

Личностные:Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе. Осуществлять самоконтроль.

Комментарии к уроку: Урок построен на основе принципов дифференциации и индивидуализации. Принцип дифференциации предусматривается в разноуровневых заданиях предлагаемых ученикам. Уровень определяется в соответствии с  педагогической  диагностикой  Журовой Л.Е. . Данная диагностика проводится 3 раза в год и выделяются 4 группы учащихся: учащиеся с уровнем ниже среднего, учащиеся со средним уровнем, учащиеся с уровнем выше среднего и учащиеся с высоким уровенем, поэтому детям на данном уроке заготовлены разноуровневые задания. Принцип индивидуализации раскрывается через возможность выбора заданий для самостоятельной работы и домашнего задания.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент:

Уже дан второй звонок –

Начинается урок.

На уроке всё для вас.

Пожелаю вам удачи.

За работу, в добрый час.

Актуализация знаний

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Минутка чистописания: записываем слова

чаща, чум, чайник, щука

(Слайд 1)

- Все ли слова понятны?

- Прочитайте на доске, что обозначает это слово. (Слайд 2)

Какие согласны буквы чаще встречаются в этих словах?

-Охарактеризуйте звуки, которые обозначаются этими буквами.

На письме нам нужно обозначать мягкость этих звуков?


Записывают в тетрадях слова.

Непонятно слово  чум

Учащиеся замечают, что чаще всего в

словах встречаются согласные ч и щ.

Эти звукивсегда глухие, мягкие, шипящие.

Нет потому что они всегда мягкие.

Познавательные: ориентация в своей системе знаний, умение отличать новое от уже известного.

Коммуникативные: умение доносить свою позицию до других, слушать и понимать речь других, уметь вступать в коллективное сотрудничество.

Постановка цели и задач урока

На слайде картинки ручка, наручные (часы), помощник, барабанщик. (Слайд 3)

-В каждом слове скажите мягкий согласный и следующий за ним согласный.

-Попробуйте сформулировать тему урока.

На доске появляется тема урока (Слайд 4).

-Сформулируйте учебную задачу на урок.

Возьмите оценочный лист, подпишите число и напротив графы «Мне понятна учебная задача», сделайте пометку. Если понятна учебная задача, поставьте «+», если непонятна учебная задача, поставьте «-», если сомневаетесь - «?». (См. Приложение 1)

Перед вами план урока, но он перепутан, давайте все вместе попытаемся восстановить этот план (Слайд 5).

Сочетания букв чк, чн, щн, нщ

Сочетания чк, чн, щн, нщ в словах.

Как писать слова с сочетаниями чк, чн, щн, нщ?

Дети оценили себя в оценочных листах.

Ответы детей

Регулятивные:

формулировка темы и цели урока с помощью учителя, работа по предложенному плану.

Познавательные: умение отличать новое от уже известного

Коммуникативные: умение доносить свою позицию до других, слушать и понимать речь других, уметь вступать в коллективное сотрудничество.

Личностные:Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе. Осуществлять самоконтроль.

Знакомство с правилом,

первичное усвоение новых знаний

Перед каждым лежит карточка. Попробуйте сформулировать правило.(См. Приложение 2, карточка 1)

-Это правило прочитаем в учебнике, страница 133 (чтение вслух всем классом).

Проверьте, правильно ли предполагали? Если в карточках у вас написано, что мягкий знак пишется в этих сочетаниях, то исправьте правило на карточках.

-Кто может это правило повторить наизусть?

Детям нужно выбрать и  подчеркнутьнужноена карточке

Чтение всеми детьми вслух.

В сочетаниях чк, чн, щн, нщ мягкий знак не пишется.

Коммуникативные: умение доносить свою позицию до других, слушать и понимать речь других, уметь вступать в коллективное сотрудничество.

Личностные:Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе. Осуществлять самоконтроль.

Познавательные: ориентация в своей системе знаний, умение отличать новое от уже известного, переработка и применение полученной информации

Первичное закрепление

Разноуровневые задания:

Жёлтые карточки – списать предложения и подчеркнуть в словах сочетания чк, чн, щн.

Синие карточки -списать предложения и вставить в слова нужные сочетания.

Красных карточки – списать предложения и вставить подходящие слова с сочетаниями чк, чн, нщ. (См. Приложение 2, карточка 2, 3, 4)

Самопроверка заданий проводится по образцу.

- Переверните карточки и сравните по образцу, так ли вы написали предложения.

- Оцените свою работу в оценочных листах.

-  Какие слова на изученное правило вам встретились в стихотворении?

Выполняют задание

Бабочка и изящно

Личностные:Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе. Осуществлять самоконтроль.

Познавательные: ориентация в своей системе знаний, умение отличать новое от уже известного, переработка и применение полученной информации

Физминутка

Если есть в словах орфограммы чк, чн, щн, то руки поднимите вверх, если нет, то вы присядьте:

ДАЧА, КОРОЧКА, СОРОЧКА, ПЕСНЯ, НОЧЬ, НОЧНОЙ, МОЩНЫЙ, БОЛЬШОЙ, УДАЧНЫЙ, КОЧКА, СТРОЧКА, ДЕНЬ, ХИЩНЫЙ, ЛАСТОЧКА.

Познавательные: ориентация в своей системе знаний, умение отличать новое от уже известного, переработка и применение полученной информации

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, уметь вступать в коллективное сотрудничество.

Самостоятельная работа

Предложить детям разные задания.

- Сейчас вы по своему желанию выбираете задание и выполняете в свою тетрадь.

Сказочная страна

Сочинительная страна

Страна внимания (См. Приложение 2, карточка 5, 6, 7)

Самопроверка осуществляется по образцу с обратной стороны карточки.

- В оценочных листах оцените свою работу.

Учащиеся выбирают для себя задание и выполняют его.

Оценивают работу.

Личностные:Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе. Осуществлять самоконтроль.

Познавательные: ориентация в своей системе знаний, умение отличать новое от уже известного, переработка и применение полученной информации

 Домашнее задание

-Выберите карточку с д.з. (См.Приложение 2, карточка 8, 9)

Оцените в оценочных листах понятно ли вам домашнее задание

Выбирают домашнее задание.

Познавательные: ориентация в своей системе знаний, умение отличать новое от уже известного, переработка и применение полученной информации

 Итог урока и рефлексия.

- Ребята, какую учебную задачу мы ставили в начале урока?

-Мы справились с учебной  задачей?

Оцените свою работу на уроке в оценочных листах.

 - Мне хочется узнать ваше мнение по поводу работы на уроке. Продолжите фразы на доске:

Сегодня на уроке для меня было сложным……….

Сегодня на уроке мне понравилось……

Сам урок мне показался… (Слайд 6)

- Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Попрошу отметить в оценочных листах понравился ли вам урок и передать мне листы оценки.

- Спасибо за работу, урок окончен

Учиться писать слова с сочетаниями чк, чн, щн, щн.

Записывали слова с сочетаниями чк, чн, щн, определяли на слух эти сочетания в словах.

Дети ставят себе отметку за урок.

Ответы детей

Коммуникативные: умение доносить свою позицию до других, слушать и понимать речь других, уметь вступать в коллективное сотрудничество.

Личностные:Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе. Осуществлять самоконтроль.

Познавательные: ориентация в своей системе знаний, умение отличать новое от уже известного.


Приложение 1.

Лист оценки

Критерии самооценки/ дата

Мне понятна учебная задача

Я успешно справился с заданием в тетради

Самостоятельная работа выполнена без ошибок

Мне понятно домашнее  задание

Свою работу на уроке я оценю отметкой

Для меня урок оказался полезным

«+» -  да,         «-» - нет,      «?» - сомневаюсь

Приложение 2

Карточки с заданиями к уроку

Карточка 1. Правило написания сочетаний ЧК, чн, щн, нщ.

Карточка 2. Задание для детей с низким и ниже среднего уровнем в соответствии с диагностикой Журовой Л.Е.

Карточка 3. Задание для детей со средним уровнем в соответствии с диагностикой Журовой Л.Е.

Карточка 4. Задание для детей с высоким уровнем в соответствии с диагностикой Журовой Л.Е

Карточка 5. Сказочная страна

Карточка 6. Сочинительная страна

Карточка 7. Страна Внимания

        

        Карточка 8. Домашнее задание

Карточка 9. Домашнее задание

Приложение 3

Презентация к уроку

   Слайд 1                                                                                   Слайд 2C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\през\Копия Презентация к уроку\Слайд2.GIFC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\през\Копия Презентация к уроку\Слайд3.GIF

Слайд 3                                                                                       Слайд 4

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\през\Копия Презентация к уроку\Слайд4.GIFC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\през\Копия Презентация к уроку\Слайд5.GIF

             Слайд 5                                                                         Слайд 6 C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\през\Копия Презентация к уроку\Слайд6.GIFC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\през\Копия Презентация к уроку\Слайд7.GIF


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе "Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща. чу-щу. Перенос слов"

Урок русского языка в 1 классе "Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща. чу-щу. Перенос слов"...

Урок русского языка 1 класс на тему:"Роль слова в изменении характера. Правописание сочетаний ча- ща, чу-щу "

Урок разработан по программе "Начальная школа 21 века" 1 класс. Соответствует требованиям ФГОС. Содержит элементы здоровьесберегающей технологии по системе В.Ф. Базарного. Урок содержит интересный орг...

"Правописание сочетаний жи-ши в словах" урок для 1 класса

Разработка урока-путешествия с презентацией...

Презентация к уроку "Правописание сочетаний жи, ши в словах" 1 класс

В презентации предоставлен красочный наглядный материал, разнообразные задания на запоминание сочетаний жи, ши....

2 класс. Русский язык. Диктант по теме «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Перенос слов. Ударение»

Данный диктант проводится во втором классе в первой четверти после прохождения тем "Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чущу. Перенос слов. Ударение"...