Дидактические игры для развития речи на уроках русского языка в начальной школе
картотека по русскому языку

Сегодня в научно-педагогической и методической литературе учитель может найти много пособий, рекомендаций по использованию игр в учебной деятельности. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didak_igry.doc474.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидиктические игры для развития речи в начальной школе

Сегодня в научно-педагогической и методической литературе учитель может найти много пособий, рекомендаций по использованию игр в учебной деятельности. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

І.Фонетические игры

1. Передай скороговорку

Цель – отработать чёткость произношения.  

Несколько команд по 5-10 человек строятся в один ряд каждая. Руководитель сообщает на ухо капитанам скороговорку. Те передают ее на ухо своему соседу и т.д. Побеждает команда, которая быстрее и правильно передаст скороговорку, произнесенную последними членами команд вслух.

Скороговорки.

1.  Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

2.  На дворе трава, на траве дрова.

3.  Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.

4.  Водовоз вез воду из-под водопровода.

5.  Архип осип. Осип охрип.

6.  Щетинки у чушки, чешуя у щучки.

7.  Ушел косой козел с козой.

8.  Прохор и Пахом ехали верхом.

9.  Клади уголь в угол.

10. У Аграфены и Арины растут георгины.

11. Белые бараны били в барабаны.

12. Галдят грачата на галчат, глядят галчата на грача.

13. Дарья дарит Дине дыни.

14. У ежа ежата, у ужа – ужата.

15. Стоит воз овса, возле воза – овца.

2. Глухие телефоны

 Цель – отработать чистоту произношения

Дети усаживаются в ряд, ведущий говорит скороговорку на ухо первому, который повторяет ее соседу и т.д. Когда текст передан по цепочке, ведущий спрашивает, что каждый слышал. Ошибившийся выходит из игры.

Скороговорки.

1.  На машине мышь и Нина - вот какая мешанина.

2.  Хороши в Шексне ерши, щуки тоже хороши.

3.  Коси коса, пока роса; роса долой и мы домой.

4.  У маленькой Сани сани едут сами.

5.  Везет Сеня с Саней Соню на санях.

6.  У сени и Сани в сетях сом с усами.

7.  Звонит звонок, звонок зовет.

8.  Заржавел железный замок.

9. У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки.

10. У Кондрата куртка коротковата.

11. Клубок упал на пол. Кот катал клубок.

12. На мели мы налима нашли.

13. Лара у Вали играет на рояле.

14. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

15. У пеньков опять пять опят.

3.   Угадай первый звук

Цель - развивать фонематический слух, учить выделять звук из слова.

В произнесенных учителем словах дети должны назвать первый звук, например: дом, трава, арка, кит, гриб и т.д. Правильно ответивший получает фишку. Побеждает тот, кто получит большее количество фишек.

4.  Кто внимательный?

Цель – учить выделять звук из слова.

На карточках дано несколько изображений, например: васильки, велосипед, дверь, ворона, телевизор. Необходимо назвать одинаковый звук в словах.

5.   Придумайте новое слово 

Цель – развивать   фонематический  слух  и  расширять словарный запаса учащихся.

Дополните предложенные сочетания букв до слов.

(я) --- мы                                Оскол ---(ок)

(кума)---ч                                (С,ото)----прут

кама---(ринская)                     (и,Бо)----рис

(за,у,)---дача                           (и)----волга

Заря ---(д)                               рыба----(лка,к)

Пол....(ено,ка)                         Бор----(т,овик,ьба)

6.   Что нарисовано?

Цель -  учить правильно ставить ударения в словах.

Учитель показывает картинки, изображающие предметы, названия которых вызывают затруднения в постановке ударений. Учащиеся за каждое правильное произнесенное слово получает фишку. Побеждает набравший большее количество фишек. Можно использовать картинки с изображением следующих предметов: арбуз, шофер, автобус, портфель, доска, жаворонок, инструмент, камбала, квартал, крапива, пингвин, пихта, планер, ракушка, свекла.

7. Исправь ошибку поэта

 Цель - учить выделять звук из слова, учить производить звуковой анализ слова, учить  различать согласные звуки по звучанию.

Исправьте предложение:

У вратаря большой улов - влетело в сетку пять волов.

Лежит лентяй на раскладушке, грызёт, похрустывая пушки.

Пугал крестьян окрестных сёл паривший в воздухе осёл.

Над тихим озером росла пышноголовая метла.

Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это.

Волкам и беркутам на страх кабан пасет овец в горах.

Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку и т.д.

8. Поэт напутал, поправь его

Цель – учить различать   согласные   и   гласные   звуки,   а также слова, отличающиеся  одним звуком.

Учитель медленно читает стихотворение «Чудеса» А. Санина, дети замечают ошибку и хором исправляют ее.

Дым на улице стоит,

Дом из труб его валит.

На чердак залезла ложка

Со стола упала кошка.

В день весенний у ворот

Начал дружно таять мед.

Пироги пекутся в речке,

Рыбаки сидят у печки.

Путник в город шел мешком...

Вы слыхали о таком?

Кто не верит в чудеса,

Убедиться может сам.

9. Составь слово из слогов

Цель – учить анализировать слоговую структуру слова.

Учитель читает стихотворение «Врун» Д. Хармса с остановками в нужном месте (отмечено точками). Дети хором произносят угаданное слово.

А вы знаете что У?

А вы знаете, что ПА?

А вы знаете, что ПЫ?

Что у.....моего

Было сорок сыновей?

А вы знаете, что СО?

А вы знаете, что БА?

А вы знаете, что КИ?

Что ... пустолайки

Научилися летать?

А вы знаете, что НА?

А вы знаете, что БЕ?

Что .... вместо солнца

Скоро будет колесо?

А вы знаете, что ПОД?

А вы знаете, что МО?

А вы знаете, что РЕМ?

10. Допиши стихотворение

Цель – учить анализировать звуковой состав слова и выделять новое слово в данном, учить подбирать слова-рифмы, созвучные с данным, осознавать словесный состав предложения.

Вариант 1. Первые четыре строки стихотворения «Эхо» Е.Ф.Трутневой учитель читает полностью, а следующие - до скобки. Дети   хором добавляют конечное слово.        

За рекой то тут, то там

Кто-то бродит по кустам.

Эхо, эхо, эхо ты?

Отвечает эхо: «Ты-ы!»

Я пойду, а ты сиди!

Эхо мне в ответ: («Иди-и-и!»).

Перееду за реку!

Эхо мне в ответ: («Ку-ку»)

И найду тебя в кустах!

Отвечает эхо: («А-ах!»)

От меня не убежишь!

Отвечает эхо: («Ши-ш-ш!»)

Вариант 2. Найдите слово, которое повторило эхо, отбросив несколько первых

букв из последнего слова и повторите 3 раза. Первый пример читаем хором.

Замели метели ...(ели,ели,ели)

Мчаться от двустволки.... (волки,волки,волки)

В инее дубочки ....(бочки,бочки,бочки)

Заперли засовы ....(совы,совы,совы)

Начинают тигры ....(игры,игры,игры)

Рак купил картину ..... (тину,тину,тину).

Вариант 3. Учитель читает стихотворение, замолкая в нужном месте (отмечено точками), дети отгадывают пропущенное слово.

«Очень страшная история»

                                  Д.Хармс.

Доедая с маслом булку,

Братья шли по …(переулку)

Вдруг на них из закоулка

Пёс большой залаял…(гулко).

Сказал младший: «Вот напасть,

Хочет он на нас… (напасть).

Чтоб в беду нам не попасть,

Псу мы бросим булку в … (пасть)»

Всё окончилось прекрасно.

Братьям сразу стало …(ясно)

Что на каждую прогулку

Надо брать с собою …(булку).

«Очень – очень вкусный пирог»

                                          Н.Гернет и Д. Хармс.

Я захотел устроить бал.

И я гостей к себе …(позвал)

Купил муку, купил творог.

Испёк рассыпчатый …(пирог)

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что-то гости …(не идут)

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек …(откусил)

Потом придвинул стул и сел

И весь пирог в минуту …(съел).

Когда же гости подошли

То даже крошки не нашли.

11. Телеграф

Цель – учить анализировать слоговую структуру слова и расширять словарный запас.  

Учащийся поизносит первый слог в задуманном им слове, а следующие за названным обозначает хлопками.  Например, не - (один бо хлопок), ко - (два ро-ва хлопка). Угадавший слово задумывает следующее.

12. Поймай конец и продолжай

Цель – учить анализировать слоговую структуру слова, расширять словарный запас.

Последний слог в произнесенном слове является первым в следующем слове. Например: сады-дыра-рамы-мыши-шишка-...

        13. Какой звук  чаще звучит? (чистоговорки)

Цель — развивать фонематический слух, учить вычленять звук из слова и правильно его артикулировать.

Скажите быстро чистоговорку и назовите звук, чаще других встречающийся.

Клим из Клина ехал в Крым                   У Аграфены и Арины

Ким из Крыма ехал в Клин (К)               Растут герань и георгины (Г)

Боря Ире дал ириску                               Черепаха не скучая,

Ира Боре - барбариску (Б)                       Час сидит за чашкой чая (Ч)

Над крышею груша                                  У Сени и Сани

На груше Андрюша (Ш)                          в сетях сом с усами. (С)

Иней лёг на ветви ели,

Иглы за ночь побелели. (И)

14.  Лото

Цель  - учить различать  слова,   отличные  по  одному  звуку,   соотносить  слова  с предметной картинкой, его заменяющей.

Учитель произносит слово, ученики находят к нему картинку и закрывает ей соответствующий рисунок в карточке: коза, коса; гора, кора; зуб, суп; трава, дрова; дом, том; грот, крот; и т.п.

15. Слова – « перевёртыши»

Цель - развивать фонематический слух, внимание к слову, как звуковой единице речи.

Придумать такие слова, которые можно читать и наоборот, например: нос-сон,мир-Рим,кот-ток и т.д. Дети по очереди называют слова. Побеждает тот, кто последним называет слово.

16. Кто больше?

 Цель  - развивать фонематический   слух,   учить   подбирать   слова с определенным звуком.

  1. Придумайте слова, в которых звук [а] был бы в начале (август, астры, аист)в середине (банка, собака, плавать), в конце слова (доска, сестра, голова).
  2. Назовите имена людей, клички животных, в которых звук [а] был бы в начале (Аня, Андрей), в середине (Валя, Таня), в конце слова (Мурка, Кнопка).
  3. Вспомните слова о зиме со звуком [а] (зима, горка, санки), без звука [а] (лёд, лыжи, снег).
  4. Перечислите месяцы года, названия растений, животных и т.д., в которых есть звук [а].
  5. Подберите слова: с одним звуком [а] (арбуз, сад), с двумя звуками (астра, сарай, баран), с тремя (барабан, карандаш).

17. Любопытный

Цель – учить подбирать слова с определённым звуком.

На любой вопрос учителя называйте только слова, которые начинаются со звука [а], например:

- Как тебя зовут?

- Андрей.

- А фамилия?

- Ананасов.

- Откуда ты приехал?

- Из Астрахани.

- А что там растёт?

- Арбузы.

- Какие птицы там водятся?

- Аисты.

- А на чем ты поедешь обратно?

- На автобусе.

- Какой подарок привезешь маме и папе?

- Астры и альбом.

18. Подбери слово

Цель – учить проводить фонетический разбор, расширять словарный запас.

Учитель показывает графическую схему слова, дети к ней подбирают слова. Побеждает тот, кто больше подберёт слов.

 Например:                              

                                                   (стол, рыба окно, трон).

Можно усложнить условие: пометить         -  гласный звук [один, два (на усмотрение) квадратика]. Самый   сложный вариант – дать полностью звуковую схему слова.

           

                       

19. Какие слова?

Цель – учить различать звуки в близких по звучанию словах.

Найдите в стихотворении слова, которые отличаются одной буквой.

                              С. Скаченков.

Делом нужным занят грач:

Ходит полем, словно врач,

Пашни лечит он, поля…

- Где болит, скажи земля?

Назовите другие слова, которые отличаются одной буквой. Какие звуки они обозначают?

20. Замени одну букву другой

Цель – учить различать звуки в близких по звучанию словах, производить замену звука в словах для получения нового слова.

Запишите столбиком слова: сом, сын, жук

Вместо одной буквы - любой (первой, второй, третьей) - поставьте другую так,

чтобы получилось новое слово.

Например, сом - сон - сын - сыр

               сом - сам - гам - газ и т.д.

21. Подбери рифму

Цель – учить подбирать рифму к словам.

Например:

Багаж - … (гараж, саквояж),

Белка - … (грелка, мелко),

Дочка - … (бочка, точка),

Ворона - … (корона).

22. Отгадайте слово

Цель – развивать фонематический слух, внимательность; учить находить повторяющиеся слова.

Один ученик выходит за дверь, учитель называет слово со звуком, например, [в]. Дети составляют с ним предложения. (Например, со словом вода). Ученик входит в класс и просит детей (по своему выбору или выбору учителя) назвать предложения, внимательно их выслушивает, находит в них общее слово и таким образом отгадывает, с каким словом дети придумали предложения.

23. Пять слов

Цель — учить анализировать слоговую структуру слова, расширять словарный запас.

Вариант 1. Подберите по пять слов:

в первом - один слог,

во втором - два,

в третьем - три,

в четвертом - четыре,

в пятом - пять.

Отвечать можно лишь тогда, когда подобрал все пять слов.

Вариант 2. Черточки - это слоги. Постройте лесенку из 5 слов.

---

----      -----

----      -------    ---------

------   --------   ---------    --------

------   --------   ----------   -------   ---------

Вариант 3. Черточки - это буквы в слове.

Ц  --  --  --

--  Ц  --  --  --

--  --  Ц  --

--  --  --  Ц --

--  --  --  --  Ц

24.  Камень - вата

Цель – учить анализировать согласный звук по твердости и мягкости.

Класс делится на две команды. Учитель называет слова то с твердым звуком (встает команда «камня»), то с мягким (встает команда «ваты»). Например, слова: рыба, дверь, рак, ребус.

25. Музыкальные слова

Цель – учить анализировать слоговую структуру слова, расширять словарный запас.

Придумайте слова с нотой ЛЯ (до, ми, и т.д.)

26. Хитрые слова

Цель - учить различать семантику слова в зависимости от ударения в нем.

Учитель показывает слова, дети читают его, правильно ставя ударение. Затем с каждым словом составляют предложение:

замок                                                       кружки                                                    стрелки

27. Разложи по полкам

Цель – учить распределять слова по звукам.

  1. Разложить игрушки в шкафу: на первой полке должны быть игрушки, в названии которых звук [д] первый; на второй – предметы, в названии которых этот звук в середине; а остальные игрушки, предметы надо положить на нижнюю полку шкафа.
  2. Разместить картинки с изображениями предметов: в первом ряду – с указанным звуком в начале слов-названий предметов; во втором ряду – звук в середине слов; остальные картинки – в третьем ряду.

28. Назови слова

Цель – развитие слуховой дифференцировки.

1. Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук [А] и т.д.

2. Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук [П] и т.д.

3. Назови  как можно больше слов, в середине которых есть звук [Л] и т.д.

29. Хлоп-хлоп

Цель – развитие слуховой дифференцировки.

1. Ребенок должен «поймать» звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

2. Учитель называет слова, а ученик, как услышит слово, в котором есть звук [К], хлопает в ладоши 1 раз. Если услышит в слове звук[Г] - хлопает 2 раза.

30. Кружок

Цель – учить определять количество звуков в словах.

Нужно записать несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков нужно нарисовать. Например, произнести слово «мак». Сколько кружков надо нарисовать?

31. Длиннее – короче

Цель – учить определять количество звуков в словах.

Нужно сравнивать слова. Учитель говорит по два слова, а ученик решает, какое из них длиннее. Только нужно помнить, что надо, сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают.

Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усики - усы, пес - собака, хвост - хвостик, змея-  змейка, червяк - червячок.

32. Догадайся

Цель – учить узнавать и различать звуки.

Учитель показывает немую артикуляцию гласных и согласных, а ученики должны по движению губ назвать, какой это звук – гласный или согласный.

33. Кто скорее

Цель – учить подбирать слова по указанному количеству звуков.

Учитель предлагает написать пять слов, в которых больше будет звуков, чем букв. Такие игры направлены на преодоление недостатков звукового анализа и синтеза, недочетов в навыках чтения, письма и устной речи.

ІІ. Графические игры

1. Допишите элемент до буквы

Цель – научить узнавать букву по её внешнему облику, научить  печатать  буквы.

- Какие буквы содержат предложенный элемент?

2. Найди предметы

Цель - учить обозначать звук буквой.

В предложенной картинке найти предметы, названия которых

начинаются с букв: 3, К, И, А...

3. Подбери по заданной букве

Цель – учить производить звукобуквенный анализ слова, подбирать слова по заданной букве, анализировать словесный состав предложения.

Напишите буквы, из которых состоит слово «мир», одну под   другой.

Возле   каждой   буквы   продолжите   такие   слова,   которые   образуют

предложение:

Мальчик

Интересно

Рассказывает

4. Допиши слово

Цель – учить делать звукобуквенный анализ слова, развивать словотворчество.

Напишите буквы, из которых состоит слово «дом», одну под другой.

Возле каждой буквы допишите слово:

                                                       Дорога

                                                         Окно

                                                         Мыло

5.        Загадки — шарады

Цель  -  учить производить  звукобуквенный  анализ  слова,  различать  слова близкие  по звучанию, но отличающиеся одной буквой, переводить звук в букву.

Решите шарады:

Ко РТУ приставьте букву К

И вы получите зверька.

(Крот)

С Л холодный я и гладкий.

С М душистый я и сладкий.

(лед, мед)

С Ы мы мчим вас, что есть мочи.

С У мы ноги ваши мочим.

(Лыжи, лужи)

Я - пространственное тело,

И не сложен я с натуры.

Если ж вставить «Л» умело,

Стану домом я культуры.

 (куб - клуб)

Чтоб поддерживать скворечню

Иль антенну - я гожусь.

С мягким знаком я, конечно,

Сразу цифрой окажусь.

 (шест - шесть)

Я - важная деталь судна,

И без меня оно по воле ветра мчится.

А если букву «Б» ты вставишь внутрь меня,

То я простая денежная единица.

 (руль - рубль)

С «Е» покажет где, откуда.

С «А» разносится повсюду.

С «И» есть ягода большая,

В августе ей угощают.

(слева - слава - слива)

6. Акрослова

Цель – учить делать звукобуквенный анализ слова, составлять слова из букв.

По   первым   буквам   нарисованных   предметов   (вместо   названий использовать картинки) прочитайте имена веселых человечков (героев сказок) по вертикали.

Ключ                      

Азбука

Рыба

Аист

Ножницы

Дом

Арбуз

Шар

Барабан

Утюг

Рыба

Арбуз

Топор

Иголка

Ножницы

Очки

7. Вспомни слова

Цель – учить составлять слова из букв одинаковой количественной структуру.

Вспомните слова из четырех букв, заканчивающихся на «А» и впишите их в клетки.

р

а

м

А

 

и

г

л

п

е

н

в

е

н

т

е

м

8. Запомни  в алфавитном порядке

Цель – закрепить знание алфавита.

Даны названия различных предметов (можно использовать картинки). Нужно расположить  их  в  алфавитном  порядке,  прочитать,  потом назвать по памяти.

Часы Вилка

Книга Яблоко


Диван Огурец

9. Зашифрованное слово

Цель – учить производить звукобуквенный анализ слова, учить составлять новое слово из букв.

Впишите в клеточку ту букву из каждого слова, которая указана цифрой.

Прочитайте полученное слово.

                            Лист                       Мир                                 Куча                            Дом             

 4                             3                                  2                                1

Т

Р

У

            Д

10. Раскодируй

Замените проставленные в клеточках цифры на буквы, которые им соответствуют по предложенному коду, и прочтете пословицу. Объясните, что она обозначает и когда ее можно применять.

8 -14- 9 - 6 - 3 - 7        9 - 4       4 – 10 – 11 – 2 – 12          10 – 13 – 12 – 7 – 1 – 5 - 7

 (Цыплят по осени считают).

Код:

А - 1                             Ч - 13

Н - 2           Л - 6

Я - 3          Ю - 5

О - 4         Т - 7                                                                                  

                           

11. Чудесные квадраты

 Цель – учить составлять слова из букв одинаковой количественной структуры.

Ч

И

Ж

И

В

А

Ж

А

Р

Р

И

С

И

Р

А

С

А

Д

К

У

Б

У

Х

О

Б

О

К

М

Я

Ч

Я

М

А

Ч

А

Й

Почему они чудесные? Придумайте такие же.

ДОМ             ШУМ                  ПОЛ

ОНА             УХА                    ОСА

МАК             МАГ                   ЛАК

ВОТ              ОСА                    ТАЗ

ХОР              ОНО                    РОВ

КОТ              ОНО                    ТОМ

12. Головоломка

Цель – учить анализировать графическую структуру букв.

Составьте любое слово из букв большого формата, например, ДОМ, а теперь разрежьте их на две части. Игра готова. Детям нужно сложить буквы и потом составить их них слово.

                                                           

                     

14.  Проделки  Ветродува

Цель – учить конструировать слова из слогов.

Подбери слова из слогов: бе, вик, гру, ре, да, зо, то, за, под, ше. (береза,   груда, грузовик, подберезовик, решето).

15. Буквенные ребусы

Цель – учить анализировать звуковую структуру слов.

 Составьте новое слово.

                    А                             У

                Л У К                   С Т О Л

               

           

16. Спрятанные слова

Цель – учить анализировать звукобуквенный состав слова и развивать словотворчество

Найди слова в слове:

БОЛОТО (лото, болт)

ГАСТРОНОМ (астроном, гном, трон, ром, гром)

17. Найди и зачеркни

Цель - запоминать буквы, учиться различать похожие по написанию буквы, тренировать внимание.

1. Выберите текст с небольшим количеством крупных букв одинакового шрифта и размера. Предложите ребенку, внимательно просматривая текст, находить и зачеркивать заданную букву, лучше ту, которую сейчас с ним заучиваете. В другой раз букву можно обводить в кружочек, ставить под ней или над ней точку и т. п.

2. Предложите одновременно искать и зачеркивать (подчеркивать/обводить в кружок) 2 разные буквы.

3. Находить 2 разные буквы и обозначать из разными способами, например: подчеркнуть 0, зачеркнуть А.

4.  Ограничить время работы над заданием, например, работать 1 минуту. После того как время истекло, следует сосчитать количество букв, которые ребенок сумел просмотреть.

18. Дружилки

Цель - запоминать буквы, учиться придумывать слова на буквы, развивать воображение, развивать речь.

Разложить картинки с животными на одном столе, а буквы на другом столе. Играть  по очереди. Один ученик берет любую картинку и придумывает, с какой буквой хотело бы дружить животное, на ней изображенное. Например: СЛОН хотел бы дружить с буквой X, потому что у него есть хобот, а КОШКА с буквой М, потому что ловит мышек.

19. Буквоед

Цель - запоминать графические образы букв, учиться узнавать одинаковые элементы букв, учиться узнавать разные элементы букв.

Напишите "испорченные" буквы (недописанные, с отсутствующими деталями). Расскажите ребенку, что эти буквы испортил вредный Буквоед и попросите ребенка восстановить (дописать/починить) их. Обязательно спрашивайте, какая буква получилась.

20. Фантазеры

Цель - запоминать буквы, развивать фантазию.

1. Напишите букву и попросите ребенка придумать, на что она похожа.

2. Предложите ребенку дорисовать букву.

Ниже описаны некоторые наиболее частые сравнения букв с разными предметами или их частями.

А - лесенка, ствол дерева с дуплом, крыша дома.

Б - барабан и палочки, кенгуру.

В - очки, крендель, бабочка, которая сложила крылья.

Г - коса, семафор.

Д - домик, легковой автомобиль.

Е - сломанная расческа.

Ё - ежик несет два яблока на спине.

Ж - жук, снежинка.

3 - змейка, птица в полете.

И - дерево, а рядом гора, иголка с ниткой.

Й - рядом дерево и гора, птица над ними.

К - птичка с открытым клювом, крокодил открыл пасть.

Л - развязались ленточки в косе.

М - две горы, майка, качели, сломанная скамейка.

Н - носилки, кроватка.

О - лицо, солнышко, тарелка, пирог.

П - качели, ворота.

Р - ромашка.

С - сушка, ухо слона.

Т - молоток.

У - уши зайца.

Ф - филин, человек, поставивший руки на пояс.

X - вертушка, акробат.

Ц - котенок или щенок лежат на спинке, лапками вверх.

Ч - флажок, вешалка, перевернутый стул.

Ш - ежик.

Щ - щетка.

Ь - ключ.

Ы - лыжи и лыжные палки рядом.

Ъ - поварешка.

Э - эхо.

Ю - юла, ветка с яблоком.

Я - человек с рюкзаком за плечами, петушок.

ІІІ. Лексические игры

1. Какие это предметы

Цель - уточнить семантику слова, его лексическую роль в речи.

Дай быстрый и точный ответ

Про каждый рисунок - предмет:

Кто сделал его, из чего

И где он нужнее всего? (игла, крючок, нитки, лопата и др.)

2. Придумай или вспомни загадку

 Цель – уточнить семантику слова, учить сравнивать его с другими близкими по значению.

 Нужно ответить, на что похожи предметы, названные данными словами. Например, радуга, как ворота. Учитель может натолкнуть ребят на правильный ответ, не ограничивая их творчества. Можно вспомнить загадки про эти предметы.

Крапива, как (огонь)

Ковшик, как (утка)

Березы, как (сестрицы)

Сахар, как (снег)

Сахар, как (мед)

Календарь, как (толстяк)

Рыжая лиса, как (пламя)

Не огонь, а жжется.

Утка в море, а хвост на заборе.

Стоят в поле сестрицы-

Платьица белены, шапочки зелены.

Бел, как снег, в чести у всех.

В рот попал, там и пропал.

Он тверд и бел, как будто мел.

И ты его немного съел.

Худеет с каждым днем толстяк

И не поправится никак.

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстрое пламя.

Промелькнуло, пробежало –

Нет ни дыма, ни пожара.

3. Загадки – «добавлялки»

Цель – учить подбирать слова-рифмы, семантически единые с предложением.

Добавьте слова – рифмы:

Верещунья, белобока

А зовут ее ...(сорока)

Хитрый след плести стараясь

По сугробам прыгал ...(заяц)

Мед в лесу медведь нашел

Мало меду, много...(пчел)

У меня пропал носок,

Утащил его ...(щенок)

Кто один имеет рог?

Отгадайте ...(носорог)

Подготовлен самолет

Он отправился в ...(полет)

На шесте дворец

Во дворце певец

А зовут его ....(скворец)

4.  Наполни корзину

 Цель – учить различать родо-видовые понятия.

На доске рисуют две  корзинки.  Одной команде  предлагается подобрать в корзинку картинки, изображающие овощи, другой - фрукты.

5. Собери букет

 Цель – учить различать родо-видовые понятия.

Одной команде предлагается собрать букет, составленный из названий полевых цветов, другой - из садовых. В игре можно использовать картинки.

В   аналогичных   заданиях   можно   классифицировать   названия   любых предметов (мебели, видов птиц, животных, деревьев и др.)

6. Назови три предмета

Цель — учить различать родо-видовые понятия.

Ведущий, у которого  мяч,  называет одно  слово,  например,  мебель,  и бросает мяч любому из игроков. Поймавший должен назвать 3 предмета, относящиеся к названному слову (стул, стол, шкаф).

Темы, предлагаемые ведущими, могут быть различными (цветы, одежда, деревья и т.д.)

7. Не ошибись

 Цель – учить различать слова-предметы и слова-понятия.

Дети встают в круг, ведущий в середине. Он кидает мяч поочередно и одновременно произносит слово. Если оно обозначает предмет, который можно потрогать (стол, друг, книга), то играющие ловят мяч. Если слово не обозначает осязаемый предмет (мысль, дружба, желание), то играющим нельзя ловить мяч. Ошибившиеся выходят из круга.

8. Скажи правильно

Цель - уточнить семантику слова.

К.И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» рассказал нам, как говорят маленькие дети. Они еще не изучали русский язык и поэтому неправильно образуют слова. Исправьте их.

Одетки - одежда                              Улиционер - милиционер

Людь - человек                                Строганок - рубанок

Сердитки - морщинки                     Копатка - лопатка

Чаха- чашка                                     Колоток - молоток

Одуван- одуванчик                         Начаепился - напился чаю

Ползук- паук                                   Дождь налужил -лужи от дождя

Мазелин - вазелин                           Нет, я вежа - в противоположность невеже

Кружинки - пружинки                   Пальчатки – перчатки

9. Какой предмет?

Цель – учить подбирать слова-определения (описания).

Учитель называет предмет, а ученики должны сказать, какой он. Например:  брусника,  еж,  самолет,  лист,  заяц  и др.  Правильно  ответивший получает жетон. Выигрывает тот, кто получил большее количество жетонов.

10. Отгадай по описанию

Цель – учить узнавать слова по его описательной семантике.

Один ученик выходит из класса, оставшиеся вместе с учителем загадывают слово, имеющее мотивированное название (земляника, одуванчик, первоклассник, подснежник). Вернувшемуся в класс ученику дети описывают задуманный предмет по его признакам, кроме отражающего название. Тот ученик, по описанию которого отгадан предмет, выходит из класса водящим.

11. Десять вопросов

Цель – учить понимать обобщённый смысл слов, их многозначность.

Ответьте на хитрые вопросы:

1.  В барабан можно бить палочками. А в какой барабан нельзя бить? (В барабан машины, в барабан револьвера)

2.  Если повозиться, узел можно развязать. А какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный узел)

3.  Вилкой можно есть мясо и другие кушанья. А какой вилкой нельзя есть? (Велосипедной вилкой, ходом шахматного коня)

4.  Из полотна можно сшить рубашку. А из какого полотна ничего нельзя сшить? (Из полотна дороги, из железнодорожного полотна)

5.  Гребнем можно расчесывать волосы. А каким гребнем нельзя причесываться? (Гребнем морской волны)

6.  Ключами отпирают и запирают замки. А какими ключами нельзя отпирать? (родниковым ключом, скрипичным, басовым ключом).

7.  Патрон можно положить в ружье и стрелять. А каким патроном нельзя стрелять?

(Электрическим патроном)

8.  Бородку можно сбрить и бородки не будет. А какую бородку сбрить нельзя? (Бородку ключа)

9.  Яблоко можно взять и съесть. А какое яблоко нельзя съесть? (Глазное яблоко)

Ю.На ось можно надеть колеса. А на какую ось   нельзя надеть даже одного

колеса? (На земную ось)

12. Назови несколько предметов одни словом

Цель – учить определять многозначность слова.

Учитель называет слова, имеющие несколько значений, заранее предупредив ребят, что каждым из этих слов называют несколько предметов, явлений, например: лист, крыло, кабина, голова, автомат, герой, журавль, земля, картина, каша, класс, ключ, кожа, колено, конь, лес, линия, мир, молоко, нос, окно, стол. Ученики должны описательно или словосочетаниями объяснить, какие предметы названы.

13. 3наете ли вы русские народные сказки?

Цель – учить подбирать синонимы.

В русских народных сказках, которые вы читали, очень часто рассказывается об удивительных чудесах. Попробуйте сопоставить их с теми достижениями науки и техники, которые вам знакомы.

В одном из двух конвертов находятся карточки с описанием сказочных чудес (конек-горбунок, ковер-самолет, золотой петушок, сани-самокаты, чудо-зеркальце, перо жар-птицы, клубок ниток, указывающий путь; Садко с гуслями на дне морском), а в другом карточки с названиями машин, приборов

Тот, кто сделает сопоставления правильно и прочтет вслух, будет считаться победителем.

14. Отгадайте загадки

Цель — уточнить многозначность слов.

Отгадайте загадки:

Пионерское - в школе ,

Полеводческое - в поле

И в любой цепи оно

Называется ...(звено)

                                   

Я в дверях, я в замке

Я и в нотной строке,

Я и гайку отвинчу

И могу, если хочу,

Телеграмму передать

И загадку разгадать....

(ключ)

Нас много в играх набирают,

И часто на нос надевают.

(очки)

Есть всегда он у людей,

Есть всегда у кораблей.

(нос).

Они обычно для шитья,

И у ежа их видел я,

Бывают на сосне, на ёлке,

А называются ....(иголки)

В тетради я бываю

Косая и прямая,

В другом своем значении

Я планка для черчения.

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю.

(линейка)

В воде он медленно плывет,

В станке летает взад-вперед.

(челнок)

15. Антонимы

Цель – учить подбирать антонимы.

Пары слов, которые мы можем подобрать по противоположному признаку- это антонимы. Дополните рифмы.

 

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылках лимонада

А зовут меня...( прохлада)

Я антоним к слову лето,

В шубу снежную одета.

Хоть люблю мороз сама.

Потому что я ...(зима)

Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я ...(конец).

Я антоним к слову смех

Не от радости, утех

Я бываю, поневоле.

От несчастья и от боли.

От обиды, неудач.

Догадались? Это ...(плач)

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна.

Да и в школе я нужна,

Называюсь ....(тишина)

16. Вставь слова в стихотворные строчки

Цель – учить подбирать антонимы.

Подберите антонимы – рифмы:

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь ...(низко)

Скажу я слово «далеко»

А ты ответишь ...(близко)

Скажу тебе я слово «трус».

Ответишь ты ...( храбрец)

Теперь «начало» я скажу

Ну, отвечай ...(конец).

17. 3акончи сам народные пословицы

Цель – учить подбирать антонимы.

Подставьте слово – антоним, завершающее пословицу:

Ученье- свет, а не ученье-...(тьма)

Знай больше, а говори ...(меньше)

Корень ученья горек, да плод его ...(сладок)

Не бойся врага умного, бойся друга...(глупого)

Лучшая вещь новая, лучший друг ...(старый)

18. Выбери поговорки о трудолюбивых людях

Цель – учить анализировать предложения с антонимами по мотивированному значению.

Объясните смысл пословиц, найдите в них антонимы:

1.  Встанешь пораньше - шагнешь подальше.

2.  Кончил дело - гуляй смело.

3.   Рыбка да рябки - потеряй деньки.

4.  Много спать - мало жить.

5.  Ему лень лениться, а не только шевелиться.

6.  Скучен день до вечера, когда делать нечего.

7.  Глаза боятся, а руки делают.

8.  Кукушка не ястреб, неуч не мастер.

9.  Одна мучка, да не одни ручки.

10. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

11 .Бегает от работы, как собака от мух.

12.Белые ручки чужие труды любят.

13.Лодыри да бездельники празднуют и в понедельники.

14.Не то забота, когда работа, а то забота, когда ее нет.

19. 3амени слово похожим по значению

Цель – учить подбирать синонимы.

Учитель называет слово (армия, блестеть, большой, бороться, бояться, бросать, быстрый, вежливый, горячий, греметь, дети, доктор, есть, интересный, красивый, мерзнуть, одежда, плакать, победить, работа, радоваться и др.) Дети подбирают синонимы (войско, сиять, громадный, сражаться и т.д.). Выигрывает тот, кто назовёт синоним последним.

 

20. Крылатые слова

Цель - уточнить мотивированное значение предложения - фразеологизма.

Вариант первый.

Учитель говорит фразеологизм, а дети его объясняют

Вариант  второй.  

 Учитель  произносит  фразу,  передающую  значение  какого-нибудь фразеологизма, а дети должны назвать этот фразеологизм.

Водить за нос                врать. Работать спустя рукава                 небрежничать

21. Необычное в обычном

Цель – учить раскрывать «переносный» смысл слова.

Учитель просит подобрать к слову:

золотой

тяжелый

свежий

слова обычные, прямые по значению, связанные с ним в речи, и необычные -переносные по значению.

22. Профессия

Цель – уточнить семантику слова.

Дети загадывают какую-нибудь профессию и перечисляют действия, с ней связанные. Другие ученики должны отгадать и назвать загаданную профессию.

23. Украсить слово

Цель - уточнить семантику слова.

Надо существительное украсить прилагательными. Команды по очереди, не повторяясь, называют прилагательные, которые к нему подходят. Выигрывает та команда, игроки которой назовут больше прилагательных.

24. Слово наоборот

Цель – учить производить звуко-буквенный анализ слова и уточнить понятие «слова» как смысловой единицы речи.

Учитель называет быстро слова. Дети должны записать их, наоборот переставив буквы. И обратная ситуация - учитель называет перевернутое слово, дети записывают его нормальное значение.

   

25. Каламбуры

Цель – учить различать омонимы.                            

Омонимы - это разные по смыслу, но одинаково звучащие и пишущиеся слова. Каламбур - игра слов, шутка, основанная на комическом обыгрывании сходства равнозначных слов. Детям читается стихотворение Я. Козловского «Рак и гусь»:

Раку гусь твердил ОДНО:

-Ты ударь клешней О ДНО

И на берег ИЗ РЕКИ

Например,

Вылезь, мудрость ИЗРЕКИ!

Я послушать ВЫЙДУ, РАК...

Рак ответил: - ВЫ ДУРАК!

Найдите в нём омонимы. Что они обозначают?

26. Перевод

Цель – учить подбирать синонимы.

Попросить детей сделать «перевод» строки песни, стиха, рассказа на «другой язык». Необходимо заменить слова в строке на другие, сходные по смыслу (синонимы), так, чтобы общий смысл сохранился.

«Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной...»

            «Перевод»        

                              Деревья с разноцветною листвой в солнечный

осенний день на опушке напоминают дворец.

27. Негатив

Цель – учить подбирать антонимы.

Попросить детей сделать «негатив» строки из песни, стиха, рассказа, т. е. заменить смысл на противоположный, используя антонимы.

Например, «Мороз и солнце»!       «Негатив»:      Луна, но жара!

День чудесный!                                  Ночь мрачна.

Еще ты дремлешь,                              Я все не сплю

Друг прелестный?!                             И, как враг, живу

Проснись, открой                                И уснуть хочу,

Сомкнуты негой взоры...»                 Но закрыть глаза

                                                              Никак не могу,

                                                                                     И в том моя беда.

28. Бестолковый словарь

Цель – учить словотворчеству, «открывать новую» семантику слова.

Надо обыкновенное слово объяснить по-новому, придумать остроумное значение.

Например, сторож - митинг

                   бездарь - человек, которому в день рождения не сделали подарок

                   горизонт - пляжный зонтик

                   изверг — вулкан

29. Какие слова спрятались в сетке букв? (кресс-кросс)

Цель – развивать словотворчество.

Чтобы разгадать такой кресс-кросс, нужно внимательно посмотреть сетку букв: слова могут читаться справа - налево и слева- направо, сверху - вниз и наоборот, по диагонали и даже ломаться.

Побеждает тот, кто больше найдет слов.

Э

Л

Е

Д

Ы

М

К

С

X

3

В

Е

3

Д

Ы

О

О

С

М

Е

С

Я

Ц

С

Р

О

С

А

В

В

Д

У

Е

Я

П

А

Р

О

О

Я

К

Н

А

Р

Е

Л

Ж

Ь

А

Ц

Р

А

М

Н

Д

К

Т

Е

Н

Ь

С

Н

Е

Г

(Ответы:

слева-направо: лед, дым, звезды, месяц, роса, пар, земля, тень, снег;

справа-налево: зев, сор, нет;

сверху-вниз: эхо, хорек, река, солнце, пар, время, волна, дождь, сосулька; снизу-вверх: Лара, рожь, темень, суд, двор и т.д.)

 

З0. Составьте слово

Цель – учить подбирать антонимы.

Подберите к словам антонимы. Первые буквы антонимов по вертикали составят нужное слово:

Широкий -         узкий

Твердый -              мягкий

Старый-               новый

Скучный -            интересный

Бесполезный-    ценный

Неряшливый-    аккуратный

31. Объяснялки

Цель – учить выделять существенные признаки предмета.

- Объясни, что такое велосипед.

IV. Грамматические игры

1.  Знаете ли вы русский язык?

Цель – учить употреблять формы ед. ч. и мн. ч. сущ., формы родов сущ.

а) - Я буду называть слова в единственном числе, а вы хором во множественном.

Кот-коты                      дуга-дуги                               ведро-ведра

Плот-плоты                 рука-руки                               бедро-бедра

Крот-кроты                  мука-...                                   перо-перья

Грот- гроты                 беда-беды                               метро -...

Цветок-цветы              день-дни                                теленок-телята

Человек-люди             пень-пни                                цыпленок-цыплята

Судно-суда                  лень-...                                    козленок-козлята

Морковь-...                  еда-...                                      бочонок-бочонки

б) - Я буду называть существительные мужского рода, а вы соответствующие им женского рода.

Повар-повариха                                                ткач-ткачиха

Портной-портниха                                           купец-купчиха

Заяц-зайчика                                                     храбрец-...

Слон-слониха                                                    врач-...

Петух-....                                                            учитель-учительница

Окунь-...                                                             ученик-ученица

в) -А теперь наоборот: я буду называть существительные женского рода, а вы соответственно- мужского.

Индюшка-индюк                                             стрекоза-....

Лиса-лис                                                           львица-лев

Коза-козел                                                        кошка-кот

Оса-...                                                                белка-...

2.  Письмо рисунками

Цель – учить составлять предложения, слова с опорой на рисунок, звуко-буквенный анализ слова, смысловое единство слов в предложении.

Даны картинки. Играют две команды. Ребята из  первой команды должны «написать письмо», составив рисунки в определенной последовательности. Дети из второй команды должны «прочесть» это письмо, сложить первые буквы названий предметов.

Например: гриб, рыба, арбуз, чай, игра, переезд, рак, игра, лед, единица, трибуна, единица, лед, игра (грачи прилетели)

3.  Придумайте предложение

Цель – учить  употреблять несклоняемых существительных в предложениях.

Учитель называет неизменяемые слова: пальто, метро, кофе, какао и др.

Дети придумывают предложения с этими словами. Затем учитель строит вопросы так, чтобы неизменяемые слова в ответах учащихся употребили в косвенных падежах.

4. Что бывает высокое (длинное, широкое, низкое, узкое)?

Цель – учить согласовывать сущ. и прил.

Ведущий называет прилагательное и бросает мяч одному из играющих, который должен назвать предмет, характеризующийся этим признаком.

Например: высокий (дом, дерево). Ученик, назвавший предмет, бросает мяч другому игроку.

5. Сколько получится?

Цель – учить различать смысловое ударение в предложении в зависимости от порядка слов в предложении.

Из слов, написанных на доске, составить несколько предложений, которые отличаются порядком употребляемых слов.

 Например, вчера, домой, пришел, вечером, я. Сколько различных предложений получится?

6. Вопросы «цепочкой»

Цель – учить раскрывать  единство текста.

Дети садятся в круг. Ведущий задает вопрос одному из играющих, тот отвечает на него и на основе своего ответа строит свой вопрос следующему ученику и т.д.

Например:

- Какое время года сейчас?

- Зима. Какие деревья зимой?

- Все белые, словно в шубы и шапки одетые. На что похожи белые сугробы? и т.д.

 

7. Игра с картинками

Цель – учить составлять предложения по сюжетным  картинкам, отрабатывать интонирование предложений.

Школьникам раздаются картинки, на которых изображены действия людей или животных. Например: девочка рисует, дети играют, кошка играет с котятами. Учащиеся должны составить по картинке предложения, а затем, изменяя цель высказывания, делают эти предложения вопросительными.

 Например:

Мама - кошка играет с котятами. (Мама-кошка играет с котятами?).

8.  Какое слово подойдет?

Цель – учить подбирать устойчивые словосочетания.

К каждому  животному, нарисованному на картинках (ослик, пес, муравей, лиса, волк) подберите слово, которое его верно характеризует (верный, упрямый, хитрая, зубастый, трудолюбивый).

9.  Строчная или прописная?

Цель – учить различать слова в нарицательном и собственном значении.

Учитель пишет на доске слова (пушок, вера и т.д.);

Играющие делятся на две команды. Первая придумывает предложение с одним из данных слов, чтобы оно писалось со строчной буквы, а вторая – с прописной.

10.Подскажи словечко

Цель – учить распространять предложения.

Учитель начинает предложение, ученики заканчивают его. Учитель может начать предложение с однородными членами предложения, чтобы дети в продолжении подобрали другие однородные члены. (Поезд проносился мимо лесов, полей, ...).

11. Составь сочетание

Цель – учить составлять глагольные словосочетания с предлогом.

Играющим       раздаются       карточки       с       предлогами:       из, из-за, из- под, от, с, до, у, без, на, под, над (по 2-3 карточки каждому).

Дети,     употребляя      предлоги,     составляют     сочетания глагола с существительными. Например: отъехал от дома, слез с дерева.

Учитель называет глаголы:

 внести                          

мелькнуть                    

сверкнуть                    

отъехать                      

прыгнуть                    

добежать              

стоять          

уйти            

пить

встать

выйти

достать

убегать

плакать

гулять

смеяться

учиться

лечиться

лечиться

читать

возвращаться

Тот, кто придумал сочетание правильно, получает карточку со словом-глаголом, побеждает быстрее всех набравший десять таких карточек.

12. Кто последний?

Цель - учить подбирать прилагательные  как описания.

К слову,  названному учителем, придумать определения.  

Например,  бабушка (старенькая, добрая, седая, ласковая), автобус (маленький, новый, синий, вместительный), вагон  (пустой, детский, крытый) и т.д. Побеждает тот, кто больше назовет определений или кто последним скажет.

13.Четыре ответа -  одно предложение

Цель – учить составлять предложения, рассмотреть взаимосвязь слов в предложении.

Дети делятся на 4 команды. Учитель называет предмет, например, пароход.

1  команда отвечает на вопрос: Какой он?

2 команда: Что он делает?

3 команда: Как происходит действие?

4 команда: Где происходит действие?

Из   слов-ответов   составляется предложение. Первое   предложение      можно выполнить всем вместе.  Например: Большой пароход плывет быстро по реке.

Изменённый вариант игры:

 каждой команде задано по вопросу и дано то слово, к которому подбирается ответ. Когда все ответы готовы, составляется целый рассказ. Ключевые слова  подобраны учителем по заранее продуманному плану.

14. Любопытный

Цель – закреплять умение производить звуко-буквенный анализ слов, выделять первый звук в слове.

Дети садятся в круг, в центре которого ведущий; его в этой игре называют «любопытным».

Назвав громко какую-нибудь букву и обождав немного, чтобы играющие могли подготовиться, «любопытный» забрасывает их вопросами: «Кто?», «С кем?», «Куда?», «1ачем?». Отвечать на них нужно быстро словами, начинающимися на ту букву, которую назвал ведущий. Тот, кто не сразу ответил на вопрос или даст неправильный ответ (с другой буквы), платит фант.

15.Ответим на вопросы

 Цель   - учить подбирать слова разных частей речи в глагольных словосочетаниях.

а) Учитель показывает картинку с изображением и задает вопрос: Что с ним

сделано? Ответ должен быть однозначным.

Например:

Елка - срублена

Картофель - выкопан

Каша - съедена

Лампа - зажжена

Флаг - поднят

Яблоко – сорвано

б)  Кто больше придумает ответов на вопрос «Как?» применительно к данным глаголам.

Говорить-

Идти-

Читать-

Глядеть-

в)  Кто больше составит   ответов на любой вопрос из предложенных, используя данные глаголы.

Например: приехать (когда?) утром.

Вопросы: Когда? Как? Откуда? Куда? Где?

Глаголы: уйти, спускаться, слушать, приехать, встретить, идти, собрать, бежать,

перепрыгнуть, строить и т.д.

г)  Можно дать детям карточки с несколькими глаголами.    На доске записать вопросы.   Дети   должны       выбрать   вопросы   и   ответы   на   них,   составив словосочетания.  Раздаются   карточки по типу лото.  В  колонке под нужным вопросом закрывают соответствующую строчку с употребленным глаголом.

Если от одного и того же глагола можно задать несколько вопросов, закрывается несколько клеточек.

Например, уйти (куда?) домой; (откуда?) из библиотеки; (как?) быстро; (когда?) утром.

 

Когда9

Как?

Откуда?

Куда?

Где?

Уйти

 

 

 

 

 

Слушать

 

 

 

 

 

Бежать

Встретить

16. Вторая половинка

Цель – развивать внимание, восприятие частей слова.

При чтении произносится только вторая половина слова. Мысленная линия раздела проходит примерно по середине слова (абсолютная точность не обязательна). Это позволяет акцентировать конец слова как существенную часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и начало. 

 Примеры: Чтение, только, трава, солома, кровать, кастрюля, рыба, береза.

Вышел из кухни, подойдут к сторожке, отбежала от собаки.

Лесная поляна покрыта пушистым снегом.

17. Кто? Что?

Цель – учить составлять предложения по разным моделям.

- Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том:

Кто? Что делает? Что? (Кошка лакает молоко.)

Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой.)

Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле.)»

18. Закончи фразу

Цель – развивать логическое мышление.

- Попробуй угадать конец фразы.

Дети ели ка… . На столе лежат бумага и кра… . В лесу растут гри… .

19. Добавь слова

Цель – учить распространять предложения.

- Сейчас я скажу предложение. Например: «Мама шьет платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?»

20. Составь фразу

Цель – учить составлять предложения из данных слов.

1. Придумай предложения, используя следующие слова: забавный щенок полная корзина

2. Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?»: Дымок, идет, трубы, из. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

21. Пропавшие слова

Цель – учить подбирать слова в предложении.

- Я прочитаю рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Догадайся какие.

Тишина царит в дремучем ___. Черные ___ затянули солнце. Вот-вот пойдет ___.

22. Найди ошибку

Цель – учить правильно употреблять слова и составлять предложения.

Задание: «Послушай предложения и скажи, все ли в них верно».

Зимой в саду расцвели яблони.

В ответ я киваю ему рукой.

Самолет сюда, чтобы помочь людям.

После грибов будут дожди.

23. Что имеется в виду?

Цель – учить понимать переносный смысл слова.

- Как ты понимаешь эти выражения: железный топор - железный человек,

ядовитый укус - ядовитый взгляд, острый нож - острое слово, низкий стол - низкий поступок, черствый хлеб - черствый человек.

24. Правильно или нет?

Цель – учить правильно употреблять предлоги.

- Как ты думаешь можно ли так сказать? Объясни свой ответ.

Мама ставит вазу с цветами в стол.

Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.

V. Орфографические игры

1.  Овощи, фрукты, ягоды

Цель - закрепить написание слов с большой буквы.

Напишите в тетрадке названия овощей, фруктов, ягод, которые вы знаете.

Как пишутся эти слова?

Могут ли они быть записаны с большой буквы?

2.  Два предложения

Цель – закрепить правописание слов с большой буквы.

Составьте предложения со словами Морозов-морозов, Скворцов-скворцов и т.п. Запишите.

3.  Как превратить...

Цель – закрепить употребление в словах Ь как показателя мягкости согласного.

Превратите: мел  в мелкое место.

                      угол в топливо.

                      шест в число.

4.  Как пишется?

Цель – закрепить слитное и раздельное написание приставок и предлогов.

Как правильно записать предложение, раскрыв скобки?

Солнце спряталось (за) бор.

Котофей Иваныч

Залезает на (за) бор-

Прогуляться на ночь.

                 Я. Козловский.

5. Вопросы – загадки

Цель – закрепить знания о том, что предлог служебная часть речи.

Дайте ответ на хитрые вопросы:

а) Из каких двух предлогов составить название домашнего животного? (к-от)

б) Название какого дерева состоит из четырех предлогов? (с-о-с-на)

в) Когда личное местоимение мы состоит из двух предлогов в косвенном падеже? (на-с)

6.  Не перенесёшь

Цель - отработать правила переноса слов.

Напишите 5 слов, в которых есть два слога, а перенести эти слова нельзя, (утюг,

олень, семья, еда, шея-).

7. Догадайся

Цель – отработать правописание сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши

Заполните таблицу словами с предложенным сочетанием.

 

С

 

 

Й

 

ЧА

Ш

А

 

 

Щ

А

 

 

Й

К

А

 

 

Щ

К

А

 

 

Б

А

Н

 

 

С

И

 К

И

 

Й

Н

И

К

 

С

О

В  

О        

 Й

Е

У

Н

Ч

О

И

ЖИ

К

Э

О

Т

Р

А

С

Т

Р

И

Б

В

Л

Е

И Л

Н

Ь

Д

М

А О


  8. Сколько слов?

Цель — закрепить правописание  безударных гласных в корне слова, проверяемых  ударением.

 

Записаны слова: прим.е и ..рять, пос.  е и ..деть, сл.  е и ..зал, б.  а о..чок.

Сколько слов вы можете записать? Подберите проверочное слово и составьте

предложение.

9. Как правильно сказать?

Цель –отрабатывать  правильное употребление падежных форм существительных.

Выбери верный вариант:

У рыб нет зуба

У рыб нет зубов

У рыбей нет зубей

 (Правильный ответ -   У рыб есть зубы.)

10.Соберите три «букета» («корзина овощей и фруктов»)

Цель - отработать тип склонения существительных.

Подобрать слова – названия цветов в вазу – склонение:

I

ромашка

роза

лилия

II

тюльпан

колокольчик

василек

III

сирень

 герань

11. Веселая мозаика

Цель -  учить составлять предложения.

Не переставляя букв, запишите из этого буквосочетания 7 предложений:

ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ

(Теперь я, поднимите тоже.

Те перья подними, те тоже.

 Те перья под ним и те тоже.)

12. Исправьте ошибки

Цель – учить составлять предложения с правильным порядком слов.

Редактирование предложений:

Я был с Борей в кинотеатре, который окончил четыре класса.

(Я был в кинотеатре с Борей, который окончил четыре класса).

Мальчик из кастрюли наливал в стаканы компот.

(Мальчик налипал компот из кастрюли в стаканы)

У щенка Байкала на макушке весело торчат ушки и пушистый хвостик.

(У щенка Байкала весело торчат пушистый хвостик и ушки на макушке)

Зимой многие животные бросаются в спячку.

(Зимой многие животные ложатся в спячку)

13 . Волшебные предложения

Цель – учить составлять предложения- палиндромы.

Прочитай эти предложения справа налево:

А роза упала на лапу Азора.

Коту тащат уток.

Кит на море романтик.

14. Цветная диаграмма

Цель - при помощи цветов отразить морфологическое и орфографическое правописания.

Вариант первый.

Цель - проверить умение различать слова как части речи.

Ученики составляет цветовую диаграмму текста - по частям речи:

Красный - им. сущ.,

Синий - им. прил.,

Зеленый - им. числит.,

Желтый - глагол,

Оранжевый — местоимение,

Коричневый - предлог,

Фиолетовым – наречие,

Серый – союз.

Например: Жил в лесу Лис. Однажды перехитрил Лис Ежа. Схитрил он так. Покатил Ежа по земле, вкатил на горку и столкнул его в ямку с водой. Ежу пришлось раскрыться и поплыть к берегу. А Лис тут как тут. Только Ежа и видели.

        .

        .

        .

        ,        .

        .

        .

        .

Вариант второй:

Цель - проверить умение употреблять слова в косвенной падежной форме.

Цветная диаграмма по падежам:

И.п. - красный

Р.п.- синий

Д.п.- зеленый

В.п.- желтый

Т.П.- коричневый

П.п. — оранжевый

(у существительных, прилагательных, местоимений).

Например:

В лесу

К сестре

Над полем

У реки

На зарядку

В дали

Около пня

На зайцев

Песня

Вариант третий:

Цель - проверить знания правописания безударных гласных в корне слова как проверяемых, так и не проверяемых ударением.

Цветная диаграмма по безударным гласным в корне слова:

А - красный

О - синий

Е - зеленый

И - желтый

Я - оранжевый.

Например: ск  ... зал, зап.   ..вать, к ...ротенький, т. ..желый, д.  ..лекий, гр.  ..бной, перес.  ..лить, п.  .. ляна, доч.  .. тал.

Вариант четвертый:

Цель - проверить знание правописания парных согласных на конце и в середине слов.

Цветная диаграмма по парным согласным в корне слова:

б - красный - ш

в - синий - с

г- зеленый - т

д- желтый - к

з- коричневый - ф

ж- оранжевый – п

Например: кру.   ..ка, игру ... ка, горо  ...ки, пло  ..., гря.  .. ки, ры  ... ки, зон. ..,

ватру   ...ки, гри  ..., ре.  .. кий.

15. Составь рассказ

Цель - учить составлять предложения, сохраняя единство текста и правописание слов.

Условие: употребить как можно больше слов: словарных, или

с удвоенной согласной, или

с непроизносимой согласной, или

с разделительными ъ и ь, или

с парными согласными в корне.

16. Составь слово

Цель – учить морфемному анализу слов и подбору слов, подходящих к схемам.

Предлагаются схемы слов.

 

ДОМ                

           

ДОМИК                      

ВЫСТРЕЛ                        Е

17. Сочинялки

Цель – развивать речь, чувство единства текста.

 Вариант первый.

Учитель произносит начало рассказа (заключительную фразу, середину повествования), ученики должны домыслить весь рассказ.

Вариант второй.

Учитель предлагает тему произведения. Один ученик начинает, второй продолжает, третий завершает повествование (можно расширить количество участников).

Вариант третий.

Учитель предлагает тему произведения и жанр, ученики составляют текст.

 Вариант четвертый.

Учитель предлагает героев произведения, дети сами выбирают тему и жанр и сочиняют текст.

VI. Игры для развития связной речи

1. Сочини предложение

Учитель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

2. Шаги

Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!"

Другие темы: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т.д.

Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

3. Внимание! Розыск!

В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.

Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим. 

4. Придумываем рассказ

Учитель читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки.

Например:

"На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти…(какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли мячиком... (как?).

5. Снежный ком

Игроки по очереди добавляют слова к предложенному началу фразы.

Варианты игры:

1. "Собираемся в дорогу"

Ведущий: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан ...".
Ребенок: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан мыло".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.
По такому же принципу обыгрываются и другие ситуации, например:

2. "Готовим завтрак, обед, полдник, ужин"

Ведущий: " Мы готовим завтрак, давай составим меню".
Ребенок: "Обычно на завтрак я ем бутерброд".
Следующий игрок: "А я не ем на завтрак бутерброд, я предпочитаю ...". Следующий" "Я не люблю, ни бутерброд, ни..., я предпочитаю ..." и т. д.

3. "Накрываем на стол"

Ведущий: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу".
Ребенок: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу, подставку для салфеток".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что еще считает необходимым и т. д.

4. "Собираемся на прогулку"

Ведущий: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги".
Ребенок: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги, возьму лукошко".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.

5. "Ждем гостей"

Ведущий: "К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить аттракционы".
Ребенок: "К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить аттракционы, показывать фокусы".
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.

6. История с продолжением

Предложите детям сложить историю. Первый игрок произносит первое предложение, второй повторяет то, что сказал первый, и добавляет свое предложение и т. д.

7. Сказка наизнанку

 Вспоминаем хорошо известную всем сказку и предлагаем поменять характер у ее героев, положительный на отрицательный и наоборот. Предлагаем рассказать, как изменяются герои, их характер, поступки, каким станет  сюжет сказки. Например: Красная шапочка – злая, а волк – добрый. 

8. Салат из сказок

Учитель предлагает соединить знакомые персонажи из разных сказок и придумать свою. Приключения героев переплетаются, и получается новая сказка.

9. Фантазёры

Участникам игры предлагаются слова, которые нужно включить в высказывание: 1) чай, очки, газета; 2) обед, трамвай, библиотека; 3) друг, кино, мороженое; 4) теплоход, север, школьник.

10. Новая сказка

Можно предложить ученикам придумать новый поворот к хорошо известной сказке. Например, что было бы дальше, если бы Золушка не ушла с бала?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство мотивации в изучении русского языка в начальной школе при формировании фонетических и орфоэпических умений.

Уже в дошкольном возрасте дети оказываются способны планировать и организовывать собственную деятельность самостоятельно. При этом самостоятельность возникает преимущественно в проблемных ситуациях, г...

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах»

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школ...

Дидактические игры для развития речи на уроках русского языка в начальной школе

Сегодня в научно-педагогической и методической литературе учитель может найти много пособий, рекомендаций по использованию игр в учебной деятельности. Дидактическая игра является ценным средством восп...

Развитие связной письменной речи на уроках русского языка в начальной школе

Статья "Развитие связной письменной речи на уроках русского языка в начальной школе" представляет собой краткое описание основных направлений работы по формированию у обучающихся начальных к...

Работа с деформированным текстом, как средство развития речи на уроках русского языка в начальной школе

В данной статье приведены примеры и виды работ с деформированным текстом на уроках русского языка в начальной школе....

Работа по развитию речи на уроках русского языка в начальной школе

Делюсь своим опытом работы по развитию речи учащихся начальных классов...

Организация работы по развитию речи на уроках русского языка в начальной и средней школе с учётом принципа преемственности и перспективности

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в са...