Индивидуальные карточки по русскому языку для учащихся 5 класса по теме: "Лексика"
материал по русскому языку
Индивидуальные карточки по русскому языку для 5 класса по теме:"Лексика. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Паронимы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
индивидуальные карточки по русскому языку для 5 класса по теме: "Лексика". | 57.05 КБ |
Предварительный просмотр:
1 Слова с прямым и переносным значением
1.Отметь слова с переносным значением:
| 2.Отметь слова с переносным значением:
| 3.Отметь слова с переносным значением:
|
4.Отметь слова с переносным значением:
| 5.Отметь слова с переносным значением:
| 6.Отметь слова с переносным значение:
|
7.Отметь слова с переносным значением:
| 8.Отметь слова с переносным значением:
| 9.Отметь слова с переносным значением;
|
2. Омонимы
3. Синонимы
1.Напиши синонимы:
| 2.Напиши синонимы: 1. азбука-________________;
| 3.Напиши синонимы:
|
4.Напиши синонимы:
| 5.Напиши синонимы:
| 6.Напиши синонимы: 1. трасса -____________; 2. ненастный-_________; 3. искусный -_________; 4. неопрятный -_______; 5. соображать -_______; 6. разобраться -_______; 7. прочный -__________; 8. несмелый -_________; 9. занимательный -____; 10. шалить -___________; 11. несложный -_______; 13. лгать -____________; 14. тощий -___________; 15. нездоровый -______; 16. тревожный -_______; 17. громадный -________; 18. товарищ -__________; 19. неприятель -________; 20. спешить -__________ . |
7.Напиши синонимы:
| 8.Напиши синонимы: 1. сообщать -_____________; 2. машина -______________; 3. косой -________________; 4. изнемогать -___________; 5. шторм -_______________; 6. шествовать -___________; 7. пурпурный -___________; 8. неправда -_____________; 9. поддержка -___________; 10. безветрие -____________; 11. мощь -_______________; 12. грусть –_______________; 13. нестись -______________; 14. осилить -______________; 15. известие -_____________; 16. изумить -_____________; 17. фантазировать -_______; 18. идёт -________________; 19. храм -_______________;_ 20. аккуратный -_______ , | 9.Напиши синонимы: 1. видимо-невидимо-__________; 2. аплодировать-_____________; 3. давнишний -______________; 4. хотеть -__________________; 5. лётчик -__________________; 6. огненный -________________; 7. шустрый -________________; 8. сражение -________________; 9. сверкать -_________________; 10.судно -___________________; 11. аромат -_________________; 12. ливень –_________________; 13. армия -__________________; 14. содействовать -___________; 15. кара -___________________; 16. скорбь -_________________; 17. интеллект -______________; 18. медленно -_______________; 19. восторг -________________; 20. продукты -______________ . |
3. Антонимы
1 .юг-______________________;
|
| 3. Напиши антонимы: 1. лето-________________; 2. радость-_____________; 3. детский-_____________; 4. трудолюбие-__________; 5. жёсткий-_____________; 6. вверх-________________; 7. хорошо-______________; 8. мало-________________; 9. слабо-_______________; 10. тихо-________________; 11. справа-______________; 12. быстро-______________; 13. завтра-_______________; 14. сладкий-_____________; 15. полный-______________; 16. сытый-_______________; 17. много-_______________; 18. свет-_________________; 19. строит-______________; 20. нежность-____________ . |
4.Напиши антонимы:
| 5.Напиши антонимы: 1. весёлый-_________________; 2. прилетать-_______________; 3. будущий-________________; 4. сырой-___________________; 5. зима-____________________; 6. чёрный-__________________; 7. робкий-__________________; 8. вечером-_________________; 9. трусливый-_______________; 10. грустный -________________; 11. прощаться-______________; 12. скучный-_________________; 13. говорить-_________________; 14. враг-_____________________; 15. смеётся-__________________; 16. большой-_________________; 17. чёрный-__________________; 18. грустный-________________; 19. стынет-__________________; 20. утро-____________________ , | 6.Напиши антонимы: 1. весёлый-_____________; 2. хороший-____________; 3. старость-_____________; 4. мир-_________________; 5. верх-________________; 6. лето-________________; 7. сила-________________; 8. добро-_______________; 9. отдавать-_____________; 10. скучный -____________; 11. праздник-____________; 12. счастье-______________; 13. тяжёлый-_____________; 14. подъём-______________; 15. поздний-_____________; 16. уменьшить-__________; 17. мириться-____________; 18. ложь-________________; 19. исчезать-____________; 20. узкий-_______________ . |
7.Напиши антонимы: 1. белый-___________________; 2. горе-_____________________; 3. найти-___________________; 4. глупый-__________________; 5. горек-____________________; 6. узкий-____________________; 7. старый-__________________; 8. шершавый-_______________; 9. трудный-_________________; 10. сзади -___________________; 11. далеко-__________________; 12. уходить-__________________; 13. расцветать-_______________; 14. смеяться-_________________; 15. любить-__________________; 16. работать-________________; 17. рано-____________________; 18. большой-________________; 19. близкий-_______________ . 20. весёлый-_______________ | 8.Напиши антонимы: 1. грустно-_________________; 2. близко-__________________; 3. богатство-_______________; 4. грязь-___________________; 5. правда-__________________; 6. тепло-___________________; 7. редко-___________________; 8 чистота__________________; 9. чёрный-__________________; 10. за -______________________; 11. открыть-_________________; 12. холодно-__________________; 13. помогать-_________________; 14. толстый-__________________; 15. прохлада-________________; 16. бежать-__________________; 17. спускается-_______________; 18. маленький-_______________; 19. тёмные-_________________ . 20. новая-_______________ | 9.Напиши антонимы: 1. весёлый-____________ 2. спуск-____________ 3. ранний-_____________ 4. загадка-______________ 5. плохо-_______________ 6. запад-______________ 7. север-_____________ 8. вчера-_____________ 9. сел-__________ 10. низко -____________ 11. часто-__________ 12. светло-_____________ 13. медленно-___________ 14. белый-______________ 15. стужа-____________ 16. здравствуйте-________ 17. мир -____________ 18. раньше-___________ 19. теплее-____________ 20. короткий-______________ |
4. Паронимы
1.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: понятливый – понятный. Понятливый-легко схватывающий смысл, быстро понимающий, усваивающий что-либо Понятный.1. Доступный пониманию, восприятию. 2. Справедливый, обоснованный. _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ | 2.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: обидный – обидчивый
Обидный.1) Содержащий в себе обиду, оскорбительный. 2) а) Причиняющий обиду. б) перен. разг. Досадный, неприятный. Обидчивый - склонный к обиде, легко и часто обижающийся. _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ | 3.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: зачинатель – зачинщик. Зачинатель – тот, кто зачинает что-нибудь, кладет начало чему-то. Зачинщик – тот, кто подстрекает начать, начинает что-то неблаговидное. _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
4.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: невежественный – невежливый. Невежественный -необразованный, несведущий, мало знающий. Невежливый. 1)Нарушающий правила приличия; неучтивый, невоспитанный. _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ | 5.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: оплатить- заплатить Оплатить – отдать плату за что-либо. Примеры употребления: оплатить расходы, оплатить счет, оплатить услуги. Заплатить.1) отдать плату за что-либо, 2) отплатить (ответить). Примеры употребления: заплатить за покупки, за работу, за услуги, за билет, за проезд; заплатить добром за добро _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________
| 6.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: безответный – безответственный.
Безответный-1. Не получающий, не дающий ответа, отклика на что-либо. 2. Неспособный возражать, прекословить, очень кроткий. Безответственный-не несущий или не сознающий ответственности. _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
7.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: удачный - удачливый.
Удачливый – счастливый; тот, кому везет (удачливый исследователь). Удачный – успешный (удачный день). _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ ____________________________ | 8.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: скрытый- скрытный. Скрытный – не склонный делиться с другими своими мыслями, переживаниями, намерениями, неоткровенный. Скрытый – тайный, не обнаруживающийся явно. ___________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ ____________________________ | 9.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: невежа-невежда.
Невежа – грубый, невоспитанный человек. Невежда – малообразованный, несведущий человек. _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
10.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: соседний – соседский. Соседний – расположенный вблизи, рядом с кем-чем-либо, по соседству. Соседский – относящийся к соседу, принадлежащий ему. _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ | 11.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: сытный – сытый. Сытный.1. Питательный, хорошо насыщающий, калорийный. 2. перен. Доходный, прибыльный (разг.). Сытый.1. Вполне утоливший свой голод _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ | 12.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: адресат – адресант. Адресат – лицо или организация, кому адресовано почтовое отправление (получатель). Адресант – лицо или организация, посылающие почтовое отправление (отправитель). _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
13.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: одеть – надеть. Надеть – покрывать одеждой тело (т.е. надеть на самого себя): надеть пальто, шапку; с предлогом «на» надеть на себя и на кого-либо: надеть на спину рюкзак, надеты чехлы на мебель. Одеть – покрыть кого-нибудь одеждой: одеть ребенка _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ | 14.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: практический -практичный. Практический – относящийся к области практики; нужный для практики; прививающий умение, навыки; относящийся к области реальных потребностей. Практичный – опытный, хорошо разбирающийся в жизненных делах; удобный, пригодный в деле, выгодный, экономный. _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ | 15.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: искусный, искусственный. Искусный – умелый, хорошо знающий своё дело; умело, хорошо выполненный. Искусственный – не природный, ненатуральный, сделанный наподобие настоящего, природного, неестественный. _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
16.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: глиняный-глинистый Глиняный – сделанный из глины. Глиняный горшок. Глинистый – содержащий глину. Глинистая почва. _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ | 17.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: жесткий – жестокий, Жестокий.1) безжалостный, беспощадный, слишком суровый, 2) слишком сильный Жёсткий.1) твёрдый на ощупь, крепкий, плотный, 2) суровый, резкий, 3) не допускающий отклонений _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________
| 18.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: праздный – праздничный. Праздничный.1. только полн. ф. Относящийся к празднику, нарядный, красивый. 2. Торжественно-радостный, счастливый, весёлый. Праздный.1. Ничем не занятый, без дела, без полезных занятий. 2. перен. Бесцельный, пустой, порождённый бездельем, праздностью. _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальные карточки по русскому языку для учащихся 3 – 4 классов
Карточки (20 штук) распечатываются и используются для самостоятельной работы на уроке или для домашней работы...
Индивидуальные карточки по русскому языку для учащихся 3 – 4 классов
Карточки для развития орфографической зоркости учащихся...
Индивидуальные карточки по русскому языку для учащихся начальных классов.
Индивидуальные карточки по русскому языку (пропедевтика орфографических и речевых ошибок в диктантах и творческих работах)....
Индивидуальные карточки по русскому языку, Повторение, 3 класс
"Повторение" - русский язык, 3 класс...
Индивидуальная карточка по русскому языку для 3 класса "Восстанови текст-повествование,.Вспомни изученные орфограммы"
Восстановить текст - повествование, вставить пропущенную орфограмму....
Индивидуальная карточка по русскому языку во 2 классе по теме "Родственные слова"
Индивидуальная карточка по русскому языку во 2 классе по теме "Родственные слова"...
Индивидуальные карточки по русскому языку для 4 класса.
Индивидуальные карточки по русскому языку для 4 класса предназначены для проверки умений определять склонение имён существительных. Их можно использовать как карточки-тренажёры для организации парной ...