Правописание сочетаний чк, чн, щн, нщ в словах
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Знакомство с особенностями написания слов с сочетаниями чк, чн, щн, нщ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx | 678.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка во 2 классе.
Автор: Кокорина Елена Валентиновна, учитель начальных классов МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 2», Архангельская область, Устьянский район, посёлок Октябрьский.
Тема урока: «Правописание сочетаний чк, чн, щн, нщ в словах».
Цель урока: Знакомство с особенностями написания слов с сочетаниями чк, чн, щн, нщ.
УМК: «Школа 21 века»
Планируемые результаты:
Предметные:
- повторить, что согласные звуки ч и щ всегда мягкие
- узнать, что в этих сочетаниях не пишется ъ.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировка темы и цели урока с помощью учителя, работа по предложенному плану, самооценка деятельности на уроке.
Познавательные: ориентация в своей системе знаний, умение отличать новое от уже известного, переработка и применение полученной информации
Коммуникативные: умение доносить свою позицию до других, слушать и понимать речь других, уметь вступать в коллективное сотрудничество.
Личностные:Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе. Осуществлять самоконтроль.
Комментарии к уроку: Урок построен на основе принципов дифференциации и индивидуализации. Принцип дифференциации предусматривается в разноуровневых заданиях предлагаемых ученикам. Уровень определяется в соответствии с педагогической диагностикой Журовой Л.Е. . Данная диагностика проводится 3 раза в год и выделяются 4 группы учащихся: учащиеся с уровнем ниже среднего, учащиеся со средним уровнем, учащиеся с уровнем выше среднего и учащиеся с высоким уровенем, поэтому детям на данном уроке заготовлены разноуровневые задания. Принцип индивидуализации раскрывается через возможность выбора заданий для самостоятельной работы и домашнего задания.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент: | Уже дан второй звонок – Начинается урок. На уроке всё для вас. Пожелаю вам удачи. За работу, в добрый час. | ||
Актуализация знаний | -Откройте тетради, запишите число, классная работа. Минутка чистописания: записываем слова чаща, чум, чайник, щука (Слайд 1) - Все ли слова понятны? - Прочитайте на доске, что обозначает это слово. (Слайд 2) Какие согласны буквы чаще встречаются в этих словах? -Охарактеризуйте звуки, которые обозначаются этими буквами. На письме нам нужно обозначать мягкость этих звуков? |
Непонятно слово чум Учащиеся замечают, что чаще всего в словах встречаются согласные ч и щ. Эти звукивсегда глухие, мягкие, шипящие. Нет потому что они всегда мягкие. | Познавательные: ориентация в своей системе знаний, умение отличать новое от уже известного. Коммуникативные: умение доносить свою позицию до других, слушать и понимать речь других, уметь вступать в коллективное сотрудничество. |
Постановка цели и задач урока | На слайде картинки ручка, наручные (часы), помощник, барабанщик. (Слайд 3) -В каждом слове скажите мягкий согласный и следующий за ним согласный. -Попробуйте сформулировать тему урока. На доске появляется тема урока (Слайд 4). -Сформулируйте учебную задачу на урок. Возьмите оценочный лист, подпишите число и напротив графы «Мне понятна учебная задача», сделайте пометку. Если понятна учебная задача, поставьте «+», если непонятна учебная задача, поставьте «-», если сомневаетесь - «?». (См. Приложение 1) Перед вами план урока, но он перепутан, давайте все вместе попытаемся восстановить этот план (Слайд 5). | Сочетания букв чк, чн, щн, нщ Сочетания чк, чн, щн, нщ в словах. Как писать слова с сочетаниями чк, чн, щн, нщ? Дети оценили себя в оценочных листах. Ответы детей | Регулятивные: формулировка темы и цели урока с помощью учителя, работа по предложенному плану. Познавательные: умение отличать новое от уже известного Коммуникативные: умение доносить свою позицию до других, слушать и понимать речь других, уметь вступать в коллективное сотрудничество. Личностные:Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе. Осуществлять самоконтроль. |
Знакомство с правилом, первичное усвоение новых знаний | Перед каждым лежит карточка. Попробуйте сформулировать правило.(См. Приложение 2, карточка 1) -Это правило прочитаем в учебнике, страница 133 (чтение вслух всем классом). Проверьте, правильно ли предполагали? Если в карточках у вас написано, что мягкий знак пишется в этих сочетаниях, то исправьте правило на карточках. -Кто может это правило повторить наизусть? | Детям нужно выбрать и подчеркнутьнужноена карточке Чтение всеми детьми вслух. В сочетаниях чк, чн, щн, нщ мягкий знак не пишется. | Коммуникативные: умение доносить свою позицию до других, слушать и понимать речь других, уметь вступать в коллективное сотрудничество. Личностные:Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе. Осуществлять самоконтроль. Познавательные: ориентация в своей системе знаний, умение отличать новое от уже известного, переработка и применение полученной информации |
Первичное закрепление | Разноуровневые задания: Жёлтые карточки – списать предложения и подчеркнуть в словах сочетания чк, чн, щн. Синие карточки -списать предложения и вставить в слова нужные сочетания. Красных карточки – списать предложения и вставить подходящие слова с сочетаниями чк, чн, нщ. (См. Приложение 2, карточка 2, 3, 4) Самопроверка заданий проводится по образцу. - Переверните карточки и сравните по образцу, так ли вы написали предложения. - Оцените свою работу в оценочных листах. - Какие слова на изученное правило вам встретились в стихотворении? | Выполняют задание Бабочка и изящно | Личностные:Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе. Осуществлять самоконтроль. Познавательные: ориентация в своей системе знаний, умение отличать новое от уже известного, переработка и применение полученной информации |
Физминутка | Если есть в словах орфограммы чк, чн, щн, то руки поднимите вверх, если нет, то вы присядьте: ДАЧА, КОРОЧКА, СОРОЧКА, ПЕСНЯ, НОЧЬ, НОЧНОЙ, МОЩНЫЙ, БОЛЬШОЙ, УДАЧНЫЙ, КОЧКА, СТРОЧКА, ДЕНЬ, ХИЩНЫЙ, ЛАСТОЧКА. | Познавательные: ориентация в своей системе знаний, умение отличать новое от уже известного, переработка и применение полученной информации Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, уметь вступать в коллективное сотрудничество. | |
Самостоятельная работа | Предложить детям разные задания. - Сейчас вы по своему желанию выбираете задание и выполняете в свою тетрадь. Сказочная страна Сочинительная страна Страна внимания (См. Приложение 2, карточка 5, 6, 7) Самопроверка осуществляется по образцу с обратной стороны карточки. - В оценочных листах оцените свою работу. | Учащиеся выбирают для себя задание и выполняют его. Оценивают работу. | Личностные:Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе. Осуществлять самоконтроль. Познавательные: ориентация в своей системе знаний, умение отличать новое от уже известного, переработка и применение полученной информации |
Домашнее задание | -Выберите карточку с д.з. (См.Приложение 2, карточка 8, 9) Оцените в оценочных листах понятно ли вам домашнее задание | Выбирают домашнее задание. | Познавательные: ориентация в своей системе знаний, умение отличать новое от уже известного, переработка и применение полученной информации |
Итог урока и рефлексия. | - Ребята, какую учебную задачу мы ставили в начале урока? -Мы справились с учебной задачей? Оцените свою работу на уроке в оценочных листах. - Мне хочется узнать ваше мнение по поводу работы на уроке. Продолжите фразы на доске: Сегодня на уроке для меня было сложным………. Сегодня на уроке мне понравилось…… Сам урок мне показался… (Слайд 6) - Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Попрошу отметить в оценочных листах понравился ли вам урок и передать мне листы оценки. - Спасибо за работу, урок окончен | Учиться писать слова с сочетаниями чк, чн, щн, щн. Записывали слова с сочетаниями чк, чн, щн, определяли на слух эти сочетания в словах. Дети ставят себе отметку за урок. Ответы детей | Коммуникативные: умение доносить свою позицию до других, слушать и понимать речь других, уметь вступать в коллективное сотрудничество. Личностные:Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе. Осуществлять самоконтроль. Познавательные: ориентация в своей системе знаний, умение отличать новое от уже известного. |
Приложение 1.
Лист оценки
Критерии самооценки/ дата | ||||||
Мне понятна учебная задача | ||||||
Я успешно справился с заданием в тетради | ||||||
Самостоятельная работа выполнена без ошибок | ||||||
Мне понятно домашнее задание | ||||||
Свою работу на уроке я оценю отметкой | ||||||
Для меня урок оказался полезным |
«+» - да, «-» - нет, «?» - сомневаюсь
Приложение 2
Карточки с заданиями к уроку
Карточка 1. Правило написания сочетаний ЧК, чн, щн, нщ.
Карточка 2. Задание для детей с низким и ниже среднего уровнем в соответствии с диагностикой Журовой Л.Е.
Карточка 3. Задание для детей со средним уровнем в соответствии с диагностикой Журовой Л.Е.
Карточка 4. Задание для детей с высоким уровнем в соответствии с диагностикой Журовой Л.Е
Карточка 5. Сказочная страна
Карточка 6. Сочинительная страна
Карточка 7. Страна Внимания
Карточка 8. Домашнее задание
Карточка 9. Домашнее задание
Приложение 3
Презентация к уроку
Слайд 1 Слайд 2
Слайд 3 Слайд 4
Слайд 5 Слайд 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 1 классе "Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща. чу-щу. Перенос слов"
Урок русского языка в 1 классе "Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща. чу-щу. Перенос слов"...
Урок русского языка 1 класс на тему:"Роль слова в изменении характера. Правописание сочетаний ча- ща, чу-щу "
Урок разработан по программе "Начальная школа 21 века" 1 класс. Соответствует требованиям ФГОС. Содержит элементы здоровьесберегающей технологии по системе В.Ф. Базарного. Урок содержит интересный орг...
"Правописание сочетаний жи-ши в словах" урок для 1 класса
Разработка урока-путешествия с презентацией...
Презентация к уроку "Правописание сочетаний жи, ши в словах" 1 класс
В презентации предоставлен красочный наглядный материал, разнообразные задания на запоминание сочетаний жи, ши....
2 класс. Русский язык. Диктант по теме «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Перенос слов. Ударение»
Данный диктант проводится во втором классе в первой четверти после прохождения тем "Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чущу. Перенос слов. Ударение"...