Конспект урока обучение грамоте Звук [ж]. Буква Ж ж. 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Князева Ксения Андреевна

Цели деятельности учителя: формирование понятия о согласном звуке [ж], буква Ж; умения читать слова  с новыми словами, составлять звуковые схемы, делить слова на слоги и ставить ударение;  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 10.12.2019                                                                                                ФИО учителя: Долгих А.А.

Школа: №148                                                                                                ФИ студента: Князева К.А.

Класс: 1-кад.                                                                                                ФИО методиста: Галиуллина Н.К.

Кабинет: 105

Технологическая карта урока обучению грамоте

Тема: «Звук [ж]. Буква Ж ж.»

Цели деятельности учителя: формирование понятия о согласном звуке [ж], буква Ж; умения читать слова  с новыми словами, составлять звуковые схемы, делить слова на слоги и ставить ударение;  

Планируемые результаты

Предметные

знать:; характеристику звука [ж] и букву Же;  правила позиционного чтения слогов с новой буквой;

уметь: характеризовать согласный звук [ж]; проводить слого-звуковой анализ, читать слова с новой буквой с учетом их позиции.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность; формировать и самоконтроль и самоанализ.

Тип урока:  «открытие» нового знания

Оборудование: УМК «ШР»  Азбука 1кл., 2 ч.: Учебник:  В 1 ч./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий.-М.: Просвещение\ Учебник, 2018.-Ч.2.; презентация.

Этап урока.

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Планируемые результаты

(УУД)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словес.: слово учителя

1 мин.

-Здравствуйте, ребята!

Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь садитесь!

- Меня зовут Ксения Андреевна  и сегодня, я проведу у вас урок обучения грамоте.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Р.: самоорганизация

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: учебный диалог, ответы на вопросы

Наглядный: презентация

1 мин.

- Какие бывают звуки?

- Какими бывают гласные звуки?

- Какими бывают согласные звуки?

-Ребята, скажите, какую букву вы  проходили на прошлом уроке?

-Какие звук обозначает буква «ш»?

-Расскажите мне о звуке [ш]?

- Звуки бывают….. 

- А скажите, в чем же отличие звука от буквы?

- Правильно! Молодцы!

 -Ребята, посмотрите на слайде. Давайте с вами разберем слово  Дружба фонетически. Начнем с  первой буквы Д, что вы о ней знаете

-Какая здесь новая буква, которую мы еще не изучали?

-Звуки бывают гласные и согласные

-Гласные звуки бывают ударные и безударные

-Согласные звуки бывают звонкие и глухие, твёрдые и мягкие

-Букву Ш (ша)

-[ш]

-Согласный, глухой, твердый, синим цветом обозначается

-Звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.

-Букву пишем и читаем, звук мы слышим и произносим.

д

[д]

—согл., зв., тв.

р

[р]

—согл., зв., тв.

у

[у´]

—гл., ударн.

ж

[ж]

—согл., зв., тв.

б

[б]

—согл., зв., тв.

а

[а]

—гл., безуд.

-Же

П.: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

III. Постановка учебной задачи

Словес.: беседа

Словесный: постановка учебной задачи

2 мин.

-Исходя из этого, предположите тему нашего урока.

-Ребята, попробуйте сформулировать цель.

-Чтобы добиться цели, давайте составим  план работы

-С чего мы начнем?

План:

1. выделим новый звук и дадим ему характеристику

2. познакомимся с буквой

3. будем читать слова, слоги с новой буквой

4.прочитать и разобрать текст

5.сделать вывод

-Звук [ж], и буква Ж

-Мы познакомимся с согласной буквой Ж и узнаем, какие звуки она обозначает.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

IV. «Открытие» нового знания

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

10 мин.

-Посмотрите на слайд, в какую игру играет мальчик?

-Давайте с вами слово Жмурки скажем по слогам

-Сколько слогов получилось? Почему?

-Назови их

-Произнесите слово с ударением

-Куда подает ударение?

-Посмотрите на схему к слову жмурки. Сколько слогов в этой схеме?

- Произнесите 1 слог

-Произнесем только первый звук в этом слове

-Давайте дадим характеристику этого звука

-Произнесите его.

-Когда говорим, есть препятствие воздуху?

-Значит это  какой звук?

-Закрываем уши и произносим

-Как он звучит звонко или глухо?

-Как мы произносим звук [ж]? Твердо или мягко?
-Произнесем его вместе. Как произнесли?
-Я вам открою секрет он всегда будет твердый, запомните это!  
-А если у нас звук [ж]  твердый звук, каким цветом будет обозначаться на схеме?

-Давайте все вместе проговорим, какай звук [ж]

-Кто повторит?

- Откройте Азбуку на стр. 25. Ребята, кокой буквой обозначается звук [ж].

Верхнем правом углу изображена буквы Жж. Почему их две?

-Это письменные или печатные буквы?

-Для чего нужна заглавная буква?

-А маленькая строчная буква?

-А теперь поучимся читать с буквой ж

-Помните, что мы сказали про звук [ж]?

-Справа, в красной рамочке вы видите слоги.

-Давайте вместе прочитаем их.

-Что вы заметили во всех слогах?

-Прочитайте все мальчики эти слоги

-Теперь все девочки прочитайте все слоги

-Буква Ж дружит только с этими гласными буквами а, о, у, е, и

-Я буду вам говорить слова, а вы должны будете сказать, какой звук Ж или Ш  (фонематическое упражнение)

-Как проверим?

-жмурки

-жмур, ки

-два. Два гласных звуков  

-Первый слог жмур-, а второй -ки

-Жмурки.

-На первый слог, на букву у.

-два

-жмур

ж

-есть

- Согласный.

-звонко

-Твердо

-Синим цветом

-Согласный, потому что встречается преграда воздуху, звонкий есть звон, всегда твердый

-Это буква Ж.

-Большая это заглавная, а маленькая строчная

-печатные

-Для  начала предложения и имен

-для всех остальных слов

-Согласный, звонкий, всегда твердый

ЖА, ЖО, ЖУ, ЖЕ, ЖИ

-прочитали твердо,

Карандаш - карандаши, крыжовник, вишня - вишенка, стриж - стрижи, тележка- тележенька  

Лог.: анализ и синтез

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Лог.: анализ и синтез

Динамическая пауза

1 мин.

Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнем.  Встаньте все из-за парт.  Повторяйте за мной!

  Вышли уточки на луг: Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел веселый жук: Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Гуси шеи выгибают: Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал:Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)

Зашептал в воде камыш: Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки потянулись.)

И опять настала тишь: Ш-ш-ш.

Выполняют требования учителя.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа

Практический: выполнение упражнения

Наглядный: показ презентации

5 мин.

-Посмотрите на слова  и послушайте

-Все ли слова вам понятны? Кто мне скажет, что такое телега? Теле́га  — четырёхколёсная грузовая повозка. В телеги обычно впрягают лошадей.

-Давайте прочитаем слова. (1.послогам, 2.с ударением, 3.как говорим)(показывая на доске)

-Читаем все вместе, хором

 Друг, Друг                                      Жук, Жук

Дру-жок, Дружок, Дружок          Жуч-ка, Жучка, Жучка Мо-гу, Могу, Могу                       Те-ле-га, Телега, Телега  

Мо-жет, Может, Может           Те-леж-ка, Тележка, Тележка

-Почему слова Жучка написано с большой буквы?

-Прочитайте слова с новой буквой  

-Прочитайте слова, состоящие из одного слога

-Прочитайте слова, состоящие из двух слогов

-Прочитайте слова, состоящие из трех слогов

-Прочитайте слова, где Ж стоит в начале слова.

-Прочитайте слова, где буква Ж стоит в середине слова

-Прочитайте слова, где буквы Ж нет.

-Давайте прочитаем слово Тележка. Какой звук буква Ж обозначает?

-Произнесите это слово в парах друг другу в полголоса, шепотом. Какой звук вы слышите?

-Ребята, обратите внимание, что в некоторых случаях в конце или перед другим согласным и звук [ж] может произноситься как звук [ш]

-И в  слове Тележка, второй слог –леж- пред буквой Ка слышится  [ш]. Звук [ж] произноситься глухо. Вы с этим правилом будете еще знакомиться, сейчас просто запомните.

-Можно ли сказать что они парные

-В слове Дружок, буква Ж какой звук обозначает?

- А в  слове Может, буква Ж какой звук обозначает?

-Какой вывод  можно сделать?

-Что мы с вами отрабатывали?

-Да

-это кличка собаки

-жук, Жучка, дружок, может, тележка   

- друг, жук,

-дружок, Жучка, могу, может

-телега, тележка

-жук, Жучка

 -дружок, может, тележка   

-друг, могу, телега

-звук [ж]

-Мы слышим звук [ш]

-Они парные по звонкости-глухости

-звук согл, зв., всегда тв.

-звук согл, зв., всегда тв.

-что звук [ж] всегда твердый, не зависимо оттого, что после стоит смягчающая гласная Е

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевого высказывания

VI.

Самостоятельная работа с самопровер

кой

Словесный : слово учителя, беседа

Практический: выполнение задания

7 мин.

- На этой же странице посмотрите на картинку. Это картинка относиться к тексту. Что на ней изображено?

-Послушайте текст.

-Правильно ли мы определили, о чем будет текст?

 -Есть ли не понятные слова?

-Сейчас вы будете отвечать на вопросы, поэтому сначала прочитайте текст  в парах друг другу по предложению.

-Перед нами это что, набор слов? Почему?

-Во что играют дети? Прочитай это из текста

-Как дети играют? Найди это в тексте и прочти

-Что сказано о Жене? Прочитай это из текста

-Что кричали ему дети? Прочитай это из текста

-Придумайте название текста

-Что вы можете сказать о детях? (их поведении)

-Надо быть внимательным и помогать друг другу в жизни

-Хорошо, теперь найдите и зачитайте слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что? Что сделали?

- Кто нашел слова, которые отвечают на вопрос кто? -Прочитай их. Почему ты так думаешь?

- Кто нашел слова, которые отвечают на вопрос что?

-Прочитай их. Почему ты так думаешь?

- Кто назовет мне слова, которые отвечают на вопрос что

сделали?

- Прочитай их. Почему ты так думаешь?

-Хорошо. Из этого текста назовите слова с буквой Ж

-Почему слово Женя с большой буквы?

-Какой звук буква Ж обозначает?

-В слове Женя звук [ж], он какай? А в слове жмурки?

-Что мы с вами отрабатывали в этом задании?

-Дети играют в жмурки

-Да

-Нет

Читают  в парах

-Текст. Он состоит из предложений связанных по смыслу.

-1 предлож.

-2 предлож.

-3 предлож

-4, 5 предлож.

Игра в жмурки

-Дети, Женя. Они отвечают на вопрос кто? Потому что это слова-предметы обозначающие живое  

-Жмурки, глаза, лужа. Они отвечают на вопрос что? Потому что это слова-предметы обозначающие неживое  

-Стали играть, завязали,  разбежались. Отвечают на вопрос что сделали? Потому что слова обозначающие действие предмета (слова-названия  действий предметов)  

-жмурки, Жене, разбежались, Женя, может, лужа

-это имя мальчика, оно также  может быть именем девочки

-звук [ж]

-согласный, звонкий, твердый, тоже согласный, звонкий, твердый

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевого высказывания

Динамическая пауза

1 мин.

Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнем.

Встаньте все из-за парт.

Повторяйте за видео!

Выполняют требования учителя.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

VII. Включение в систему знаний

Словесный: слово учителя, беседа

Практический: выполнение задания

5 мин.

-Что вы заметили в словах, что  обозначает буква Ж?

-Поэтому вам нужно запомнить ЖИ, ШИ пиши с буквой И

 -Откройте стр.26 и прочитайте, что написано в сверху в рамочке

-Это правило вам нужно запомнить!

-Посмотрите на  столбик слов. Прочти первую пару слов  и т.д.

-Скажите, в чем отличаются слова в парах?

-Да, во мн.числе  пишется буква И, а не Ы. Потому что  по правилу ЖИ, ШИ пиши с буквой И

-Хотя мы произносим Ы, потому что он твердый, но пишем с И

-Прочти слова со слогом ЖИ

-Теперь слова со слогом ШИ

-Какое правило нам здесь встретилось?

-Скажи полностью это правило

-Составьте предложение, используя эти слова

-Кто придумал? Слушаем

-Хорошо, что мы с сами отрабатывали? И с каким правилом познакомились?

Звук «ж» согл.,зв., всегда тв.,

ЖИ, ШИ пиши с буквой И

-в ед. числе нет И, а в мн. числе есть И

-чижи, стрижи, жил,

-шил, малыш, карандаши

- правило на ЖИ и ШИ

ЖИ, ШИ пиши с буквой И

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

VIII. Рефлексия деятельности

Словес.: слово учителя, учебный диалог

2 мин.

 -Ребята, с каким звукам, какой буквой познакомились на уроке? Да и это была наша тема урока.

-Достигли ли мы цели урока?

- А что вы о ней узнали?

 А как мы пишем ЖИ и ШИ с какой гласной?

- Что вызвало затруднения? Почему?

- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы были очень активными, внимательными.

- Спасибо за урок!

- Сегодня на уроке мы познакомились звуки [ж]

Буквой Же

-Да. Мы с ней познакомились

- это звук согласный, звонкий, твердый.

-с гласной И. ЖИ, ШИ пиши с буквой И

Р.: осуществление итогового контроля

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевого высказывания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте "Звук и буква Жж"

Конспект урока обучения грамоте "Звук и буква Жж". УМК "Перспектива". Урок составлен  с учётом ФГОС нового поколения, на уроке используются персональные компьютеры Mac, программа Перволого....

Конспект урока обучения грамоте "Звук и буква Уу" УМК "Перспектива"

Данный конспект разработан в соответствии с требованием программы по обучению грамоте 1 класс УМК "Перспектива" с использованием интерактивной доски....

Конспект урока обучения грамоте "Звук [ц]. Буквы Ц ц."

Урок составлен по учебнику "Азбука" Соловейчик М.С.Цель:сформировать понятие о звуке как о твёрдом согласном звуке; познакомить детей с буквами Ц, ц....

Конспект урока обучения грамоте "Звук [э],буква Э,э.Закрепление"

В конспекте урока представлены материалы для закрепления пройденной темы....

Конспект урока обучение грамоте "Звук и буква Й"

Конспект урока обучение грамоте "Звук и буква Й"...

Конспект урока обучения грамоте "Звук [у]. Буква Ю, ю" + презентация (УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний о звуке [у] и о букве Ю, ю.Планируемые результаты:  Предметные:уметь: характеризовать звук [у], выделять его в словах; использовать условное об...

Конспект урока обучения грамоте «Звук [у]. Буква У, у» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с гласным звуком [у], буквой У, у; формирование умения моделировать звуковой состав слова, выполнять звуковой анализ слов; развитие фонематического слуха обучаю...