Конспект урока обучение грамоте Звук [ж]. Буква Ж ж. 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование понятия о согласном звуке [ж], буква Ж; умения читать слова с новыми словами, составлять звуковые схемы, делить слова на слоги и ставить ударение;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_obuchenie_grammote_zvuk_zh._bukva_zh_zh._1kl.docx | 39.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 10.12.2019 ФИО учителя: Долгих А.А.
Школа: №148 ФИ студента: Князева К.А.
Класс: 1-кад. ФИО методиста: Галиуллина Н.К.
Кабинет: 105
Технологическая карта урока обучению грамоте
Тема: «Звук [ж]. Буква Ж ж.»
Цели деятельности учителя: формирование понятия о согласном звуке [ж], буква Ж; умения читать слова с новыми словами, составлять звуковые схемы, делить слова на слоги и ставить ударение;
Планируемые результаты
Предметные
знать:; характеристику звука [ж] и букву Же; правила позиционного чтения слогов с новой буквой;
уметь: характеризовать согласный звук [ж]; проводить слого-звуковой анализ, читать слова с новой буквой с учетом их позиции.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность; формировать и самоконтроль и самоанализ.
Тип урока: «открытие» нового знания
Оборудование: УМК «ШР» Азбука 1кл., 2 ч.: Учебник: В 1 ч./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий.-М.: Просвещение\ Учебник, 2018.-Ч.2.; презентация.
Этап урока. Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Планируемые результаты (УУД) | |||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||||||||||||||||||
I. Этап самоопределения к деятельности Словес.: слово учителя | 1 мин. | -Здравствуйте, ребята! Вот и прозвенел звонок, Нужно нам начать урок. Встаньте прямо, подтянитесь И друг другу улыбнитесь. А теперь садитесь! - Меня зовут Ксения Андреевна и сегодня, я проведу у вас урок обучения грамоте. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. | Р.: самоорганизация | ||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный: учебный диалог, ответы на вопросы Наглядный: презентация | 1 мин. | - Какие бывают звуки? - Какими бывают гласные звуки? - Какими бывают согласные звуки? -Ребята, скажите, какую букву вы проходили на прошлом уроке? -Какие звук обозначает буква «ш»? -Расскажите мне о звуке [ш]? - Звуки бывают….. - А скажите, в чем же отличие звука от буквы? - Правильно! Молодцы! -Ребята, посмотрите на слайде. Давайте с вами разберем слово Дружба фонетически. Начнем с первой буквы Д, что вы о ней знаете -Какая здесь новая буква, которую мы еще не изучали? | -Звуки бывают гласные и согласные -Гласные звуки бывают ударные и безударные -Согласные звуки бывают звонкие и глухие, твёрдые и мягкие -Букву Ш (ша) -[ш] -Согласный, глухой, твердый, синим цветом обозначается -Звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие. -Букву пишем и читаем, звук мы слышим и произносим.
-Же | П.: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров | ||||||||||||||||||||||||
III. Постановка учебной задачи Словес.: беседа Словесный: постановка учебной задачи | 2 мин. | -Исходя из этого, предположите тему нашего урока. -Ребята, попробуйте сформулировать цель. -Чтобы добиться цели, давайте составим план работы -С чего мы начнем? План: 1. выделим новый звук и дадим ему характеристику 2. познакомимся с буквой 3. будем читать слова, слоги с новой буквой 4.прочитать и разобрать текст 5.сделать вывод | -Звук [ж], и буква Ж -Мы познакомимся с согласной буквой Ж и узнаем, какие звуки она обозначает. | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | ||||||||||||||||||||||||
IV. «Открытие» нового знания Словесный: учебный диалог Практический: выполнение упражнения | 10 мин. | -Посмотрите на слайд, в какую игру играет мальчик? -Давайте с вами слово Жмурки скажем по слогам -Сколько слогов получилось? Почему? -Назови их -Произнесите слово с ударением -Куда подает ударение? -Посмотрите на схему к слову жмурки. Сколько слогов в этой схеме? - Произнесите 1 слог -Произнесем только первый звук в этом слове -Давайте дадим характеристику этого звука -Произнесите его. -Когда говорим, есть препятствие воздуху? -Значит это какой звук? -Закрываем уши и произносим -Как он звучит звонко или глухо? -Как мы произносим звук [ж]? Твердо или мягко? -Давайте все вместе проговорим, какай звук [ж] -Кто повторит? - Откройте Азбуку на стр. 25. Ребята, кокой буквой обозначается звук [ж]. Верхнем правом углу изображена буквы Жж. Почему их две? -Это письменные или печатные буквы? -Для чего нужна заглавная буква? -А маленькая строчная буква? -А теперь поучимся читать с буквой ж -Помните, что мы сказали про звук [ж]? -Справа, в красной рамочке вы видите слоги. -Давайте вместе прочитаем их. -Что вы заметили во всех слогах? -Прочитайте все мальчики эти слоги -Теперь все девочки прочитайте все слоги -Буква Ж дружит только с этими гласными буквами а, о, у, е, и -Я буду вам говорить слова, а вы должны будете сказать, какой звук Ж или Ш (фонематическое упражнение) -Как проверим? | -жмурки -жмур, ки -два. Два гласных звуков -Первый слог жмур-, а второй -ки -Жмурки. -На первый слог, на букву у. -два -жмур -ж ж -есть - Согласный. -ж -звонко -Твердо -Синим цветом -Согласный, потому что встречается преграда воздуху, звонкий есть звон, всегда твердый -Это буква Ж. -Большая это заглавная, а маленькая строчная -печатные -Для начала предложения и имен -для всех остальных слов -Согласный, звонкий, всегда твердый ЖА, ЖО, ЖУ, ЖЕ, ЖИ -прочитали твердо, Карандаш - карандаши, крыжовник, вишня - вишенка, стриж - стрижи, тележка- тележенька | Лог.: анализ и синтез К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами Лог.: анализ и синтез | ||||||||||||||||||||||||
Динамическая пауза | 1 мин. | Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнем. Встаньте все из-за парт. Повторяйте за мной! Вышли уточки на луг: Кря-кря-кря! (Шагаем.) Пролетел веселый жук: Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.) Гуси шеи выгибают: Га-га-га! (Круговые вращения шеей.) Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.) Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.) Шарик тоже зарычал:Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.) Зашептал в воде камыш: Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки потянулись.) И опять настала тишь: Ш-ш-ш. | Выполняют требования учителя. | Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров | ||||||||||||||||||||||||
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный: беседа Практический: выполнение упражнения Наглядный: показ презентации | 5 мин. | -Посмотрите на слова и послушайте -Все ли слова вам понятны? Кто мне скажет, что такое телега? Теле́га — четырёхколёсная грузовая повозка. В телеги обычно впрягают лошадей. -Давайте прочитаем слова. (1.послогам, 2.с ударением, 3.как говорим)(показывая на доске) -Читаем все вместе, хором Друг, Друг Жук, Жук Дру-жок, Дружок, Дружок Жуч-ка, Жучка, Жучка Мо-гу, Могу, Могу Те-ле-га, Телега, Телега Мо-жет, Может, Может Те-леж-ка, Тележка, Тележка -Почему слова Жучка написано с большой буквы? -Прочитайте слова с новой буквой -Прочитайте слова, состоящие из одного слога -Прочитайте слова, состоящие из двух слогов -Прочитайте слова, состоящие из трех слогов -Прочитайте слова, где Ж стоит в начале слова. -Прочитайте слова, где буква Ж стоит в середине слова -Прочитайте слова, где буквы Ж нет. -Давайте прочитаем слово Тележка. Какой звук буква Ж обозначает? -Произнесите это слово в парах друг другу в полголоса, шепотом. Какой звук вы слышите? -Ребята, обратите внимание, что в некоторых случаях в конце или перед другим согласным и звук [ж] может произноситься как звук [ш] -И в слове Тележка, второй слог –леж- пред буквой Ка слышится [ш]. Звук [ж] произноситься глухо. Вы с этим правилом будете еще знакомиться, сейчас просто запомните. -Можно ли сказать что они парные -В слове Дружок, буква Ж какой звук обозначает? - А в слове Может, буква Ж какой звук обозначает? -Какой вывод можно сделать? -Что мы с вами отрабатывали? | -Да -это кличка собаки -жук, Жучка, дружок, может, тележка - друг, жук, -дружок, Жучка, могу, может -телега, тележка -жук, Жучка -дружок, может, тележка -друг, могу, телега -звук [ж] -Мы слышим звук [ш] -Они парные по звонкости-глухости -звук согл, зв., всегда тв. -звук согл, зв., всегда тв. -что звук [ж] всегда твердый, не зависимо оттого, что после стоит смягчающая гласная Е | К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевого высказывания | ||||||||||||||||||||||||
VI. Самостоятельная работа с самопровер кой Словесный : слово учителя, беседа Практический: выполнение задания | 7 мин. | - На этой же странице посмотрите на картинку. Это картинка относиться к тексту. Что на ней изображено? -Послушайте текст. -Правильно ли мы определили, о чем будет текст? -Есть ли не понятные слова? -Сейчас вы будете отвечать на вопросы, поэтому сначала прочитайте текст в парах друг другу по предложению. -Перед нами это что, набор слов? Почему? -Во что играют дети? Прочитай это из текста -Как дети играют? Найди это в тексте и прочти -Что сказано о Жене? Прочитай это из текста -Что кричали ему дети? Прочитай это из текста -Придумайте название текста -Что вы можете сказать о детях? (их поведении) -Надо быть внимательным и помогать друг другу в жизни -Хорошо, теперь найдите и зачитайте слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что? Что сделали? - Кто нашел слова, которые отвечают на вопрос кто? -Прочитай их. Почему ты так думаешь? - Кто нашел слова, которые отвечают на вопрос что? -Прочитай их. Почему ты так думаешь? - Кто назовет мне слова, которые отвечают на вопрос что сделали? - Прочитай их. Почему ты так думаешь? -Хорошо. Из этого текста назовите слова с буквой Ж -Почему слово Женя с большой буквы? -Какой звук буква Ж обозначает? -В слове Женя звук [ж], он какай? А в слове жмурки? -Что мы с вами отрабатывали в этом задании? | -Дети играют в жмурки -Да -Нет Читают в парах -Текст. Он состоит из предложений связанных по смыслу. -1 предлож. -2 предлож. -3 предлож -4, 5 предлож. Игра в жмурки -Дети, Женя. Они отвечают на вопрос кто? Потому что это слова-предметы обозначающие живое -Жмурки, глаза, лужа. Они отвечают на вопрос что? Потому что это слова-предметы обозначающие неживое -Стали играть, завязали, разбежались. Отвечают на вопрос что сделали? Потому что слова обозначающие действие предмета (слова-названия действий предметов) -жмурки, Жене, разбежались, Женя, может, лужа -это имя мальчика, оно также может быть именем девочки -звук [ж] -согласный, звонкий, твердый, тоже согласный, звонкий, твердый | Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевого высказывания | ||||||||||||||||||||||||
Динамическая пауза | 1 мин. | Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнем. Встаньте все из-за парт. Повторяйте за видео! | Выполняют требования учителя. | Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров | ||||||||||||||||||||||||
VII. Включение в систему знаний Словесный: слово учителя, беседа Практический: выполнение задания | 5 мин. | -Что вы заметили в словах, что обозначает буква Ж? -Поэтому вам нужно запомнить ЖИ, ШИ пиши с буквой И -Откройте стр.26 и прочитайте, что написано в сверху в рамочке -Это правило вам нужно запомнить! -Посмотрите на столбик слов. Прочти первую пару слов и т.д. -Скажите, в чем отличаются слова в парах? -Да, во мн.числе пишется буква И, а не Ы. Потому что по правилу ЖИ, ШИ пиши с буквой И -Хотя мы произносим Ы, потому что он твердый, но пишем с И -Прочти слова со слогом ЖИ -Теперь слова со слогом ШИ -Какое правило нам здесь встретилось? -Скажи полностью это правило -Составьте предложение, используя эти слова -Кто придумал? Слушаем -Хорошо, что мы с сами отрабатывали? И с каким правилом познакомились? | Звук «ж» согл.,зв., всегда тв., ЖИ, ШИ пиши с буквой И -в ед. числе нет И, а в мн. числе есть И -чижи, стрижи, жил, -шил, малыш, карандаши - правило на ЖИ и ШИ ЖИ, ШИ пиши с буквой И | Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров | ||||||||||||||||||||||||
VIII. Рефлексия деятельности Словес.: слово учителя, учебный диалог | 2 мин. | -Ребята, с каким звукам, какой буквой познакомились на уроке? Да и это была наша тема урока. -Достигли ли мы цели урока? - А что вы о ней узнали? А как мы пишем ЖИ и ШИ с какой гласной? - Что вызвало затруднения? Почему? - Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы были очень активными, внимательными. - Спасибо за урок! | - Сегодня на уроке мы познакомились звуки [ж] Буквой Же -Да. Мы с ней познакомились - это звук согласный, звонкий, твердый. -с гласной И. ЖИ, ШИ пиши с буквой И | Р.: осуществление итогового контроля К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевого высказывания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте "Звук и буква Жж"
Конспект урока обучения грамоте "Звук и буква Жж". УМК "Перспектива". Урок составлен с учётом ФГОС нового поколения, на уроке используются персональные компьютеры Mac, программа Перволого....
Конспект урока обучения грамоте "Звук и буква Уу" УМК "Перспектива"
Данный конспект разработан в соответствии с требованием программы по обучению грамоте 1 класс УМК "Перспектива" с использованием интерактивной доски....
Конспект урока обучения грамоте "Звук [ц]. Буквы Ц ц."
Урок составлен по учебнику "Азбука" Соловейчик М.С.Цель:сформировать понятие о звуке как о твёрдом согласном звуке; познакомить детей с буквами Ц, ц....
Конспект урока обучения грамоте "Звук [э],буква Э,э.Закрепление"
В конспекте урока представлены материалы для закрепления пройденной темы....
Конспект урока обучение грамоте "Звук и буква Й"
Конспект урока обучение грамоте "Звук и буква Й"...
Конспект урока обучения грамоте "Звук [у]. Буква Ю, ю" + презентация (УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс)
Цель деятельности учителя: формирование знаний о звуке [у] и о букве Ю, ю.Планируемые результаты: Предметные:уметь: характеризовать звук [у], выделять его в словах; использовать условное об...
Конспект урока обучения грамоте «Звук [у]. Буква У, у» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление с гласным звуком [у], буквой У, у; формирование умения моделировать звуковой состав слова, выполнять звуковой анализ слов; развитие фонематического слуха обучаю...