ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ 14 ДЕКАБРЯ 2019 ГОДА
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

   Орфографическую  зоркость  я    развиваю  постепенно,  в  процессе  выполнения  раз-нообразных  упражнений,  обеспечивающих  зрительное,  слуховое,  артикуляционное,  моторное  восприятие  и  запоминание  орфографического  материала.

  Зрительное  восприятие   осуществляю  в  ходе  зрительного,  обьяснительного  диктантов,  письма  по  памяти,  выборочного  списывания,  графического  выделения  орфограмм,  анализа  заданий  и  текста  упражнений,  корректировки  письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ

14 ДЕКАБРЯ 2019 ГОДА

   Орфографическую  зоркость  я    развиваю  постепенно,  в  процессе  выполнения  раз-нообразных  упражнений,  обеспечивающих  зрительное,  слуховое,  артикуляционное,  моторное  восприятие  и  запоминание  орфографического  материала.

  Зрительное  восприятие   осуществляю  в  ходе  зрительного,  обьяснительного  диктантов,  письма  по  памяти,  выборочного  списывания,  графического  выделения  орфограмм,  анализа  заданий  и  текста  упражнений,  корректировки  письма.

Например:

1.  Найдите  спрятавшееся  слово. (Подчеркните  в  словах  буквы,  которые  при  письме  надо  проверять.)

Хлев (лев), столб( стол),  удочка (дочка),  щель (ель),коса  (оса).

2.  Письмо по  памяти  (пословицы,  поговорки,  загадки,  подобранные  по  темам,  стихи.  песенки,  потешки,  считалки  и  т.д)

Бабка  с  кашкой,  а  дед  с  ложкой.

Загадки

Хвостом  виляет,  зубаста,  а  не  лает.(Щука)

Меня  пьют,  меня  льют.  Всем  нужна  я,  кто  я  такая?  (вода)

Песенки

Водичка,  водичка,

Умой  мое  личико,

Чтобы  щечки  краснели,

Чтоб  смеялся  роток,

Чтоб  кусался  зубок.

Потешки

Как  у  нас  семья  большая

Да  веселая:

Два  у  лавки  стоят;

Два  учиться  хотят;

Два  Степана  у  сметаны

Обьедаются;

Две  Дашки  у  кашки

Питаются;

Две  Ульки  в  люльке

Качаются;

Одна  Маша  не  наша,

Да  и  та  хороша.

Считалки

Мы  сейчас  уху  варили,

Посолить  уху  забыли,

Не  солены  караси.

Сбегай  соли  принеси!

Стихи

Седые  туманы

Плывут  к  облакам.

Гусей  караваны  

Несутся  к  лугам.

(  А.  Пушкин)

3.Замените  словосочетания  одним  словом:  (Тема:  Удвоенные  согласные.)

Больничный  лист.  (Бюллетень).

Товарищ  по  работе.  (Коллега).

Вид  городского  транспорта.  (Троллейбус).

Популярная  игра  на  льду.  (Хоккей)

4.Выпишите  из  стихотворения    слова    с  разделительным  ь.

Целый  день  лежит  тюлень,

И  лежать  ему  не  лень.

Жаль  тюленье  прилежанье

Не  пример  для  подражанья.

Слуховое  восприятие  осуществляю  при  проведении  выборочного,  предупредительного  диктантов,  при  использовании  сигнальных  карточек, (дидактических  игр,  грамматических  сказок,  лингвистических  заданий)

Например:  Тема:  Удвоенные  согласные.  

Задание:  определить  в  стихах  на  слух  слова  с  удвоенными  согласными,  поднимая  при  этом  руку  или  хлопая  в  ладоши  два  раза.

           Спросите,  не  повысив  тона:

Что  больше,  центнер  или  тонна?

Необходимы  соль  и  крупы,

Чтоб  кашу  наварить  для  группы.

Кто  получит  низкий  балл,

не  придет  на  школьный  бал.

Радиоволна  идет  сквозь  стену.

Мы  ее  поймаем  на  антенну.

Если  пьете  в  школе  квас,

Не  забрызгайте  весь  класс.

Приятнее  найти  под  елкой  гриб.

Чем  получить  ангину  или  грипп.

 

Для  речедвигательного  восприятия  и  запоминания  использую  методику  П. С.  Тоцкого.   В  основе  его  методики  лежит  орфографическое  чтение  и  артикуляционная  память.  Чтобы  запомнить  написание  слова,  ребенок  должен  несколько  раз  повторить  его  вслух  так,   как  оно  пишется.

 Рукодвигательное  восприятие  имеет  место  при  письменном  выполнении  всех  упражнений.

  Зрительное,  слуховое,  кинестезическое  и  рукодвигательное  восприятие  младших  школьников   составляет  чувственную  базу  орфографического  навыка.  Чем  больше  чувств,  по  К.  Д.  Ушинскому,  принимает  участие  в  восприятии   какого-либо  впечатления,  тем  прочнее  ложатся  эти  впечатления  на  память.  Хорошая  память  -золог  успеха.  Тем  более  что  в  русской  орфографии  немало  такого,  что  может  быть  усвоено  только  запоминанием.

Запоминание  -  это  психологическая  основа  имитационного  метода,  в  рамках  которого  я  применяю  следующие  приемы:

1).Организую  установку  на  зрительное  запоминание  параллельно  с  воображаемым   «проговариванием»  про  себя,  мысленно  или  же  вслух.

2).  Создаю   установку  на  правильное,  безошибочное  письмо,  на  создание  только  одного « образа  слова» – правильного.

3).  Использую  различного  рода  словари, списки  словарных  слов  в  учебнике,  плакаты  с  перечнем «трудных  слов». Здесь  для  запоминания  активно  использую  прием  мнемотехники,  когда   создается  «образ»  буквы,  буква  «оживает»  в  конкретном  слове.   Например,  в  слове  

автомобиль  буква  о  превратится  в  колеса,  в  слове  вокзал-  в  циферблат,  корабль-  

в  спасательный  круг.  Причем,  дети  самостоятельно  (на  этапе  решения  учебной  задачи)  придумывали  на  что  похожа  буква,  связывали  ее  образ  со  значением  слова.

4).Провожу  зрительные  диктанты,  различные  виды  письма  по  памяти  и  самодиктанты,  различные  виды  списывания,  особенно  осложненные  аналитико – синтетическими  и  другими  дополнительными  заданиями.

  5). Использую  картины,  наглядные  пособия,  таблицы,  схемы.

6). Провожу  работу  по  запоминанию    словообразовательных  гнезд ,   целых  предложений  ( пословиц,  афоризмов,  загадок,  цитат, стихотворений,  прозаических  отрывков).Для  этого  на  каждом  уроке  русского  языка  провожу  орфографические  пятиминутки.                                    

7).  Использую  рифмовки-запоминалки.

Чижи,  ужи,  ежи,  стрижи,

Жирафы,  мыши  и  моржи,

Машины,  шины,  камыши-

Запомни  слоги  жи  и  ши.  

                                                                                             

 Перечисленные  приемы  способствуют  формированию  навыка  безошибочного  письма.

 Но  не  менее  важны  и  сознательные  методы  усвоения  орфограмм.

  Наиболее  эффективными  упражнениями  в  формировании  орфографической  зоркости,  я  считаю    комментированное  письмо,  звуко-буквенные  и  орфографические  разборы.  Комментированное  письмо  является  одним  из  приемов    работы  по  предупреждению  ошибок,  приучает  школьников  к  сознательному  применению  правила,  способствует  выработке  навыков  грамотного  письма,  устраняя  разрыв  между  практикой  и  теорией.  Комментированное  письмо  развивает  мышление,  память,  внимание, речь  учащихся:  они  приучаются  говорить  четко,  лаконично,  обоснованно,  у  детей  вырабатывается   хорошая  дикция.  Комментированное  письмо  позволяет  мне  осуществлять  систематическое  повторение

  материала,  дает  возможность   выявить  знания  и  проверить  их  орфографические  навыки.

На  определенных  этапах  урока  применяю,  наряду  или  вместо  развернутого  комментирования,  письменное  комментирование,  т.е.  подчеркивание  орфограмм,  обозначение  знаков  проверки.  

В  ходе  орфографического  разбора,  чтобы  зрительное  восприятие  сделать  целенаправленным  и  более  активным,  использую  условные  обозначения  и  графические  средства  для  выделения  самой  орфограммы  и  условий,  от  которых  зависит  ее  написание.  В  этом  случае    орфограмма  подчеркивается  снизу  одной  чертой,  предшествующая  или  последующая  (или  та  и  другая  вместе)  буквы,  от  которых  зависит  написание  данной  орфограммы,  подчеркиваются  двумя  чертами.  При  подчеркивании  орфограммы  (сьел,  в  море)  ученик  фиксирует  свое  умение  обнаружить  ее,  при  графическом  обозначении  орфограммы  (сьел,  в  море,  2  скл.)  -определить  ее  тип,  отмечая    опознавательные  признаки  орфограммы,   доказательство  ее  правописания,  способ  проверки.  Такую  работу  я  провожу  на  каждом  уроке,  особенно  при  выполнении  домашнего  задания.  Это  усиливает  внимание  учащихся  в  ходе  проверки,  когда  я  прошу  детей  назвать  орфограмму.

Использование  упражнений  имеет  цель  формирования  навыка,  автоматизма. Для  этого  я    учу  детей 1-  ставить  орфографическую  задачу  т.е.  находить  орфограмму. Эффективным  приемом  здесь  считаю  использование  диктанта  «проверяю  себя».  Во  время  этого  диктанта  разрешаю  пропускать  букву,  в  которой  ребенок  сомневается.  Начинаю  работу  с  развития  фонематического  слуха.  Так,  в  период  обучения  грамоте  большое  внимание  уделяю  звуковой  аналитической  работе.  Дети  артикулируют  звуки  в  различном  положении:  в  начале  слова,  в  конце,  в  середине.  Для  осознания  детьми  признаков  фонем,  например  глухости- звонкости  согласных  противопоставляя  (з)-(с)  в  словах  типа    зайка-сайка.  Зойка-сойка,  дети  тем  самым  улавливают  оппозицию  согласных  фонем  (з)  и  (с)  по  признаку  глухости-звонкости. А  также  здесь  знакомлю  с практическим  приемом  определения  глухости-звонкости  (прикладывая  руку  к  горлу,  произнесения  звуков  с  закрытыми  ушами).

В  период  букварного  периода  начинаю  учить  детей  видеть  «  опасные  места». Использую  метод  наблюдения  над  несоответствием  звучащего  слова  и  написанного, даю  представление  о  сильной    и  слабой  позициях  звуков;  обучаю  «  двум  видам  чтения» - орфоэпическому  и  орфографическому.  Например,  осина  говорим  (А)СИНА,

пишем   (О)СИНА.;  СОСНЫ- СОСНА –в  безударном  слоге  пишем  ту  букву,  которой  в  этом  слове  обозначается  гласный  под  ударением.;  НАСОС – НОСИ,  один  и  тот же  безударный  звук  (а )  может  быть  обозначен  как  буквой  А  (НАСОС),  так  и  буквой  О (носи).

2- устанавливать  тип  орфограммы  и  относить  ее  к  определенному  правилу.  Для    этого  дети  должны  уяснить,  что  существуют  орфограммы  1-связанные  с  обозначением  звуков  ( фонем)  буквами   и 2- не  связанные  с  обозначением  звукового  (фонемного)  состава  морфем  (прописная  буква,  слитно-раздельное  написание,  перенос,  сокращения  слов).  Т.е  ребенка  надо  научить видеть  опознавательные  признаки,  которые  ,обычно,  указываются  в  правиле.  Например,  «  безударные  гласные»,  «  парные  согласные  на  конце  слов».  Работая  с  орфографическим  правилом,  мы  вместе  с  детьми  выделяем  существенные,  отличительные  признаки  орфограмм   и  учимся  их  обнаруживать  по  данным  признакам.   Например,

1.  Прочитайте  правило.  Какие  гласные  надо  проверять?  Почему?

2.  Прочитайте  правило.  Какие  согласные  надо  проверять?  Когда  (в  каких  случаях)  следует  проверять  парные  звонкие  и  глухие  согласные?  Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения. выступление на семинаре проводимого в рамках "Учитель года 2015"

В наших же учительских руках есть огромная возможность создать такой процесс обучения ,при котором каждый ребёнок не просто усваивал бы поток информации, полученный от учителя, а научился самостоятель...

Общешкольное родительское собрание от 16 декабря 2014 года (выступление учителя начальных классов Комаровой Екатерины Витальевна) «Здоровая семья – здоровый ребенок»

Цель: воспитывать ответственное отношение к своему здоровью; познакомить с простыми средствами его поддержания. Задачи: дать информацию о направлениях здоровья школьника, сформировать рекомендаци...

выступление на методическом семинаре (конкурс" Учитель года")

выступление на методическом семинаре (конкурс" Учитель года")...

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ "МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР" , конкурс "УЧИТЕЛЬ ГОДА- 2019".

Компьютерная презентация с пояснительной запиской, содержащие описание педагогического опыта....

Выступление на краевом семинаре в ГБОУ "ИРО КК" (г. Краснодар) 21.11.2019 года

Выступление на краевом семинаре в ГБОУ "ИРО КК" (г. Краснодар) 21.11.2019 года...

Видео выступления моего 3 класса на ВЫПУСКНОМ 11 класса (мои выпускники) 2019 года

Видео выступления моего 3 класса на ВЫПУСКНОМ 11 класса (мои выпускники) 2019 годаСмотрите здесь https://yadi.sk/i/ekHcPFLD0DVKQg...

Приказ №299б от 18 октября 2019 года о проведении апробации цифровой образовательной платформы "Яндекс. Учебник" на уровне начального общего образования в 2019-2020 учебном году

Приказ №299б от 18 октября 2019 года о проведении апробации цифровой образовательной платформы "Яндекс. Учебник" на уровне начального общего образования в 2019-2020 учебном году...